РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) – 10 КЛАСС
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

Александровская Светлана Александровна

Рабочая  программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне.

Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по разделам курса и  последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные  задачи:

– информационно-методическая задача позволяет всем участникам образовательного процесса получить на профильном уровне представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;

– организационно-планирующая задача предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

 

Структура документа.

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока,  перечнем лабораторных и практических работ; требования к уровню подготовки выпускников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 8

с углубленным изучением отдельных предметов»  (МАОУ «Средняя школа № 8»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО БИОЛОГИИ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) – 10 КЛАСС

СОСТАВИТЕЛЬ: АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Статус документа.

Рабочая  программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне.

Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по разделам курса и  последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные  задачи:

– информационно-методическая задача позволяет всем участникам образовательного процесса получить на профильном уровне представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;

– организационно-планирующая задача предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа.

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока,  перечнем лабораторных и практических работ; требования к уровню подготовки выпускников.

10 класс

Количество часов: всего 105 часов - в неделю 3 часа.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Общая биология. Профильный уровень: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений /Л.Н. Сухорукова, В.С.Кучменко, Т.Ф.Черняковская - М.: «Просвещение» , 2008. -223с.;

 Общая характеристика учебного предмета.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования  на профильном уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее  отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на профильном уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе на профильном уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.

В соответствии с ними выделены содержательные линии курса:

Во введении в раздел рассматривается методология биологического познания, предмет исследования биологической науки, ее краткая история, связь с культурой. Дается ценностная установка о важности изучения законов и теорий биологии для дальнейшей профессиональной деятельности.

Методологическое введение способствует более глубокому пониманию изучаемого теоретического материала, развитию способности к осознанию собственной познавательной деятельности. При изложении истории науки рассматривается развитие эволюционных представлений, теория Ч. Дарвина, что позволяет провести эволюционную идею через все содержание курса, обеспечить его целостность.

Раздел «Биологические системы: клетка, организм» призван заложить фундамент для последующего изучения теоретических положений генетики, экологии, эволюции. Особенностями содержания этого раздела являются:

- обращение к истории развития клеточной теории, ее социокультурным истокам, основным открытиям в области биологии клетки с целью усиления познавательной мотивации;

- формулирование положений современной клеточной теории с   позиций   системного   подхода   с   целью   систематизации
изучаемого эмпирического материала;

- обобщение знаний об организме, полученных в основной
школе; особенностях полового и бесполого размножения, чередовании поколений в жизненных циклах растений;

-ориентация на применение знаний в ситуациях, приближенных к повседневной жизни при изучении процессов фотосинтеза, хемосинтеза, дыхания, брожения;

-обучение правилам поведения в период распространения эпидемий,  вакцинации, применения антибиотиков и интерферонов, здорового питания при рассмотрении особенностей строения, размножения, обмена веществ прокариот и вирусов.

Структура и содержание следующего раздела «Основные закономерности нтеледственности и изменчивости» существенно обновлены и направлены на прослеживание преемственности в развитии основных идей, понятий и теорий генетики. Наиболее ярко эта преемственность проявляется в развитии понятия «ген», его содержание последовательно обогащается при переходе от учения Г. Менделя к хромосомной теории наследственности и от нее — к молекулярной теории гена. Именно развитием центрального понятия генетики, а также необходимостью ознакомления старших школьников с понятием «геном» и проектом «Геном человека», широко транслированным в современную культуру, продиктовано усиление внимания к вопросам молекулярной генетики. В связи с этим материал об реализации генетической информации в процессе биосинтеза белков рассматривается в генетическом разделе (а не при изучении обмена веществ, как это было принято), так как представляет собой   фрагмент   молекулярной   теории  гена.   Особенностью генетического раздела является также усиление внимания:

- к важнейшему теоретическому обобщению биологии — закону гомологических рядов в наследственной изменчивости, имеющему большое практическое значение и связывающему генетику с селекцией и теорией эволюции;

- к реальным проблемам генетики развития, онкогенетики и иммуногенетики;

- к социально-этическим проблемам познания жизни и человека (при изучении генной инженерии и технологии клонирования млекопитающих), что согласуется с современной культурно-исторической ситуацией.

Ц е л и.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

 освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

 овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;

 воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

 использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая  программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются:  сравнение объектов,  анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Результаты обучения.

Результаты изучение курса «Общая биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования на профильном уровне направлены на  реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять,  описывать, выявлять, сравнивать, решать задачи,  анализировать и оценивать, изучать, находить и критически оценивать информацию о биологических объектах.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены  требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Рабочая программа рассчитана на 105 часов в 10 классах (3 часа в неделю).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 10 КЛАСС (105 часов)

 I-II. Введение (4 ч)

Биологическое познание, его закономерности. Наблюдение и эксперимент — методы эмпирического способа познания. Значение фактов для развития науки. Теоретический способ познания. Моделирование. Развитие научных идей до гипотез и теорий. Системный подход в биологическом познании. Основные свойства живых систем: дискретность, соподчинение, упорядоченность, открытость для веществ и энергии. Уровни организации живой природы.

Предмет исследования биологии, краткая история развития, связь с культурой. Развитие эволюционных представлений. Социокультурные истоки возникновения и основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина. Значение дарвинизма для развития науки.

    Демонстрация: таблицы и схемы, отражающие разнообразие живых систем и экосистем, гербарные материалы; коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность,   борьбу за существование, результаты искусственного отбора.

Раздел I. Биологические системы: клетка и организм (47 ч)

III.Химия клетки (8 ч)

Биохимия, ее задачи, краткая история развития. Выдающиеся исследователи в области биохимии. Важнейшие химические элементы клетки. Неорганические вещества. Вода, особенности строения молекулы, функции в живых организмах. Органические соединения. Углеводы (моно-, ди- и полисахариды), их функции. Липиды (жиры и жироподобные вещества), их функции. Белки. Строение молекулы белка; первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры. Денатурация. Биологические функции белков. Исторические моменты открытия ферментативной функции белков. Нуклеиновые кислоты. Структура молекулы ДНК, ее информационная функция. Особенности строения РНК, типы РНК; функции РНК в клетке. Аденозинтрифосфат (АТФ) - универсальный биологический аккумулятор энергии. Строение молекулы АТФ. Макроэргическая связь.

Демонстрация: устройство светового микроскопа, таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение мономеров и биополимеров.

Лабораторные работы:
Лабораторная работа №1
. Действие на белки солей тяжелых металлов.

Лабораторная работа №2.. Роль ферментов в биохимических реакциях. 

 Практические работы:
 Практическая работа № 1. Решение задач по молекулярной биологии.

 Практическая работа № 2.Решение задач по молекулярной  биологии.

IV. Клетка эукариот — целостная система взаимосвязанных
органоидов (12 ч)

Основные этапы накопления знаний о клетке. Клеточная теория как исторически первое теоретическое обобщение биологии. Положения теории, ее социокультурные истоки. Значение работ Р. Вирхова, К. Бэра для развития клеточной теории. Современный этап в истории развития клеточной теории. Методы цитологических исследований. Значение клеточной теории для развития биологии.

Общий план строения клетки эукариот. Поверхностные структуры (клеточная стенка, гликокаликс), строение и функции. Клеточные мембраны: их строение и функции. Взаимосвязь мембран, роль в обеспечении целостности клетки. Поступление веществ в клетку: пассивный и активный транспорт. Ядро, его строение и функции. Компоненты ядра: ядрышко, хроматин и хромосомы. Вакуолярная система клетки (эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоли). Немембранные органоиды клетки — рибосомы. Опорно-двигательная система клетки: микрофиламенты, микротрубочки, клеточный центр. Органоиды передвижения: реснички и жгутики. Пластиды и митохондрии, строение и функции, происхождение, черты сходства с клеткой прокариот.

Демонстрация: таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение растительных и животных клеток и органоидов.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа 3. Строение клеток эукариот.

Лабораторная работа №4. Живые и мертвые клетки. Явление дезорганизации.

Лабораторная работа №5.  Движение цитоплазмы.

Лабораторная работа №6. Явления плазмолиза и деплазмолиза в растительных клетках.
Обобщение знаний:

1. Химический состав и строение клетки эукариот. Систематизирующая роль клеточной теории (семинар).

V. Клетка — открытая система (10 ч)

Фотосинтез. История изучения фотосинтеза. Вклад К.А. Тимирязева в изучение фотосинтеза, личностные качества выдающегося ученого. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Планетарная ценность фотосинтеза, его практическое значение в создании нефти, газа, каменного и бурого углей. Влияние факторов внешней среды на фотосинтез. Хемосинтез, его планетарная роль в создании невосполнимых природных ресурсов — залежей полезных ископаемых (железа, серы, марганца и др.). Вклад С.Н. Виноградского в изучение хемосинтеза. Биологическое окисление органических веществ. Анаэробное окисление. Гликолиз. Брожение. Практическое использование брожения в древнейших направлениях биотехнологии (виноделии, хлебопечении, производстве молочнокислых продуктов). Аэробное окисление ПВК в митохондриях. Энергетический выход полного аэробного окисления глюкозы. Обмен веществ как целостный процесс. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена - основа существования клетки как целостной и открытой системы.

Демонстрация таблиц, схем, иллюстрирующих энергетический обмен, опытов, демонстрирующих результаты фотосинтеза.

Обобщение знаний:

1.        Энергетика клетки: значение фотосинтеза и дыхания в
обменных процессах (семинар).

2.        Вклад К.А. Тимирязева, П. Митчела, С.Н. Виноградского в
развитие представлений об обмене веществ (конференция).

VI.Размножение и развитие организмов (11 ч)

Жизненный цикл клетки. Интерфаза, ее значение. Митоз. Биологический смысл митоза. Редукционное деление — мейоз и его фазы. Интерфаза. Мейоз I. Особенности профазы I. Конъюгация и кроссинговер. Метафаза I, анафаза I, телофаза I. Мейоз II, его фазы. Конечный результат мейоза, его биологическое значение. Воспроизведение и размножение. Способы размножения организмов. Бесполое размножение и его формы (деление одноклеточных организмов митозом, вегетативное размножение, почкование). Ценность и преимущества бесполого размножения. Половое размножение, его значение для эволюции. Развитие половых клеток (гаметогенез). Стадии сперматогенеза. Особенности строения сперматозоидов. Стадии оогенеза. Особенности строения яйцеклеток. Оплодотворение, его биологическое значение. Партеногенез. Чередование поколений в жизненном цикле растений. Спорофит и гаметофит. Гаметофитная и спорофитная линии эволюции. Редукция гаметофита у голосеменных и покрытосеменных растений. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений. Значение работ С.Г. Навашина. Приспособления цветковых растений к наземным условиям существования. Онтогенез. Особенности индивидуального развития животных. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития животных. Прямое и непрямое развитие. Организм целостная система взаимосвязанных клеток, тканей, органов и систем органов.

Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие этапы митоза,, мейоза,, стадии онтогенеза,, способы бесполого и полового размножения, чередования поколений,, двойного оплодотворения.

 Лабораторные работы:

 Лабораторная работа №7. Митоз в клетках корешка лука.

 Лабораторная работа №8. Строение половых клеток. Дробление зиготы, зародышевые листки.

Обобщение знаний:

1. Деление клеток как основа разнообразия способов размножения живых организмов (семинар).

VII. Прокариоты. Неклеточные формы жизни — вирусы (6 ч)

Строение клетки прокариот. Размножение бактерий. Скорость размножения и особенности протекания инфекций бактериальной природы. Антибиотики, правила их применения. Особенности обмена веществ прокариот, их роль в экосистемах, круговороте азота. Разнообразие прокариот: цианобактерии и архебактерии, особенности жизнедеятельности, ценность для биосферы. Происхождение эукариотической клетки. Гипотеза клеточного симбиоза. Неклеточные формы жизни. Особенности строения, жизнедеятельности и размножения вирусов, их происхождение. Вклад Д.И. Ивановского в вирусологию, ее перспективы развития и значение. Вирусные заболевания, их лечение и профилактика. Роль интерферонов, здорового образа жизни для поддержания иммунитета. Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Амитоз.

Демонстрация: таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение вирусов, их размножение.

Обобщение знаний: 1. Прокариоты и неклеточные формы жизни — вирусы (семинар).

Раздел II.  Основные закономерности наследственности и изменчивости (52 ч)

VIII. Закономерности наследственности (24 ч)

Г. Мендель- основоположник генетики, его предшественники. Принцип дискретной наследственности, его значение для успешного развития генетики. Моногибридное скрещивание. Гибридологический метод. Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Менделя). Закон расщепления в потомстве гибридов (второй закон Менделя). Генетическая символика. Объяснение законов Менделя с позиций гипотезы чистоты гамет. Генотип. Фенотип. Промежуточный характер наследования. Анализирующее скрещивание. Закон независимого комбинирования признаков (третий закон Менделя), его :н1мчоние для обоснования комбинативной изменчивости. Судьба классической работы Г. Менделя и переоткрытие его законов. Мендель и Дарвин — современники. Значение учения Менделя для развития эволюционной теории Дарвина.

Хромосомная теория наследственности — выдающееся обобщение биологии первой четверти XX в., краткая история, основные положения. Объяснение законов Менделя с позиций хромосомной теории наследственности. Сцепленное наследование. Закон Т. Моргана, вклад его школы в обоснование хромосомной теории наследственности. Нарушение сцепления сгнои, его последствия. Генетические карты хромосом. Хромосомное определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Особенности проявления Х-хромосомы у самок млекопитающих, инактивация одной Х-хромосомы. Взаимодействие генов: комплементарные гены, эпистаз, полимерия, плейотропное дейстиие генов. Цитоплазматическая наследственность.

Краткая история развития молекулярной генетики. Вклад отечественных ученых (Н.К. Кольцов, Н.В. Тимофеев-Ресовский) в выяснение молекулярной природы гена. Открытие комплементарного строения ДНК (Д. Уотсон, Ф. Крик). Репликацил ДНК. Образование и-РНК на матрице ДНК. Генетический код, его свойства: триплетность, однозначность, врожденность неперекрываемость. Биосинтез белков .Роль транспортных РНК. Трансляция. Обратная транскрипция у РНК-содержащих вирусов. Регуляция активности генов. Значение работ Ф. Жакоба, Ж. Моно. Развитие представлений о структуре гена. Геном.

Особенности организации генома прокариот и эукариот. Молекулярная теория гена, ее значение. Генная инженерия, перспективы  в направлении получения материалов и лекарств нового поколения. Социально-этические проблемы создания трансгенных организмов. Генетически модифицированные продукты.

Демонстрация: гербарные материалы по результатам скрещивания растений на учебно-опытном участке, таблицы, схемы, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом.

Практические работы:

 Практическая работа № 3. Составление и решение генетических задач по теме: «Моногибридное скрещивание».

 Практическая работа № 4.  Решение генетических задач по теме: «Дигибридное скрещивание».

 Практическая работа № 5.  Решение генетических задач по теме: «Сцепленное наследование  признаков».
 Практическая работа № 6. Решение генетических задач по теме: «Наследование признаков сцепленных с половыми хромосомами».

 Практическая работа №7 . Решение генетических задач по теме: «Комплексное наследование признаков».

Обобщение знаний.

Выдающиеся отечественные генетики (конференция).

Перспективы развития, социально-этические проблемы молекулярной генетики и генной инженерии (дискуссия).

IX.        Основные закономерности изменчивости (8 ч)

Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. История и положения мутационной теории Г. де Фриза. Типы мутаций: геномные, хромосомные, генные. Механизм возникновения генных мутаций. Прямые и обратные генные мутации. Соматические и генеративные мутации. Искусственное получение мутаций. Физические, химические и биологические мутагены. Роль отечественных ученых в изучении искусственного мутагенеза. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова (или теория изменчивости). Предсказательные возможности закона и его значение для развития генетики и селекции. Н.И. Вавилов — выдающийся отечественный генетик и селекционер, личностные качества ученого. Модификационная изменчивость, ее значение. Норма реакции.

Демонстрация: растения, иллюстрирующие влияние условий среды на изменчивость организмов, таблицы, схемы, поясняющие закономерности мутационной и модификационной изменчивости.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №9.  Модификационная изменчивость. Вариационный ряд, вариационная кривая.

Обобщение знаний:

1. Основные закономерности изменчивости (семинар).

X.        Основы генетики развития (6 ч)

Закономерности дифференциации клеток на ранних стадиях онтогенеза. Экспериментальные доказательства обратимости дифференцированного состояния клеток. Клонирование позвоночных животных как одно из направлений биотехнологии. Перспективы и социально-этические проблемы развития технологии клонирования животных и человека. Ответственность ученых за последствия своих исследований. Генетические основы иммунитета. Синдром приобретенного иммунодефицита -СПИД. Строение и жизненный цикл ВИЧ. Профилактика СПИДа. Индивидуальное развитие и проблема рака. Биологические особенности злокачественной опухоли. Теория злокачественного роста. Наследственность и рак. Экологические условия развитых стран и онкозаболевания.

Демонстрация: таблицы и схемы, иллюстрирующие экспериментальное доказательство обратимости дифференцированного состояния клеток, строение, жизненный цикл ВИЧ.

XI.        Генетика человека (7 ч)

Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, биохимические, микробиологические, цитогенетические методы. Хромосомные болезни, их причины. Генная терапия. Ценность генетических знаний: резус-фактор, близкородственные браки и их последствия, профилактика наследственных болезней, медико-генетическое консультирование. Проект «Геном человека», его значение.

Генетическая неоднородность человечества — основа его биологического и социального прогресса.

Демонстрация: таблицы, иллюстрирующие методы изучения наследственности человека, хромосомные болезни.

Практические работы:

Практическая работа № 8.Составление родословных.

XII.        Генетика и селекция (7 ч)

Неолитическая революция. Искусственный отбор и его формы. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных. Задачи современной селекции. Селекция растений, ее методы. Комби-нативная селекция. Отдаленная гибридизация. Преодоление бесплодия у межвидовых гибридов. Полиплоидия. Явление гетерозиса, его ценность для селекции. Широкое практическое использование гибридных семян овощных растений на приусадебных участках. Искусственный мутагенез. Достижения селекции растений. Выдающиеся отечественные селекционеры: В.Н. Мамонтова, И.В. Мичурин, В.С. Пустовойт, А.П. Шехурдин. Особенности селекции животных. Искусственный и естественный отбор в селекции животных. Анализ родословных при подборе производителей. Типы скрещивания в животноводстве. Отдаленная гибридизация и гетерозис у животных. Роль селекции в сохранении видового разнообразия. Селекция микроорганизмов: основные методы и перспективы. Микробиологическая технология, ее достижения в получении кормовых белков, ферментов, гормонов, переработке промышленных и бытовых отходов, экологически чистого биотоплива.

Демонстрация: таблицы, фотографии пород, сортов, полиплоидных, мутантных форм, межвидовых гибридов.

 Обобщение знаний:

1. Выдающиеся отечественные генетики и селекционеры (конференция).


Учебно-методический комплекс.

Общая биология. Профильный уровень: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений

 /Л.Н. Сухорукова, В.С.Кучменко, Т.Ф.Черняковская - М.: «Просвещение» , 2008. -223с.;

Козлова ТА. Общая биология. Базовый уровень, 10-11 классы: метод, пособие к учебнику
В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой   «Общая биология. Базовый уровень».

- М.:Дрофа, 2006. - 140 с.;

Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология.

6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с.;

Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.:

Дрофа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для                                                                                                                                                    школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.:

«Оникс 21век» «Мир и образование», 2005;

Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие.

- М.:Дрофа, 2002;

Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу

«Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.:

Просвещение, 1997;

Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену.

Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.;

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по курсу общей биологии (10 класс).

Данное планирование составлено на основе Примерной программы с Федеральным компонентом Государственного основного общего образования (приказ МО РФ от 5 марта 2004г №1089).

Согласно программе курс общей биологии на профильном уровне рассчитан на два учебных  года из расчета 105 часов на один год.

Прогнозируемый результат.

По итогам выполнения программы, согласно данному планированию, учащиеся должны:

1.Знать содержание основных понятий и терминов.

2. Уметь обобщать полученные в изученных ранее курсах биологии.

3.Объяснять основные процессы и явления, происходящие в биосфере.

4.Прогнозировать  тенденции изменения, происходящие в биосфере под воздействием факторов различного происхождения.

Проводить уроки семинары, лекции, конференции и другие нестандартные формы уроков.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ 10 КЛАСС

(профильный уровень, 2 полугодие).

Дата

Тема урока,  домашнее задание

Тип  урока

Типы компетентностей

Базовый уровень содержания образования. Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащегося

Лабораторные и практические работы.

VII. Прокариоты. Неклеточные формы жизни — вирусы (6 ч)

49.

Прокариоты: особенности строения и размножения.

Д.З. с.108-111.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний..

Ключевые понятия

Прокариоты Эукариоты

Объекты.Органоиды прокариотической клетки: клеточная стенка, мембрана, нуклеоид, кольцевая ДНК (плазмида), рибосома.

Факты. Доядерные клетки (прокариоты).

Разнообразие прокариот. Форма клеток бактерий: палочковидные, сферические,  спиралевидные, в форме запятой. Распространение и значение бактерий в природе.

Процессы. Спорообразование.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть: части и органоиды прокариотической клетки; экологическую роль бактерий.

Выделять различия в строении клеток эукариот и прокариот.

Раскрывать сущность

процесса спорообразования у бактерий.

50.

Прокариоты: особенности обмена веществ, значение

Д.З. с.111-113.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Прокариоты Эукариоты

Бактерии-сапротрофы, бактерии-паразиты, строгие анаэробы, азотфиксация, клубеньковые бактерии, дисбактериоз.

Особенности протекания обмена веществ у разных групп прокариотических организмов — бактерий-автотрофов и бактерий-
гетеротрофов.

Значение бактерий в природе и практической деятельности
человека.

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать влияние болезнетворных микроорганизмов на состояние макроорганизма.

Раскрывать сущность

процесса спорообразования у бактерий. 

Называть группы бактерий по способу питания и иллюстрировать их примерами; основные заболевания человека, вызываемые бактериями; определять понятия по теме урока; описывать особенности обмена веществ у прокариот, значение прокариот в природе и для человека; работать с различными источниками информации.

51.

Характерные особенности циано- и архебактерий. Происхождение эукариотической клетки.

Д.З. с.114-116.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Цианобактерий, фикоби-
лины, архебактерий, гипотеза симбиогенеза.

Характерные особенности цианобактерий, их значение.

Особенности строения и жизнедеятельности архебактерий, их
значение.

Гипотеза клеточного симбиогенеза.

Называть основные таксономические группы бактерий; определять понятия по теме урока;
описывать характерные особенности цианобактерий и архебактерий; сравнивать особенности строения и функционирования
бактерий разных таксонов; объяснять происхождение эукариотической клетки с позиций гипотезы клеточного симбиогенеза.

52.

Вирусы — неклеточные формы жизни.

Д.З. с116-119.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний..

Ключевые понятия

Вирус Генетическая информация.

 Объекты. Вирусы, бактериофаг.

Факты. Строение  вируса: генетический материал, капсид и размножение. Значение в природе и жизни.

 

Вирусология - наука о вирусах.

История открытия вирусов. Вклад Д.И. Ивановского в изучение вирусов.

Особенности строения вирусов. Строение бактериофага. Особенности процессов жизнедеятельности вирусов.

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать процесс проникновения вируса в клетку

Называть основные вирусы человека, животных, растений и заболевания, вызываемые ими; определять понятия по теме урока; описывать характерные особенности вирусов; сравнивать строение вирусов и клеточных форм жизни; работать с разными информационными ресурсами.

53.

Обобщение знаний по теме «Прокариоты. Неклеточные формы жизни — вирусы»

Д.З. с.119-120.

Урок  повторения и обобщения знаний.

Называть основные группы прокариот и иллюстрировать их примерами, основные заболевания, вызываемые бактериями и вирусами; определять понятия темы; описывать особенности строения и жизнедеятельности прокариот и вирусов; сравнивать особенности строения и размножения прокариот, вирусов с эукариотами; объяснять происхождение эукариот с позиций гипотезы симбиогенеза; уметь работать с разными информационными ресурсами, в группе.

VIII. Закономерности наследственности (24 ч)

54.

Генетика — наука о наследственности и изменчивости. Принципы дискретной наследственности

Д.З. с.122-124.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний..

Изменчивость Наследственность Фенотип

Факты Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Мендель - основоположник  генетики.

Явления Наследственность, изменчивость.

Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять:

 причины наследственности и изменчивости; роль генетики в формировании современной естественно - научной картины мира, в практической деятельности людей.

55.

Первый и второй законы Г. Менделя

Д.З. с.124-125.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний..

Ключевые понятия

Аллельные гены. Гомозигота. Гетерозигота. Доминантный признак Моногибридное скрещивание Рецессивный признак Факты Статистический характер законов Г.Менделя. Анализирующее скрещивание.

Цитологические основы генетических законов. Закономерности, теории. Закономерности наследования, установленные Менделем: закон доминирования, закон расщепления.

Закон чистоты гамет. Соотношение фенотипов при анализирующем скрещивании: 1:1.

Давать определение ключевым понятиям.

Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.

Описывать: механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; механизм неполного доминирования

Практическая работа № 3. Составление и решение генетических задач по теме: «Моногибридное скрещивание»

56.

Объяснение законов Менделя с позиций гипотезы чистоты гамет

Д.З. с.125-127.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Гипотеза чистоты гамет,
решётка Пеннета, генотип, фенотип, промежуточный характер
наследования, неполное доминирование, анализирующее скрещивание.

Сущность и значение гипотезы чистоты гамет.

Следствие, вытекающее из закона расщепления.

Статистический характер закона расщепления.

Промежуточный характер наследования.

Анализирующее скрещивание.

Называть следствие, вытекающее из закона расщепления; определять понятия по теме урока;
описывать сущность гипотезы чистоты гамет, анализирующего
скрещивания; объяснять законы Менделя на основе гипотезы чистоты гамет, явление неполного доминирования, статистический характер расщепления; решать задачи на законы Менделя.

57.

Третий закон Г. Менделя

Д.З. с.128-129.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний..

Ключевые понятия

Аллельные гены Гомозигота.  Гетерозигота Доминантный признак Дигибридное скрещивание Рецессивный признак Факты Условия проявления закона независимого наследования.

Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1.            Процессы Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Закономерности, теории Закон независимого наследования.

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Формулировать закон независимого наследования.

Называть условия закона независимого наследования.

 Составлять схему дигибридного скрещивания.


58.

Переоткрытие законов Менделя. Хромосомная теория наследственности

Д.З. с.129-131.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Группа сцепления Генетические карты Факты Сцепленное наследование генов. Нарушения сцепления. Генетические карты. Явления Сцепленное наследование. Процесс Перекрест хромосом. Закономерности, теории Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Гипотеза чистоты гамет,
решётка Пеннета, генотип, фенотип, промежуточный характер
наследования, неполное доминирование, анализирующее скрещивание.

Давать определение ключевым понятиям.

 Формулировать закон сцепленного наследования Т.Моргана.

Объяснять: сущность сцепленного наследования; причины нарушения сцепления; биологическое значение перекреста хромосом.

Называть следствие, вытекающее из закона расщепления; определять понятия по теме урока;
описывать сущность гипотезы чистоты гамет, анализирующего скрещивания; объяснять законы Менделя на основе гипотезы
чистоты гамет, явление неполного доминирования, статистический характер расщепления; решать задачи на законы Менделя.

59.

Объяснение законов Менделя с позиций хромосомной теории наследственности

Д.З. с.132-133.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Группа сцепления Генетические карты Факты Сцепленное наследование генов. Нарушения сцепления. Генетические карты. Явления Сцепленное наследование. Процесс Перекрест хромосом. Закономерности, теории Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Дигибридное скрещивание, дигомозиготы, дигетерозиготы, закон независимого комбинирования признаков.

Давать определение ключевым понятиям.

 Формулировать закон сцепленного наследования Т.Моргана.

  • Объяснять: сущность сцепленного наследования; причины нарушения сцепления; биологическое значение перекреста хромосом. Называть следствие, вытекающее из закона независимого комбинирования признаков; описывать сущность дигибридного скрещивания; объяснять особенности наследования признаков при дигибридном скрещивании; уметь решать задачи на законы Менделя.

Практическая работа № 4.  Решение генетических задач по теме: «Дигибридное скрещивание»

60.

Обобщение знаний о законах Менделя

Д.З. с.132-133.

Урок  повторения и обобщения знаний.

Ключевые понятия

Группа сцепления Генетические карты Факты Сцепленное наследование генов. Нарушения сцепления. Генетические карты. Явления Сцепленное наследование. Процесс Перекрест хромосом. Закономерности, теории Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Дигибридное скрещивание, дигомозиготы, дигетерозиготы, закон независимого комбинирования признаков.

Давать определение ключевым понятиям.

 Формулировать закон сцепленного наследования Т.Моргана.

  • Объяснять: сущность сцепленного наследования; причины нарушения сцепления; биологическое значение перекреста хромосом. Называть следствие, вытекающее из закона независимого комбинирования признаков;  объяснять особенности наследования сцепленных признаков.

61.

Сцепленное наследование генов

Д.З. с.134-135.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний..

Ключевые понятия

Мутации, сцепленное наследование, группа сцепления, полное сцепление, неполное сцепление, кроссинговер (перекрест хромосом), рекомбинация генов.

Явление сцепленного наследования.

Закон Моргана.

Полное и неполное сцепление. Кроссинговер.

Биологическое значение кроссинговера.

Называть учёных, изучавших явление сцепленного наследования генов; определять понятия по теме урока; описывать сущность закона Моргана, явления перекреста хромосом; выполнять схематические изображения кроссинговера хромосом; объяснять роль кроссинговера в обеспечении наследственной изменчивости организмов.

Практическая работа № 5.  Решение генетических задач по теме: «Сцепленное наследование  признаков».

62.

Генетические карты хромосом.

 Д.З. с.136-137.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Генетические карты хромосом, картирование генов, генетический анализ, санти-морган, частота кроссинговера (частота перекреста).

Практическое применение хромосомной теории наследственности.

Генетические карты хромосом.

Основные методы картирования генов. Значение генетических карт.

Называть учёных, работы которых были положены в основу построения генетических карт хромосом, основные методы картирования; определять понятия по теме урока; описывать сущность генетического картирования, значение генетических карт.

63.

Хромосомное определение пола

Д.З. с.137-138.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний..

Ключевые понятия

Аутосомы, половые (X и У) хромосомы, гомогаметный пол, гетерогаметный пол, интерсексуальность, интерсексы, гермафродитизм, гермафродиты. Краткая характеристика работ Т. Моргана в области механизма определения пола у животных.

Особенности хромосомных наборов самцов и самок раздельнополых животных.

Хромосомный механизм определения пола у человека. Типы определения пола.

Называть типы определения пола и иллюстрировать их примерами; определять понятия по теме урока; описывать вклад Т. Моргана в развитие знаний о механизме определения пола, особенности половых хромосом у животных и человека; объяснять практическое значение хромосомной теории.

64.

Наследование, сцепленное с полом

Д.З. с.1329-140.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний..

Ключевые понятия

Аутосомы.  Гомогаметный пол.

Гетерогаметный пол. Объект. Половые хромосомы. Факты. Наследование заболеваний, сцепленных с полом.

Процесс. Генетическое определение пола у человека. Факторы и механизмы.. Сцепленное с полом наследование. Закономерности, теории. Закон сцепленного наследования.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть: типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы. Приводить характерные для
человека примеры наследования признаков, сцепленных с полом; определять понятия по теме урока; описывать механизм
наследования признаков, сцепленных с полом; решать задачина наследование признаков, сцепленных с полом.


Практическая работа № 6. Решение генетических задач по теме: «Наследование признаков сцепленных с половыми хромосомами»

65.

Особенности проявления Х-хромосомы у млекопитающих

Д.З. с.141-142.

Урок  повторения и обобщения знаний.

Ключевые понятия

Половой хроматин (тель це Барра), инактивация хромосом, гомогаметный пол, гетерогаметный пол.

Половой хроматин (тельце Барра).

Выявление наследственных аномалий, связанных с полом, с
помощью тельца Бара.

Изменение активности одной Х-хромосомы.

Решение задач на наследование признаков и заболеваний

Приводить характерные для человека примеры наследования признаков, сцепленных с полом; определять понятия по теме урока; описывать особенности проявления Х-хромосомы у млекопитающих; решать задачи на наследование признаков и заболеваний, сцепленных с полом.

Практическая работа № 6. Решение генетических задач по теме: «Наследование признаков сцепленных с половыми хромосомами»

66.

Взаимодействие генов

Д.З. с.142-144.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний..

Ключевые понятия

Комплементарные гены, новообразования при скрещивании, эпистатическое взаимодействие генов, полимерные гены, множественное (плейотропное) действие генов.

Комплементарное взаимодействие генов.

Эпистатическое взаимодействие генов.

Влияние полимерных генов на проявление признака.

Плейотропное действие генов.

Решение задач.

Называть типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов и иллюстрировать их
примерами; определять понятия по теме урока; описывать
особенности наследования признаков при разных типах взаимодействия генов; уметь решать задачи на взаимодействие
генов.

Практическая работа №7 . Решение генетических задач по теме: «Комплексное наследование признаков»

67.

Цитоплазматическая наследственность

Д.З. с.144-146.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Внехромосомная (цитоплаз-матическая) наследственность, пластидная наследственность, пест-ролистность. Понятия «внехромосомная наследственность», «пластидная наследственность».

Наследование пестролистности у растений, его причины.

Практическое значение цитоплазматической наследственности.

Называть структуры клетки, в которых расположены внехромосомные гены; определять понятия по теме урока; описывать механизм наследования пестролистности у растений, практическое значение цитоплазматической наследственности; объяснять причины наследования признаков, обусловленных генами, расположенными в пластидах; уметь работать с различными источниками информации.

68.

Рождение молекулярной генетики

Д.З. с.146-148.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Идея о самовоспроизводящихся молекулах, генные мутации.

Краткая история открытия молекулярной структуры гена. Н.К. Кольцов — учёный и человек. Выяснение молекулярной структуры ДНК.

Называть основные события в ' становлении молекулярной генетики; определять понятия по теме урока; описывать вклад ряда учёных в развитие молекулярной генетики; проявлять эмоциональный отклик при рассмотрении страниц биографии Н.К. Кольцова.

69.

Выдающиеся отечественные генетики

Д.З. предложить список фамилий ученных, о которых надо подготовить сообщения.

Урок-конференция

Называть основные события в становлении отечественной генетики; определять понятия по теме; описывать вклад Н.К. Кольцова, Н.В. Тимофеева-Ресовского и других учёных в развитие отечественной генетики; проявлять эмоциональный отклик при рассмотрении страниц биографии отечественных учёных. РЕСУРСЫ:

70.

Репликация ДНК

Д.З. с.148-150.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Ген, репликация, полуконсервативный механизм копирования, репликативная вилка, репликон, ДНК-полимераза, информационная РНК (иРНК), биосинтез белка, транскрипция, промотор, скриптон (оперон), терминатор.

Основная функция ДНК — хранение и передача наследственной информации.

Биологическое значение синтеза белков.

Особенности репликации ДНК.

Образование иРНК на матрице ДНК. Транскрипция. Роль ферментов в процессе транскрипции

Называть основные структуры, участвующие в процессе транскрипции; определять понятия по теме урока; описывать процесс образования иРНК на матрице ДНК; уметь определять последовательность нуклеотидов в ДНК, иРНК, составлять цепочки нуклеиновых кислот; работать с различными источниками информации.

71.

Генетический код и его свойства

Д.З. с.151-152.

Урок-семинар

Ключевые понятия.

Ген, генетическая информация, матричный синтез.

Объекты. Генетический код и его свойства: триплетность, однозначность, вырожденность, избыточность, универсальность, неперекрываемость, неприрывность.

Давать определение ключевым понятиям.               Характеризовать роль генетического кода.              Указывать основные особенности генетического кода.

72.

Транскрипция. Трансляция

Д.З. с.153-155.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия.

ДНК. Виды РНК. Матрица. Промотор. ДНК-полимераза. Полирибосома.  Антикодон. Рибосома.

Объекты. Биосинтез.

Процессы. Транскрипция. Трансляция.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть: основные этапы биосинтеза.                                          Описывать основные этапы биосинтеза.                                                                   Объяснять механизмы прохождения этапов биосинтеза.

Прогнозировать последствия нарушения биосинтеза.

73.

Регуляция активности генов

Д.З. с.156-157.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия.

Регуляторная система генной активности, гены-регуляторы, промотор, оператор, оперон, структурный ген, белки-активаторы, белки-репрессоры. Понятие «регуляторная система генной активности».

Элементы регуляторной системы активности генов.

Строение оперона.

Роль белков в регуляции скорости транскрипции.

Регуляция транскрипции и трансляции у прокариот и эукариот.

Называть структурные части оперона, элементы регуляторной системы генной активности; определять понятия по теме урока; описывать вклад ряда учёных в развитие молекулярной генетики, процессы регуляции активности генов у прокариот и эукариот; объяснять роль белков-активаторов и белков-репрессоров в регуляции скорости транскрипции.

74.

Молекулярная теория гена. Геном

Д.З. с.158-160.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия.

Экзон, интрон, сплайсинг, геном, геномика, теория гена. Краткая история создания молекулярной теории гена в свете развития представлений о ведущем понятии генетики — понятии «ген».

Основная идея, лежащая в основе молекулярной теории гена.

Геном. Сравнение генома прокариот и эукариот.

Основные положения молекулярной теории гена.

Вклад теории в научную картину мира, её практическое значение.

Называть структурные участки гена; определять понятия по теме урока; описывать историю становления молекулярной теории гена, давать связное изложение её основных положений; сравнивать геном прокариот и эукариот; объяснять значение молекулярной теории гена; уметь работать с различными информационными ресурсами.

75.

Генная инженерия

Д.З. с.160-162.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Биотехнология. Биоэтика. Генная инженерия. Клонирование.

Трансгенные (генетически модифицированные) организмы.

 Объекты. Генетически модифицированные организмы (ГМО).

Факты. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Проблемы генной инженерии. Использование трансгенных (ГМ) организмов.                                                          Эксперименты по клонированию животных и растений. Этические аспекты развития исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Процессы Клонирование. Этапы. Значение.

Давать определение ключевым понятиям.                         Приводить примеры промышленного получения и использования продуктов жизнедеятельности микроорганизмов.                                                                             Выделять проблемы и трудности генной инженерии. Выявлять преимущество клонирования по сравнению с традиционными методами селекции.

76.

Перспективы развития и социально-этические проблемы генной инженерии. Генетически модифицированные продукты

Д.З. .предложить список обсуждаемых вопросов.

Урок-семинар

Ключевые понятия

Биотехнология. Биоэтика. Генная инженерия. Клонирование.

Трансгенные (генетически модифицированные) организмы.

 Объекты. Генетически модифицированные организмы (ГМО).

Факты. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Проблемы генной инженерии. Использование трансгенных (ГМ) организмов.                                                          Эксперименты по клонированию животных и растений. Этические аспекты развития исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Процессы Клонирование. Этапы. Значение.

Называть основные методы и значение молекулярной генетик и  генной инженерии; описывать основные задачи, методы и значение молекулярной генетики и генной инженерии в частности, вклад учёных в становление и развитие данных областей биологии;

выражать своё  отношение  к  социально-этическим  проблемам  молекулярной биологии и генной инженерии; уметь работать с различными источниками информации, в группе товарищей, вести диалог,  аргументированно отстаивать свою точку зрения.

77.

Контрольно-обобщающий урок

Д.З.162-163.

Урок  повторения и обобщения знаний.

Закономерности наследования, установленные Г. Менделем.

Хромосомная теория наследственности. Объяснение законов Менделя с позиций хромосомной теории наследственности.

Сцепленное наследование генов. Закон Моргана.

Генетические карты хромосом.

Хромосомное определение пола. Сцепленное с полом наследование.

Взаимодействие генов.

Цитоплазматическая наследственность.

Молекулярная генетика. Генетический код и его свойства.
Биосинтез белков.

Регуляция активности генов. Молекулярная теория гена. Геном.

Генная инженерия.

Называть предмет, задачи, основные методы генетики; определять понятия по теме; описывать вклад ряда отечественных и зарубежных учёных в развитие знаний об основных закономерностях наследственности, сущность и значение изученных законов и теорий; объяснять: давать цитологическое обоснование изученным закономерностям; решать задачи о биосинтезе белка, генетические задачи; работать с различными источниками информации.

IX. Основные закономерности изменчивости (8 ч)

78.

Наследственная изменчивость, ее виды. Мутационная теория

Д.З. с. 164-166.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний..

Ключевые понятия.

Изменчивость Норма реакции

Факты. Наследственная (генотипическая) и ненаследственная ( модификационная). Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций по месту возникновения: соматические и генеративные. Типы мутаций по уровню изменения  генетического материала: генные,  хромосомные, геномные.

Явления. Групповой характер модификационной изменчивости у генетически близких организмов.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть: различные виды изменчивости; уровни изменения генотипа, виды мутаций.

Приводить примеры различных групп мутагенов.

79.

Типы мутаций

Д.З. с.166-168.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний..

Ключевые понятия.

Геномные мутации, полиплоидия, хромосомные мутации: делеция, дупликация, инверсия, транс локация; эффект положения генов, генные (точковые) мутации. Геномные мутации, их причины и значение для организма.

Формы хромосомных мутаций, их причины и значение.

Генные мутации, их причины и последствия для организма.

Решение биологических задач.

Называть основные типы мутаций и иллюстрировать их примерами; определять понятия по теме урока; распознавать типы мутаций по их характеристикам; прогнозировать последствия мутаций; решать биологические задачи.

80.

Соматические и генеративные мутации. Мобильные генетические элементы.  

 Д.З. с.169-170.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия.

Мутации: соматические, генеративные, летальные, полулетальные; мобильные генетические элементы.

Классификации мутаций по месту возникновения и результату влияния.

Соматические и генеративные мутации.

Мутации летальные и полулетальные.

Мобильные генетические элементы. Работы 15. М

Называть основные типы мутаций по месту возникновения и результату влияния на организм; определять понятия по теме урока; описывать сущность и значение изучаемых типов мутаций, вклад

 Б. Мак-Клинток в их изучение; сравнивать мутации изучаемых типов; прогнозировать последствия соматических и генеративных мутаций.

81.

Искусственное получение мутаций

Д.З. с.171-173.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия.

Мутагены: физические, химические, биологические; репарация.

Понятие «мутагены». Классификация мутагенов.

Исследования физических мутагенов. Последствия их воздействия на организм.

Исследование химических мутагенов. Результаты их воздействия на организм.

Особенности воздействия на организм биологических мутагенов.

Репарация генетических повреждений, её значение для организма.

Называть основные группы мутагенов и иллюстрировать их примерами; определять понятия по теме урока; описывать последствия воздействия мутагенов на организм, вклад учёных (Н.В. Тимофеев-Ресовский, А.С. Серебровский, Ш. Ауэрбах, И. Рапопорт и др.) в развитие знаний о закономерностях изменчивости; объяснять значение репарации для организма.

82.

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

 

Д.З. с.173-175.

Урок  повторения и обобщения знаний.

Ключевые понятия.

Множественный аллелизм, параллельная изменчивость, закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (закон Вавилова).

Сущность явления множественного аллелизма.

Параллельная изменчивость.

Сущность закона гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Следствия, вытекающие из закона.

Значение закона.

Называть следствия, вытекающие из закона Вавилова; определять понятия по теме урока; описывать сущность и значение закона Вавилова; проявлять сочувствие при рассмотрении драматических страниц истории генетики; работать с различными источниками информации.

83.

Модификационная изменчивость. Норма реакции.

Д.З. с.176-177.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия.

Изменчивость Норма реакции

Факты. Ненаследственная ( модификационная) изменчивость.

Явления. Групповой характер модификационной изменчивости у генетически близких организмов.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть: различные виды изменчивости; уровни изменения генотипа, виды мутаций.

Приводить примеры различных групп мутагенов.

Лабораторная работа №9

« Изучение модификационной и генотипической изменчивости  у культурных растений и домашних животных».

84.

Основные закономерности изменчивости

Д.З. с178..

Урок-семинар

Ключевые понятия.

Наследственная изменчивость, её типы.

Мутационная теория.

Типы мутаций. Мобильные генетические элементы.

Искусственное получение мутаций.

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Модификационная   изменчивость. Норма реакции.

Называть признаки, отличающие модификации от мутаций; описывать сущность модификационной   изменчивости,    вклад   Н.И.    Вавилова   в   изучение наследственной изменчивости; объяснять зависимость проявления
выраженности модификационной изменчивости и вариационного  ряда от условий среды; строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака; работать с различными источниками информации, составлять доклады.

85.

Зачетный урок по теме  «Основные закономерности изменчивости».

Д.З. с.164-178.

Урок  повторения и обобщения знаний.

Ключевые понятия.

Все выше представленные по данной теме понятия.

Называть все виды изменчивости, типы мутаций, основные группы мутагенов и иллюстрировать их примерами, отличия модификаций от мутаций; определять понятия по теме;

описывать вклад учёных в развитие знаний о закономерностях изменчивости, сущность и значение мутационной теории, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости, сущность и значение разных форм изменчивости, значение мутаций и модификаций для организма;

объяснять причины мутаций, прогнозировать их последствия; строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака;

решать биологические задачи;

работать с различными источниками информации.

X. Основы генетики развития (6 ч)

86.

Дифференциация клеток на ранних стадиях онтогенеза.

Д.З. с.179-180.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний..

Ключевые понятия.

Генетика развития, детерминация, дифференцировка клеток, каллус, репрессия генов.

Генетика развития как область науки.

Общая характеристика детерминации.

Дифференцировка клеток, её значение.

Обратимость дифференцированного состояния клеток.

Опыты с дифференцированными клетками.

 Репрессированные гены. Обратимость процесса репрессии генов.

Называть причины обратимости процесса репрессии генов; определять понятия по теме урока; описывать эксперименты с дифференцированными клетками; объяснять причины стабильности свойств, присущих клеткам одного типа; использовать различные источники информации.

.

87.

Клонирование  позвоночных животных

.

Д.З. с.180-182.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия.

Клонирование, химерные животные, апоптоз.

Сущность генетического клонирования.

Опыты по клонированию позвоночных животных.

Значение клонирования.

Клонирование: за и против.

Апоптоз — генетически запрограммированная смерть клеток.

Определять понятия по теме урока; описывать основные приёмы, лежащие в основе клонирования, значение клонирования; объяснять роль апоптоза для организма; уметь поддерживать диалог, проявлять и аргументированно отстаивать свою позицию, принимать точку зрения других.

88.

Основы иммунного ответа.

Д.З. с.182-183.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний..

Ключевые понятия.

иммунитет: врождённый, приобретённый, клеточный, гуморальный; иммунная система, иммунный ответ, иммунологическая память, антигены, антитела, активный центр, аутоиммунные заболевания.

Иммунитет, его виды. Антигены и антитела.

Иммунологическая память.

Строение и функции антител.

Аутоиммунные заболевания.

Называть основные виды иммунитета;   определять   понятия   по   теме  урока;   описывать
действие системы «антигены—антитела», строение и функции
антител; объяснять: раскрывать причины аутоиммунных заболеваний.

89.

 СПИД, жизненный цикл ВИЧ.

Д.З. с.184-185.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний..

Ключевые понятия.

Синдром приобретённого иммунодефицита  (СПИД),   вирус  иммунодефицита  человека (ВИЧ). СПИД: возбудитель (ВИЧ), пути распространения.

Строение вируса иммунодефицита человека.

Жизненный цикл ВИЧ.

Меры профилактики ВИЧ-инфекции.

Называть меры по профилактике заражения ВИЧ; определять понятия по теме урока; описывать строение и жизненный цикл ВИЧ; проявлять в ходе диалога своё отношение к рискованным формам поведения, выражать сопереживание к людям с ВИЧ-инфекцией.


90.

Онтогенез и проблема рака

Д.З. с.186-187.

Урок-конференция

Ключевые понятия.

Опухоль, злокачествен-опухоль, метастазы, канцерогенные вещества, опухолерод-вирусы, теория злокачественного роста, онкоген, протон.

Ногены, гены-супрессоры.

Биологическая характеристика злокачественной опухоли.

Факторы, вызывающие злокачественные опухоли.

Рискованый образ жизни и онкозаболевания.

Теория злокачественного роста. Виды злокачественных опухолей Генетическая предрасположенность к злокачественному росту  клеток.

Называть факторы, вызывающие злокачественные опухоли, виды злокачественных опухолей;
определять понятия по теме урока; описывать биологические
особенности злокачественной опухоли, сущность вирусогенетической теории рака; объяснять: устанавливать взаимосвязь
между образом жизни, наследственностью и возможностью возникновения онкозаболеваний.

91.

Обобщение знаний по теме «Основы генетики развития». Д.З. с.187-188.

Урок  повторения и обобщения знаний.

Ключевые понятия.

Все выше представленные по данной теме понятия.

Называть основные виды иммунитета, меры по профилактике заражения ВИЧ; факторы, вызывающие злокачественные опухоли, виды злокачественных опухолей;

определять понятия по теме; описывать основные приёмы и значение клонирования; строение и функции антител, ВИЧ, жизненный цикл ВИЧ; биологические особенности злокачественной опухоли, сущность вирусогенетической теории рака; объяснять роль апоптоза для организма; раскрывать причины аутоиммунных заболеваний; устанавливать взаимосвязь между образом жизни, наследственностью и возможностью возникновения онкозаболеваний; использовать различные источники информации; уметь поддерживать диалог, проявлять и аргументированно отстаивать свою позицию, принимать точку зрения других; проявлять в ходе диалога своё отношение к рискованным формам поведения, выражать сопереживание к людям с ВИЧ-инфекцией

XI. Генетика человека (7 ч)

92.

Методы изучения наследственности человека. Генеалогический метод

Д.З. с.189-190.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний..

Ключевые понятия.

Генетика человека, генеалогия, генеалогический метод, пробанд, генеалогический анализ.
Генетика человека: предмет, основные методы, проблемы,
перспективы.

Генеалогический метод изучения наследственности человека.

Генеалогический анализ.

Составление и анализ родословных.

Называть основные методы генетики человека; определять понятия по теме урока; описывать
сущность генеалогического метода изучения наследственности человека; уметь строить и анализировать схемы родословных,
работать с различными источниками информации.


Практическая работа №8. Составление родословных.

93.

Близнецовый метод. Роль генотипа и среды в формировании фенотипа

Д.З. с.191-192.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия.

Близнецовый метод,
близнецы: монозиготные (идентичные), дизиготные, конкордантность, дискордантность

Сущность близнецового метода наследственности человека.

Причины рождения монозиготных и дизиготных близнецов.

Роль наследственности и среды в изменчивости признаков у человека.

Явления конкордантности и дискордантности.

Определять понятия по теме
урока; описывать сущность близнецового метода изучения наследственности человека; сопоставлять роль наследственности
и среды в изменчивости признаков у человека; объяснять причины рождения монозиготных и дизиготных близнецов.

94.

Биохимический, цитогенетический, микробиологический методы.

 Д.З. с193-195..

Комбинированный урок.

Ключевые понятия.

Биохимические, микробиологические, цитогенетические методы, кариотип, хромосомные болезни, синдром,  трисомия, генная терапия.

Сущность и значение биохимических методов изучения наследственности человека.

Особенности микробиологических методов в генетике человека.

Цитогенетические методы, их сущность и значение для изучения наследственности человека.

Хромосомные болезни, их синдромы.

Практическое значение генной терапии.

Называть основные хромосомные болезни человека; определять понятия по теме урока; описывать сущность биохимических, микробиологических и цитогенетических методов генетики человека; объяснять практическое значение генной терапии.

95.

Резус-фактор. Медико-генетическое консультирование

Д.З. с.196-197.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний..

Ключевые понятия.

Резус-фактор, близкородственные браки, медико-генетическое консультирование, дородовая диагностика.

Резус-фактор. Опасность абортов у женщин с отрицательным
резус-фактором.

Опасность близкородственных браков.

Уровни профилактики наследственных болезней.

Медико-генетическое консультирование.

Дородовая диагностика

Называть меры по предупреждению наследственных болезней у человека; определять понятия по теме урока; описывать сущность медико-генетического консультирования и его основные методы; объяснять повышенную опасность абортов у женщин с отрицательной группой крови,- близкородственных браков.

96.

Проект «Геном человека»

Д.З. с.198-199.

Урок-конференция

Ключевые понятия.

Геном, ядерный геном, митохондриальный геном, межгенная (молчащая) ДНК, картирование генов, секвенирование.

Краткая история международного проекта «Геном человека».

Основные направления проекта «Геном человека».

Особенности ядерного генома человека.

Основные особенности митохондриальной ДНК человека.

Практическое значение исследований генома человека.

Генетическая неоднородность человечества, её значение

Называть основные проблемы, освешаемые проектом «Геном человека»; определять понятия по теме урока; описывать особенности ядерного и митохондриального геномов человека; сравнивать ядерную и митохондриальную ДНК; объяснять ценность генетической неоднородности человечества.

97.

Методы изучения наследственности человека.

Д.З. сообщить обсуждаемые вопросы.

Урок-семинар

Ключевые понятия.

Близнецовый метод,
близнецы: монозиготные (идентичные), дизиготные, конкордантность, дискордантность

Сущность близнецового метода наследственности человека.

Причины рождения монозиготных и дизиготных близнецов.

Роль наследственности и среды в изменчивости признаков у человека.

Явления конкордантности и дискордантности. Биохимические, микробиологические, цитогенетические методы, кариотип, хромосомные болезни, синдром,  трисомия, генная терапия.

Сущность и значение биохимических методов изучения наследственности человека.

Особенности микробиологических методов в генетике человека.

Цитогенетические методы, их сущность и значение для изучения наследственности человека.

Хромосомные болезни, их синдромы.

Практическое значение генной терапии.

Называть основные методы изучения наследственности человека; описывать сущность основных методов изучения наследственности человека; объяснять практическое значение исследований наследственности человека; уметь наблюдать и фиксировать результаты наблюдений, работать в группе.

98.

Контроль знаний по теме «Генетика человека».

Д.З. с.200.

Урок  повторения и обобщения знаний.

Ключевые понятия.

Все выше представленные по данной теме понятия.

Называть ведущие методы генетики человека, основные хромосомные болезни человека и меры по их предупреждению, основные проблемы, решаемые проектом «Геном человека»; определять понятия по теме;

описывать сущность основных методов изучения наследственности человека,

медико-генетического консультирования, особенности ядерного и митохондриального генома человека; сопоставлять роль наследственности и среды в изменчивости признаков у человека;

сравнивать ядерную и митохондриальную ДНК человека;
объяснять практическое значение исследований в области генетики человека, повышенную опасность абортов у женщин с отрицательной группой крови, опасность близкородственных браков,   ценность   генетической   неоднородности   человечества;
уметь строить и анализировать схемы родословных, работать с различными информационными ресурсами.

XII. Генетика и селекция (7 ч)

99.

Селекция — эволюция, направляемая человеком.

 Д.З. с.201-203.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний..

Ключевые понятия

Селекция..Сорт. Порода. Штамм.

 Факты. Генетика - теоретическая основа селекции. Основные методы селекции: гибридизация (внутривидовая и отдаленная); искусственный отбор (массовый и индивидуальный).

Достижения и направления современной селекции.

Явления Гетерозис (жизненная сила).

Давать определение ключевым понятиям.

Называть основные методы селекции растений и животных.

100.

Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений

Д.З. с.204-206.

Комбинированный урок.

Закономерности, теории Учение Н.Й. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

. Характеризовать:

роль учения Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений для развития селекции;  методы   селекции   растений и животных.

101.

Методы селекции.

 Д.З. с.207-210.

Урок-семинар

Ключевые понятия.

Комбинативная селекция,  межвидовая (отдалённая) гибридизация,  полиплоидия, чистые линии, гетерозис, искусственный мутагенез, клеточная инженерия, генная инженерия, трансгенные растения.

История становления селекции растений. Вклад отечественных учёных в её развитие.

Основные методы, используемые в селекции растений.

Называть основные методы, используемые в селекции растений; определять понятия по теме урока; описывать особенности использования методов генетики применительно к селекции растений, вклад отечественных учёных в её развитие; уметь работать с различными источниками информации.

102.

Селекция растений.

Д.З. с.207-210.

Урок-семинар

Ключевые понятия.

Фенотип, местные сорта культурных растений.

Современные достижения селекции растений.

Местные сорта культурных растений (лабораторная работа)

Называть наиболее перспективные сорта культурных растений, основные местные сорта; определять понятия по теме урока;

описывать современные достижения селекции растений, вклад отечественных учёных в развитие современной селекции растений, особенности фенотипов местных сортов культурных растений; уметь работать с различными информационными источниками, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений, сравнивать фенотипы различных сортов культурных растений одного вида.

103.

Селекция животных.

Д.З. с.211-214.

Урок-семинар

Ключевые понятия.

Близкородственное скрещивание, неродственное скрещивание, трансплантация, клонирование, искусственное осеменение.

Краткая история становления селекции животных. Вклад
отечественных учёных в её развитие.

Основные методы, используемые в селекции животных.

Достижения селекции животных.

Называть основные методы, используемые в селекции животных; определять понятия по теме урока; описывать особенности использования методов генетики применительно к селекции животных; воспроизводить информацию о вкладе отечественных учёных в развитие селекции животных.


104.

Селекция микроорганизмов.

Д.З. с.214-216.

Урок-семинар

Ключевые понятия.

Штамм, раса, ферменты, витамины, микробиологическая промышленность.

Микробиологическая промышленность, её значение.

Основные методы селекции микроорганизмов.

Генная инженерия и селекция микроорганизмов.

Биотехнология микроорганизмов.

Называть основные методы, используемые в селекции микроорганизмов; определять понятия по теме урока; описывать особенности использования методов генетики применительно к селекции микроорганизмов; использовать знания о характерных особенностях бактерий и вирусов для объяснения достижений селекции микроорганизмов; уметь работать с различными информационными ресурсами.

105.

Контроль знаний

Урок  повторения и обобщения знаний.

Ключевые понятия.

Особенности биологического познания. Свойства живых систем и экосистем. Уровни организации живой природы. Значение общебиологических знаний.

Краткая история развития биологии. Развитие эволюционных представлений. Эволюционное учение Дарвина.

Химический состав клетки. Биологические свойства и значение воды. Органические соединения, их строение и функции.

Клеточная теория. Методы цитологии. Строение клеток эукариот.

Обмен веществ. Фотосинтез, его изучение. Фазы и значение
фотосинтеза. Окисление органических веществ. Гликолиз. Брожение. Аэробное окисление.

Деление клетки. Митоз. Мейоз. Размножение. Чередование поколений и жизненном цикле растений.

Двойное оплодотворение растений. Индивидуальное развитие животных и размножение прокариот и вирусов. Закономерности наследственности. Генетические карты хромосом. Хромосомное определение пола. Цитоплазматическая наследственность.

Молекулярная генетика. Генетический код и его свойства.
Биосинтез белков. Регуляция активности генов. Молекулярная
теория гена. Геном. Генная инженерия.

Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость. Мутационная теория. Закон Вавилова. Модификационная
изменчивость. Норма реакции.

Генетика развития. Основы иммунного ответа.

СПИД. Проблемы рака.

Методы изучения наследственности человека. Резус-фактор.
Профилактика наследственных болезней.

Проект «Геном человека».

Селекция растений, животных, микроорганизмов. Центры
происхождения культурных растений 'и районы одомашнивания
животных.

Применять знания и умения в различных ситуациях, владеть основными учебными компетенциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классы (базовый уровень)

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классов (базовый уровень) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общ...

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классов (профильный уровень)

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классов профильного уровня (физико-математического) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственно...

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень).

Рабочая программа по биологии 10-11 классы (профильный уровень)....

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по биологии 10 - 11 классы (базовый уровень).

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по биологии 10 - 11 классы. Рабочая программа второго вида разработана на основе авторскай программы И.Б. Агафонова, В.И. Сивогла...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРАВУ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

Данный материал содержит рабочую программу среднего (полного) общего образования по праву (профильный уровень) 10-11 класс. Право – как учебный предмет на профильном уровне – обеспечивает углубле...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) – 11 КЛАСС

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ  СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО БИОЛОГИИ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) – 11 КЛАСС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 10 КЛАСС

Материал представляет собой рабочую программу среднего (полного) общего образования по литературе для десятого класса....