Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в региональном компоненте
методическая разработка по экологии (9 класс) на тему

Современная система профессионального образования призвана готовить специалистов для будущего, которое в большей степени не является определенно-предсказуемым. Обучение сегодня имеет вероятностный характер, так как невозможно с полной уверенностью сказать, в каких условиях будет действовать выпускник учебного заведения.

Поэтому, важнейшая способность, которую должен приобрести студент колледжа, - это способность учиться, что радикальным способом скажется на его профессиональном становлении, так как определяет его возможности в последующем непрерывном образовании. Научиться учиться важнее, чем удвоить абстрактный набор знаний, которые в наше время быстро устаревают. Еще важнее – способность самостоятельного добывания, освоенная на творческом мышлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в региональном компоненте.

Автор – составитель:

преподаватель биологии и экологических основ природопользования

ТОГОУ СПО «Приборостроительный колледж»

Подъяблонская Надежда Николаевна

                                           

                                     Тамбов

                                       2009 г

Современная система профессионального образования призвана готовить специалистов для будущего, которое в большей степени не является определенно-предсказуемым. Обучение сегодня имеет вероятностный характер, так как невозможно с полной уверенностью сказать, в каких условиях будет действовать выпускник учебного заведения.

Поэтому, важнейшая способность, которую должен приобрести студент колледжа, - это способность учиться, что радикальным способом скажется на его профессиональном становлении, так как определяет его возможности в последующем непрерывном образовании. Научиться учиться важнее, чем удвоить абстрактный набор знаний, которые в наше время быстро устаревают. Еще важнее – способность самостоятельного добывания, освоенная на творческом мышлении.

Современный человек должен, в первую очередь, научиться добывать знания и применять их на практике. Ставить глубокие умные вопросы не менее важно, чем отвечать на них. Поэтому на своих уроках по дисциплине «Экологические основы природопользования» я применяю проектную технологию, которая позволяет сформировать познавательную самостоятельность у студентов колледжа, которые зачастую слабо инициативны в учении, боятся высказать свое мнение, а то и не имеют его вовсе. Результаты исследования, проведенные мной в колледже в группах по уровню СПО, подтвердили эффективность методов проектов в формировании познавательной самостоятельности студентов при изучении дисциплины «Экологические основы природопользования».

 Мой проект «Экологические основы природопользования и охрана окружающей среды в Тамбовской области» может быть использован в рамках реализации регионального компонента по дисциплине «Экологические основы природопользования» для студентов третьего курса и рассчитан на 32 часа в течении одного полугодия.

Первое занятие носит организационный характер, на котором преподавателем ставятся цели и задачи изучения дисциплины , излагается ход проведения уроков ,  так как он состоит из двух часов . Первый час отводится на изучение темы согласно рабочей программы, студенты самостоятельно изучают по учебнику и другим источникам информации(газеты, журналы, телевидение, интернет
)  и составляют опорный конспект. Он представляет собой систему опорных сигналов в виде краткого условного конспекта – наглядной формы, замещающей систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанный элементов целой части учебного материала. Это компактная графическая схема, относительно быстро воспроизводимая, легко запечатлеваемая и одномоментно обозримая (см. приложение №1) . С помощью опорного конспекта преподаватель создает условия, способствующие удержанию в сознании человека в нужный момент большого по объему и целостного по своему характеру учебного материала. На втором часе обсуждаются вопросы, касающиеся проектов, а именно: оказание помощи в сборе информации, построении диаграмм, графиков, создании презентации.

Затем формируются группы по 3-4 человека (формирование может проходить по желанию студентов или проводится преподавателем). Далее обсуждаются темы и вопросы исследований и распределение тем по сформировавшимся группам.

Примерные темы проектов в рамках регионального компонента:

  1. Влияние  урбанизации на атмосферу.
  2. Открытые водные источники Тамбовской области
  3. Контроль качества питьевой воды в городе  Тамбове
  4. Мониторинг состояния земельных ресурсов
  5. Комплексная переработка твердых отходов

 Хочу отметить, что только семь студентов изъявили желание работать по методу проектов, остальные ограничились выполнением докладов, рефератов под руководством преподавателя, объясняя свое нежелание отсутствием времени, интереса к изучаемой дисциплине, недостаточностью необходимых знаний. Чтобы стимулировать включение таких студентов в проектную деятельность, значительное внимание в ходе реализации проектов я уделила созданию благожелательной атмосферы, ситуации успеха, ориентировала их не только и не столько на получение результата, но и сам процесс проектной деятельности. Данные условия способствовали увеличению числа обучающихся, проявивших интерес к предлагаемой деятельности. Хочется отметить, что именно социально значимые и актуальные в повседневной жизни темы вызывали наибольший интерес у студентов.

На следующих девяти уроках студенты собирают, обобщают, анализируют, систематизируют информацию по своей теме, используя различные источники, проводят самостоятельные исследования, опыты в домашних и лабораторных условиях, ходят на экскурсии. По мере накопления информации приносят ее на занятия для промежуточной отчетности.

На оставшихся шести уроках проходит защита проектов и показ презентаций. Затем каждый проект обсуждается в группе,   и преподаватель совместно со студентами оценивает группы участников проекта.

Таким образом, достигалось овладение новой  содержательной информацией  по каждой теме,  обобщающими понятиями, представлениями, знаниями, у студентов развивались умения и навыки самостоятельной работы, расширялся кругозор.

В процессе проектной деятельности у студентов формировались следующие обще-учебные умения и навыки:

1. рефлексивные (осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний, ответить на вопрос: « Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?»);

2. исследовательские (самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; находить недостающую информацию; предлагать несколько вариантов решения проблем; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи);

3. навыки оценочной самостоятельности.

В качестве примера предлагаю рассмотреть студенческий проект, выполненный студентами третьего курса СПО «Влияние урбанизации на атмосферу»  (см. приложение №2). Руководством для выбора данной темы студентами стали слова Чарльза Диккенса: «Грязноватая окраска всех предметов, тусклый воздух, земля, усыпанная залой и пылью, густые клубы дыма, медленно выползавшие из высоких труб и заволакивавшие окрестность, - все указывало на быстрое приближение к большому фабричному городу…»

Студентами была выдвинута гипотеза: «В Тамбовской области наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение атмосферы несвойственными ей веществами химической природы».

Ключевой целью для подтверждения гипотезы студенты посчитали выявить воздействие деятельности человека на газовый состав атмосферы и последствий нарушения газового баланса.

В ходе своего исследования они пользовались информационными источниками на основе которых они составили:

1. графики

2. таблицы

3. диаграммы

4.фотомонтаж

Дополнительными источниками информации служили поход во внеурочное время в поликлинику № 5 г. Тамбова, экскурсия в федеральное государственное учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу».

Студенты во внеурочное время провели несколько опытов о влиянии веществ таких как оксида азота, избытка углекислого газа, оксида серы на комнатные растения. Они выявили пагубное воздействие этих веществ на растения и возникновение некоторых изменений, таких как пожелтение, увядание.

Провели опыт по исследованию количества копоти, образуемой при сжигаемой различных предметов: пластмассового  стаканчика, бумаги, свечи.

На основе проведенных исследований и собранной информации студенты  сделали вывод, что их гипотеза полностью нашла свое подтверждение.

Проектная деятельность показала сформированность у студентов умений и навыков работы в сотрудничестве (коллективное планирование; взаимодействие с любым партнером; взаимопомощь в группе в решении общих задач; деловое партнерское общение; находить, исправлять ошибки в работе других участников группы); менеджерские умения и навыки (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решения и прогнозировать их последствия; анализировать собственную деятельность, ее ход и промежуточные результаты); коммуникативные (вступать в диалог, задавать вопросы; вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс); презентационные (навыки монологической речи; уверенно держать себя во время выступления, отвечать на незапланированные вопросы.

Приведенный выше пример свидетельствует о том, что выполнение проектов позволяет эффективно организовывать активную познавательную деятельность каждого проектанта по овладению знаниями и способами деятельности, а также применение их в новых условиях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания

 Сегодня о проектах говорят очень  много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему  государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...

Методические рекомендации по использованию проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию

На уроках и во внеурочной деятельности применяю проектную технологию, которая способствует развитию ключевых компетентностей обучающихся. Проекты часто выходят за рамки предметного содержания и носят ...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности

Презентация на тему "Методические рекомендации по организации проектной деятельности" содержит информацию о классификации учебных проектов, их педагогических особенностях, требованиях к оформлению пор...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности одаренного ребенка.

В статье описаны методические рекомендации по организации проектной деятельности одаренного ребенка....

Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование  явля...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик учится мыслить, планирова...

Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»

Статья  содержит  конкретные рекомендации из опыта работы по организации  и выполнению творческого проекта на  уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...