Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 класс Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Сырова Алена Владимировна

Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 класс
Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 класс

Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Пояснительная записка

Материалы к составлению рабочих программ по биологии разработаны на основе авторской программы В.В. Пасечника  (Программы  для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2010. –  92 с.) в соответствии с  Федеральным компонентом государственного стандарта . 

Программа рассчитан на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю).

             Материалы содержат:  перечень предметных тем, примерное распределение учебных часов, тематику  лабораторных и практических работ, экскурсий, в том числе обязательных (указаны значком*), требования к уровню подготовки выпускников. Большинство лабораторных и практических работ  являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

При составлении материалов учтена последовательность изложения материала в учебнике В.В. Пасечника  «Биология. Введение в общую биологию».

Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

             Материалы носят рекомендательный характер и могут служить основой для составления рабочих программ. Учитель вправе иметь собственный подход к структурированию учебного материала, изменить последовательность изучения тем, тематику экскурсий, лабораторных и практических работ с учётом путей формирования системы знаний, умений и навыков, применяемых образовательных технологий, специфики школы, класса, состояния материально-технической базы предмета.  

               Изучение биологии в 9 классе должно быть направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  о средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

При освоении программы особое внимание следует уделить формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для учебного предмета «Биология» приоритетными являются распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

В процессе обучения целесообразно использовать деятельностный, практико ориентированный и личностно ориентированный подход: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Учителя МБОУ «СОШ №11» на своих уроках отводят большое внимание эстетическому развитию личность. Эстетическая культура  - «совокупность эстетических ценностей, способов их создания и потребления». В структуру эстетической культуры входят эстетическое сознание людей, эстетические моменты различных видов деятельности и эстетическое воспитание. Особое место в ней занимает художественная деятельность людей. Эстетическая культура человека — это в первую очередь культура чувственного освоения мира в соответствии с социально прекрасными целями. Чувственный мир является основой эстетической культуры человека. Поэтому на уроках природоведения ученики погружаются в изучение эстетики природы. Все, что окружает его на Земле и в обозримом Космосе, - актуально или потенциально способно вызывать эстетические переживания, стать объектом эстетического отношения. Между тем, сами по себе природные предметы и явления в своей собственной данности ни красивы и ни уродливы. Их формы, цвета, звуки и запахи изначально несут в себе возможность воздействия на человека оптически, акустически и т. п. Однако подобного рода физические, физиологические и другие их естественные свойства не тождественны их эстетической ценности. Как справедливо подметил еще Л. Фейербах, «чувством овладевает не звук как таковой, а только звук полный содержания, смысла и чувства» (Фейербах Л. Избр.философ.произв. Т. 2.— С. 35). Следовательно, эстетическая значимость природных предметов и явлений открывается человеку лишь в процессе их материально-духовного освоения, то есть по мере того, как посредством труда он преобразует природу, ставит ее силы на службу своим потребностям. Лишь включение природных предметов и явлений в общественную практику способно придать им собственно человеческое содержание, тот особый смысл и чувства, которые и составляют основу эстетического отношения. Полагаясь на современные научные данные из области археологии, этнографии и истории искусства, можно утверждать, что красота природы открывалась человеку постепенно. 

  1. Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии ученик должен

Знать/понимать

•  признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

•  сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,

   Уметь

•   объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

•  изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

•   распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

•   выявлять приспособления организмов к среде обитания;

•   сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

•   определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

•   анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;

•  проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

▪  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•   соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

•   оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

•   соблюдения правил поведения в окружающей среде;

•   выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Содержание

Введение (3 часа):

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Глава 1.  Молекулярный уровень (8 часов):

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Глава 2. Клеточный уровень (12 часов):

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Глава 3. Организменный уровень (13 часов):

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки.  Оплодотворение.  Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Глава 4. Популяционно-видовой уровень (2 часа):

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Глава 5. Экосистемный уровень (4 часов):

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Глава 6. Биосферный уровень (3 часа):

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Глава  7. Эволюция  (10 часов):

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.

Глава  8. Возникновение и развитие жизни  (8 часов):

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Глава 9. Организм и среда  (4 часа):

Экологические факторы. Условия среды. Общие закономерности влияния факторов на организм. Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения организмов. Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.

Глава 10.  Биосфера и человек  (3 часа):

Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета.

Методическая литература:

  1. Государственный стандарт по разделу биологии – общая биология;
  2. Методические указания по решению генетических задач; Н.В. Базилинская 2007 год;
  3. Общая биология; Захаров А.С., Мамонтов Р.А, 2002 год;
  4. Генетика человека; Шевченко, Топорнина, 2005 год;
  5. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье; Г.М. Муртазин, 2006 год;
  6. Сборник задач по общей биологии; И.В. Болотова, 2006 год;

 

Учебно-методический комплекс для учителя включает:

  • Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта.Федеральный базисный учебный план.-М.:Дрофа, 2004.-172с.
  •  Учебник, методическое пособие, мультимедийное приложение к учебнику: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Биология. Общие закономерности / под ред. В,Б, Захарова. 7-еизд. М.: Дрофа, 2004.
  • .Богданова Т.Л.Биология.Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.Аст-Пресс Школа, 2006
  • Дикарев, Сборник задач, М Дрофа, 2001
  • Медников Б. М. Биология : формы и уровни жизни М. Просвещение , 1992
  • Лернер Г.И. Тестовые задания , М. Аквариум, 2000
  • Лернер Г.И. уроки биологии, 8 класс, М.: ЭКСМО. 2005
  • Лернер Г.И. Подготовка к ЕГЭ.Человек, М.: ЭКСМО. 2007
  • Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека, М: Просвещение, 1998г.
  • Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. – М.: Дрофа, 2004.
  • А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 1996.
  • А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
  • Тесты. Биология 9 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования – М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007. -78с.
  • Щелчкова Е. Ю. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника/ авт-сост. Е. Ю. Щелчкова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 293с.

Дополнительная литература учителя:

  1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000
  2. Муртазин  Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991
  3. Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 1998.
  4. Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина, 1998
  5. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. — М.: Мир,
  6. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995
  7. Журнал «Биология в школе»
  8. «Открытая биология» - СД-диск компании «Физикон»
  9. Регионализация курса биологии в образовательных учреждениях Республики Татарстан - Казань, 2002

Список дополнительной литературы для учащихся:

  1. Энциклопедический словарь юного биолога  Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
  2. Журнал «Биология для школьников».
  3. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение"
  4. Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г. "Просвещение"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Введение в клеточную биологию"

Объем курса 17 часов (1 час в неделю). Предназначен для изучения в 10-м классе естественнонаучного профиля.Цель курса является обеспечить углубленное изучение основ цитологии....

Рабочая программа пропедевтического курса "Физика - Химия 5-6 класс"автор Гуревич

Дано подробное поурочное планирование данного курса на основе программы под редакцией Гуревича....

Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс. Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс.Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....

Рабочая программа элективного курса "Введение в физику" 6 класс

Данная программа элективного курса имеет целью подготовить обучающихся к изучению физики в 7 классе. Планируемые результаты изучения курса включают в себя личностные,  метапредметные и  пред...

Рабочая программа элективного курса "Введение в нанотехнологии" 10 класс

Программа разработана на основе программы элективных курсовдля уча­щихся 10-11классов общеобразовательных школ. — СПб.: Школьная лига, Издательство «Лемма», 2013. - 44 с....

Рабочая программа специального курса "Введение в предпринимательство", 9 класс

Рабочая программа специального курса "Введение в предпринимательство", 9 класс, 34 часа...