Конспект и презентация к открытому уроку биологии "Ядро клетки. Строение. Функции"
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Гуцева Людмила Викторовна

Представленный материал содержит конспект открытого урока биологии в 10 классе по теме "Ядро клетки. Строение и функции" УМК Сухоруковой Л.Н. Так же прилагается презентация к уроку и карточка для работы в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока22.23 КБ
Office presentation icon Презентация985 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Ядро. Строение и функции»

Цель урока:

Изучение строения и функций ядра в клетках эукариот.

Задачи урока:

  • Рассмотреть особенности строения и функции, выполняемые ядром клетки.    Продолжить формирование эволюционных представлений о развитии органического мира и его делении на прокариотические и эукариотические организмы. Повторить материал по теме «Органоиды клетки»
  • Развивать абстрактное мышление, умения сравнивать и анализировать и сопоставлять, применять полученную информацию при выполнении учебного задания.
  • Продолжить формирование умений быстро работать с текстом учебника, слушать товарищей, оценивать себя и других
  • Формировать научное мировоззрение, воспитание восприятия живого, как уникального творения природы. Формирование умения видеть прекрасное в малом.

Планируемые результаты: учащиеся должны знать основные структуры ядра, и уметь охарактеризовать его функции.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: информационный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах, фронтальная.

Оборудование: учебная программа PowerPoint.

Содержание и структура урока:

I. Организационный момент (1-2 мин.)

– Добрый день! Сегодняшний урок наполнен большим объемом информации. Настроимся на результативную работу. Будьте активны, показывайте свои знания
Тема урока. План урока.  Слайд №1

II. Проверка знаний (10 мин.)

Фронтальная проверка.

– Мы изучили органоиды клетки. Вспомним.
– Что называется органоидами клетки? И какие органоиды мы изучили.
 Слайд №2
– О каком органоиде идет речь? (1 подсказка)

1) место образования лизосом
2) накопление белков, липидов , углеводов.
3) модификация поступивших органических веществ (если не ответили, 2 подсказка)
4) «упаковка» в мембранные пузырьки
5) секреция белков, липидов, углеводов
6) синтез углеводов и липидов ( Аппарат Гольджи Слайд №3)

– Модели каких органоидов здесь изображены?
– Назовите общие черты строения этих органоидов. 
(Митохондрии и хлоропласт;Имеют двумембранное стороение, имеют кольцевую ДНК и способны к воспроизведению себе подобных.) (Слайд №4)
– Какой органоид изображен на слайде? (Слайд №5) 
(ЭПС)
– Какая клеточная структура изображена на следующем слайде и какую функцию она выполняет? ( слайды №6-9)
– Какой биологический объект изображен, и какой процесс происходит? (Слайд №10) 
(Амеба питается путем фагоцитоза)
– Установите соответствие между строением и функцией органоида и его видом. (Слайд№11)

Строение и функции органоида

Вид органоида

А) состоит из полостей с пузырьками на концах
Б) состоит из системы связанных собой каналов
В) участвует в биосинтезе белка
Г) участвует в образовании лизосом
Д) участвует в обновлении и росте плазматической мембране
Е) осуществляет транспорт органических веществ в разные части клетки

1) Эндоплазматическая сеть
2) Комплекс Гольджи

Ответ: Взаимопрверка в парах за партой

А

Б

В

Г

Д

Е

2

1

1

2

2

1

III. Изучение нового материала

Актуализация знаний.

На слайде №12 и на карточках, выданных вам, вы видите облако слов. Изучив его внимательно вы сможете назвать тему сегодняшнего урока.

Правильно! Урок будет посвящен главной части эукариотической клетки ядру.

  Запишите дату и тему урока «Ядро клетки . Строение и функции»
У вас ребята на партах карточка «Паспорт ядра», задания под номерами 1,2 ит.д
Часть работы вы должны выполнять по ходу урока. Примеры приведенные на сегоднешнем уроке вам потребуются при ответе на следующем уроке. На часть заданий я целенаправленно буду обращать внимание. Карточки в конце урока будем проверять
.

А) Эукариотическое ядро (особенности) Слайд №13 и №14, текст учебника 5.2.2
Форма ядра (Сферическая .Эллипсовидная)
Размеры ядра (Диаметр ядра обычно 3-10 мкм
Встречаются клетки двуядерные ( инфузории) и многоядерные (опалины)
Некоторые высокоспециализированые клетки вторично утрачивают ядро (Эритроциты млекопитающих .Ситовидные трубочки покрытосеменных)

Б) Обратитесь к учебнику к параграфу 5.2.2 и просмотрев его быстро сориентируйтесь, какие структурные элементы входят в состав ядра. Ответ занесите в карточку.
1 мин. и проверка (Ядерная оболочка, Ядерный сок, Ядрышко, Хроматин
Ядерная оболочка слайд №17
Часть мембранной системы клетки
Состоит из двух мембран
Наружная мембрана покрыта рибосомами
Внутренняя мембрана гладкая
Функции: Обмен веществ между ядром и цитоплазмой
Вопрос: каким путем происходит обмен веществ между ядром и цитоплазмой? ( через поры)
Ядерный сок Слайд №17 (кариоплазма, нуклеоплазма) – внутреннее содержимое ядра
Состав: ферменты ,белки, нуклеотиды. Аминокислоты, АТФ
Ядрышко – плотное округлое тельце. Погруженное в ядерный сок
Образуется на определенных участках хромосом, несущих информацию о структуре РНК
Состоит из скопления рРНК и субъедениц рибосом
Обнаруживается только в неделящемся ядре

Задание№ 5 карточек

– Что формируется в ядрышке ядра? (Стр 16, Слайд №18) Сравните показания двух по разному звучащих структур
Это одна и та же структура. Соответствуют разным фазам жизни клетки

Хроматин (Интерфаза)

Хромосомы (Деление клетки)

Вещество клеточного ядра имеющий вид глыбок, гранул и нитей; (хорошо окрашивается основными красителями).
Химический состав:
ДНК 30-45%
Гистоновые белки 30-50%
Негистоновые белки 4-33%

Структурные элементы клеточного ядра палочковидной формы
Химический состав:
ДНК 30-45%
Гистоновые белки 30-50%
Негистоновые белки 4-33%

Рассмотрим строение хромосом ( слайд №19) на слайде не все части хромосом подписаны, найдите не достающие надписи в учебнике на рис 5.15

5 — центромера;
6 — вторичная перетяжка;
7 — спутник;
8 — хроматиды;
9 — теломеры.

В) Кариотип – характерные для вида особенности хромосом (то есть их количество, размеры, форма, наличие спутников и т.д.) называют (Слайды №№20-22)
Особенности кариотипа:
В кариотипе разных видов чаще всего четное число хромосом
Парные хромосомы – гомологичные (одна хромосома из отцовского организма другая из материнского)

Г) Функции ядра (слайд 23)

1. Хранение наследственной информации и передача ее дочерним клеткам в процессе деления
2. Регуляция жизнедеятельности клетки путем регуляции синтеза различных белков.
3. Место образования субъедениц рибосом

IV. Закрепление изученного материала. Проверка правильного заполнения карточки карточек. (2-3 мин.)

4. Особенности кариотипа. Сообщения учеников (5-6 мин.)

V. Проведение рефлексии урока (1 мин.)

Объявляется итог урока: На уроке мы познакомились со строением ядра ,изучили компоненты ядра и их функции.

VI. Домашнее задание (1 мин.)

– Изучить параграф   (Биология Авторы: Сухорукова Л.Н)
– записи в тетради, карточки
Подготовка к проверочной работе

https://www.youtube.com/watch?v=AoDHEssIsmY

interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/stroenie-kletki-kletochnaya-membrana-yadro/testcases


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторим органоиды клетки и их функции

Слайд 2

О каком органоиде идет речь? Функции: 1)место образования лизосом 2)накопление белков, липидов , углеводов. 3)модификация поступивших органических веществ 4) « упаковка» в мембранные пузырьки 5)секреция белков, липидов, углеводов 6)синтез углеводов и липидов

Слайд 3

Модели каких органоидов здесь изображены? Назови общие черты строения этих органоидов митохондрия хлоропласт Имеют двумембранное стороение Имеют кольцевую ДНК,и способны к воспроизведению себе подобных

Слайд 4

Какой органоид изображен? Типы ЭПС А) гранулярная( синтез белка) Б)гладкая(синтез углеводов и липидов Функции ЭПС 1.Транспорт веществ 2.Синтез веществ 3.Разделение на «отсеки» 4.Место образования аппарата Гольджи

Слайд 5

Какая клеточная структура изображена на следующем слайде и какую функцию она выполняет?

Слайд 6

Окружающая среда Внутренняя среда клетки

Слайд 7

Окружающая среда Внутренняя среда клетки

Слайд 8

Окружающая среда Внутренняя среда клетки

Слайд 9

Органоиды клетки Немембранные ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?

Слайд 10

Органоиды клетки Немембранные Одномембранные Двумембранные рибосомы клеточный центр оболочка цитоскелет ЭПС комплекс Гольджи лизосомы клеточная мембрана вакуоли митохондрии пластиды ядро

Слайд 11

Установите соответствие между строением и функцией органоида и его видом Строение и функции органоида Вид органоида А)состоит из полостей с пузырьками на концах Б)состоит из системы связанных собой каналов В) участвует в биосинтезе белка Г) участвует в образовании лизосом Д) участвует в обновлении и росте плазматической мембране Е)осуществляет транспорт органических веществ в разные части клетки 1 ) Эндоплазматическая сеть 2)Комплекс Гольджи А Б В Г Д Е А Б В Г Д Е 2 1 1 2 2 1

Слайд 13

Правитель мудрый, справедливый Хозяин в доме и слуга Он регулирует движенье, Процессы роста, синтеза. Хранит секреты информаций Но передать ее готов Своим потомкам и тебе, Не ради прихоти и славы, А ради жизни на Земле. Ядро клетки

Слайд 14

План изучения темы «Ядро клетки . Строение и функции» Изучить структурные компоненты клеточного ядра и их функции Познакомиться с особенностями кариотипа человека

Слайд 15

Эукариотическое ядро Форма ядра Сферическая Эллипсовидная Размеры ядра Диаметр ядра обычно 3-10 мкм Встречаются клетки двуядерные ( инфузории) и многоядерные (опалины)

Слайд 16

Некоторые высокоспециализированые клетки вторично утрачивают ядро Эритроциты млекопитающих Ситовидные трубочки покрытосеменных

Слайд 17

Состав ядра Ядерная оболочка Ядерный сок Ядрышко Хроматин

Слайд 18

Ядерная оболочка Часть мембранной системы клетки Состоит из двух мембран Наружная мембрана покрыта рибосомами Внутренняя мембрана гладкая Функции: Обмен веществ между ядром и цитоплазмой Вопрос : каким путем происходит обмен веществ между ядром и цитоплазмой?

Слайд 19

Ядерный сок \Кариоплазма\ \Нуклеоплазма \ -внутреннее содержимое ядра Состав: ферменты ,белки, нуклеотиды. Аминокислоты, АТФ Ядрышко - плотное округлое тельце. Погруженное в ядерный сок Образуется на определенных участках хромосом, несущих информацию о структуре РНК Состоит из скопления рРНК и субъедениц рибосом Обнаруживается только в неделящемся ядре

Слайд 20

Соответствуют разным фазам жизни клетки Хроматин Вещество клеточного ядра имеющий вид глыбок , гранул и нитей; (хорошо окрашивается основными красителями ). Химический состав: ДНК 30 -45% Гистоновые белки 30-50% Негистоновые белки 4-33% Хромосомы Структурные элементы клеточного ядра палочковидной формы Химический состав: ДНК 30 -45% Гистоновые белки 30-50% Негистоновые белки 4-33% Период роста клетки Период деления клетки Термин "хромосома" был предложен в 1888 W. Waldeyer.

Слайд 21

Взависимости от положения центромеры, различают хромосомы: 1.метацентические 2. субметацентрические 3,4 акроцентрические 1. равноплечие 2. умеренно неравноплечие 3,4-резко неравноплечие ( палочковидные)

Слайд 22

Строение хромосомы ( рис 5.15) 5 — центромера; 6 — вторичная перетяжка; 7 — спутник; 8 — хроматиды; 9 — теломеры.

Слайд 23

Кариотип Хромосома - это самовоспроизводящийся структурный элемент ядра клетки. Число, размер и форма хромосом строго определены и специфичны для каждого вида. Каждая хромосома состоит из одной или нескольких пар хроматиновых нитей. Кариотип- характерные для вида особенности хромосом (то есть их количество, размеры, форма, наличие спутников и т.д.)

Слайд 24

Особенности кариотипа В кариотипе разных видов чаще всего четное число хромосом Парные хромосомы- гомологичные( одна хромосома из отцовского организма другая из материнского) Соматические ( тела) клетки имеют диплоидный набор хромосом (2 n) Половые клетки имеют гаплоидный набор хромосом (1 n)

Слайд 25

Функции ядра 1.Хранение наследственной информации и передача ее дочерним клеткам в процессе деления 2. Регуляция жизнедеятельности клетки путем регуляции синтеза различных белков. 3. Место образования субъедениц рибосом

Слайд 26

Рефлексия - Какие вопросы показались тебе наиболее трудными? - Какой элемент урока надо было провести иначе? Как именно? - Оцени свою работу на уроке, обоснуй оценку.

Слайд 27

Домашнее задание Параграф 20 Подготовка к проверочной работе по теме «эукариотическая клетка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к открытому уроку по истории средних веков 6 класс на тему: "Свободные крестьяне становятся зависимыми"

Данный материал разработан для проведения открытого урока. В коспекте онисаны условия жизни крестьян в средневековой Европе и пути превращения свободных крестьян в зависимых....

Конспект и презентация к открытому уроку по истории средних веков 6 класс на тему: "Свободные крестьяне становятся зависимыми"

Данный материал разработан для проведения открытого урока. В коспекте онисаны условия жизни крестьян в средневековой Европе и пути превращения свободных крестьян в зависимых....

открытый урок "Органы выделения. Строение и функции почек".

разработка урока содержит конспект открытого урока ,презентацию . Во время урока учащиеся познакомятся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями, особенностями внешнего строен...

Конспект и презентация к открытому уроку "What do you do to help?"

Конспект и презентация к открытому уроку "What do you do to help?" - к учебнику "Enjoy English-4" М.З. Биболетова...

Конспект и презентация к открытому уроку по технологии швейного дела в коррекционной школе VIII вида.Тема: "Пижама". Тема урока: " Отделка, применяемая при пошиве пижамной сорочки". 7 класс.

КОНСПЕКТ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ  к открытому уроку по технологии швейного дела в коррекционной школе VIII вида. Тема: "Пижама". Тема урока: " Отделка, применяемая при пошиве пижамной сорочки". 7 класс....

Открытый урок на тему "Строение растительной клетки"

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний о строении растительной клетки. Комбинированный урок с выполнением лабораторных работ....

Конспект открытого урока по теме: "Строение и функции органов дыхания."

Тема урока: "Строение и функции органов дыхания."Тип урока: изучение нового материала.Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.Цели урока: Образ...