Рабочая программа курса по выбору «Отдельные вопросы цитологии»
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Усманова Резида Гумаровна

Формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся цитологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predprofilnyy_9_klass.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

На заседании методического совета школы

Протокол № ___ от

 «_____»_______________2015 г.

Руководитель ШМС

________________Усманова Р.Г.

.

               

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «СОШ №4 п.г.т. Кукмор»  Кукморского муниципального района РТ

_____________Хасанов А.И.

«___»_______________2015 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 п.г.т. Кукмор»                                   Кукморского Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Рабочая программа

курса по выбору «Отдельные вопросы цитологии»

Усмановой Р.Г., учителя биологии высшей квалификационной категории

(учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-ых классов, 17 часов)

2015-2016 учебный год


Пояснительная записка

       Рабочая программа предпрофильного курса по выбору «Отдельные вопросы цитологии» составлена на основе авторской программы Усмановой Р.Г. Предлагаемый предпрофильный  курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 9 классов, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам. Предпрофильный  курс рассчитан на 17 часов. К нему разработан подробный тематический план. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач и проблем по цитологии.

              Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.

  Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся цитологией.

            Основная концепция курса:

 Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности;

Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;

Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук;

Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно-генетические – основы деятельности клеток – и что с подобного рода нарушениями бороться трудно и, порой, невозможно;

            Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

Устройство светового микроскопа;

Положения клеточной теории;

Особенности строения прокариотической и эукариотической клеток;

Сходство и различие растительной и животной клеток;

Основные функции компонентов и органоидов клеток: мембрану, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;

Основные этапы биосинтеза белка в эукариотической клетке – транскрипцию и трансляцию;

Особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;

Реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды.

Учащиеся должны уметь:

Работать со световым микроскопом и препаратами;

Называть составные части клетки и “узнавать” их на схеме или фотографии;

Изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;

Определять тип ткани по фотографии;

Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярного до организменного);

Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;

Работать с современной биологической и медицинской литературой;

Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их;

Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.

Содержание курса

Тема 1. Введение в биологию клетки (2 ч).

Задачи современной цитологии. Клеточная теория – основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.

Лабораторная работа. Устройство микроскопа.

Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (2 ч).

Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и растительная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки.

Лабораторная работа. Особенности строения клеток эукариот и прокариот.

Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (2 ч).

Мембрана: современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток. Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток – его компоненты и функции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клеток.

Лабораторная работа. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

Тема 4. Метаболизм – преобразование веществ и энергии (3 ч).

Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке. Гетеротрофы и автотрофы. Митохондрии – энергетические станции клетки. Схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез. Хемосинтез.

Тема 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток (4 ч).

Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра. Понятие о хроматине. Структура хромосом. Ядрышко – его строение и функции.

Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Понятие о жизненном цикле клеток – его периоды. Репликация ДНК – важнейший этап жизни клеток. Митоз – его биологическое значение. Понятие о “стволовых” клетках. Теория “стволовых клеток” – прорыв в современной биологии и медицине.

Мейоз – основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. Старение клеток. Рак – самое опасное заболевание человека и других живых существ.

Тема 6. Эволюция клетки (2ч).

Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Теории эволюции про - и эукариотических клеток. Происхождение многоклеточных организмов.

Обобщающий семинар (2 ч). Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого.

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Основные вопросы, рассматриваемые на уроке

Дата

Примечание

Планируемая

Фактическая

Тема 1. Введение в биологию клетки (2 ч)

1

Введение в биологию клетки. Задачи современной цитологии. Клеточная теория – основной закон строения живых организмов.

Задачи современной цитологии. Клеточная теория – основной закон строения живых организмов.

2

 Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.

Заслуга отечественных биологов.

Лабораторная работа. Устройство микроскопа.

Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (2 ч)

3

Прокариоты и эукариоты. Сходства и различия. Теории происхождения эукариотической клетки.

Лабораторная работа. Особенности строения клеток эукариот и прокариот

4

Животная и растительная эукариотическая клетка.

Сходства и различия животной и растительной эукариотических клеток

Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (2 ч)

5

Современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток.

Универсальный характер строения мембраны всех клеток. Мембранные органоиды клеток.

6

 Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток – его компоненты и функции в разных типах клеток.

Лабораторная работа. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

Тема 4. Метаболизм – преобразование веществ и энергии (3 ч)

7

Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке.

Источники энергии в клетке.

8

Гетеротрофы и автотрофы. Митохондрии – энергетические станции клетки.

Митохондрии – энергетические станции клетки.

9

 Схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез. Хемосинтез.

Схема синтеза АТФ в клетке.

Тема 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток (4 ч)

10

Ядерный аппарат и репродукция клеток.

Понятие о хроматине. Структура хромосом.

Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра. Понятие о хроматине. Структура хромосом. Ядрышко – его строение и функции.

11

Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Репликация ДНК – важнейший этап жизни клеток.

Понятие о жизненном цикле клеток – его периоды. Репликация ДНК – важнейший этап жизни клеток.

12

 Митоз – его биологическое значение. Теория “стволовых клеток” – прорыв в современной биологии и медицине.

Митоз – его биологическое значение. Понятие о “стволовых” клетках.

13

Мейоз – основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза.

Биологическое значение мейоза. Старение клеток. Рак – самое опасное заболевание человека и других живых существ.

Тема 6. Эволюция клетки (2ч)

14

Эволюция клетки.

Эволюция клетки. Первичные этапы биохимической эволюции на Земле

15

Теории эволюции про - и эукариотических клеток.

Теории эволюции про - и эукариотических клеток. Происхождение многоклеточных организмов

Обобщающий семинар (2 ч)

16

Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого.

Обобщающий семинар

17

Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого.

Контрольное тестирование

Литература для учителя:

Вельш У., Шторх Ф. Введение в цитологию и гистологию животных – пер. с нем. М: Мир, 1986.

Заварзин А.А. и др. Биология клетки: учебник. – Изд-во СпбГУ, 1992.

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т. – М.: Мир, 1998г.

Литература для учащихся:

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Избранные вопросы математики»

Данная авторская программа   разработана   для   учащихся   9-х   классов    основной общеобразовательной школы. Программа составлена н...

Программа курса по выбору «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ» для 9 КЛАССА

В рабочей программе отражены вопросы основного курса математики, которые включены в содержание ОГЭ...

ПРОГРАММА по алгебре для 7-8-го классов курса по выбору "Интересные вопросы алгебры"

Аннотацияк рабочей программе курса по выбору        "Интересные вопросы алгебры"математике 7-8 классовДанная программа курса по выбору разработана в соответствии с т...

Программа курса по выбору "Избранные вопросы математики" 9 класс

Программа курса по выбору "Избранные вопросы математики" 9 класс...

Рабочая программа Курса по выбору «Избранные вопросы математики» 9 класс.

Рабочая программа курса по выбору "Избранные вопросы математики". 9 класс...