Статья "Обеспечение здоровья учащихся МБОУ СОШ №27"
статья по биологии на тему

Забелина Людмила Николаевна

Проблемы здоровья подрастающего поколения являются причиной беспокойства как государствееных организаций, общества так и самих граждан .Свою долю ответственности несет и школа.Основная цель данной статьи на основе анкетирования  просмотреть отношение учащихся и учителей к своему здоровью и здоровому образу жизни.Данная статья готовилась к выступлению на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_4.doc552 КБ

Предварительный просмотр:

«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МБОУ СОШ №27»

Подготовила учитель биологии Забелина Л.Н.

Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан.

Такая озабоченность вызвана статистикой заболеваний. За последние десять лет в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам инфекционной и хронической патологии. . Снижение уровня и качества жизни в совокупности с дальнейшим распространением курения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ/спид, ростом дорожно- транспортных происшествий способствовали подъему смертности не только от хронических, но и социально обусловленных заболеваний.

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, при том, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным, контролем со стороны специалистов – педагогов.

И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, каждый профессионально подготовленный педагог не может бесстрастно относиться к неблагополучному и ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников.

РЕЗУЛЬТАТЫ анкетирования показывают

Слайд №1 Чего боишься в этой жизни?

21,7- потеря жилья или стать бомжом

16,2 – заболеть СПИД

17,4- потеря близких

11,7- стать жертвой катастрофы

9,4- стать наркоманом

Слайд№2 Что такое по твоему ЗОЖ?

21- заниматься спортом

18,2- не пить

16,3- иметь смысл жизни

11,7 - не курить

Слайд№3

65 % учащихся занимаются спортом

  37 % нет

От чего зависит наше здоровье?

КАКИЕ ФАКТОРЫ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ?

  1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.

На вопрос –расставьте следующие ценности в соответствии с их степенью важности для Вас :

 А. образование

Б.- здоровье

В- семья

Г- дружба

Слайд№4 Д- красота

Ж- любовь

З- познание

И- творчество

К- развитее

Л- интересная работа

М- материальное обеспечение

Большинство на 1 место поставили- семья,

  1. здоровье
  2. образование
  3. любовь
  4. дружба
  5. интересная работа
  6. материальная обеспеченность

2. Сужение понятия здоровья.

Существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения формируется так:

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Т.е. это и физическое и социально – психологическое, и духовно – нравственное здоровье.

Основным фактором, обуславливающим здоровье являются:

  • образ жизни 50-55 %;
  • экология 20 – 25 %;
  • наследственность 20%;
  • недостатки в здравоохранении 5-10 %

3. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов. 

4. Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов.

Это воздействие электромагнитных полей, в “паутине” которых мы проводим бльшую

часть жизни и частых поездок в транспорте (“транспортное утомление”), социально – психологические стрессы, неизбежные при интенсивных межличностных взаимодействиях, травмирующие психику воздействия средств массовой информации, заполонивших эфир рекламой, политическими передачами, сценами насилия и убийств. Эти атрибуты городской жизни являются причиной значительной части неврозов, депрессий, психосоматических заболеваний, проявлений агресссии, роста потребления алкоголя и наркотиков.

Слайд№4 Вы когда-нибудь пробывали алкогольные напитки?

68% -да

38-нет

Слайд№5         Вы чувствовали ощущение опьянения?

                   58%-да

Слайд № 6Вы курите?     76  %  не курят

Слайд№7 Вы когда-нибудь пробывали наркотические вещества?

94%- нет

6%- да

Но все 99% учащихся осознают опасность алкоголя, курения, наркотиков. Лишь только один ответил- «мне по фиг»

.5 Несформированность культуры здоровья у учителей, неблагополучие их состояния здоровья.

Значительная часть учителей испытывает трудности по вопросам возрастных особенностей ребенка, психологии и физиологии детского и подросткового организма, закономерностям развития ребенка и т.п. Об этом часто говорят в педагогической литературе. Реже объектом внимания и критики становится недостаточная грамотность учителей в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Исследования показывают, что по этим вопросам компетентность учителей на уровне других специалистов с высшим образованием: инженеров, экономистов и др. Но даже при наличии знаний в этой области, учитель не всегда является носителем культуры здоровья. В этом одна из причин неблагополучия состояния здоровья учительства, которых относят к группе риска.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ

Слайд№8 На вопрос – как вы оцениваете состояние своего здоровья в настоящее время?

Учителя отвечают - 70% удовлетворительное ,8% хорошее ,22% плохое.

Ответы педагогов на вопросы анкеты свид-ют о высокой компетентности в вопросах здоровья и здорового образа жизни ,но даже при наличии знаний в этой области, учитель не всегда является носителем культуры здоровья. .Как говорят «у нездорового учителя не может быть здоровых учеников» А ситуация со здоровьем у наших учителей следующая.

Слайд № 9 64% у учителей заболевание остеохондроз

44% гипертоническая болезнь и ИБС

20 % заб-ия щитовидной железы.

Слайды№ 10 Считаете ли ВЫ, что состояние Вашего здоровья зависит, прежде всего, от Вас самих?

Слайд № 11Что мешает Вам заниматься физкультурой и спортом?

Слайд №12  Испытываете ли Вы физическую усталость после рабочего дня?

Таким образом результаты анкетирования показали, что учителя мало заботятся о своем здоровье, у них не выработана сознательная установка на ЗОЖ.

Кроме названных существует группа внутришкольных факторов, оказывающих воздействие на здоровье школьников, имеющих непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих технологий это-

I. Гигиенические условия, представляющие угрозу здоровья.

- Шум, освещенность, воздушная среда, размер помещений, дизайн, цвет стен, используемые стройматериалы, краска

  • мебель: размеры, размещение в помещении;
  • видеоэкранные средства – компьютеры, телевизор;
  • пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания;
  • экологическое состояние прилегающей территории;
  • состояние сантехнического оборудования.

II. Учебно-организационнные факторы: (зависящие в большей степени от администрации школы)

  • объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;
  • расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;
  • организационно – педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);
  • объем физической нагрузки – подняли, за неделю, за месяц ( на уроках физической культуры, на переменах, во внеурочное время);
  • медицинское и психологическое обеспечение школы;
  • участие родителей в жизни школы;
  • психологический климат педагогического коллектива;
  • наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся.

III. Психолого – педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя)

  1. Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;
  2. Стиль педагогического общения учителя с учащимися;
  3. Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;
  4. Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно группы риска);
  5. Особенности работы с “трудными подростками” в классе.
  6. Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  7. Степень ограничений в свободе естественных телесных эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках;
  8. Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений;
  9. Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью.
  10. Обремененность учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения;
  11. Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя.

12 Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий

.

Итак , термин “ здоровьесберегающие образовательные технологии” можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее “сертификат безопасности для здоровья, и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Рациональная организация урока

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Нельзя забывать и том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровье. А это в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся..

Важную роль имеет профилактика утомления и стресса.

Слайд № КАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ У ТЕБЯ ПРЕОБЛАДАЕТ В ШКОЛЕ? А радостное. Б . сосредоточенное В.безразличное Г.раздраженное Д. угнетенное.Е.какое-нибудь другое.

Слайд № Возникает у тебя на уроках состояние сильного стресса?

А. да, достаточно часто. Б. иногда В редко

Г.бывает но редко.

Слайд№ Переживаешь ли ты в школе состояние радости, если да, то когда?

А. часто, почти каждый день. Б.только на переменах. В.только на уроках. Г. Бывает ,но редко. Д нет, не переживаю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ комплексной оценки состояния здоровья учащихся МБОУ "Хову-Аксынская СОШ"2013-2014 учебный год

Представленная методика осуществления комплексного педагогического мониторинга в условиях тревожной статистики здоровья населения, демографического спада и реализации приоритетных национальных проекто...

Программа по совершенствованию организации питания учащихся МБОУ «СОШ № 25» «Школа здорового питания»

«Здоровье это еще не все, но все без здоровья – ничто»,- гласит известный афоризм. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – одно из главных направлений национального проекта «Образование...

Положение о проведении «Дня здоровья» в МБОУ СОШ № 2

1.Цели и задачи.проводится с целью пропаганды среди учащихся школы здорового образа жизни, развития интереса к физической культуре и спорту. Задачи:·...

Профилактическая акция «Здоровый образ жизни – здоровое сердце» МБОУ СОШ №3 Салехард.

Профилактическая акция «Здоровый образ жизни – здоровое сердце»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15678335","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"321...

Мониторинг физической подготовленности и соревновательной активности учащихся. Мониторинг спортивных достижений учащихся МБОУ «СШ №3» г. Нижневартовск

В данной работе представлена часть мониторинга и его анализ, который проводится по предметной области «Физическая культура» в МБОУ  СШ№3 г. Нижневартовска...