конспект урока по биологии
план-конспект занятия по биологии (5 класс) на тему

Оркиш Елена Геннадьевна

Конспект урока по биологии 5 класс по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon faktory_sredy_5_klass.doc136.5 КБ
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_5_klass.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Экологические факторы и их влияние на организмы.

Дидактическая цель: создание условий  для применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.

Тип урока: «открытия» нового знания 

Задачи

Образовательная: познакомить учащихся с экологическими факторами: абиотическими, биотическими (формами взаимоотношений между организмами), влиянием деятельности человека на природу.

Развивающая:  развивать умение работать с текстом учебника, рисунками, составлению схем, делать сравнительный анализ

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.

Познавательные УУД: самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.

РегулятивныеУУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Личностные результаты обучения:  умение оценивать свою деятельность с точки зрения сохранения окружающей среды, умение использовать жизненный опыт при изучении нового материала.  

Метапредметные результаты обучения: умение применять  понятия, работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умение преобразовывать эту информацию.

Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме и  основным  понятиям.

Основные понятия: экология, экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные факторы.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Оборудование: презентация, таблицы, видеофрагменты.

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1.Организационно-мотивационный цель: включение учеников в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие учеников

Проверяют принадлежности. Настраиваются на работу

Регулятивные

Умение настроиться на взаимодействие с другими учащимися и учителем. Создание положительной мотивации.

.

2.Актуализация знаний.

Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Тексты заданий на столах.

Задание для группы №1 Вставьте пропущенные слова

Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...

Пропущенные слова: достаточным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле

Задание для группы №2 Вставьте пропущенные слова

Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц).

Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники

Задание для группы №3 Вставьте пропущенные слова

Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.

Пропущенные слова: кислорода, маленькие, свет, обонянием

Какая среда не нашла места в ваших заданиях?

 Какой  вывод можно сделать?

Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды?

Условия среды называются экологическими факторами). 

Определяет группы, объясняет ход выполнения заданий. Организует фронтальную работу, задает вопросы.

 

Работают  с заданиями, участвуют в обсуждении проверочных вопросов,

Отвечают на вопросы

Организменная со своими условиями и живущими в ней организмами

Вывод: каждая среда имеет свои условия.  

Нет. Живые организмы неразрывно связаны с окружающей их средой обитания.

Записывают в тетрадь (условия среды называются экологическими факторами).

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные:
умение достаточно полно и точно выражать свои мысли,  владение монологической и диалогической формами речи, умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя

Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, обобщать, делать выводы.

3. Постановка учебной задачи

цель: формулирование темы.

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Цветы, деревья и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года – Это факторы природы.

 Как вы думаете:  что мы будем изучать?

Учитель читает стихотворение

Задает вопросы

Слушают стихотворение.

Определяют тему. «Экологические факторы и их влияние на организмы» записывают в тетрадь.

Личностные:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные           умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Регулятивные: умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

4. «Открытие «новых знаний»

цель: изучить особенности экологических факторов

несмотря на многообразие факторов природы, приведённых в стихотворении, их можно разделить на три группы. Подумайте, какие? (Различают три группы экологических факторов: факторы неживой природы – абиотические, факторы живой природы - биотические и влияние деятельности человека на природу - антропогенный. Слайд. Важнейшие процессы, протекающие у растений и животных с участием света Фотосинтез Транспирация (испарение). Движение. Зрение у животных. Одно из главных чувств. Синтез витамина D у человека. Растения по отношению света выделяют Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые.

Слайд. Значение воды для организмов. Поддерживает процессы жизнедеятельности. Влаголюбивые, засухоустойчивые.

Температура как фактор также оказывает влияние. Растения:теплолюбивые, холодоустойчивые.

Слайд. Теплокровные, хладнокровные животные

Работа с учебником: прочитать §5

1 группа:  абзац  «абиотические факторы».

2. группа: абзац  «биотические факторы».

3. группа: рассмотрите рисунки. Что отражают они.

Отвечают на вопрос

Называют факторы.

факторы неживой природы – абиотические, факторы живой природы - биотические 

 влияние деятельности человека на природу - антропогенный.

Записывают в тетради

Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые растения Влаголюбивые, засухоустойчивые растения.

Теплолюбивые, холодоустойчивые растения

Теплокровные, хладнокровные животные

Коммуникативные

  умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Познавательные умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, осуществлять запись выборочной информации, использовать знаково-символические средства.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Личностные: умение проявлять в разных ситуация доброжелательность, внимательность, вежливость к другим, демонстрировать самостоятельность

 

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою – три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять.

5. Первичное закрепление

цель закрепить знания об экологических факторах 

Взаимодействия организмов между собой могут быть взаимовыгодными, нейтральными, конкурирующие Учитель:  Как вы думаете: о каком взаимодействии идёт речь в этих стихотворениях и загадках?

1. Стой, плотва и караси!

И пощады не проси:

Я – хозяйка здесь в пруду,

На охоту я иду.

(Щука – плотва и караси, хищничество)

2. Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

(Цветок – пчела, симбиоз)

3. Кровь попить у детворы

Любят летом комары,

Потому, что кровососы -

Надоеды – пискуны.

(Комар – человек, паразитизм)

4. Однажды на ужин испробовать волк,

вдруг захотел червяка.

- Тьфу… Гадость какая!

Он завопил.

- Посижу на диете пока.

(Волк – дождевой червь, нейтрализм)

 

А может человек влиять на окружающую природу.

Просмотр фрагментов о воздействии человека на природу.

Вывод: в ходе сегодняшнего урока мы выяснили, что живые организмы неразрывно связаны не только со средой обитания, но и друг с другом.

Текст на столах учеников.

Живые организмы неразрывно связаны не только со средой обитания, но и друг с другом. Существует даже наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и средой, в которой они обитают. Некогда эта наука являлась частью биологии, но в 1861 году английский учёный Геккель выделил её в самостоятельную науку. Ребята, как вы думаете, о какой науке идёт речь

Демонстрирует слайды

Слайд. Влияние растений на окружающую среду.

Предлагает отгадать загадки.

Какой вывод можем сделать.

Ответы учеников:

свет, тепло, вода, рельеф, состав почвы, соленость, радиация, ветер.

1.Хищничество

2.симбиоз

3.паразитизм

4.нейтрализм

Высказывают свои мысли.

Загрязняют воздух, воду, почву, вырубают  леса,

Делают вывод и отвечают на вопрос. (ЭКОЛОГИЯ)

Коммуникативные:
умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи

 Регулятивные Умение вести диалог с учителем, аргументировать свою точку зрения, оценивать свои результаты Познавательные умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; работа с учебником – анализ иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий.

6.Самостоятельная работа по проверке знаний  

1.Заполните схему.

 

2. Почему растение № 1 более развито, чем  растение №2 (рис. 14 на стр. 25)

Предлагает заполнить и проверить. (слайд)

Заполняют схему:

Познавательные: умение преобразовывать информацию из одного вида в другой

Регулятивные: умение          оценивать действия и   результаты своей и чужой деятельности, находить свои ошибки и исправлять их. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

8. Рефлексия

цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов.

На столах учеников табл.

НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ

АКТИВНО/ ПАССИВНО

На уроке мне было

Интересно/не интересно          легко/трудно

Своей работой на уроке я

Доволен /не доволен

Урок показался мне

Коротким / длинным

Мое настроение

Хорошее / не очень хорошее/ плохое.

Предлагает ответить и оценить свою работу.

Отвечают и оценивают свою работу. Сдают выполненные задания.

Регулятивные: умение          оценивать действия и   результаты своей и чужой деятельности, находить свои ошибки и исправлять их.

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,

9. домашнее задание.

§ 5,  РТ №18. повторить§1-4 (основное содержание главы стр.28). Выбрать для себя дополнительное задание. 1.примеры биотических взаимоотношений.

2. Примеры негативного влияния человека в нашем микрорайоне.

3.Составьте план сообщения «Роль зелёных растений для жизни на нашей планете».

Комментирует задание, подчеркивает ее дифференцированность, обращает внимание на основное содержание главы на стр.28

Записывают, просматривают содержание заданий.

Литература для учителя:

1. Н.В.Дубинина, В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематичекое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001..

2. Н.И.Сонин “Лучшие нестандартные уроки. Биология”, 6 класс, “Айрис-Пресс”, Москва, 2003

3.А.В.Марина “Конспекты уроков для учителя биологии. Уроки ботаники”, 6 класс, “Владос”, Москва, 2003

Литература для учащихся:

1.В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» - М.: Дрофа, 2013.

2.В.В. Пасечник Рабочая тетрадь «Биология. Бактерии, грибы, растения» - М.: Дрофа, 2013

Электронные издания: 1. Единая коллекция ЦОР.

Задание для группы №1 Вставьте пропущенные слова

Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...

Пропущенные слова: достаточным, влаги, температуры, птицы, земле

Задание для группы №2 Вставьте пропущенные слова

Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну.

Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом.

Задание для группы №3 Вставьте пропущенные слова

Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения.

Пропущенные слова: кислорода, маленькие, свет

Живые организмы неразрывно связаны не только со средой обитания, но и друг с другом. Существует даже наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и средой, в которой они обитают. Некогда эта наука являлась частью биологии, но в 1861 году английский учёный Геккель выделил её в самостоятельную науку. Ребята, как вы думаете, о какой науке идёт речь



Предварительный просмотр:

Чернышева Т.В.

Учитель биологии МБОУ «СОШ №59»

Инструктивная карта на обобщающем уроке по биологии в 5-м классе по теме «Введение. Биология – наука о живых организмах»

Задачи урока.

Обучающие: Обобщить и систематизировать знания учащихся. Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Совершенствовать умения характеризовать разнообразие живой природы, царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. Приводить примеры среды обитания живых организмов, экологических факторы и их влияние на живые организмы.

Развивающие: Развивать умения применять полученные знания при выполнении заданий;

Способствовать развитию мышления

Совершенствовать монологическую речь учащихся, навыки по умению обобщать, сравнивать, делать выводы. Совершенствовать умения работать с учебником, находить в содержании текста и рисунках необходимые сведения для выполнения заданий и ответов на вопросы..

 Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать культуру речи;

Планируемые результаты обучения

Личностные: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные: формировать умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные: формировать умение аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, а также устанавливать в коллективном возбуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности
Формы организации учебной деятельности: обобщающий урок.

Приемы деятельности учителя: организация повторения и обобщения через работу с инструктивной картой.  

Средства обучения: рабочие тетради, таблицы, презентации

Ход урока.

Организация класса – сообщение целей и задач урока.

Оформление оценочного листа в тетрадь и алгоритма работы по инструктивной карте.

Работа с учебными элементами инструктивной карты. Подведение итогов каждого учебного элемента. Анализ типичных ошибок.

Инструктивная карта к уроку по теме «Биология – наука о жизни».

  1. Занесите в тетрадь оценочный лист

Элементы урока

баллы

оценка

УЭ -1

УЭ -2

УЭ -3

УЭ -4

 

УЭ - 5

УЭ – 6 выходной контроль

2. Работайте по инструктивной карте.

Учебный

элемент

Учебный элемент с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЧ-1.

Цель: повторить основные понятия темы выявить умения использовать научную терминологию.

ЗАДАНИЕ 1. Дайте определение понятиям: биология, экология, фенология, биосфера. Наблюдение, эксперимент.  Обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение,  Среда обитания, экологические факторы.

Поставьте один балл в УЭ-1, если вы дали ответ классу. Если вы не приняли участие в этом задании, то поставьте 0 баллов в этой графе.

УЭ-2.

Цель: систематизировать умение характеризовать определить уровень умения обобщать.

ЗАДАНИЕ 2. Слайд

Приборы и инструменты

Что можно делать с их помощью

бинокль

Наблюдать удаленные объекты

микроскоп

------=-

----

Измерять скорость

линейка

-----

----------

Измерять температуру

Проведите самоконтроль по ключу и поставьте оценку в графе УЭ-2 по критериям:

0 – «5»

1 - «4»

2-3 - «3»

более 3 - «2»

УЭ-3

Цель: систематизировать умения, характеризовать, определить уровень развития познавательной активности, умение применять фактические знания

 ЗАДАНИЕ 3.Слайд

Игра крестики-нолики. Выигрышный путь Абиотические факторы

ветер

Влажность

бактерии

свет

растения

соленость

рельеф

животные

грибы

Хлопаем в ладоши, если согласны:

Лиса обитает в воде. Пингвин обитает в водной среде. Дождевой червь обитает в почве. Орел обитает в наземно-воздушной среде. Крот обитает в почве.

Поставьте в этой же графе один балл, если вы приняли участие.

УЭ-4.

Цель: Выявить умение характеризовать среды обитания, называть экологические факторы определить уровень логического мышления на основе установления причинно- следственных связей.

Задание 4.  В три колонки написать слова согласно среде обитания: корень моркови, лиса, медуза, водоросли, ель, гриб, акула, крот, медведь, пингвин, дождевой червь, морская звезда, личинка майского жука

ЗАДАНИЕ 5.:определите тип взаимоотношений между организмами:

а) сосна – берёза; олень европейский – лось; полевая мышь – хомяк обыкновенный;

:б) волк – заяц; сова – мышь; росянка - комар;

в): тля - щавель, вирус гриппа – человек, гриб-трутовик – берёза;

г): клевер – азотофиксирующие бактерии; осина – подосиновик, тля – рыжий муравей;

д): белка – лось, стрекоза – муравей, волк - воробей.

 

 

Проведите самоконтроль и поставьте балл УЭ-4 по критериям:

0-«5»

1-«4»

2-«3»

Более 2-«2»

УЭ-5.

Цель: выявить уровень способности сравнивать, обобщать, делать выводы.

Задание 6

1. Выберите 3 правильных ответа. Биологическими науками являются. а) физика б) зоология в) химия г) ботаника д)география е)анатомия.2. Методами изучения живой природы  являются. а) координация  б) сложение в) измерение г) вычитание д) эксперимент е) наблюдение.3.Царствами живой природы являются а) минералы б) бактерии в) камни г) растения д) вещества е) грибы.4.К абиотическим факторам относятся а) свет б) влажность в) растения г) человек  д) температура е) животные.

Задание 7. Установите соответствие между признаками организмов и средой обитания. Заполните таблицу.

Среда обитания

Признаки  организмов

А) наземно-воздушная

Б) водная

1.передние конечности преобразованы в крылья

2. обтекаемое тело

3. скелет мягкий

4. тело покрыто чешуей

5. отличное зрение

7.плавники

1

2

3

4

5

6

1. Проведите взаимоконтроль и поставьте баллы в УЭ-5 по критериям УЭ-4.

2. Подсчитайте общее количество баллов всех УЭ и поставьте себе оценку в графе оценка по  количеству баллов:

«5»- набрали более 10баллов;

«4»- набрали 10 баллов;

«3»- набрали менее 10 баллов;

«2»- набрали менее 5 баллов

УЭ-6 .

Выходной контроль.

цель: выявить уровень усвоения информации по теме. 

Тест. Выберите один правильный ответ.

1.Биология - это наука о

а) минералах

б) живых организмах

в) звёздах

г) горных породах

2.. Область распространения жизни составляет оболочку Земли, которая называется

а) гидросфера б) биосфера

в) литосфера г) атмосфера

3.Метод, в котором наблюдение проводят в специально создаваемых и контролируемых условиях, называется

а) эксперимент б) фенология

в) измерение г) статистика

4.Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название

  1. разглядывание
  2. измерение
  1. наблюдение
  2. экспериментирование

5. Наука о животных называется

  1. анатомией
  2. зоологией
  1. ботаникой
  2. физиологией

6. Учёные разделяют все живые организмы на

  1. 1царство
  1. 2 царства
  1. 3 царства
  2. 4 царства

7. Дождевой червь обитает в

  1. водной среде
  2. почве
  1. наземно-воздушной среде
  2. в телах других организмов

Данное задание оценит учитель и выставит общую оценку с учетом вашей работы по инструктивной карте.

Рефлексия

1

НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ

АКТИВНО/ ПАССИВНО

На уроке мне было 

Интересно/не интересно          легко/трудно

Своей работой на уроке я

Доволен /не доволен

Урок показался мне

Коротким / длинным

Мое настроение

Хорошее / не очень хорошее/ плохое.

 

2. Выскажите ваши пожелания:

какие вопросы из тех, что мы не рассмотрели на уроках по данной теме, вы хотели бы обсудить.

6. Домашнее задание: повторить параграфы 1-6; выполнить тест в рабочей тетради стр.14.;приготовить отчет по фенологическим наблюдениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии для 11 класса по теме Цитоплазма. Оболочка клетки. Лабораторная работа.rar

Конспект урока по общей биологии по теме "Цитоплазма, Оболочка". Рассматривается строение и функции таких органоидов клетки, как цитоплазма и оболочка. Представлена лабораторная работа по теме: "Плазм...

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».

    Учебно-методическая разработка данного урока   знакомит  учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...

Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»

Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе...

конспект урока по биологии "Урок экологии"

Конспект предназначен для урока посвященному году экологии....

План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе

План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе...

Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.

План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...