Урок по биологии в 5 классе: "Научные методы познания природы."
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему

Матвеева Ирина Васильевна

Урок позволяет сформировать:

Личностные УУД

1.     Сформировать умение осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

2.     Сформировать умение осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Познавательные УУД

1.     Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2.     Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

3.     Сформировать умение владеть смысловым чтением — самостоятельно вычитывать фактуальную,

4.     Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

1.     Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.

2.     Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные УУД

1.     Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2.     Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

3.     Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.образованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_izucheniya_prirody_5_klass5_1.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС

Тема: «Методы изучения природы»

Цели.

Предметные результаты:

– формировать умение характеризовать методы биологии;

– формировать умение понимать смысл терминов: наблюдение, описание, сравнение, эксперимент, измерение, моделирование.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

  1. Сформировать умение осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  2. Сформировать умение осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
  2. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
  3. Сформировать умение владеть смысловым чтением — самостоятельно вычитывать фактуальную,
  4. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
  2. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Оборудование:

Птичьи гнёзда, Яйца куриные и перепелиные,линейки; чучела птиц; презентация

Этап

Содержание

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1. Отгадайте загадки:

1.Он труслив, хоть и высок,

Прячет голову в песок.

А летать не может он,

Но зато, ребята,

В быстром беге чемпион

Он среди пернатых! (Страус)

2. Вот пернатый городской,

Всюду жмется к людям.

Мы голодною зимой

С ним делиться будем,

Просит серый озорник:

"Дайте хлеба крошку!

Я устал, чирик-чирик,

И замерз немножко!" (Воробей)

 

- Скажите, пожалуйста, откуда берутся такие народные мудрости? На чём основывался человек, составляя подобные загадки, то есть, что он проделывал сначала, перед написанием текста?

-Какие другие приёмы использует наука?

    -Каким словом , в научной деятельности можно объединить понятия «наблюдение», «описание»?

- Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

(почему для познания природы необходимо использовать много научных методов?)

-Какова цель урока?

(изучение методов познания природы)

-Сформулируйте тему урока

(Методы изучения природы)

-А теперь выдвигаем гипотезу

(Если использовать различные методы исследования, то можно добиться научного результата или открытия)

Составление плана (основные методы науки). 

2.     - Как вы понимаете смысл слова «метод»?  

– Расскажите мне, что  вы уже знаете из своего жизненного опыта о методах науки.

Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. В случае необходимости ученики отвечают.

– Какие науки ты знаешь? Чем занимаются учёные?

Учебник, рисунки и мультимедийные пособия, иллюстриру-ющие опыты и эксперименты. Рисунки научных приборов, микроскоп и препараты из окружающих предметов.

На доске:

Знаю-

Узнал-

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

II. Совместное открытие знаний.

-Сегодня нам выпала честь попробовать себя в роли учёных орнитологов.

-Как вы думаете, что изучают учёные орнитологи?

(стр.12, 1абзац)

-Сейчас каждая группа учёных будет осваивать один из  научных методов , а затем поделится информацией которую мы зафиксируем в таблицу.

Обсуждение версий. Комментированное чтение рубрики с помощью учителя на основе технологии продуктивного чтения (обозначения в тексте учебника).           

Группа №1. Объясните с помощью текста на с. 12-13

Что такое  метод наблюдения и описания?.

Задание: Рассмотрите перепелиное яйцо и опишите его внешний вид.

Группа №2. Объясните с помощью текста на с.-13, что такое  метод измерение?

Задание: Используя линейку измерьте длину и ширину куриного и перепелиного яиц.

Группа №3 Объясните с помощью текста на с. 13-14., эксперимент.

Группа№4Объясните с помощью текста на стр.14 метод сравнения.

Задание: Найдите признаки сходства и отличия между куриным и перепелиным  яйцами.

Метод моделирования(рассказ учителя)

Подведение результата изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос.     

Выражение решения в виде схемы, иллюстрации и т.п.

Название

метода

Характеристика

Наблю

дение

Описа

ние

Измере

ние

Эксперимент

Сравне

ние

Моделирование

Личностные УУД

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

3. Формирование умения владеть смысловым чтением.

4. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные УУД

3. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

ТОУУ

Личностные УУД

2. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

III. Самостоятельное применение знаний.

Задания  в рабочей тетради 1-4. Самооценка по алгоритму.

Работа с тестом

IV. Итог урока.

На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)?

Удалось ли нам подтвердить гипотезу?

Домашнее задание.

Изучить П. 3, выполнить задание в  ТПО 5-6.

При этом объясняем учащимся, что оцениваться будут и ответы на вопросы, и дополнения к ответам учащихся. 2

Рефлексия: На доске под словами «усвоил», «испытываю трудности», « не понял»  прикрепить квадратик того цвета , которым написаны слова.

-усвоил         (зелёный)

-трудности   (жёлтый)

-не понял     (красный)

зелёный    

жёлтый

крккрасный

Задание для группы №1

Изучить содержание методов» наблюдение» и «описание» по тексту учебника на стр.13.

Описать на листке внешний вид птицы.

Задание для группы №2

Установить в чем сущность метода «измерение» по тексту параграфа№3 на стр.13.

Используя линейку, измерьте длину яиц курицы и перепёлки.

 Задание для группы №3

Установить в чем сущность метода «измерение» по тексту параграфа№3 на стр.13.

Используя линейку, измерьте высоту и ширину гнезда .

Задание для группы №4

 Какой метод называют «экспериментом»?  стр.13,14

Задание для группы №5

Что значит метод сравнения?( стр.14) Сравните, значит найдите признаки сходства и отличия между яйцом курицы и перепёлки.

Задание для группы №6

Что значит метод сравнения?( стр.14) Сравните, значит найдите признаки сходства и отличия между яйцом курицы и перепёлки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии в 5 классе "Методы изучения природы"

Практическая работа на уроке биологии в 5 классе. Тема "Методы изучения природы"....

Конспект урока в 5 классе по теме "Методы изучения природы"

Данный материал можно использовать на уроках биологии в 5 классе. Дополнительно дается задание для проведения наблюдений по проращиванию луковицы дома....

Открытый урок по биологии на тему "Науки о живой природе"

В материале представлен. конспект открытого  урока по биологии на тему "Науки о живой природе".В игровой форме происходит формирование представлений о биологии как науки, биологически...

Урок с применением ИКТ. Моделирование как метод познания

Планируемые образовательные результаты:·         предметные – представление о сущности моделей и процесса моделирования;·...

Урок по биологии в 5 классе."Царства живой природы"

На уроке учащиеся узнают о существовании классификации живых организмов,  о существовании царств клеточных организмов: бактерий, грибов, растений, животных и о вирусах ....

Презентация к уроку биологии в 5 классе "Методы изучения природы"

Презентация к уроку биологии в 5 классе "Методы изучения природы"...

Биологические науки. Методы познания природы.

Тестовые задания по биологии для 5 класса (2 варианта)....