Конспект урока по биологии по теме: "Оплодотворение у цветковых растений"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Копонова Светлана Алексеевна

Конспект урока с использованием технологий  ЛОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_oplodotvorenie_u_tsvetkovyh_rasteniy.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Оплодотворение у цветковых растений.

Цель: изучить оплодотворение у цветковых растений.

Задачи:

Образовательные: 1. изучить биологическую сущность и значение оплодотворения

                                   Для образования плодов и семян              

        2. формировать знания о приспособленности растений к оплодотворению и размножению.

Воспитательная: продолжить экологическое воспитание школьников.

Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся к биологии.

Оборудование: цветки с пыльцой различных раннецветущих растений (ольха, тюльпан) или цветки традесканции; модель цветка; микроскопы, лупы; лабораторное   оборудование; таблица «Оплодотворение», динамические пособия по оплодотворению.

                                         Ход урока

  1. Организационный  момент

 Сконцентрировать внимание, отметить отсутствующих.

  1. Проверка знаний и умений.

        1. Индивидуальный опрос по карточкам

        Карточка №1

  1. Назовите части цветка, указанные цифрами.
  2. Назовите виды размножения растений?

        Карточка №2

  1. Дайте определение понятиям соцветие и опыление.

         2.Перечислите, какие способы размножения растений надземными побегами

             можно наблюдать в природе.                                                                        2.Фронтальный опрос.

  1. Перечислите виды корней и дайте им определение.
  2. Что такое побег?
  3. Как по вашему виду отличить генеративную почку от вегетативной?
  4. Какое размножение называют вегетативным?

          3.Индивидуальный опрос у доски.

       1. Расскажите о процессе искусственного опыления у растений.

3. Изучение нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Оплодотворение у цветковых растений».

Цель: Изучить биологическую сущность и значение оплодотворение для образования плодов и семян.

                        Беседа

Итак, пыльца попала на рыльце пестика. О чем говорит этот факт?

( Произошло опыление). А зачем цветковым  растениям необходимо опыление? (Чтобы образовался плод с семенами). Но пестик с попавшей на него пыльцой это еще не плод. Что происходит с пестиком  и пыльцой дальше? ( Образуется плод с семенами). Как он образуется? Что происходит в пестике?. (Пестик разрастается, увеличивается в размерах и образуется плод). А откуда в плодах тогда образуются семечки?

Ребятам сложно ответить на такой вопрос.

Хорошо, тогда давайте подумаем, для чего нужны семена растениям? (Для размножения). Значит в семени должен находиться зародыш – будущее маленькое растение. А зародыш может образоваться только, когда  сливаются две клетки. Одна мужская, а другая – женская. Эти  клетки называют гаметами. Это половые клетки.

Запишите определение в тетради.

У цветковых растений мужские  гаметы- спермии- очень мелкие. Женские гаметы – яйцеклетки- гораздо крупнее спермиев. Запишите схему в тетради.

        Гаметы

                                        Спермии              Яйцеклетки

         

          Слияние двух половых клеток ( гамет) называют оплодотворением.

         Значит, чтобы образовались семена с зародышами, после опыления должно произойти оплодотворение. Но теперь нам  нужно выяснить, где находятся гаметы у цветковых растений? ( Ребята  могут ответить, что женские гаметы  находятся в женских  органах  цветка – пестиках, а мужские – в мужских – тычинках. Но могут не ответить ничего ).

В таком случае нам нужно вспомнить строение тычинки и пестика, и узнать, в какой их части находятся половые клетки.

Работа в группах по 4 человека

Используя  макет цветка, учащиеся вспоминают строение тычинки. ( Тычиночная нить, пыльник с пыльцой). А что представляет собой пыльца.

Давайте рассмотрим ее

                                          Работа в парах

Возьмите инструктивные карточки и выполните задания указанные в них. Учитель может помогать ученикам.

При выполнении самостоятельной работы учащиеся убеждаются, что пылинки разных растений различаются между собой.

               Далее учитель дает информацию: пылинки похожи на маленькие зернышки. Поэтому их называют пыльцевыми зернами. Каждое пыльцевое зерно одето оболочкой, поверхность которой редко гладкое, чаще всего она неровная и покрыта шипиками, бородавочками или выростами в виде сеточки. 

                                              Беседа.

Как вы думаете, почему поверхность пыльцевых  зерен неровная? ( Это позволяет пыльцевым  зернам  удерживаться  на теле насекомого – опылителя и на рыльце).

В каждом пыльцевом зерне находится 2 половые клетки – мужские – спермии.

Модель цветка.

Теперь,  давайте  вспомним строение пестика. (Рыльце, столбик, завязь).

Во время опыления на какую часть пестика попадает пыльцевое зерно? ( На рыльце).

Чтобы пыльцевое зерно  лучше удерживалось, на рыльце пестика выделяется липкая жидкость. Теперь  давайте рассмотрим строение пестика внутри.

Работа с таблицей

                           Рассказ

Самая важная часть – это завязь. В полости завязи находятся  семязачатки (семяпочки). Число семязачатков в завязях разных растений различно. У пшеницы, ячменя, ржи, вишни завязь содержит только один семязачаток, у хлопчатника их несколько десятков, а у мака  их число достигает нескольких тысяч.

Семязачатки развиваются на внутренних сторонах стенок завязи, и как все части растения, состоят из клеток. Каждый зачаток семени одет покровом, в котором на вершине зачатка есть узкий канал – пыльцевход. Этот вход ведет к ткани, занимающей центральную часть семязачатка.

 В этой ткани, состоящей из мелких клеток с тонкими оболочками, развивается группа клеток относительно крупных. Среди них ближе к пыльцевходу находится яйцеклетка.

Итак, мы ответили на вопрос, новых растений. Вместе с учащимися продолжаем схему:

                                               Гаметы

                       

                        Спермин               яйцеклетки

                     

            в пыльцевых зернах            в полости завязи пестика

Итак, мы возвращаемся к тому, с чего начали урок.

Пыльцевое зерно, в котором находятся 2 спермия, попало на рыльце пестика. Но, чтобы произошло оплодотворение,  спермии  должны попасть внутрь семязачатка. Каким же образом?

Предлагаю группам подумать и предложить свои версии и гипотезы.

Работа с таблицей

Оказывается, что пылинка, находясь на рыльце пестика, прорастает в длинную, очень тонкую пыльцевую трубку. Пыльцевая трубка сначала растет между клетками рыльца, затем столбика и наконец врастает в полость завязи.

      По мере роста пыльцевой трубки по ней из пыльцевого зерна перемещаются два спермия, которые имеют крупные ядра. Они все время находятся близ растущего кончика пыльцевой трубки. По мере роста кончик  пыльцевой трубки врастает в семязачаток в области пыльцевхода. Яйцеклетка, которая находится близко к пыльцевходу, сливается с одним из спермиев.

Таким образом, происходит оплодотворение . Что же происходит со вторым спермием?

Работа в группах.

Группам предлагается, используя материал учебника и рисунок таблицы ответить на этот вопрос.

Второй спермий сливается с самой крупной из группы клеток. Это слияние даст начало образованию эндосперма семени. Этот процесс оплодотворения был открыт в 1898г. русским ботаником, академиком С.Г. Навашиным.

Давайте запишем выводы:

  1. Чтобы образовался плод с семенами должно произойти оплодотворение.
  2. Оплодотворение происходит при наличии половых клеток.
  3. При оплодотворении происходит два слияния:  первый спермий сливается с                  яйцеклеткой, второй с крупной центральной клеткой. Такое оплодотворение называется двойным. 

  4. Закрепление знаний.

  1. Что такое опыление?
  2. Что называется оплодотворением?
  3. Из каких частей состоит пестик?
  4. Где находятся семязачатки?
  5. Сколько семязачатков бывает в завязях разных растений?
  6. Какое строение имеет тычинка?
  7. Где находится яйцеклетка?
  8. В чем суть двойного оплодотворения у цветковых растений?

 5. Домашнее задание. п. 45 и записи в тетради           

 6. Итоги урока: Подвести итоги, оценить отвечавших.

                                Инструктивная карточка

  1. Осторожно стряхните на предметное стекло в каплю воды несколько пылинок из пыльника ольхи или орешника.
  2. Накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом.
  3. Обратите внимание на форму, размеры и поверхность пыльцы.
  4. Зарисуйте по две пылинки, рассмотренных растений и подпишите их.

                        Инструктивная карточка   А

  1. Найдите на влажном препарате и рассмотрите пищеварительную систему окуня.
  2. Найдите пищевод, желудок, тонкую кишку, печень, заднюю кишку, желчный пузырь.
  3. Чем пищеварительная система рыб отличается от пищеварительной системы уже изученных вами животных?

                       Инструктивная карточка Б

  1. Найдите  на влажном препарате окуня плавательный пузырь.
  2. Где он расположен?
  3. Связан ли плавательный пузырь окуня с кишечником?
  4. Используя учебник, ответьте на вопрос : для чего рыбам необходим плавательный пузырь?

                           Инструктивная карточка Б

  1. Каких птиц называют выводковыми?
  2. Каких птиц называют гнездовыми?
  3. Какие птицы откладывают всего 1-2 яйца, а какие –по 15-20 яиц? Почему так происходит?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии в 6кл. Космическая роль зеленых растений

Цель: углубление знаний о фотосинтезе, о значении энергии и накопленной органической массы растениями. Познакомить учеников с историей открытия фотосинтеза. Раскрыть космическую роль зеленых растений....

Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"

В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание,  действия учителя, действия ученика. Техно...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Ткани растений

Разработка конспекта урока по  биологии   7 класс по теме:Ткани растений...

Конспект урока по биологии в 7 классе на тему «Растение – целостный организм»

Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме «Цветковые растения»Цель: дать понятие воспитанникам о целостности растительного организмаЗадачи:Образовательные:-формировать у воспитанников понятие о в...

Конспект урока по биологии по теме: "Рост и развитие растений"

Конспект урока с использованием  технологий ЛОО...

Конспект урока по биологии 5 класс Покрытосеменные, или Цветковые

Урок по биологии 5 класс на тему: Покрытосеменные, или Цветковые.Цели:- обучающая: изучить многообразие и значение покрытосеменных; формировать понятия «цветок», «плод» «жизненные формы».- развивающая...

Конспект урока по биологии "Общие признаки, разнообразие, распространение, значение растений"

Основной целью урока биологии в 6 классе "Общие признаки, разнообразие, распространение, значение растений" является формирование у учащихся представлений об основных признаках представителе...