Урок по биологии "Зубы и уход за ними"
план-конспект занятия по биологии (8 класс) на тему

Содержание урока повествует о более глубоком знании о сстроение зубов и главноепрофилактика ухода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon викторина228.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Краевой    экологический    марафон

«Чистый

водоём –

здоровое                 население»

 

                                               Учитель биологии

МБОУ СОШ № 4

                                                 Пинтовская Елена  Ивановна

                                                     

                           

                                                     

                              г. Лермонтов    

ДЕВИЗ: «За сохранение природы и бережное отношение к водным ресурсам края»

ЦЕЛЬ: Формирование  сознательного  отношения  к изучению, сохранению и  восстановлению водных экосистем края  как одного  из основных условий  жизнедеятельности  человека.

                             Человек, запомни навсегда:  

                         Символ жизни на земле – вода

                    Экономь её и береги

               Мы ведь на планете не одни!

                               Послушайте! Речушка вдоль околицы текла.

                               Негромкая…но мы любили, дети,

                               Ее - она ведь первою была для нас и, значит,

                              Лучшею на свете. Сейчас в ней всякий хлам,

                           И ржавь, и слизь зеленая, и хвощ болотный вылез…

                                Как - будто люди целью задались  убить  ее –

                                             и   своего  добились.

                                     ДЕНЬ   ВОДЫ

Цель: - показать необходимость воды для всего живого на Земле.

           -

22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она все чаще требует защиты. На Ставрополье эта проблема также актуальна. Наша задача (и взрослых и детей) сохранить этот бесценный подарок природы. Мы  живем на Кавказских Минеральных Водах - особо охраняемом эколого – курортном регионе. Источники КМВ известны во всем мире своими целебными свойствами. Мы, жители КМВ, обязаны особо аккуратно  относится к водным богатствам  наших курортных зон.

Сегодня мы предлагаем  экологическую игру «Всегда и везде человек нуждается в воде», посвященную  Всемирному дню водных ресурсов.

                                     Станция -  «Водная»

1.Простейшее  растение, которое встречается в воде                            

 (водоросли)

2.Чем я только не богата:

из меня готовят йод

и консервы, и салаты.

А расту в пучинах вод.

                    (морская капуста)

3.Охраняю я природу,

санитар озер, болот.

Застоявшуюся я воду

Очищаю каждый год.

                  (ряска)

4.Кругом вода, а с питьем беда.

Кто знает, где это бывает?

                        (в море)

5.Утром бусы засверкали,

всю траву собой застлали.

А пошли искать днем –

Ищем, ищем, не найдем.

                 (роса)

6.Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог.

Нас он летом в самый зной,

Ледяной поит водой.

                  (родник)

7.В морях и реках обитает,

 но часто по небу летает,

а как наскучит ей летать,

на землю капает опять.

                       (вода)

              Станция «Реки, озера и океаны»  

                                                                       

1.Сколько на нашей планете океанов? (4)

2.Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан)

3.Белое, Красное, Черное, Желтое -  что это? (названия морей).

4.Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое).

5.Как называется начало и конец реки? (исток и устье).

6.У какого водоема бывают рукава? (река).

7.Какая река является самой длинной на Земле? (Нил).

8.В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал).

9.По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира? (Амазонка).

10.Сколько % земной поверхности покрыто водой (примерно 70%).

11.Сколько % от общего количества водной массы составляет пресная вода? (3%).

                          Станция «Знаете ли Вы?»

  1. У кого оба глаза на одном боку? (камбала)
  2. У кого одна нога дом перевозит? (моллюск)
  3. Кто одной ноздрей дышит? (кашалот)
  4. Кто клыками дно пашет? (морж)
  5. Какую птицу море отучило летать? (пингвин)
  6. Что такое  «морская капуста»? (водоросли)
  7. Какая пролетная стая обещает снег? (стая гусей)
  8. Кто пьет ногой? (лягушка)

                      Станция «С улыбкой по стране»

  1. 1.Какой приток реки Самары течет по проводам? (Ток)
  2. В амурской области есть река, в которую прячутся мыши. Как она называется? (Нора)
  3. Какой приток Волги вытекает из пораненной березы? (Сок)
  4. Какая река Валдайской возвышенности  протекает между полями? (Межа)
  5. В Калининградской области вулканов нет, однако там есть река, вытекающая из кратера вулкана. Как она называется? (Лава)
  6. В озеро Ильмень впадает река с самым коротким названием: в нем есть всего полбуквы. Назовите ее. (река Пола- пол-А.)
  7. У реки Вятки есть «ядовитый» приток, а у реки Пра – «неядовитый». Назовите эти притоки (Кобра, Уж).

                          Станция «Загадочная»

  1. Не конь, а бежит, не лес, а шумит (река)
  2. Висит за окошком кулек ледяной,

    он полон капели и пахнет весной? (сосулька)

3.Без крыльев – летит, без ног  бежит,

без паруса  плывет? (облако)

4.В белом бархате деревья,

и заборы, и дома, а как ветер нападет

этот бархат опадет (иней)

5.Летит сова по синему небу, крылья распластала,

солнышко застлала (туча)

6.Одеяло белое, не руками сделано,

не ткалось и не кроилось –

с неба на землю свалилось (снег)

7.Что за звездочки сквозные на пальто и на платке?

   Все сквозные, вырезные, а возьмешь  вода в руке, (снежинки).

8.Не вода, не суша – на лодке не уплывешь

  и ногами не пройдешь (болото)

9.Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберет (град)

10.С высоты большой срываясь,  грозно он ревет, и о камни разбиваясь, пеною встает (водопад)

                              Станция «Эрудит»

1.Первый в мире космонавт Ю.Гагарин увидел нашу планету из космоса голубой. Объясните, почему Земля голубая?

2.Каждый день по радио и телевидению передают прогноз погоды на следующие сутки. Кроме температуры воздуха, силы ветра, его направления, сообщают  данные о влажности воздуха. Объясните , как вода попадает  в воздух и как в почву?

3.Мальчик решил приготовить чай для трех человек. Он налил в чайник три чашки холодной воды и поставил на огонь. Через полчаса снял чайник с плиты и начал разливать чай. Воды не хватило, чтобы наполнить третью чашку. Объясните, куда подевалась вода? Посоветуйте мальчику, как поступить в следующий раз.

4.Помните сказку Г.Х.Андерсена «Снежная Королева»? Двое бедных детей – Кай и Герда – жили в большом городе по соседству. Родители позволяли  им ходить друг к другу в гости по крыше и сидеть на скамеечке под розами. Зимой это было опасно. Тогда дети нагревали на печке медные монеты, прикладывали их к замерзшим стеклам окон (окно Кая было расположено напротив окна Герды) и….

Продолжите рассказ. Какие знания помогли детям не скучать друг без друга?

5.Вода в чайнике закипела. Павлик говорит маме: «Я выключил плиту, так как из чайника шел дым» Какую неточность допустил мальчик? Какой процесс  он  наблюдал?

6.Одинаковые чайники  - один с водой, другой со снегом – поставили на огонь. Как вы думаете, одновременно ли в них закипит вода? Объясните, почему?

7.Смесь сахара и лимонной  кислоты всыпали в сосуд с водой. Можно ли фильтрованием  разделить эти вещества? Объясните.

8.Вода – хороший растворитель. Почему же речная, озерная вода бывает мутной?

9.Представьте себе, что вы в походе. На берегу реки разбили палатку, отдохнули, умылись, пообедали. И вот оставляете место  отдыха. Остатки пищи, бумаги, консервные банки лежат на траве. Одни предлагают выбросить все в реку, а другие – оставить на берегу. Какое решение приняли бы вы?

                      Смотрю на глобус – шар земной,

                      И вдруг вздохнул он как живой.

                      И шепчут мне материки:

                    «Ты береги нас, береги!»

                       В тревоге рощи и леса.

                       Роса на травах, как слеза,

                       И тихо шепчут родники:

                     « Ты береги нас, береги!»

                        Грустит глубокая река,

                        Свои теряя берега

                        И слышу голос я реки:

                      «Ты береги нас, береги!»

                         Остановил олень свой бег,

                         Будь человеком, человек!

                         В тебя мы верим -  не солги

                        «Ты береги нас, береги!»

                         Смотрю на глобус – шар земной,

                         Такой прекрасный и родной,

                          И шепчут губы: «Не солгу,

                           Я сберегу вас, сберегу!»          

                   

       Небо – отец, Земля – мать. В воде Любовь их разлита.

       Поэтому так всем она нужна. Небо энергию дает, земля пищу

        на весь год. Значение воды не оценить, без нее 

                              невозможно просто жить!

       Все существует ей благодаря. Так было, есть, будет всегда!                        

          Если б осознали это мы, мы б Воду как Святыню, берегли,

           И не допустили бы до того, что она отравой стала для всего,

            В том числе и Человека самого!

                      Спортивно – экологическая  игра

                     «Если с другом вышел в путь…»

Цель: - воспитание экологической культуры  обучающихся;

-   проверка умений, знаний и навыков, полученных в процессе подготовки к игре;

- развитие интереса к природе, спорту, туризму.

Подготовка: Игру можно проводить в ближайшем к  Станции юных натуралистов  лесопарке. Игра начинается с линейки, где участникам вручают  маршрутные  листы. Игровые пункты (станции) размещаются на лесных полянах.

                         

                                Станция 1. «Старик – лесовик»

Встречает ребят « старик – лесовик» (педагог)

Ребята должны показать свои знания по экологии, ответив на вопросы Лесовика:

1.Какую пользу приносит лес?

2.Как узнать возраст сосны, не спиливая дерево? (по числу мутовок плюс два).

3.Сколько времени  живет хвоя сосны и ели? (сосны 2-3 года, ели 5-6 лет).

4.Как по муравейнику определить  стороны света7 (склон- с юга).

5.Почему сосну называют «пионером» леса? (сосна легко выносит и мороз и засуху).

6.Древесину какого дерева и почему используют в производстве спичек? (древесину осины, не коптит при сгорании).

7.Какую ягоду можно собирать осенью, весной, зимой? (клюква).

8.Каких птиц называют защитниками леса? (дятел, синица, кукушка, иволга).

9.Кого считают главнейшими врагами леса из мира насекомых? (жук – короед).

                            Станция 2 «Аптека в природе»

1.Сок какого лекарственного растения останавливает кровотечение? (пастушья сумка).

2.Листьями какого растения  лечат неврозы и порезы? (листьями подорожника).

3.Какое лекарственное растение появляется ранней весной без листьев. Какими лекарственными свойствами оно обладает? (мать - и-мачеха).

4.Ты растер ногу в пути. Как облегчить боль? (приложить лист подорожника).

5.Какая ягода заменяет лимон? (клюква, содержит лимонную кислоту).

6.Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (валериана, при нервных расстройствах и при бессоннице).

7.Плоды, каких кустарников очень богаты витамином  «С»? (черная смородина, шиповник)

8.Какие болезни лечит  красавица березка? (почки березы – мочегонные, потогонные, желчегонные).

                      Станция  3 «Мир растений»

1.Первые растения, встречающие весну. У них вначале появляются  цветы, а затем листья, (мать-и мачеха).

2.Лекарственное  растения из Красной Книги, названное в честь Ассирийского бога Солнца. ( Адонис весенний).

3.Из под снега вырастает, раньше всех весну встречает. (шафран сетчатый).

4.Луковичное растение наших лесов. В народе его называют «голубыми глазами» весны. (пролеска сибирская)

5.Это растение в скандинавских странах называют «золотыми ключами весны». В одном листочке этого растения содержится суточная доза витамина «С», из них готовят весенний витаминный  салат . (примула, первоцвет весенний).

6.Майское растение из Красной Книги. Ядовитое, но тем не менее его используют как сырье для лекарственных средств.(ландыш)

7.Медоносное растение из Красной Книги , которое за время цветения  бутона меняет окраску четыре  раза.( медуница; розовый, фиолетовый, синий, малиновый).

8.Всем известное травянистое растение со вкусными ароматными ягодами. (земляника).

                                  Станция 4 «Спортивная»

Проводятся соревнования , игры, эстафеты с предметами по желанию детей.

                               Станция 5 «Туристическая»

Участники игры отвечают на вопросы:

- что необходимо взять с собой в поход?

- как правильно уложить рюкзак?

- как правильно сложить и разжечь костер?

Проведение практической части: разжигание костра, кипячение воды для приготовления чая, каши, супа и др.

Проведение трудового экологического десанта «Всемирный день Воды»  в районе источника у подножия горы Бештау.

Экологическая акция «Сохраним первоцветы», развешивание листовок, плакатов в местах  отдыха горожан на природе.

                   Походный обед. Подведение итогов.

                                                                             

                          Экологический  светофор (ИГРА)

Для проведения мероприятия используются желтые, красные, зеленые  кружочки, обозначающих действия: разрушающие природу – красный цвет; природоохранная работа – зеленый цвет; знак предупреждения – желтый цвет.

Ведущий: Мы рубим лес, устраиваем свалки

                  Но кто же под защиту все возьмет?

                  Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

                  Подумайте, а что нас дальше ждет?

                  Пора бы человечеству понять,

                  Богатство у природы отбирая,

                  Что Землю нужно тоже охранять:

                  Она, как мы, такая же - живая!

Сегодня мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны, с точки зрения экологии, наши друзья – школьники. Поможет нам светофор, ясно укажет нам, как можно помочь природе, а не навредить ей. Выберите правильный ответ: 1.зеленый  - помогаете природе.

           2.красный – ясно, что вредите ей.

           3.цвет желтый – вас предупреждает.  

1.Ходим, ходим по лужку, собираем по цветку: красный, белый, синий цвет…замечательный букет.

(нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться).

2.Завтра утром в лес пойдем, и опята и маслята и груздочки соберем.

Вот наелись мы ребята! Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы?

(можно набрать ядовитых ложных грибов, а грибы  близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов).

3.Зайку серого найду, принесу его домой – будет этот зайка мой.

(нельзя ловит диких животных; в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут).

4.Я кузнечика словил, в банку с травкой посадил. Пусть покажет, как трещит, как усами шевелит.

(нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных).

5.Огоньтраву с цветами вместе выжег, кусты спалил, в зеленый лес вошел.

Он, как испуганная стая белок рыжих, метался со ствола на ствол.

Почему нельзя  разжигать и оставлять в лесу костры?

6.Мы пыхтим и морщимся : что мы вам  - уборщицы? Газон никак не подмету, соблюдайте чистоту! Какой вред наносят обертки, упаковки, бумажки растениям?

(пластиковые обертки не разлагаются, и растения под ними отравляются от краски, погибают без света – газон портится).

7.Зайдешь в лесную даль и глушь, муравьиным спиртом пахнет сушь.

В чаще муравейники не спят- шевелятся, зыблются, кишат.

Почему нужно оберегать, а не разрушать муравейники?

8.Колкую, зеленую срубили топором, из лесу душистая к нам приходит в дом.

Почему нельзя рубить деревья? Как можно восстановить вырубленные деревья?

9.Бережливым будь с водой! Шевельни опять рукой. И, как только воду взял, хорошенько край закрой! Сколько вытекает воды из неплотно закрытого крана?

(Если вода капает, 1-2 ведра в сутки; если струйкой  - 100 литров в сутки).

10.Какой вред приносит дым из фабричных труб?

(кислотные дожди, аллергия и заболевания дыхательной системы).

11.В глуши лесной, в глуши зеленой, всегда тенистой и сырой,

в крутом овраге под горой бьет из камней родник студеный.

Мы все любим пить чистую, холодную родниковую воду. Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился?

(Не бросать мусор; регулярно чистить его весной, летом, осенью; не выпасать скот рядом с родником; не распахивать поля; не обрабатывать рядом почву удобрениями и ядохимикатами).

12.Бутылки и банки бросаем в походе, не разлагается мусор в природе.

Пришли через год на поляну и обнаружили свалку. Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично?

13.Почему нельзя включать магнитофон, радио в лесу, особенно весной?

(Птицы от шума улетают с гнезда, птенцы погибают).

14.Почему станции водозабора строятся выше по течению по отношению к предприятиями  и жилым домам?

(предприятия и стоки бытовых вод загрязняют воду).

15.Едем на автомобиле, и гордимся как красиво. Позади клубится дым. Чих - чих-чих! Куда бежим?

Почему вреден воздух около автомобильной дороги? Что необходимо предпринимать, чтобы воздух на автостраде был чище?

16.Зачем высаживают деревья и кустарники вокруг жилых домов, школ, детских садов, вдоль автомагистралей?

(Зеленые растения поглощают углекислый газ, выделяют кислород, задерживают пыль, сажу, снижают шум).

17.Почему нельзя сжигать мусор?

(при сгорании выделяется много ядовитых веществ).

18.Чем опасен бесконтрольный выгул собак?

19.Разведу я на окошке и душистые горошки, и фиалки, и герани. Вот попробуйте вы сами! Почему в комнате, где находятся растения, люди меньше болеют?

(растения увлажняют воздух, выделяют фитонциды, убивающие бактерии).

20.Красива обувь, суперсовременна, рифленая подошва, блеск! Прошли красивые ботинки – остался из песка грязи след. Докажите необходимость второй обуви в школе, на работе, в любом помещении.

                                                                           

                                                                                 

ЭКОЛОГИЧЕСКИИ  АКЦИИ

«Охрана лесов и степей от пожаров»

   Кавказские Минеральные Воды – особо охраняемый эколого–курортный регион России. В последние годы у нас на КМВ участились случаи лесных и степных пожаров, которые наносят огромный вред природе и здоровью людей.

   Пожары – одно из самых страшных бедствий. Они уничтожают леса, большие площади  степей и лугов. Чаще всего в пожарах виновен человек. Оставленный в лесу непотушенный костёр может стать настоящим бедствием для всех живых существ!

    ПОМНИТЕ!  Запрещается разводить костры под кроной деревьев, а также в сухую, жаркую погоду. Костёр разводят только на месте старого кострища, обложенного камнями. Одна брошенная спичка может погубить тысячи деревьев, множество животных!

ПРИРОДА БЕЗЗАЩИТНА ПЕРЕД ОГНЁМ!

...стоял, как братская могила,

Безрукий, безволосый лес,

Что ни пихта – иссякла сила,

А что ни лиственница – крест.

Кабан ушёл, удрали зайцы,

Хватили горя комары.

В жилищах птиц сварились яйца

От неестественной жары.

Пожар в лесу… Кругом угли.

Ни насекомых, ни зверей.

Горели горы, лес и степи,

Горели по вине людей.

   : БЕРЕГИТЕ СТЕПИ И ЛЕСА ОТ ПОЖАРОВ!

СИГНАЛ ТРЕВОГИ

«В ЗАЩИТУ ЗЕЛЁНЫХ ЕЛЕЙ»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ.

   Наступает Новый год. Зелёная ёлочка – его неотъемлемый атрибут. Растёт ель очень медленно. За первые пять лет жизни вырастает лишь на 1 метр! В природе ель растёт до трёхсот лет.

   Хвойные растения играют большую водоохранную роль в экосистемах, очищают воздух, их семена служат пищей многим животным. Хвойный лес – прекрасное место для жизни насекомых, птиц и зверей.

   Задумывались ли вы, сколько хвойных деревьев губят на Новый год? Очень грустно видеть деревья со спиленными верхушками.

     САМОВОЛЬНАЯ РУБКА ДЕРЕВЬЕВ ЗАПРЕЩЕНА ЗАКОНОМ РФ!

   Предусмотрена административная ответственность за ущерб до 20 минимальных зарплат по статье 68 УК РФ. Также Статьёй  260 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нанесённый ущерб.

   В лесопитомниках и ботанических садах выращивают ели, сосны для продажи. Их возраст от 7 до 12 лет. Можно купить живую ёлочку, и она будет вас радовать не один год!

   В начале ХХ века В. Маяковский писал:

  А граждане и гражданки,

  В том не видя мотовства,

  Превращают ёлки в палки

  В день Святого Рождества.

БЕРЕГИТЕ, ОХРАНЯЙТЕ ВСЕ ЗЕЛЁНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ!

ЛЮБИТЕ ЗЕМЛЮ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ!    

Сигнал тревоги.

«Поможем птицам зимой!»

Экологическая акция.

Голоса птиц, как голоса детей, но зимой птицам не до песен. Снежная зима – трудное время для птиц: холод, бескормица.

В Ставропольском крае остаются зимовать многие растительноядные птицы, а также некоторые хищные. Часто видим воробьёв, синиц, сорок, ворон. Реже узнаём зябликов, щеглов, дроздов, камышовок, пеночек .Уже несколько лет зимуют коршуны. Прилетают за кормом в наши края кочующие птицы: свиристели, снегири, хохлатые жаворонки. Это частые гости на улицах и дорогах после снегопадов. К сожалению, многие птицы гибнут зимой от холода.

Как  им помочь?

Подкармливать!  Подкармливать!  Подкармливать!

На свободные от снега участки во дворах  и парках  можно сыпать хлебные крошки, различные зёрна, семена, сухие ягоды. На деревьях и оградах  - развешивать кормушки с бортиками и крышей, куда можно класть кусочки несолёного сала и другой корм.

Поверьте, птицы будут благодарны! И весной мы снова услышим их радостное пение.

Здоровье – это жизнь

В   настоящее время общепризнанным становится тот факт, что высшей ценностью для личности является самосохранительное  поведение, здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым.

Медики констатируют значительное  ухудшение состояния здоровья у детей и подростков. Наблюдается изменение показателей физического развития, патология зрения, все чаще среди школьников диагностируются аллергические заболевания, нарушения в опорно – двигательной системе, депрессивные заболевания. У детей   и подростков повышается утомляемость, и уже никого не удивляет такой диагноз, как хронической усталости. Образовательное учреждение стремятся отвечать на новые запросы общества. Проблема формирования здорового образа жизни является одной из актуальнейших в системе  воспитания и обучения современной школы.

Природа позаботилась о нашем ресурсе здоровья, снабдив  человека от рождения  структурной и сенсорной информационными  системами, обладающими  способностью к саморегуляции и поддержанию жизни. Дальше все зависит  от того, как человек распорядится природным даром и, конечно, от того, в каких условиях  будет  им распоряжаться, т.е. от Образа Жизни.

От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. Именно  школа  занимается вопросами становления  личности и вопросами социального поведения.  В поведении детей и подростков  проявляется их отношение к другим людям и  к самим себе, к окружающему предметному миру и природе, к нравственным, правовым, эстетическим и другим нормативам и ценностям общества. Поведение можно рассматривать  как один из важнейших факторов, связывающих ребенка или подростка с окружающей действительностью, оказывающих влияние на формирование и развитие социальных качеств его личности.

Мероприятия, проводимые педагогами школы, связаны с воспитанием у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению  и укреплению, формированию представлений о здоровье как ценности. Такие формы работы, как занятие – мастерская « Секреты правильного питания», «Память, способы ее укрепления», «Культура психоэмоциального  здоровья»; деловые игры «Человек и его здоровье», «Правильная осанка – основа здоровья и красоты»; тренинги «Курение – дань моде, привычка, болезнь»; пресс – конференция «Шум и здоровье человека»; «круглые столы» - «Цена сомнительных удовольствий» позволяют стимулировать школьников к самостоятельной  работе, развивать их творческий  потенциал, способствовать активному усвоению знаний о том, что такое здоровый образ жизни и почему он так важен для человека, а также пропагандировать здоровый образ жизни.

Учитель биологии  – Пинтовская Е.И.

     Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4          

                 

Программа

летнего отдыха

«Живительный  ключ»

Составитель

Учитель МОУ СОШ № 4

Пинтовская Е.И.

                                             

г. Лермонтов 2010 г

  Летом здорово живем в нашем  городе родном!

         Девиз: «Спорт и труд к здоровью ведут!»      

Пояснительная  записка.  

Программа  работы педагогов    на летний период  подготовлена в  соответствие с основными направлениями  государственной  социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, Президентской программой «Молодежь России», Федеральной целевой и краевой программами  «Дети России».

Работа в летний период является важной частью системы дополнительного образования, обеспечивающей детям возможности для духовного, нравственного, экологического, интеллектуального, физического  развития и оздоровительного комплекса, удовлетворения его творческих потребностей в сфере досуга.

Идея программы – формирование ответственного отношения детей и подростков к окружающей среде; активная экологическая деятельность в своей местности. Обеспечение всестороннего развития   детей и подростков, их  склонностей и творческих  способностей, благополучия их здоровья в условиях оптимизации  системы «природа и человек» - перспективная линия, отражающая педагогическую позицию и позицию школьников.  

Настоящая программа позволяет раскрыть индивидуальность и творческие способности каждого; развитие личности школьника в духе ответственности  за здоровье (внутреннее  экологическое отношение человека). Научить коллективному творчеству, приобрести и утвердить знания и навыки природоохранной деятельности, способствует экологическая культура и воспитание.

Предлагаемые формы работы позволяют школьникам погрузиться  в основы практической деятельности, что необходимо для жизнеутверждающих  перемен в его самоорганизации, творчестве, здоровье, в управлении саморазвитием.

Основу программы составляют  оздоровительный (походы, экскурсии  на природу) и эколого – практический блоки.

Приоритетное направление программы – оздоровительная и образовательная деятельность, направленная на развитие ребенка (полноценное питание, пребывание на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий; организация походов, экскурсий, игр, занятий в объединениях по интересам. Главным в содержании  деятельности смены профильного лагеря  является практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде творчества, индивидуальных творческих работ, дополняемые обязательной системой мер по формированию здорового образа жизни. Основой содержания деятельности смены лагеря является трудовая и оздоровительная деятельность школьников.

Цель: - формирование позитивного отношения к окружающему миру (природа + человек);

- экологическое просвещение подрастающего поколения путем повышения общей экологической культуры.

Задачи: - создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени у школьников;

- формирование  у них общей культуры (бережное отношение к природе родного края) и навыков здорового образа жизни;

- создание максимальных условий для быстрой адаптации детей с учетом возрастных особенностей.

Программа рассчитана на 21день.

                            Условия реализации программы.

Кадровое обеспечение.

В реализации Программы участвуют:

- начальник лагеря;

- педагоги дополнительного образования и учителя школ, обеспечивающие выполнение программы и создание нормального психологического климата в детском коллективе.

Методическое обеспечение.

Предусматривается наличие необходимой инструктивно-методической документации, проведение методических сборов педагогами до начала и во время работы в летний период.

Финансирование мероприятий.

Смена лагеря финансируется  начальником лагеря. Основным источником  финансирования лагеря являются средства из местного бюджета; средства регионального отделения фонда социального страхования; родительских средств.

Основные принципы программы.

Принцип участия – привлечение школьников к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по рациональному использованию своего времени, вовлечение детей в активный отдых, в проведение ключевых мероприятий по Программе;

Принцип добровольного включения школьников в ту или иную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе создания ситуации успеха, поощрения достигнутого.

Основное  содержание программы.

Деятельность педагогов в летний период осуществляется  по Программе с основными направлениями:

 - «Я и коллектив» (создаются условия для объективной оценки самого себя. С этой целью организуется День знакомств, распределение поручений, различные коллективные творческие  дела).

 - «Я и культура» (проводятся интеллектуально – развивающие мероприятия : викторины, конкурсы, игры на экологические темы).

 - « Я и мое здоровье» (проводятся физкультурно – оздоровительные  мероприятия: пешеходные экскурсии, походы в окрестности города, спортивные соревнования).

 - «Я и природа» (формирование представлений о целостности мира, о единстве человека и природы, об основных законах и правилах экологии на основе  ознакомления  с экосистемами  региона КМВ).

Предполагаемые результаты.

 - Расширение кругозора  ребенка.

 - Укрепление здоровья детей.

 - Ценностное отношение к своему здоровью.

 - Повышение уровня экологической культуры.

План мероприятий эколого - оздоровительного лагеря  (36 час.)

1.Экозанятие «Сохраним и сбережем жемчужину КМВ»

2.Экобеседа «День окружающей среды»

3.Конкурс экосказок.

4.Экобеседа «Флора и фауна КМВ».

5.Экорейд «Лесная аптека».

6.Конкурс «Природа и фантазия».

7.Эковикторина «Знатоки природы» (растения).

8.Игра «Экологическая почта».

9.Эковикторина «Знатоки природы» (животные).

10.Конкурс сочинений «Мой самый любимый уголок природы».

11.Экодесант в район верхнего источника (г. Острая).

12.Экодесант в район  холодного источника (г. Бештау).

13.Экооперация «Муравейник».

14.Эковыставка «Природа в наших рисунках».

15.Экозанятие «Памятники природы».

16.Экодесант по уборке территории «Чистим планету от мусора», (посвященное  50 – летию города Лермонтова).

17.Экобеседы «Береги здоровье смолоду».

18.Конкурс рисунков на асфальте «Полна чудес могучая природа».

19.Эковикторина «Чистый водоем – здоровое население».

20.Эковикторина «Знахарские посиделки».

21.Экоигра «Экологический светофор».

22.Экоигра «Поле чудес».

23.Поход с элементами экозанятия «Лукошко добрых дел».

24.Выставка «Лесная фантазия».

25.Операция «Зеленая аптека» (сбор лекарственных растений).

26.Комплексная экоигра «Звездный час. Мы и природа».

27.Экоигра «Хищники и травоядные».

28.Экоигра – викторина «Эти забавные животные».

29.Экоигра «Зоологические забеги».

30. «Как стать миллионером» (грибы)- сборник эковопросов

31.  «Как стать миллионером» (питание)- сборник эковопросов

32.   «Как стать миллионером» (рыбы)- сборник эковопросов

33.Экозанятие «Земля – наш общий дом».

34. «Твое здоровье в вопросах и ответах» - диспут.

35. «Как сберечь и создать в городе «островки жизни» - проектные работы детей.

36.Экскурсия по городу «Зеленый пояс города».

                                                                       

                                        Кодекс жителей КМВ

                                                                  Истина человека – то, что делает                                            

                                                                           его  человеком.

                                                                               Антуан де Сент Экзюпери.          

       Кавказские Минеральные Воды  - крупнейший уникальный регион РФ, который  по составу и качеству климатобальнеологических ресурсов не имеет аналогов на Европейско-Азиатском континенте. Сохранять и  лелеять на КМВ есть что.

       Своей большой социальной значимостью регион КМВ обязан  разнообразию природных  лечебных факторов (минеральные воды-более 100 источников 12-ти различных типов), лечебные грязи озера Тамбукан (запас лечебной грязи в 1,4 млн.тонн), живописный ландшафт и самое главное чистейший воздух. Нет на нашей планете второго места с таким обилием  и разнообразием  минеральных источников, дарящих здоровье.

      Указом Президиума Р.Ф.№ 309 от 27.03.1992 г. курортам  КМВ  был придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Р.Ф.

        Но в век развития информационных технологий отмечается резкая тенденция к изолированности людей от Природы, от Земли. Деятельность человека вносит все более глубокие изменения  в окружающий мир, в Природу.

       Экологи утверждают, что если на КМВ оставить все как есть – действующие заводы, города, новостройки, сельскохозяйственные  угодья, свалки, потоки транспорта, насосы, выкачивающие воду из недр, то через некоторое время, когда загрязнятся глубокие водоносные горизонты, воды окончательно утратят лечебные свойства, и на месте курортов останется заурядное местообитание людей.

Таким образом, экологическая культура в крае находиться на крайне низком уровне  по всем показателям, что способствует истощению природно-ресурсного потенциала, деградации природного комплекса и тем самым  неустойчивому социально-экономическому развитию края.

      Конфликт с окружающей средой  основан на  принципе экологического бумеранга.  

      Данный  «Экологический  кодекс» составлен в соответствии с законом «Об охране окружающей среды» (2002 год).

Граждане имеют право:

-направлять обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания; мерах по ее охране;

-обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам с заявлениями и предложениями по вопросам, касающихся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду.

Граждане обязаны:

-сохранять природу и окружающую среду;

-бережно относиться к природе и природным богатствам.

Основные положения  Экологического кодекса жителей КМВ:

       1.Этика поведения на лоне природы должна стать неотъемлемой частью моральной ответственности каждого человека.

       2.Необходимость культурного поведения на лоне природы должны  прививаться с раннего  детства.

       3.Школьные программы должны постоянно содержать вопросы охраны природы в обучении всех возрастных групп учащихся.

       4.Надо показать туристам и отдыхающим, что наибольшую пользу они могут получить от познания природы и знакомства с людьми того края, где они путешествуют.

      5.В зонах отдыха необходимо содержать специализированный персонал: охрану порядка, пожарную охрану, медицинский персонал, уборщиков мусора. Необходимо соорудить приспособления, облегчающие отдыхающим соблюдение чистоты.

      6.В оздоровительных и эстетических целях осуществить посадки древесно- кустарниковой  растительности вдоль транспортных магистралей (посаженные в 2-3 яруса кустарники и деревья создают надежный барьер на пути шума и вредных газопылевых выбросов транспорта).

     7. «Серьезные» проблемы наших городов - твердые отходы (СТЕКЛЯННЫЕ, ЖЕЛЕЗНЫЕ, ПЛАСТИКОВЫЕ БАНКИ, БУМАГА И ПРОЧЕЕ.)

     Необходима постоянная и своевременная утилизация твердых отходов (установка специальных контейнеров для сбора бытовых отходов, организация работы мусороперерабатывающих заводов и предприятий по использование вторичного сырья).

     8.Немедленно прекратить отвод земель под дальнейшее строительство и все виды хозяйственной деятельности, особенно в поймах рек, вблизи источников минеральных вод.

     9.Необходимо срочно создать сеть охраняемых территорий – заказников, заповедников, памятников Природы.

     10.Жителям КМВ глубоко осознать суть экологической ситуации  в регионе, проникнуться чувством  ответственности за судьбу региона и выполнять важную и благородную работу  по возрождению эколого-курортного региона.

      Каждый из нас – крохотная искра жизни и разума, эфемерная клетка прекрасного организма Биосферы, и если мы естественно сосуществуем с ней, то обретаем сверхжизнь и сверхразум.

      Что останется от Вас на Земле кроме груды отбросов и дурной памяти.?!

      Здоровье среды – это,  прежде всего состояние здоровья живой природы.

        Наша задача - сохранить свой регион КМВ как для будущих поколений, так и для настоящего в плане их благосостояния и  здоровья, придания статуса Международного курортного центра.

Составитель учитель биологии – Пинтовская Е.И.

«Зубы и уход за ними».

Цель: 

- Сформировать у детей основные понятия о строении зубов, их функции;

- Привитие и укрепление гигиенических навыков.

Методическое обеспечение: плакаты № 1,2,3:

        Плакат №1 – «Чистить зубы надо часто

                               Друг зубов – зубная паста»

        Плакат №2 – «Чтобы десны были крепкими,

                                Грызи морковку с репкою»

        Плакат №3 – «Сластена, зубы пожалей!

                               Работы много у врачей»

Работа по теме:

1 – Вступительная беседа учителя

2 – Выступления учащихся

3 – Работа с плакатами – беседа с целью закрепления знаний о гигиенических навыках по уходу за зубами.

  4 – Итог.    

  1. Вступительное слово учителя.

Чтобы быть здоровым, человек должен правильно питаться и пережевывать пищу. А для этого необходимы здоровые зубы. Зубы и десны размещены в ротовой полости. Зубы покрыты эмалью. Она защищает зубы от сахара, сладостей, которые разрушают зубы. Чтобы зубы не болели, их нужно регулярно чистить зубной щеткой и пастой, которые удаляют остатки  пищи. Чтобы укрепить десны (а, значит, и корни зубов), надо есть много сырых твердых овощей и фруктов.

  1. Выступления учащихся:

Эволюция зубов (1 учащийся).

На первый взгляд, непонятно как у человека могли развиться два ряда красивых, ровных зубов?

        У всех млекопитающих закладывается несколько рядов зубов. У кошки, собаки, лошади видны небные валики – остатки недоразвитых  зубных рядов. У человека они заметны только в младенческом возрасте. Строение зубов животного соответствует пище и способу питания. Вспомните, как различаются поверхности коренных зубов у грызунов и хищных.

        Предки человека питались смешанной пищей и имели зубы, характерные для всеядных животных. Могучие челюсти и крепкие зубы у обезьянолюдей были органом защиты и нападения, аппаратом для дробления сырой и грубой пищи.

        У зародыша человека зачатки зубов развиваются в мягкой ткани десен. Валик из покровных клеток, похожий по форме на рельс, погружается в соединительную ткань. В основании валика куполом поднимается сосочек. Постепенно формируется зуб. Подрастая, он в первые месяцы жизни младенца продвигается к поверхности десны и прорезается. Это молочные зубы. В редких случаях дети рождаются с зубами, а иногда, наоборот, они не вырастают всю жизнь.

        Смена молочных зубов у обезьян, как и у человека, происходит один раз. Это еще раз подтверждает родство человека и с животными. У многих млекопитающих происходит многократная  замена зубов.

        Название «молочные» зубы дано Гиппократом. Молочные зубы заменяются постоянными. Последний коренной зуб обычно прорезается к 18 – 22 годам, а иногда и позднее, когда человек «благодаря учению приобретает мудрость» - так думал древний великий врач. Этот зуб Гиппократ назвал зубом «мудрости».

Зубы – это обнаженная часть нашего скелета.

Строение зубов (2 ученик)

Пища вначале попадает в ротовую полость, которую ограничивает верхняя и нижняя челюсти. В лунках челюстей находятся зубы. У новорожденных зубов нет. Примерно к 6 месяцу начинают появляться молочные зубы. К 10-12 годам молочные зубы заменяются постоянными. У взрослых людей 28-32 постоянных зуба. Последние зубы мудрости вырастают к 18-22 годам. У каждого зуба имеется выступающая в ротовую полость коронка, шейка и корень (в глубине челюсти). Внутри зуба есть полость. Коронка зуба покрыта твердой эмалью, служащей для предохранения зуба от стирания, проникновения микробов. Большую часть коронки, шейки и корня составляет дентин – плотное, похожее на кость вещество. В полости зуба разветвляются кровеносные сосуды и нервные окончания. Мягкая часть в центре зуба – пульпа. Строение зубов связано с выполняемыми функциями. Спереди на верхней и нижней челюстях располагается по 4 плоских резца. Позади резцов – клыки – длинные, глубоко сидящие зубы. Как и резцы, они имеют простые одиночные корни. Резцы и клыки служат для откусывания пищи. Позади клыков с каждой стороны имеются по 2 малых и 3 больших коренных зуба. У коренных зубов бугристая жевательная поверхность и корни с несколькими отростками. С помощью коренных зубов пища дробится и размягчается. При болезни зубов нарушается пищеварение, так как в этом случае в желудок попадает недостаточно пережеванная и неподготовленная к дальнейшей химической обработке пища. Вот почему так важно постоянно следить за зубами.

Факторы, способствующие разрушению зубов(3 ученик).

Большой вред зубам наносит никотин, выделяющийся во время курения; ни в коем случае не следует грызть твердые предметы, нельзя сразу после приема горячей пищи пить холодную воду или есть мороженое. Это ведет к появлению в эмали трещин, через которые в полость зуба  проникают  микроорганизмы. Они вызывают воспаление пульпы, сопровождающееся зубной болью и последующим разрушением зуба. При обнаружении трещины и повреждений зуба, следует немедленно обращаться к стоматологу, который применит все меры к предотвращению разрушения зуба.

Гигиена полости рта (4 ученик).

Все хорошо знают от необходимости регулярно чистить зубы щеткой и зубной нитью, но о значении диеты для сохранения  здоровых зубов и десен известно далеко не всем. Разрушение зубов (кариес) и заболевания десен вызывают обитающие на зубах бактерии, в частности колонии бактерий, в постоянно образующие клейкий налет, или зубной камень. Если этот налет не счищать регулярно, бактерии будут разлагать присутствующие в пище сахар и крахмал, образуя кислоты, разрушающие зубную эмаль.

        Полоскание удаляет остатки пищи между зубами, которые служат благоприятной средой обитания микробов. С зубов следует удалять желтоватый налет, содержащий различные микроорганизмы. Для этого перед сном и утром чистить зубы пастой. Здоровые зубы – залог нормальной работы органов пищеварения.         Диета помогает предотвратить развитие кариеса, снабжая организм фторидами, повышающими устойчивость зубов к кариесу, а так же другими питательными веществами, необходимыми для здоровья зубов и десен.

Чтобы защитить зубы от разрушения, следует заканчивать каждый прием пищи продуктами, не способствующими, а предотвращающими развитие кариеса. К примеру, считается, что жевательная резинка без сахара после еды может предотвратить кариес благодаря усиленному выделению слюны, смывающей вредные кислоты.

        Сначала появляются на зубах белые пятна (признак потери эмалью извести). Очень важный постоянный контроль за состоянием зубов: регулярно проверяйте зубы у врача стоматолога.

Он поможет найти дырки и запломбировать их. Дырки, к сожалению, не уменьшаются, а относительно быстро увеличиваются. Ее нужно как можно быстрее запломбировать.

Пародонтоз (5 ученик).

Пародонтоз – это хроническое заболевание окружающих зубы тканей. Пародонтоз может наблюдаться у молодых людей и даже детей. При пародонтозе постепенно рассасывается костная ткань, зубы расширяются.

        Витамин С. При пародонтозе обратите внимание на содержание витамина С в вашем питании. Ешьте больше цитрусовых – апельсинов, мандаринов, лимонов.

        Душ для рта. Используйте постоянно душ для рта, чтобы удалить остатки еды. После этого повысьте напор воды и массируйте таким образом десны. Благодаря этому будут укрепляться их ткани и улучшатся ток лимфы. Такой массаж нужно проводить длительное время для улучшения обмена веществ в тканях. Десны можно массировать также пальцами, круговыми движениями при легком надавливании.

        Шалфей. Эфирные масла и горькие вещества шалфея смягчают воспаление. Лучше всего использовать 2,5% -е шалфейное масло (из аптеки). Растворите несколько капель масла в теплой воде и полощите им рот  после чистки зубов, по меньшей мере, в течение 2-х минут.

Зуб – живой орган (6 ученик).

        Коронка зуба покрыта богатой неорганическими солями тканью – эмалью. В ней нет клеток и нервных окончаний. Здоровая эмаль желтовато-белого цвета.

Вся костная масса зуба под эмалью состоит из дентина примерно такого же составы и прочности, как и обычная кость. Прочность дентина близка как прочности чугуна. Она зависит от минеральных солей. Но в растворе соляной кислоты зубы размягчаются, теряя минеральные соли.

Дентин – живая ткань. По составу он схож с костью, но не так порист. В толщу стенок дентина по особым канальцам входят лишь отростки дентинных клеток. Общая длина всех канальцев одного зуба составляет 1 км. Дентинные клетки обеспечивают жизнь зуба. Если эти клетки связаны с нервами и сосудами, они выделяют в дентин и удаляют из него соли кальция.

Гибель дентинных клеток означает смерть зуба. Мертвый зуб легко разрушается.

Корень зуба покрыт другим костным веществом – цементом. Он похож на обыкновенную кость. В нем, как и в кости, есть клетки. Дентин, эмаль и цемент обеспечивают прочность зуба. Корень зуба окружен сетью нервных окончаний. Они воспринимают давление на зуб. Нервы губчатого вещества в полости зуба особенно чувствительны к температуре.

Зуб – живой орган с хорошей эмалевой защитой. Если она разрушается, в него проникают микробы, обильно населяющие ротовую полость. Они быстро разрушают дентин, губчатое вещество, обнажая чувствительные к боли нервы.

Здоровые зубы – здоровое тело. Целостность зуба зависит от целостности эмали. Эмаль не выдерживает резкой смены температуры пищи, трения о металлические предметы, действия кислот. Трещины могут возникать от нарушения питания, связанного с недостатком витаминов, минеральных солей.  

Первое условие сохранения здоровых зубов – это полноценная пища. На укрепление зубов оказывают влияние витамины, особенно витамин D. При его недостатке нарушается отложение солей. Для жизнедеятельности дентинных клеток необходим витамин С.

Здоровая пища, закаливание организма, физические упражнения и уход за зубами сохраняют не только здоровые зубы, но и здоровье всего организма. Ничтожное количество фтора в воде предупреждает разрушение зубов.

Необходимость ухода за зубами была впервые обоснована голландцем А. Левенгуком в XVII веке. Он обнаружил многие микробы у себя во рту даже после тщательного протирания зубов солью. Он с иронией говорил, что во всем Соединенном Королевстве не найдется столько жителей, сколько живет зверьков в его собственном рту. А сколько их разведется, если зубы не чистить?

Левенгуку представился случай взять налет с зубов старика, который никогда в жизни их не чистил. В этой пробе под увеличительными стеклами предстало неисчислимое множество самых разнообразных микробов.

Малейшие трещины на зубе заселяются микробами, зуб все больше  и больше разрушается. Образуется ямка, дупло. Испорченный зуб, если его вовремя не вылечить, приходится удалять. Если зубы плохие, пища плохо обрабатывается во рту. Создается большая нагрузка на желудок. Тщательность пережевывания пищи зависит от состояния зубов. Необходимость измельчения ее в ротовой полости становится очевидной из следующих опытов. Собак кормили кусками мяса разной величины. Через 3 часа в желудке задерживалось 63% кусков массой 40 грамм, 40% - 10грамм, 27% измельченного мяса.

С юных лет надо приучить себя к тщательному пережевыванию твердой пищи. Жевать надо не спеша. В народе недаром говорят: «Кто хорошо жует, тот долго живет».

Человек с больными зубами – носитель заразы. Острые края разрушенных зубов могут вызвать ранение языка, щек, что приводит к долго не заживающим заболеваниям. За зубами необходим постоянный врачебный контроль.

Пересадка зуба (7 ученик).

Еще в середине века арабские врачи делали попытки укрепить выпавшие зубы на прежних местах. Трудно сказать, насколько успешными были эти операции.

Широкое применение  зубных протезов затормозило поиски методов восстановления природных зубов. Новые успехи медицины позволяют успешно приживить выпавший зуб на прежнее место. Операции эти несложны. Выбитый зуб хранят в физиологическом растворе на холоде, пока не пройдет воспаление лунки. А потом его помещают на прежнее место, укрепляя склеивающим лаком и проволочной скобкой. Через 10 дней скобку снимают, за это время восстанавливается естественная связь зуба с челюсть. Бывают операции и посложнее. Если в лунках остаются корни зубов, а сломанную коронку трудно закрепить, то эти корни удаляют, на них наращивают искусственные зубы, а затем такие комбинированные зубы устанавливают на прежне месте.

Операции бывают необходимы тогда, когда зубы растут неправильно и их приходится перемещать. Так наряду с протезированием зубов в лечебную практику стало входить восстановление природных зубов. Природный орган, которому возвращена способность выполнять свои функции, лучше любого протеза.

Полезные советы (8 ученик)

Предупредите болезнь и останетесь здоровыми.

1.Ухаживайте за своими зубами! Чистка зубов 2-3 раза в день. Остатки пищи удаляйте с помощью зубочистки.

2. Ешьте меньше продуктов, содержащих большое количество сахара. Плитка шоколада, съеденная за 1 раз, меньше нанесет вреда зубам, чем маленькая шоколадка, которую вы разделите на весь день.

3. Используйте зубные пасты, содержащие фтор, они укрепляют зубную эмаль.

4. Жевательные резинки дезинфицируют слюну и удаляют остатки еды.

5. Для укрепления зубов существует средство: на кончике ножа порошок Apatit D6 comp и вечером на кончике ножа 5% порошок Concnae ( натуральный карбонат кальция). Принимать это 4 недели.

Полезно есть:

  • Продукты, богатые кальцием – обезжиренное молоко, йогурты и сыры.
  • Фрукты и овощи – источник витамина С.

Исключить:

  • Сладкие напитки и привычку закусывать между основными приемами пищи
  • Вязкую пищу, застревающую между зубами
  • Напитки с высоким содержанием кислот – фруктовые соки и крепкие напитки.
  1. Работа с плакатами. Беседа.
  • Как нужно ухаживать за зубами?
  • Что бывает с зубами у детей сластен?
  • Почему надо чистить зубы?
  • Что укрепляет наши десны?
  • Какие заболевания зубов вам известны?
  • Какой зубной пастой вы пользуетесь?

         Как правильно надо чистить зубы?

  1. Итог.

Подводя итог нашего тематического классного часа, я надеюсь, что вы почерпнули много полезной информации по уходу за полостью рта, что вы непременно воспользуетесь советами на практике и поделитесь ими с близкими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зубы и уход за ними

Внекелассное мероприятие....

Коса – не только русская краса. Интересные факты о волосах и уходе за ними.

Еще на Руси коса была не просто способом укладки волос, но и показателем красоты. Здоровые и блестящие волосы лучше слов могли рассказать о ее обладательнице. Чем длиннее и крепче коса, тем привлекате...

воспитательное занятие "Комнатные растения и уход за ними"

Практическое занятие по уходу за комнатными растениями...

Презентация к уроку СБО в 7 кл. по теме "Волосы и уход за ними". " Прическа должна быть к лицу".

Презентация содержит материал о влиянии формы лица при выборе прически, о наиболее популярных прическах. Может использоваться на уроках СБО, классных часах, уроках технологии....

Конспект урока столярного дела в 5 «В» классе «Инструменты для малярных работ, их назначение и уход за ними»

Тема: Инструменты для малярных работ, их назначение и уход за ними.Цель урока: ознакомить учащихся с инструментами для малярных работ, их устройством и назначением. Научиться ухаживать и хранить инстр...