РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии. Уровень образования (класс) 11 класс (профильный уровень)
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Климова Светлана Витальевна

Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Саблина, 2008, государственного образовательного стандарта (Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, 2006)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_profil_11_klass.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа      Бутурлиновского муниципального района Воронежской области     397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71  тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,

эл.  адрес: but-school@mail.ru

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

МО учителей

от _____ 201_  года № 1 ___________          Климова С.В.

подпись руководителя МО            Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора поУВР____________Васильченко  

                  подпись                             Ф.И.О.

__________ 201_  года

                                УТВЕРЖДЕНО

          Приказом  директора школы

         __________     Штельцер И.Е.

         №______  

 

         от _________        201__г .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

        по    _биологии

Уровень образования (класс)  11 класс (профильный уровень)

Количество часов _105.          

Учитель   Климова С.В.

Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Саблина, 2008, государственного образовательного стандарта (Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, 2006)

2015 -2016 уч.год.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса биологии 11 класса составлена на основе следующих документов:

1 Э.Д. Днепров, А.Т. Аркадьев. Сборник нормативных документов. Биология. Москва, 2006

2 Г.И. Дымшиц, О.В. Саблина. Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 10-11 классы. Москва. «Просвещение», 2008

 Курс общей биологии направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации, эволюции. В курс включены сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Программа предусматривает  формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Приоритетными для предмета являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

Изучение биологии направлено на  достижение следующих целей и задач

-формирование  конкурентноспособной личности учащегося, обладающего мобильностью знаний с целью адаптации в обществе;

-освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, о методах биологических наук, строении, многообразии и особенностях биосистем,  биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

-овладение умениями характеризовать открытия в области биологии, устанавливать связь между развитием биологии и проблемами человечества, самостоятельно проводить биологические исследования;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

-воспитание необходимости бережного отношения к окружающей среде, убежденности в познаваемости закономерностей живой природы;

-использование приобретенных знаний и  умений в повседневной жизни для правильного отношения к собственному здоровью, окружающей среде.

Тематическое   планирование

Раздел 3.Эволюция органического мира

Тема 10. Возникновение и развитие  эволюционной биологии  (10 часов)

Тема 11 Механизмы эволюции  (26 часов)

Тема 12. Возникновение и развитие жизни на Земле  (10 часов)

Тема 13. Возникновение и развитие человека – антропогенез  (10 часов)

Тема 14. Селекция и биотехнология  (9 часов)

Раздел 4. Организмы в экологических системах

Тема 15. Организмы и окружающая среда  (10 часов)

Тема 16. Сообщества и экосистемы  (14 часов)

Тема 17. Биосфера (5 часов)

Тема 18. Биологические основы охраны природы  (8 часов)

Проведение биологических исследований

Лабораторные работы

1

Анализ генетической изменчивости в популяциях домашних кошек

2

Наблюдение и описание вида по морфологическому критерию (гербарии,  коллекции насекомых)»

3

Выявление изменчивости у особей одного вида (гербарные образцы, наборы семян, коллекции насекомых и т. п.)»

4

Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны.

знать: 

-основные положения синтетической теории эволюции; теории антропогенеза; о путях  и направлениях эволюции,  о центрах многообразия и происхождения культурных растений Н.И. Вавилова;  учение В. И. Вернадского о биосфере;

-сущность законов гомологических рядов наследственной изменчивости, зародышевого сходства, Харди – Вайнберга; правила экологической пирамиды; гипотез сущности и происхождения жизни, происхождения человека;

-имена ученых и их вклад в формирование научной картины мира;

-строение биологических объектов; структуру вида и экосистем;

-сущность биологических процессов и явлений: искусственного и естественного отбора; влияния элементарных факторов на эволюцию,  генофонда  популяции,  формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах  и биосфере; эволюции биосферы;

-использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);

- современную  биологическую символику и терминологию;

 уметь

-объяснять: биологические теории, идеи, принципы, гипотезы в формировании современной научной картины мира и научного мировоззрения; взаимосвязи организмов и окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас;

-причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

-решать биологические задачи разной сложности;

-составлять схемы путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

-описывать представителей разных видов по морфологическому критерию экосистемы и  агроэкосистемы своей местности и региона;

-выявлять приспособление  организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические  и биотические компоненты экосистемы; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде; антропогенные изменения в экосистемах своего  района;

-сравнивать формы, процессы и явления естественного отбора; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции, делать выводы на основе сравнения;

-анализировать и оценивать гипотезы происхождения жизни и человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере; этические аспекты современных исследований в биологической науке;

-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, Интернет-ресурсах и применять ее в собственных исследованиях;

-использование приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневности жизни: для оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды; для осуществления личных действий по защите окружающей среды;

-применять знания о развитии науки и практики в Татарстане при изучении раздела о селекции, экологии, охране природы.  

Программа реализуется на уроках разных типов. Используются уроки в форме лекций, дискуссий, семинаров. По теме «Биологические основы охраны природы» предусмотрено проведение исследовательской работы «Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоемов».

Методика обучения в профиле должна быть насыщена приемами, способствующими развитию у школьников самостоятельности, креативности, информационной грамотности.

Практико-ориентированный подход осуществляется через выполнение лабораторных работ, исследовательских, работы в группах. Программа предусматривает  работу по подготовке к ЕГЭ

Используемые педагогические технологии:

Элементы:

- личностно-ориентированное обучение,

-частично-проблемное обучение

-дифференцированный подход к обучению,

-информационно - коммуникативные методы,

-исследовательские методы

Средства обучения:

Карточки «Среда обитания живых организмов», «Этапы развития позвоночных», «Круговорот биогенных элементов», «Эволюция растений и животных»

Таблицы по общей биологии  

Модели палеонтологических находок «Происхождение человека»

Коллекции «Формы сохранности ископаемых растений и животных», «Рудименты животных», «Приспособления у животных», «Приспособления у растений к защите от травоядных животных»

Модель-аппликация «Симбиотическая теория образования эукариот»

Таблицы «Эволюция движений позвоночных животных»

Набор микропрепаратов по общей биологии

http://www.lseptember.ru/ru/bio/ 

http://www.crosswmds.net/~livingthmgs/ 

http://rmc.psta.ac.ru/YP/Yp_ir/data/B02.HTM

Учебник

П.М. Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др. Биология. Общая биология. Профильный уровень.  Часть 1. М., «Просвещение», 2014

Дополнительная литература  

1 Л.Г. Анастасова. Самостоятельные работы по общей биологии. М., Просвещение, 1989

2 Т.Л. Богданова. Биология. Задания и упражнения. М., Высшая школа,1984

3 О.В. Гончаров. Генетика. Задачи. Саратов, лицей, 2008

4 Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина и др. Биология. Общая биология: практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. М., Просвещение, 2008

5А.А.Каменский, Н.А. Соколова, С.А. Титов. Биология.1000  вопросов и ответов. М., Университет, 1999

6 Г.И. Лернер. Общая  биология. Поурочные тесты  и задания. М., Аквариум, 1998

7 А.Н. Мягкова, Г.С. Калинова, В.З. Резникова. Зачеты по биологии. Общая биология. М., Лист, 1999

8 И.Р. Мухамеджанов. Тесты. Зачеты. Блицопросы по общей биологии. 10-11 классы. М., «Вако», 2006

9 В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. Готовимся к  единому государственному экзамену. Биология. Животные. М., Дрофа, 2008

10 В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. Готовимся к  единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. М., Дрофа, 2008

11 В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. Готовимся к  единому государственному экзамену. Биология. Человек. М., Дрофа, 2008

12 В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. Готовимся к  единому государственному экзамену. Биология. Общая биология. М., Дрофа, 2008

CD-ROM.  Интерактивный тренинг. Подготовка к ЕГЭ. Биология. «Новая школа», 2007

CD-ROM. Тесты по биологии. 9 класс, «Новый диск», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень).

Рабочая программа по биологии 10-11 классы (профильный уровень)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРАВУ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

Данный материал содержит рабочую программу среднего (полного) общего образования по праву (профильный уровень) 10-11 класс. Право – как учебный предмет на профильном уровне – обеспечивает углубле...

Рабочая программа по предмету "Литература" 10 - 11 класс (профильный уровень), составленная на основе Федерального компонента госстандарта образования для основной общей школы в соответствии с программой, допущенной Министерством образования

Рабочая программа и тематическое планирование уроков литературы в 10 - 11 классах составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы в соответ...

Рабочая программа по предмету "Литература" 10 - 11 класс (профильный уровень), составленная на основе Федерального компонента госстандарта образования для основной общей школы в соответствии с программой, допущенной Министерством образования

Рабочая программа и тематическое планирование уроков литературы в 10 - 11 классах составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы в соответ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) – 10 КЛАСС

Рабочая  программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне.Рабочая  программа кон...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) – 11 КЛАСС

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ  СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО БИОЛОГИИ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) – 11 КЛАСС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По биологии Уровень образования (класс): основное общее ( 6 класс) Количество часов: 34 часа 1 раз в неделю Учитель: Савинкова О.В.

  Рабочая программа  составлена на основе «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс», авторской программы «Биология. Живой ...