Рабочая программа Модуль внутрипредметный «Занимательная физиология» 5 класс ( 9 ч)
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Шишова Ирина Анатольевна

Настоящая программа опирается на знания, которые учащиеся получают  на уроках биологии.  Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о строении клеток и тканей животных и растительных организмов и обеспечивает проведение дополнительных практических работ, которые в доступной и интересной форме помогут раскрыть сложные закономерности существования растений. Многие процессы изучаются в ходе практических работ в форме наблюдения, закладки и анализа результатов наблюдения или экспериментов. Простые наглядные опыты с растениями позволяют развивать творческие способности детей и закреплять общеучебные и предметные компетенции, расширяют кругозор и развивают интеллектуальные способности. Полученные знания и навыки могут быть использованы в повседневной жизни, т.е. носят практический характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vpm_5_zanimatelnaya_fiziologiya.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов города Россоши

Утверждена на заседании Педагогического совета МКОУ СОШ № 25 с УИОП

Рассмотрена на заседании МО

Протокол №1        

От 03.09.2015

           г. Протокол №        от

Введена в действие приказом директора МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россошь  Приказ №        от        

Рабочая  программа

Модуль внутрипредметный «Занимательная физиология»

 5 класс ( 9 ч) 4 чет.

Составитель:

Шишова И.А..,

Учитель биологии ВКК  МКОУ СОШ №25 с УИОП

Россошь

2015


Пояснительная записка.

Статус документа 

 Программа модуля по биологии составлена на основе нормативных документов:

1)федерального базисного учебного плана  для образовательных учреждении Российской Федерации и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области.

2) Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897

3) Учебный план Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя (основная) общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области  на 2015/2016 учебный год.

Программа разработана на 9 часов в качестве внутрипредметного модуля. Курс изучения программы  рассчитан для учащихся 5 класса.

Настоящая программа опирается на знания, которые учащиеся получают  на уроках биологии.  Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о строении клеток и тканей животных и растительных организмов и обеспечивает проведение дополнительных практических работ, которые в доступной и интересной форме помогут раскрыть сложные закономерности существования растений. Многие процессы изучаются в ходе практических работ в форме наблюдения, закладки и анализа результатов наблюдения или экспериментов. Простые наглядные опыты с растениями позволяют развивать творческие способности детей и закреплять общеучебные и предметные компетенции, расширяют кругозор и развивают интеллектуальные способности. Полученные знания и навыки могут быть использованы в повседневной жизни, т.е. носят практический характер.

Цель курса: углубить и расширить знания учащихся по теме «Ткани живых организмов», обеспечив осознанный выбор профиля учащимися в старшей школе.

Задачи курса:

обучающие:  углубление знаний о строении тканей  живых организмов, об основных физиологических процессах в растительном организме, формировать умения выделять главную мысль,  устанавливать причинно-следственные связи;

развивающие: выработать навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками информации, совершенствовать навыки работы с микроскопом, развивать умения логически мыслить, обосновывать, делать выводы и устанавливать соответствие между функциями и особенность строения клеток и тканей, совершенствовать навыки исследовательской деятельности;

воспитательные: создать условия для формирования у учащихся коммуникативных навыков, умения сообща находить ответ на вопрос, работать в группах, дать возможность каждому ученику реализовать себя, активно участвуя в обсуждении вопросов данной темы.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы

Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.



Календарно-тематическое планирование модуля «Занимательная физиология»

Раздел /Тема

Кол-во часов

Содержание темы

Обучение детей

 с ОВЗ

Вид

контроля

Планируемые результаты

Дата

1.

Введение в курс

1

Знакомство с основными понятиями курса. Краткое знакомство с некоторыми историческими фактами возникновения термина «ткань»

Называть учёных, внёсших вклад в изучение тканей живого организма

Находить и анализировать информацию о строении тканей организма

Опрос

Называть учёных, внёсших вклад в изучение тканей живого организма

Находить и анализировать информацию о строении тканей организма

30.03

2.

Покровные ткани растений и животных.

1

Правила работы с микроскопом.  Знакомство со строением покровных тканей животного и растительного организма. Проведение  П.р. №1 «Наблюдение процессов транспирации у бальзамина»

Знать правила работы с микроскопом.

Применять приобретённые знания по  устройству увеличительных приборов в процессе проведения практической  работы.

Распознавать покровные ткани растений и животных.

Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями.

Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия.

 Находить дополнительную информацию о строении соединительной ткани.

Опрос, практикум

Знать правила работы с микроскопом.

Применять приобретённые знания по  устройству увеличительных приборов в процессе проведения практической  работы.

Распознавать покровные ткани растений и животных.

Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями.

Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия.

 Находить дополнительную информацию о строении соединительной ткани.

06.04

3.

Механически е и проводящие ткани растений.

1

Правила работы с микроскопом.  Знакомство со строением механических и проводящих тканей растений. Проведение   П.р. №2 «Наблюдение процессов передвижения веществ внутри растения с использованием красящих растворов»

Закладывать опыт и проводить наблюдения.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Приводить примеры механических

и проводящих тканей растений.

Устанавливать связь между развитием механических и проводящих тканей растений и условиями жизни в наземно-воздушной среде, между их строением и функциями.

Находить дополнительную информацию о строении  механической  и проводящей ткани.

Опрос, практикум.

Закладывать опыт и проводить наблюдения.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Приводить примеры механических

и проводящих тканей растений.

Устанавливать связь между развитием механических и проводящих тканей растений и условиями жизни в наземно-воздушной среде, между их строением и функциями.

Находить дополнительную информацию о строении  механической  и проводящей ткани.

13.04

4.

Основные и образовательные ткани растений.  

1

Знакомство со строением основной и образовательной ткани растений. Проведение    П.р. №3 «Исследование химического состава растения, образование и складирование запасных питательных веществ»

Закладывать опыт и проводить наблюдения.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Называть и описывать основные и

образовательные ткани растений,

приводить их примеры. Устанавливать взаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями.

Находить дополнительную информацию о строении  механической  и проводящей ткани

Опрос, практикум.

Закладывать опыт и проводить наблюдения.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Находить дополнительную информацию о строении  механической  и проводящей ткани.

Называть и описывать основные и

образовательные ткани растений,

приводить их примеры. Устанавливать взаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями.

20.04

5.

Соединительные ткани животных.

1

Правила работы с микроскопом.  Знакомство со строением основной и образовательной ткани растений. Проведение     П.р. №4 «Строение соединительной ткани»

Знать правила работы с микроскопом.

Применять приобретённые знания по  устройству увеличительных приборов в процессе проведения практической  работы.

Называть и описывать соединительные ткани животных. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей

Определять разные виды тканей на

микропрепаратах.

 Находить дополнительную информацию о строении соединительной ткани.

Опрос, практикум.

Знать правила работы с микроскопом.

Применять приобретённые знания по  устройству увеличительных приборов в процессе проведения практической  работы.

Называть и описывать соединительные ткани животных. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей

Определять разные виды тканей на

микропрепаратах.

 Находить дополнительную информацию о строении соединительной ткани.

27.04

6.

Мышечная и нервная ткани.

1

Правила работы с микроскопом.  Знакомство со строением основной и образовательной ткани растений. Проведение    П.р. №5 « Строение мышечной и нервной ткани»

Знать правила работы с микроскопом.

Применять приобретённые знания по  устройству увеличительных приборов в процессе проведения практической  работы.

Описывать и сравнивать строение мышечных тканей. Определять особенности строения клеток нервной ткани.

 Находить дополнительную информацию о строении соединительной ткани.

Опрос, практикум.

Знать правила работы с микроскопом.

Применять приобретённые знания по  устройству увеличительных приборов в процессе проведения практической  работы.

Описывать и сравнивать строение мышечных тканей. Определять особенности строения клеток нервной ткани.

 Находить дополнительную информацию о строении соединительной ткани.

04.05

7.

Ткани живых организмов

1

Рассказ о взаимосвязи всех частей организма и  согласованной работе всех частей организма.

Сравнивать ткани растений и животных.

Делать выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей.

Определять клетки и ткани на микропрепаратах и рисунках, других

источниках информации.

Классифицировать клетки и ткани.

Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями

Обсуждать проблемные вопросы темы, работая в парах и малых группах. Отвечать на итоговые вопросы. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Тест « Ткани живых организмов».

Опрос, практикум.

Сравнивать ткани растений и животных.

Делать выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей.

Определять клетки и ткани на микропрепаратах и рисунках, других

источниках информации.

Классифицировать клетки и ткани.

Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями

Обсуждать проблемные вопросы темы , работая в парах и малых группах. Отвечать на итоговые вопросы. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Тест « Ткани живых организмов».

11.05

8-9

Подготовка результатов проекта

2

Изучение литературных источников по теме проекта,  сбор фактического материала по теме проекта, оформление  результатов проектной деятельности, и подготовка к презентации.

Подготовка презентации результатов проекта.

Практикум.

Подготовка презентации результатов проекта.

18.05, 25.05



Предполагаемые результаты программы.

В результате изучения курса «Занимательная физиология»  обучающиеся на ступени основного общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о  строении тканей  живого организма, овладеют основами практико-ориентированных знаний о строении организма, приобретут целостный взгляд на мир;
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и модели, готовить и проводить небольшие презентации.
  • получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Предметными результатами освоения учащимися модуля являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • приведение доказательств взаимосвязи клетки и ткани организма;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2.      В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы,  микроскопы).

3.        В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

Метапредметными результатами освоения данной программы являются:

  • умение работать с разными источниками информации;
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы —  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные универсальные учебные действия

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Формы контроля и критерии оценки:

В течение курса учителем осуществляется еженедельный контроль усвоения пройденного материала посредством фронтального опроса и постановки учебных практических задач по теме занятия. Итоговое оценивание осуществляется на этапе представления обучающимся продукта, подготовленного за 9  занятий.

Продуктом индивидуального или коллективного проекта может стать модель изучаемого пита ткани. Продукт проекта сопровождаться текстом рассказа о данной работе. Обучающийся должен использовать не менее 10 специальных терминов при подготовке текста защиты проекта.

Перечень учебно методического обеспечения

  1. Биология. Живой организм. Книга для учителя. Изд-во «Дрофа», 2013.
  2. Поурочные методические рекомендации УМК    Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко  
  3. Рабочие программы Предметная линия учебников «Сферы» Москва « Просвещение» 2011  Л.Н Сухоруков            В.С. Кучменко
  4. Сухорукова Л.Н.  Биология. Живой организм. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват.; Рос. Акад. Наук,  изд-во «Просвещение», 2013

Электронные ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/
  2. www.shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie/
  3. school-collection.edu.ru/.
  4. nsportal.ru/shkola/elektivnyi-kurs-osnovy-zdorovogo-obraza-zhiz.

                    www.uroki.net/docxim/docxim32.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (модуль "Алгебра" ) 7 - 9 классы

Рабочая программа по математике (Алгебра) 7 - 9 классы к учебнику "Алгебра" под ред. Теляковского...

Модуль вектора магнитной индукции. Модуль силы Ампера 9 класс

Тема: Модуль вектора магнитной индукции. Модуль силы АмпераЦель урока: сформировать понятие о модуле магнитной индукции и силе Ампера; уметь решать задачи на определение этих величин.Оборудование: ист...

Рабочая программа Модуль внутрипредметный «Занимательная физиология» 5 класс ( 9 ч)

Настоящая программа опирается на знания, которые учащиеся получают  на уроках биологии.  Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о строении клеток и тканей животных и растительны...

Рабочая программа Модуль внутрипредметный «Занимательная физиология» 5 класс ( 9 ч)

Настоящая программа опирается на знания, которые учащиеся получают  на уроках биологии.  Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о строении клеток и тканей животных и растительны...

Рабочая программа по биологии с внутрипредметным модулем «Биологическая лаборатория». 8 класс

[1] Курсивом выделены часы, отведенные на изучение тем по  внутрипредметному модулю «Биологическая лаборатория». (20 часов)....

Методическая разработка "Оформление книги "Занимательная физиология животных""

Предлагается в занимательной форме изучить физиологию животных, рассмотреть вопросы, не входящие в базовый уровень изучения биологии....