"Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Муратова Гульназ Раушановна

Цель урока:

Познакомить  учащихся с понятием «обмен веществ в организме», ассимиляция, диссимиляция, метаболизм.

Задачи урока:

Образовательные: конкретизировать знания об обмене веществ (метаболизме) как свойстве живых организмов, познакомить с двумя сторонами обмена, выявить общие закономерности метаболизма; установить связь пластического и энергетического обмена на разных уровнях организации живого и их связь с  окружающей средой.

Развивающие:формировать умение выделять сущность процесса  в изучаемом материале; обобщать и сравнивать, делать выводы; работать с текстом, схемами, другими источниками;

реализация творческого потенциала учащихся, развитие самостоятельности.

Воспитательные: используя приобретенные знания,  понимать перспективы практического использования фотосинтез; понимать влияние обмена веществ на сохранение и укрепление здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

  1. ФИО                                         Муратова Гульназ Раушановна
  2. Место работы                         МБОУ «Нижнебишевская СОШ»
  3. Должность                                 учитель биологии
  4. Предмет                                 биология
  5. Класс                                         9

6.  Базовый учебник                 Биология. Введение в общую биологию и                                                              экологию. 9 класс: учеб. для                                                                                        общеобразовательных учреждений /                                                                А.А. Каменский,Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.-                                                11-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010

Цель урока:

Познакомить  учащихся с понятием «обмен веществ в организме», ассимиляция, диссимиляция, метаболизм.

Задачи урока:

Образовательные: конкретизировать знания об обмене веществ (метаболизме) как свойстве живых организмов, познакомить с двумя сторонами обмена, выявить общие закономерности метаболизма; установить связь пластического и энергетического обмена на разных уровнях организации живого и их связь с  окружающей средой.

Развивающие:формировать умение выделять сущность процесса  в изучаемом материале; обобщать и сравнивать, делать выводы; работать с текстом, схемами, другими источниками;

реализация творческого потенциала учащихся, развитие самостоятельности.

Воспитательные: используя приобретенные знания,  понимать перспективы практического использования фотосинтез; понимать влияние обмена веществ на сохранение и укрепление здоровья.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: самостоятельная работа с учебником, индивидуальная работа у доски, фронтальная работа.

Ход урока

  1. Организационный момент.

II.      Повторение материала

  1. Проверка правильности заполнения таблицы «Сравнение строения клеток эукариот и прокариот». (Ответ учащегося у доски.)
  2. Фронтальная беседа по вопросам:
  1. Какую роль выполняет спора у прокариот? Чем она отличается от спор эукариот?
  2. Сравнивая строение и процессы жизнедеятельности эукариот и прокариот, выделите признаки, позволяющие предположить,  какие клетки исторически более древние, а какие — более молодые.
  3. Что такое ферменты? Какова их роль в организме?
  4. Что такое обмен веществ? Приведите примеры обмена веществ в организме.

III. Изучение нового материала.

Задание: сравните два определения, найдите, есть ли в них отличие или они сходны. Чем вы это можете объяснить?

Метаболизм – ряд стадий, на каждой из которых молекула под действием ферментов слегка видоизменяется до тех пор, пока не образуется необходимое организму соединение.

 Обмен веществ – последовательное потребление, превращение, использование, накопление и потеря веществ
и энергии в живых организмах в процессе их жизни.

Обмен веществ складывается из двух взаимосвязанных процессов – анаболизма и катаболизма.

Ассимиляция, или анаболизм (пластический обмен), – совокупность химических процессов, направленных на образование и обновление структурных частей клеток 

1. В ходе ассимиляции происходит биосинтез сложных молекул из простых молекул-предшественников или из молекул веществ, поступивших из внешней среды.

2. Важнейшими  процессами  ассимиляции  являются  синтез белков и нуклеиновых кислот (свойственный всем организмам) и синтез углеводов (только у растений, некоторых бактерий и цианобактерий).

3. В процессе ассимиляции при образовании сложных молекул идет накопление энергии, главным образом в виде химических связей.

Диссимиляция, или катаболизм (энергетический обмен), – совокупность реакций, в которых происходит распад органических веществ с высвобождением энергии

1. При разрыве химических связей в молекулах органических соединений энергия высвобождается и запасается в виде АТФ.

2. Синтез АТФ у эукариот происходит в митохондриях и хлоропластах, а у прокариот – в цитоплазме, на мембранных структурах.

3. Диссимиляция обеспечивает все биохимические процессы в клетке энергией.

Всем живым клеткам постоянно нужна энергия, необходимая для протекания в них различных биологических и химических реакций. Одни организмы для этих реакций используют энергию солнечного света (при фотосинтезе), другие – энергию химических связей органических веществ, поступающих с пищей. Извлечение энергии из пищевых веществ осуществляется в клетке путем их расщепления и окисления кислородом, поступающим в процессе дыхания. Поэтому этот процесс называют биологическим окислением, или клеточным дыханием.

Биологическое окисление с участием кислорода называют аэробным, без кислорода – анаэробным. Процесс биологического окисления идет многоступенчато. При этом в клетке происходит накопление энергии в виде молекул АТФ и других органических соединений.

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Что такое ассимиляция? Приведите примеры реакций синтеза в клетке.
  2. Что такое диссимиляция? Приведите примеры реакций распада в клетке.
  3.  Докажите, что ассимиляция и диссимиляция — две стороны единого процесса обмена веществ и энергии — метаболизма.

Задание. Установите соответствие между процессами, протекающими в клетках организмов, и их принадлежностью к ассимиляции или диссимиляции:

Процессы, протекающие в клетках

Обмен веществ

1. Испарение воды

2. Дыхание

3. Расщепление жиров

4. Биосинтез белков

5. Фотосинтез

6. Расщепление белков

  7.Расщепление
     полисахаридов

  8. Биосинтез жиров

  9.Синтез
     нуклеиновых кислот

10. Хемосинтез

А – ассимиляция

Б – диссимиляция

Ответ:  1 – Б,  2 – Б,  3 – Б,  4 – А,  5 – А,  6 – Б,  7 – Б,  8 – А,  9 – А, 10 – А.

Домашнее задание: Изучить § 2.8 «Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм», ответить на вопросы в конце параграфа, повторить § 1.7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция.

Конспект урока биологии в 9 классе....

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

Тема: Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Цель урока: Познакомить учащихся с понятием «обмен веществ в организме», ассимиляция, диссимиляция, метаболизм. Задачи урока: Образовательные: конкр...

Методическая разработка к уроку. "Ассимиляция. Диссимиляция. Метаболизм"

Материал может быть использован учителем при изучении новой темы на уроках биологии в 10 классе. Учащиеся могут использовать при повторении  урока, закреплении полученных знаний, при подготовке к...

Кроссворд по биологии в 9 классе на тему«Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Фотосинтез. Хемосинтез»

Кроссворд по биологии в 9 классе на тему«Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Фотосинтез. Хемосинтез»...

Метаболизм. Ассимиляция. Диссимиляция. Биосинтез белка. Фотосинтез. Энергетический обмен.

Метаболизм. Ассимиляция. Диссимиляция.Биосинтез белка. Фотосинтез. Энергетический обмен. Проверка знаний. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по биологии....