Главные вкладки

    2015-2016 уч.год. Урок биологии 5 класс "Строение клетки"
    план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

    Воротнёва Наталья Андреевна

    Урок биологии «Строение клетки» 5 класс

    Подготовил и провел:

    учитель биологии Воротнева Наталья Андреевна

    19.10.2015

     

    Технологическая карта урока

     

    Предмет

    биология

    Класс

    5

    Автор учебника

    Пасечник В.В.

    Тема урока

     Строение клетки.

    Тип урока

    Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

    Цели

    Создать условия для:

    - систематизации знаний учащихся о строении растительной клетки;

    -  формирования представлений у учащихся  о клетках, особенностях строения;
    - формирования умений работать с рисунками, микроскопами;

    - развития воображения, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

    - воспитания мотивов, направленных на изучение живой природы и бережного отношения к ней;

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок биологии «Строение клетки» 5 класс

    Подготовил и провел:

    учитель биологии Воротнева Наталья Андреевна

    19.10.2015

    Технологическая карта урока

    Предмет

    биология

    Класс

    5

    Автор учебника

    Пасечник В.В.

    Тема урока

     Строение клетки.

    Тип урока

    Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

    Цели

    Создать условия для:

    - систематизации знаний учащихся о строении растительной клетки;

    -  формирования представлений у учащихся  о клетках, особенностях строения;
    - формирования умений работать с рисунками, микроскопами;

    - развития воображения, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

    - воспитания мотивов, направленных на изучение живой природы и бережного отношения к ней;

    Оборудование:

    компьютер,  микроскоп (1 на 2 учащихся), таблицы с изображением клеток.

    Методы проведения урока:

    объяснение с использованием иллюстраций; лабораторная работа учащихся, тестирование с использованием ЭОР, самостоятельная работа с учебником и тетрадями на печатной основе.

    Технологии:

    технология развития критического мышления, элементы проблемной технологии, работа в парах с микроскопом,  ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    Создать организационные и содержательные условия для изучения учащимися строения растительной клетки;

    содействовать формированию навыка работы с микроскопом и микропрепаратами; умения находить сходства и различия в строении растительных клеток; работать с ЦОР.

    способствовать развитию умения анализировать, сравнивать строение разнообразных клеток:

    (лука, томата, арбуза, яблока), использовать практические методы познания (наблюдение), развитие навыка исследовательской работы учащихся;  

    способствовать формированию умения ставить проблему, искать пути ее решения, работать с разнообразными источниками информации для решения проблемы.

    - положительное отношение к уроку;

    - формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;

    - осознание необходимости самосовершенствования;

    - способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении биологии.

     

    Основные понятия, изучаемые на уроке

    Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли. 

    Организационная структура урока

    № этапа

    Этап урока

    УУД

    Деятельность

    ЭОР

    Время,

    мин

    учителя

    учащихся

    1

    Организационный этап

    Регулятивные: волевая саморегуляция, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

    Личностные:  сформированность познавательных интересов и мотивов

    Добрый день! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами!

    Встаньте ровно и красиво.
    Прозвенел уже звонок.
    Сядьте тихо и неслышно,
    И скорей начнём урок.
    Слайд.1

    Проверьте, все ли у вас готово к уроку?  

    Посмотрите друг на друга,  улыбнитесь. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

    Сегодня вы — исследователи.  Вам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. 

    Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы  рассматривали на предыдущем уроке:  Слайд.2

    Готовятся к уроку, настраивают себя на работу

    компьютер  

    2

    2

    Этап актуализации  знаний

    Познавательные:

    слушать вопросы учителя, выдвигать гипотезы и обосновывать их;

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

    Какое строение имеет лупа, микроскоп?

    У вас на столе задание:  на рисунке художник перепутал последовательность действий при приготовлении микропрепарата. Обозначьте цифрами правильную последовательность действий и опишите ход приготовления микропрепарата.

    Как определить увеличение микроскопа?

    Что вы рассматривали под микроскопом?

    Вы видели под микроскопом клетки растений? О чем это говорит?

     Вам предстоит совершить открытие внутри    . (клетки). Значит, с чем вы должны познакомиться? Посмотрите на рисунок.  Слайд.3

    Слайд 4.  Какие цели и задачи мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

    - отработать умение работать с микроскопом;

    - рассмотреть клетки кожицы лука в микроскоп;

    - выяснить, какие бывают клетки;

    - зарисовать увиденное;

    - особенности строения клеток;

    - выяснить, какие органоиды есть в клетках;

    - какую функцию они выполняют.

    Слайд 5. Записывает тему урока на доске.

     Слайд 6.

    Слайд 7. Постановка проблемы в виде показа презентации о  клетках (одноклеточные, многоклеточные) с интересными фактами и чтение отрывка из стихотворения:

    Загляните на часок
    В нашу клетку-теремок,
    В цитоплазме там и тут
    Органоиды живут.
    Там такое происходит -
    Цитоплазма кругом ходит,
    Помогает то движенье
    В клетке чудным превращеньям.
    Их не видел Левенгук,
    Удивился б Роберт Гук.

    Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы друг друга.

    Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Называют тему урока, ставят перед собой задачи и цели.

    Записывают тему урока.

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Растения. Бактерии. Грибы. 5 класс.

    5

    3

    Этап изучения новых знаний и способов деятельности

    Познавательные:

    извлечение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков,

    обобщение и синтезирование;

    Коммуникативные

    сотрудничество с учителем и сверстниками.

    Личностные:

    формировать умение способности к саморазвитию

    Ну, вот мы попали в лабораторию, следующий этап нашей работы – это перевоплощение в  ученых исследователей, для этого давайте вместе попробуем  

    познакомиться со строением растительной клетки, рассмотрев под микроскопом препарат кожицы чешуи лука. Давайте проверим, как вы приготовите микропрепарат, но вначале прослушаем стихотворение – инструкцию: Слайд 8

    С лука сняли кожицу-

    Тонкую, бесцветную,

    Положили кожицу

    На стекло предметное.

    Микроскоп поставили,

    Препарат - на столик,

    Объектив направили,

    Глядь, а лук – из долек!

    Дольки – это клетки

    С ядрами внутри,

    Вакуоли крупные

    В клетке рассмотри.

    Снаружи – оболочка,

    Под нею – цитоплазма.

    Зеленые пластиды

    Искать будешь напрасно.

    Слайд 9.  1. Лабораторная работа   «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». 

    Что вы увидели  при просмотре данного микропрепарата?

    Что вы можете рассказать об увиденном?

    Теперь просмотрите текст учебника и рисунок 19 и 20,  скажите из каких органоидов состоит клетка.

    Зарисуйте клетку, подпишите названия органоидов.

     

    2. Заполнить таблицу  в тетради «Функции органоидов».

    Воспринимают информацию;

    Готовят микропрепарат, работают  с микроскопом.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Работа с учебником.  Выполняют работу  в тетради.

    Заполняют таблицу

    15

    4

    Этап первичной проверки понимания изученного

    Познавательные: принятие участия в обсуждении,

    анализ объектов с целью выделения необходимых признаков

    Коммуникативные

    управление поведением  сверстников

    1. - Итак, что вы узнали о клетке»? Мозговой штурм

    Слайд 10. Какое строение имеет клетка?

    Какова роль клеточных оболочек?

    Что называют вакуолями?

    Что содержится в клеточном соке?

    Слайд 11.

    2. Физкультминутка

    Раз – подняться, потянуться,

    Два – согнуться, разогнуться,

    Три – в ладоши три хлопка,

    Головою – три кивка.

    На четыре – руки шире,

    Пять – руками помахать,

    Шесть – за парту сесть опять.

    Воспринимают информацию.

    Отвечают на вопросы

     

    5

    5

    Этап закрепления  изученного

    Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

    Личностные: формирование интеллектуальных умений

    Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

    1. На основе полученных знаний, давайте попытаемся вместе ответить на вопросы:

    Слайд 12. 1. Из чего состоят все живые организмы?

    2. Какое строение имеет клетка?

    3. Какова роль клеточных оболочек?

    4. Где находится клеточный сок и что в нем содержится?

    5. Какую роль в клетке играют ядро и ядрышко?

    2.  Один ученик работает на компьютере  с кроссвордом.  

    1.Какие структуры придают зеленый цвет клеткам растения?

    х

    л

    о

    р

    о

    п

    л

    а

    с

    т

    ы

    2.Ученый открывший клетку.

    Г

    у

    к

    3.С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?

    м

    и

    к

    р

    о

    с

    к

    о

    п

    4. Защищает клетку от влияния окружающей среды.

    к

    л

    е

    т

    о

    ч

    н

    а

    я

    м

    е

    м

    б

    р

    а

    н

    а

    5.Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.

    в

    а

    к

    у

    о

    л

    ь

    6.Полужидкое содержимое клетки.

    ц

    и

    т

    о

    п

    л

    а

    з

    м

    а

    Слайд. 13.  Слайд ответов: хлоропласты, Гук, микроскоп, клеточная мембрана, вакуоль, цитоплазма.  

    Учащиеся выполняют разноуровневые задания

     

     

     

     

     

    5

    6

    Этап обобщения и систематизации

    Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

    Личностные: формирование интеллектуальных умений

    Предлагает тестирование с использованием ЭОР

    1. Органоид, который содержит клеточный сок:

    а) вакуоль;  б) хлоропласт;  в) ядро;

    2. Клеточная стенка имеется у клетки:

    а) растительной;  б) бактериальной;  в) животной

    3. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы:

    а) ядро;  б) цитоплазма;  в) вода;    

    4. В клетках кожицы лука пластиды:

    а) красные; б) зеленые; в) бесцветные.

    Слайд 14.

    Решают тесты за компьютером в парах

    Тестирование с использованием ЭОР

    6

    7

    Этап информации о домашнем задании

    Слайд  15.  Объясняет сущность домашнего задания. Предлагает дома прочитать параграф учебника, ответить на  вопросы. Творческий уровень: вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами, сочинить сказку о  клетке.

     Записывают д/з  

    2

    8

    Этап подведения итогов учебного занятия

    Вот и закончилось наше исследование.

    1. Достиг ли ты целей и задач урока?

    Даёт качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся.  

    2. Закончите предложение:

    теперь я знаю....

    у меня вызвало затруднение...

    теперь я могу....

    Фиксируют выводы

    3

    9

    Рефлексия

    Коммуникативные: умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать товарища. Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении биологии.

    Закончите предложение:

    на уроке мне было интересно.....

    сегодня меня удивило.....

    Слайд 16, Слайд 17

    Отвечают на вопросы учителя, заканчивают предложения

    2

    Литература к уроку:

    1. В.В.Пасечник Учебник Биология Бактерии, грибы, растения 5 класс М. Дрофа, 2014 г.
    2. Н.И.Галушкова Биология. Поурочные планы 5 класс, Волгоград, 2013 г.
    3. А.А.Калинина Поурочные разработки по биологии Бактерии. Грибы. Растения 6(7 класс), М.Вако, 2012г.

         4. Н.И.Сонин “Лучшие нестандартные уроки. Биология”, 6 класс, “Айрис-Пресс”, Москва, 2003

         5. А.В.Марина “Конспекты уроков для учителя биологии. Уроки ботаники”, 6 класс, “Владос”, Москва, 2003

         6. Н.А.Пугал, Т.А.Козлова “Лабораторные и практические занятия по биологии”, 6 клас, “Владос”, Москва, 2003


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки. (интегрированный урок: биология + химия)

    Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

    Уроки биологии в 9 классе. Строение клетки. Органоиды клетки. Клеточная теория.

    Здесь представлены:- разработки уроков биологии по теме "Клетка". 9 класс;-проверочная работа по теме "Строение клетки" (2 варианта);- тестовый материал для подготовки к ЕГЭ по биологии. Разделы: Бота...

    Уроки биологии в 9 классе. Строение клетки. Органоиды клетки. Клеточная теория.

    Здесь представлены:- разработки уроков биологии по теме "Клетка". 9 класс;-проверочная работа по теме "Строение клетки" (2 варианта);- тестовый материал для подготовки к ЕГЭ по биологии. Разделы: Бота...

    Рабочая программа по биологии для 8 класса 2015 – 2016 год

    Основное содержание курса биологии 8 класса направлено на формирование у обучающихся знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены человека, реализацию установок на здоровый образ жиз...

    Рабочая программа по биологии для 9 класса 2015 – 2016 год

    В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены ...

    2015-2016 учебный год Урок биологии 7 класс

    Урок был дан в соответствии с требованиями ФГОС.            В процессе всего урока использовалась презентация.На этапе актуализации знаний дети о...

    Технологическая карта к уроку биологии "Живые клетки", 5 класс

    Технологическая карта составлена к уроку биологии 5 класса "Живые клетки". Содержит материал с описанием этапов работы, инструкцией к лабораторной работе, заданиями на закрепление. Соответст...