Лабораторный практикум для 10 класса к учебнику А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник
учебно-методический материал по биологии (10 класс) на тему
Эти инструктивные карточки к лабораторным работам помогут учителю и ученикам лучше подготовится и провести лабораторный практикум. Тем самым усвоить изучаемый материал по темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
labaratornyy_praktikum_10_klass.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторный практикум 10 класс
Лабораторная №1
Тема: «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпедермиса лука»
Цель:
Сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умение работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснять полученные результаты.
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.
Ход работы
1.Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.
2.Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.
3.Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.
4.Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды? Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время? Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?
Лабораторная работа №2
Тема: «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках»
Цель:
Сформировать знания о роли ферментов в клетках, закрепить умение работать с микроскопом, проводить опыты и объяснять результаты работы.
Ход работы
- Приготовьте препарат листа элодеи, рассмотрите его под микроскопом и зарисуйте несколько клеток листа.
- Капните на микропрепарат пероксид водорода и снова наблюдайте за состоянием клеток.
- Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: какой газ выделяется из клеток листа? Почему происходит его выделение?
- Капните каплю пероксида водорода на предметное стекло, рассмотрите ее под микроскопом, опишите наблюдаемую картину. Сравните состояние пероксида водорода в листе элодеи и на стекле. Сделайте выводы
- Вывод.
Лабораторная работа №3
Тема: «Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток»
Цель:
закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом , находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.
Оборудование:
микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, разведенные дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.
Ход работы
- Приготовьте микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.
- Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.
- Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений, грибов.
Лабораторная работа №4
Тема: «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой »
Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.
Оборудование: раздаточный материал, иллюстрирующий изменчивость организмов (растения 5-6 видов по 2-3 экземпляра каждого вида , наборы семян, плодов, листьев и др.)
Ход работы
- Сравните 2-3 растения одного вида (или их отдельные органы: листья, семена, плоды и др.),найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.
- Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос: какие свойства организмов обусловливают различия между особями одного и того же вида?
- Раскройте значение этих свойств организмов для эволюции. Какие, на ваш взгляд, различия обусловлены наследственной изменчивостью, какие - ненаследственной изменчивостью?
Объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида.
Лабораторная работа №5
Тема: «Изучение фенотипов растений»
Цель:
сформировать знания о модификационной изменчивости, умение описывать растения по фенотипу и сравнивать их между собой.
Оборудование:
гербарные экземпляры различных сортов растений (пшеница, рожь, ячмень и др.)
Ход работы
- Рассмотрите два экземпляра растений пшеницы (ржи, Ячменя идр.) одного сорта. Сравните эти растения.
- Опишите фенотип каждого растения (особенности строения листьев, стеблей, цветков), Выявите признаки, возникшие в результате модификационной изменчивости и обусловленные генотипом.
- Раскройте причины модификационной изменчивости, ее значение.
Лабораторная работа №6
Тема: « Составление родословных»
Цель:
сформировать умение составлять родословную, прослеживать передачу наследственных заболеваний и других признаков из поколения в поколение, с учетом генетических законов.
Лицо, от которого начинают составлять родословную, называют пробандом. Братьев и сестер пробанда называют сибсами. Система обозначений родословных была предложена Г. Юстом в 1931 году.
1. Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали. Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной – арабскими.
2. Составление родословной начинают с пробанда. Расположите символ пробанда (в зависимости от пола – квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх.
3. Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева направо), соединив их графическим коромыслом.
4. Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака.
5. На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и их супругов, соединив их степени родства.
6. На линии пробанда укажите его двоюродных и т. д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей.
7. Выше линии родителей укажите линию бабушек и дедушек.
8. Если у пробанда есть дети или племенники, расположите их на линии ниже линии пробанда.
9. После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители признака определяются уже после составления и анализа родословной).
10. Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной.
11. Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.
Лабораторные работы 11 класс
Лабораторная работа №1
Тема: «Морфологические особенности растений различных видов»
Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.
Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов.
Ход работы
- Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику каждого вида, т.е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).
- Сравните растения двух видов,выявите черты сходства и различия.Чем объясняются сходства(различия) растений?
Лабораторная работа 2
Тема: «Приспособленность живых организмов к среде обитания»
Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.
Оборудование: гербарные образцы растений или комнатные растения,чучела или рисунки животных различных мест обитания.
Ход работы
1.Определите среду обитания растения и животного, предложенного вам для исследования.
2.Выявите черты приспособленности к среде обитания.
3.Выявите относительный характер приспособленности.
4.На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений.
Лабораторная работа № 3
Тема: «Выявление ароморфозов и идиоадаптации у растений у насекомых »
Цель: сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, объяснять их значение.
Оборудование: гербарные материалы водорослей, мхов, папоротникообразных, цветковых растений, веточки сосны или ели, коллекции насекомых.
Ход работы
1.Рассмотрите растения: водоросль, мох, папоротник, веточку сосны или ели, цветковое растение - назовите имеющиеся у них органы.
2.Выявите черты усложнения в строении растений этих отделов и раскройте их значение. Определите, по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных.
3.Рассмотрите насекомых разных отрядов(чешукрылые,прямокрылые,двухкрылые и др.),выявите в их строении черты сходства и различия. Сделайте вывод о направлении эволюции насекомых.
4.Опишите идиоадаптации у насекомых рассматриваемых отрядов, раскройте их эволюционное значение.
Лабораторная работа №4
Тема: « Выявление черт приспособленности организмов к воздействию экологических факторов»
Цель: Сформировать умение выявлять черты приспособленности организмов к влиянию экологических факторов.
Ход работы.
1.Определить среду обитания организма(животного и растения).
2.Выявить экологические факторы, оказывающие определенное воздействие на выбранный организм и вероятные черты приспособленности к воздействию данных экологических факторов.
3. На основании знаний об экологических факторах и движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование 9 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник (программа "Линия жизни")
Календарно-тематическое планирование "Введение в общую биологию и экологию. 9 класс". – А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....
Календарно-тематическое планирование 10 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. (программа "Линия жизни")
Календарно-тематическое планирование Биология. Общая биология. 10-11 классы. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....
Календарно-тематическое планирование 11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. (программа "Линия жизни")
Календарно-тематическое планирование Биология. Общая биология. 10-11 классы. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....
Лабораторный практикум для 11 класса к учебнику А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник
Эти инструктивные карточки к лабораторным работам помогут учителю лучше подготовится и провести лабораторный практикум. Использовать для оформления рабочих программ. А для обучающихся закрепить ...
рабочая программа по биологии фкгос 10-11 класс к учебнику А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник
Рабочая программа по биологии разработана на основе: 1)Государственного образовательного стандарта среднего общего образования по биологии; 2) примерной программы по биологии основного общего образова...
Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 класс Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 классАвторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....
Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс. Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс.Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....