Рабочая программа по биологии для 5 класса.
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Чернышёва Елена Юрьевна

Рабочая программа разработана для учебного комплекта под редакцией Суховой Т.С.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Российская гимназия при Государственном Русском музее

 Центрального района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНО                       на заседании МО                                                   учителей

_________________

                        «___»______ 20__ г.          Протокол №                                                                                                                                 Председатель МО

_______________

СОГЛАСОВАНО              

зам. директора по УВР                    

 ___________________              

 ___________________

«____»________ 20__ г.          

Рекомендована                      к использованию                    

Педагогическим советом                                                  

Протокол от _________ № _______

«УТВЕРЖДАЮ»

Приказ от ___________        № ____

Директор

ГБОУ гимназия при ГРМ

 

_____________________                    

Л.Х. Бельгушева    

Рабочая программа

по  предмету

«Биология»

для 5 класса

на 2015-2016 учебный год

Срок реализации программы 1 год

                                                                                       

Учитель Чернышёва Елена Юрьевна

(ФИО)

Санкт-Петербург

2015

                   

Содержание рабочей программы по биологии для 5 класса на 2015-2016 учебный год.

1.Пояснительная записка.

2.Общая характеристика учебного предмета.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета биологии.

5. Содержание курса биологии для 5 класса с примерным распределением часов.

6. Описание учебно-методического комплекса и материально-технического обеспечения образовательной         деятельности.

7. Планируемые результаты изучения учебного предмета биология.

8. Тематическое планирование.           

                       Рабочая программа  по биологии  для 5 класса.

                                            Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии для 5 класса  составлена на основе:

  1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  3. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  5. Примерной государственной программы ФГОС Биология 5-9 классы, авторы: И.Н. Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова;
  6. Положения о Рабочей программе  учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) ГБОУ гимназии при ГРМ  приказ №      от

                    Предлагаемая программа соответствует положениям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, Фундаментальному ядру содержания общего образования, примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

                       Программа обеспечена учебником Т.С.Сухова, В.И.Строганов. Биология: 5-6классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Вентана – Граф, 2013.-176с.: ил.  Данный учебник входит в систему учебно – методических комплектов «Алгоритм успеха» (авторы: И.Н.Понаморёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко,В.Н. Константинов, В.Г.Бабенко, Р.Д. Маш, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова и др.). Авторы вводят учащихся 5-6 классов в мир общебиологических понятий через установление общих признаков жизни с учётом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания. Методический аппарат учебника предлагает школьникам деятельное участие в учебном процессе и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).

       На изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю (34 ч в год). Программный материал рассчитан на 28 часов и 6 часов резервного времени. Экскурсии и практические работы проводятся за счёт резервного времени.

Цели обучения:

  • Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • Овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и биологические эксперименты;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • Использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни. Для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Задачи обучения

  • Формирование целостной научной картины мира;
  • Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
  • Овладение научным подходом к решению различных задач;
  • Овладение научным подходом к решению  различных задач;
  • Овладение умениями проводить наблюдения, опыты и  измерения, описывать их результаты, формулировать выводы, оценивать полученные результаты.

                                Общая характеристика курса биологии.

         Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

           Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной картины мира;
  • овладение научным подходом к решению различных задач;
  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

                  Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:

  • многообразие и эволюция органического мира;
  • биологическая природа и социальная сущность человека;
  • структурно-уровневая организация живой природы;
  • ценностное и культурное отношение к природе;
  • практико-ориентированная сущность биологических знаний.

                                                Место предмета.

       Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения составляет 274 часа, из них 35 (1 час в неделю) в 5 классе, 35 (1час в неделю) в 6 классе, по 68 (2 часа в неделю) в 7-9 классах.

        В соответствии с базисным учебным  (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

          Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

                                                 Содержание курса обучения.

Отличие живого от неживого.

Методы изучения живых  организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Правила работы с биологическими приборами и инструментами. Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: органические и неорганические  вещества; их роль в организме. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Рост и развитие организмов. Размножение. Раздражимость. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Биология как наука. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Клеточное строение организмов.

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Многообразие клеток. Органоиды клетки:  ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли, хромосомы. Устройство увеличительных приборов и правил работы с ними. Приготовление микропрепаратов. Изучение клеток растений и животных на микропрепаратах  и их описание. Клетки, ткани и органы. Изучение одноклеточных и многоклеточных организмов. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Лабораторные и практические работы.

  1. Знакомство с микроскопом.
  2. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха.
  3. Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.

Опыты, выполняемые в домашних условиях.

Выращивание плесени на хлебе.

Жизнедеятельность организмов.

Рост и развитие организмов. Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Изучение органов цветкового растения. Вегетативное размножение комнатных растений. Процессы жизнедеятельности растений: питание, фотосинтез. Питание животных. Приспособления живых организмов к различным средам обитания. Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Роль питания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Среда- источник веществ и энергии. Роль дыхания в жизнедеятельности клеток и организма. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Лабораторные и практические работы.

1.Изучение строения семян фасоли.

2.Рассматривание корней растений.

3. Уход за комнатными растениями и аквариумными рыбками.

4. Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе.

Опыты, выполняемые в домашних условиях.

  1. Изучение испарения воды листьями.
  2. Изучение направления роста корня.

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса.

         В результате освоения курса биологии 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • Осознание  единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
  • Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
  • Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы);
  • Оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • Оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;
  • Формирование экологического мышления: умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • Составлять индивидуально и в группе план решения проблемы (выполнения проекта);
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  •  В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
  • Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для логических операций;
  • Строить  рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей;
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • Составлять тезисы, различные виды планов;
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т.д.);
  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться  друг  с другом и т.д.);
  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • Учиться критически  относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • Понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • Приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения, приспособлений животных к условиям среды обитания, изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • Описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • Сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • Описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • Находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  •  Кратко пересказывать доступный по объёму текст естественнонаучного характера, выделять его главную мысль;
  • Пользоваться приборами для проведения опытов и наблюдений, простейших исследований.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями; травматизма, стрессов, вредных привычек ( курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

                                                    Технологии

                     Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения, индивидуально-личностного обучения, информационно-коммуникационные, составления алгоритма выполнения задания, обобщения и систематизации знаний, развития исследовательских навыков.

                                                               Формы контроля

Стартовый, промежуточный (два раза в год), итоговый контроль в виде тестов, контрольных работ. Текущий контроль в формате самостоятельных, лабораторных, практических и проверочных работ, тестов, опроса.

       Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.

Библиотечный фонд

  • Учебники федерального перечня, в которых реализована данная программа   (Биология. 5-6 класс,  авт. Т.С.Сухова, В.А.Строганов).

Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

         Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляется как урочная, так и внеурочная форма учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение должно соответствовать Перечню оборудования кабинета биологии, включать различные типы средств обучения. Значительную роль играют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, экскурсионное оборудование.

          Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом для реализации научных методов изучения живых организмов.

          Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений. Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.

             Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.

           В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: аппаратура для записей и воспроизведения аудио- видеоинформации, компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиаресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.

           Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более качественные результаты обучения; формировать ИКТ-компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности: при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, в формировании универсальных учебных действий, в построении индивидуальной образовательной программы.

            Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов) по всем разделам школьной биологии находят широкое применение в обучении биологии.

              Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ  Она может быть использована как учителем, так и обучающимися в ходе самостоятельной подготовки к итоговой проверке и самопроверке знаний по изученному курсу.

                Использование наглядных учебных пособий, технических средств осуществляется комплексно, что позволяет реализовать дидактические принципы наглядности и доступности, достигать поставленных целей и задач, планируемых результатов освоения основных образовательных программ.

                 Планируемые результаты изучения курса биологии

                Система планируемых результатов ( личностных, метапредметных и предметных)  – в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

                    В структуре планируемых результатов выделяются:

  • Ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно- смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;
  • Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи в блоках «Выпускник научиться» и «Выпускник получит возможность научиться», приводятся к каждому разделу учебной программы.

Раздел 1.

Живые организмы.

Выпускник научиться:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений, домашних животных;
  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы ( признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Раздел 2

Человек и его здоровье

Выпускник научиться:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
  • применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведении наблюдений за состоянием собственного организма;
  • выделять эстетические достоинства человеческого тела;
  • реализовывать установки здорового образа жизни;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Раздел 3.

Общие биологические закономерности.

Выпускник научиться:

  • характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
  • применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
  • использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе;
  • приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
  • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.


Тематическое   планирование для 5 класса на 2015-2016 учебный год

Тема урока

Содержание

Практика

Контроль

Планируемые результаты

                    Сроки

                                                                     Строение и жизнедеятельность живых организмов.

Тема 1. Живая и неживая природа.  (7часов)

1

Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем.

Для изучения природы используют многочисленные методы: наблюдение, опыт, измерение, описание и т.д.

Работа с учебником и тетрадью (с.3): письменное выполнение задания, апробация использования измерительных приборов и лабораторного оборудования на практике; работа с учебником (с.5): описание природного объекта.

Демонстрация опытов, описание явлений.

Фронтальный опрос, проверка домашнего задания.

Личностные:

постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познания на основе достижений науки.

Регуляторные:

ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно, осознавать качество и уровень усвоения.

Логические:

сравнение методов изучения живой и неживой природы.

Познавательные:

умение первичной обработки информации - работа с терминами, извлекать необходимую информацию из прочитанного текста.

Предметные:

Научиться различать оборудование для научных исследований; проводить простейшие измерения природных объектов.

Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов, владеть монологической и диалогической формами речи.

1-я неделя сентябрь

03.09.15

2

 Живая и неживая природа. Различие тел живой и неживой природы.

При описании тел живой и неживой природы используют одинаковые характеристики: массу, форму, размеры, цвет.

Тела живой природы, то есть живые организмы имеют не только общие, но и отличительные признаки.

Текущий.

Предметные:

выявлять общие признаки тел живой и неживой природы, свидетельствующие о единстве природы;

проводить анализ рисунков, предлагающих поисковую задачу;

обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные:

извлекать информацию;

ориентироваться в своей системе знаний;

 под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание, наблюдения, выводы.

Коммуникативные:

сотрудничество, выслушивание мнения других, ведение дискуссии.

Познавательные:

оценивать с эстетической точки зрения объекты живой и неживой природы, уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, выделять отличительные признаки тел живой природы.

2-я неделя сентября

10.09.15

3

Органические и неорганические вещества, содержащиеся в живых организмах.

Органические и неорганические вещества входят в состав организмов и обеспечивают их нормальную жизнедеятельность

Опыт:   «Наличие жира в составе семян».

Опыт: «Обнаружение крахмала с помощью йода».

Работа с учебником (с12): формирование представления о проведении и оформлении опыта; работа с учебником (с13,14): преобразование информации в схему и таблицы.

Проверка  домашнего задания;

тестирование

Познавательные:

работать с текстом и иллюстрациями учебника;

сравнивать вещества разных групп;

делать выводы на основе сравнения,

находить информацию в научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её.

Регуляторные:

оценивать разные точки зрения, осваивать разные виды деятельности и формы сотрудничества.

Предметные:

Научится сравнивать органические и неорганические вещества; проводить опыты.

Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

Формирование у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

3-я неделя сентября

17.0915

4

Отличительные признаки живых организмов.

Свойства живого. Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм –единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

Личностные:

развитие эстетического сознания.

Регулятивные:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства для её осуществления;

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других учащихся, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства для её осуществления.

структурирование знаний;

осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме;

рефлексия способов и условий действия;

сравнение и классификация объектов природы.

Коммуникативные:

умение достигать взаимопонимания с другими людьми;

умение подчиняться решению группы ради успеха общего дела.

Предметные:

Научиться проводить опыты и наблюдения с живыми организмами,

характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника, формулировать выводы о значении взаимодействия органов живого организма.

4-янеделя сентября

24.09.15

5

Экскурсия №1 «Живая и неживая природа».

Цель экскурсии: сравнить объекты, относящиеся к живой и неживой природе.

Оформить отчёт об экскурсии.

Личностные:

постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познания на основе достижений науки.

Регуляторные:

ставить учебную задачу на основе соотнесения того , что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно, осознавать качество и уровень усвоения.

Логические:

сравнение методов изучения живой и неживой природы.

Познавательные:

умение первичной обработки информации - работа с терминами, извлекать необходимую информацию из прочитанного текста.

Предметные:

Научиться различать оборудование для научных исследований; проводить простейшие измерения природных объектов.

Коммуникативные:

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов, владеть монологической и диалогической формами речи.

5-я неделя сентября-1неделя октября

01.10.15

6

Практическая работа «Красота и гармония в природе»

Цель работы: обратить внимание на красоту и гармонию во внешнем облике живых организмов.

Оформить работу.

Личностные:

постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познания на основе достижений науки.

Регуляторные:

ставить учебную задачу на основе соотнесения того,  что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно, осознавать качество и уровень усвоения.

Логические:

сравнение методов изучения живой и неживой природы.

Познавательные:

умение первичной обработки информации - работа с терминами, извлекать необходимую информацию из прочитанного текста.

Предметные:

Научиться различать оборудование для научных исследований; проводить простейшие измерения природных объектов.

Коммуникативные:

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов, владеть монологической и диалогической формами речи.

2-я неделя октября

08.10.15

7

Обобщающий урок по теме «Отличие живого от неживого». Тестовый контроль знаний.

Подведение итогов. Выполнение различных заданий. Закрепление материала по теме.

Предметные:

Объяснять значение понятий: живой организм, свойства живого, биология;

Обсуждать результаты собственных наблюдений и исследований с одноклассниками и учителем;

Использовать рисунок как источник информации.

 Личностные:

постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познания на основе достижений науки.

Регуляторные:

ставить учебную задачу на основе соотнесения того,  что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, а также, осознавать качество и уровень усвоения

Логические:

сравнение методов изучения живой и неживой природы.

Познавательные:

умение первичной обработки информации - работа с терминами, извлекать необходимую информацию из прочитанного текста.

Коммуникативные:

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов, владеть монологической и диалогической формами речи.

3-я неделя октября

15.09.15

Тема 2. Клеточное  строение организмов.  (5 часов)

8

Клеточное строение - общий признак живых организмов.

Клеточное строение - общий признак живых организмов. Вирусы – неклеточная форма жизни. Процессы, протекающие в живой клетке, определяют жизнедеятельность всего организма.

Работа с учебником (с.19,20): чтение и обсуждение материала учебника; работа с учебником (с.21-23) и иллюстрациями (рис.16): формирование представления о частях клетки, их строении и функциях

Текущий.

Регулятивные:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства для её осуществления.

Предметные:        

Научится сравнивать объекты живой природы на рисунках.

Познавательные:

Уметь формулировать проблему, извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов, сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника.

Коммуникативные:

Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Личностные:        

Формирование у учащихся нравственно-этического оценивания места человека в окружающем мире.

4-я неделя октября

22.10.15

9

Живое и неживое под микроскопом. Строение животной клетки.

Выполнение лабораторной работы и оформление результатов.

Лабораторная работа №2 « Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и клеток зелёного листа».

Проверка отчета лабораторной работы.

Регуляторные:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства для её осуществления; сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника.

Личностные:        

Формирование у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

Предметные:        

Научиться готовить микропрепарат и работать с микроскопом.

Познавательные:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; анализировать объекты с целью выделения признаков; сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника.

Коммуникативные:

Распределять роли в парах во время работы с микроскопом.

5-я неделя октября

29.10.15

10

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом

Выполнение лабораторной работы и оформление результатов.

Лабораторная работа №3 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».

Проверка отчета лабораторной работы.

Регуляторные:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства для её осуществления.

Предметные:        

Научиться готовить микропрепарат и работать с микроскопом.

Познавательные:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; анализировать объекты с целью выделения признаков; сопоставлять биологический текст с иллюстрациями

Личностные:

учебника.

Формирование у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

Коммуникативные:

Распределять роли в парах во время работы с микроскопом.

2-я неделя ноября (9.11-14.11)

12.11.15

11

Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов».

Обобщение и закрепление изученного материала по данной теме. Подведение итогов.

Работа с учебником, формирование представлений о разных типах заданий и способах их выполнения; индивидуальная проверка уровня знаний о клеточном строении живых организмов.

Тест.

Регуляторные:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства для её осуществления.

Предметные:

Научиться находить клетки на рисунке; сравнивать строение клетки растений и животных.

Познавательные:

Искать и выделять необходимую информацию; извлекать необходимую информацию из прочитанного текста.

Коммуникативные:

Уметь с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли.

Личностные:

Формирование у учащихся устойчивой мотивации к применению сравнительного анализа биологических объектов.

3-я неделя ноября (16.11-21.11)

19.11. 15

12

Контрольная работа по теме «Строение

и жизнедея-

тельность живых организмов»

Контроль качества знаний.

Выполнение заданий.

Контрольная работа.

Регуляторные:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства для её осуществления.

Предметные:

Научиться находить клетки на рисунке; сравнивать строение клетки растений и животных.

Познавательные:

Искать и выделять необходимую информацию; извлекать необходимую информацию из прочитанного текста.

Коммуникативные:

Уметь с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли.

Личностные:

Формирование у учащихся устойчивой мотивации к применению сравнительного анализа биологических объектов

4-я неделя ноября (23.11-28.11)

26.11..15

Тема 3. Размножение живых организмов.  (5часов)

13

Размножение живых организмов.

Все живые организмы размножаются. Различают две формы размножения – половое  и бесполое.

Опыт, выполняемый в домашних условиях «Выращивание плесени на хлебе».

Текущий.

Предметные:

Научиться рассказывать о размножении живых организмов по рисункам

Познавательные:

Сопоставлять текст с иллюстрациями учебника; преобразовывать текстовую информацию в схему.

Регулятивные:

Изучать материал через включение в новые виды деятельности; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные:

Уметь с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли.

Личностные:

Формирование у учащихся умения осуществлять нравственно-этическое оценивание места человека в окружающем мире.

5-я неделя ноября -1-я неделя декабря (30..-05.12)

03.12.15

14

Размножение животных.

Наличие половых клеток у животных, количество особей, участвующих в размножении.

Работа с иллюстрациями учебника (с.41, рис.31): изучение особенностей полового и бесполого размножения животных; работа с тетрадью и учебником (с.42): заполнение таблицы, составление схемы полового и бесполого размножения животных.

Текущий.

Предметные:

Научится составлять схемы полового и бесполого размножения организмов.

Познавательные:

Искать и выделять необходимую информацию; преобразовывать информацию из одного вида в другой ( текст в таблицу).

Регулятивные:

Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

Коммуникативные:

Владеть монологической и диалогической формами речи.

Личностные:

Формирование у учащихся умения сравнивать на примере изучения разных способов размножения организмов.

2-я неделя декабря (7.12-12.12)

10.12.15

15

Размножение растений (без помощи семян)

Растения могут размножаться с помощью частей тела.

Текущий.

Предметные:

Научится проводить простые опыты и наблюдения по бесполому размножению растений.

Познавательные:

Искать и выделять необходимую информацию; сопоставлять текст с иллюстрациями учебника.

Регулятивные:

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные:

Распределять роли в парах во время выполнения опытов и наблюдений.

Личностные:

Формирование у учащихся научной картины мира, формирование умений сравнивать и находить взаимосвязи, на примере изучения строения и функций биологических объектов, формирование понимания взаимосвязи.

3-я неделя декабря (14.12-19.12)

17.12.15

16

Размножение растений при помощи семян.

В семени покрытосеменных растений находится защищённый кожурой зародыш с запасом питательных веществ. Из зародыша развивается новое растение.

Работа с учебником (с.44): знакомство с семенным размножением растений; обсуждение проведения опыта по проращиванию семян; выполнение лаб. работы №4 (знакомство с частями строения семян).

Текущий.

Предметные:

Научиться проводить простые опыты и наблюдения по семенному размножению растений.

Познавательные:

Устанавливать причинно-следственные связи; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу).

Регулятивные:

Прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.

Коммуникативные:        

Уметь строить алгоритм действий по совместному выполнению заданий.

Личностные:

Формирование понимания взаимосвязи между результатом учения и тем, ради чего оно осуществляется, на примере практической работы по выращиванию растений.

4-я неделя декабря (21.12-26.12)

24.12.15

17

Обобщающий урок по теме «Размножение живых организмов».

Закрепление и обобщения материала по данной теме.

Работа с учебником (параграф 16): выполнение заданий; индивидуальная проверка качества знаний  о способах размножения организмов.

Тест.

Предметные:

Научиться составлять схемы полового и бесполого размножения организмов.

Познавательные:

Искать и выделять необходимую информацию; сопоставлять текст с иллюстрациями учебника; преобразовывать информацию в схему.

Регулятивные:

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:

Задавать вопросы о недостающей информации не только учителю, но и друг другу.

Личностные:

Формирование у учащихся умения устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

2-я неделя января (11.01-16.01)

14.01.16

Тема 4. Питание и дыхание  живых организмов.  (14 часов).

18

Питание растений. Роль листьев в питании растений.

Растение кормит себя само, образуя органические вещества из неорганических. Человек и животные питаются органическими веществами, которые создали растения.

Работа с учебником: знакомство с опытом Гельмонта; проведение демонстрационных и индивидуальных опытов и наблюдений; выявление веществ, необходимых растению для жизни

Текущий.

Предметные:

Научиться проводить простые опыты и наблюдения за питанием растения.

Познавательные:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать причинно – следственные связи.

Регулятивные:

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные:

Слушать друг друга, задавать вопросы, точно выражать свои мысли.

Личностные:

Формирование научной картины мира.

3-я неделя января (18.01-23.01)

21.01.16.

19

Роль корней в питании растений.

Знакомство с корневыми системами, выполнение лабораторной работы, оформление результатов.

Роль корней в минеральном питании растений.

Лабораторная работа №5 «Рассматривание корней растений».

Опыт «Определение наличия в почве минеральных веществ».

Текущий.

Предметные:

Научиться проводить простые опыты и наблюдения за питанием растения.

Познавательные:

Извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов; сопоставлять текст с иллюстрациями учебника.

Регулятивные:

Составлять план и последовательность действий; изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные:

Распределять роли в группах сотрудничества по выполнению опытов и наблюдений.

Личностные:

Формирование научной картины мира.

4-я неделя января (25.01-30.01)

28.01.16

20

Питание различных животных.

Классификация животных по типу питания.

Пища для животных, выведение продуктов обмена веществ. Различные виды ротовых аппаратов животных.

Практическая работа №4 «Подкармливание птиц зимой».

Проверка домашнего задания.

Предметные:

Научиться сравнивать строение органов животных по рисункам; выявлять сходство строения организмов и процесса пищеварения у разных животных.

Познавательные:

Уметь сравнивать способы питания животных.

Регулятивные:

Работать по плану, сверять свои действия с целью; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные:

Владеть диалогической формой речи.

Личностные:

Формирование у учащихся нравственно- этического оценивания своего места в окружающем мире.

1-я неделя февраля (01.02-06.02)

04.02.16

21

Питание паразитов.

Виды паразитических организмов. Способы их питания. Вред, который

наносят паразиты растениям, животным и человеку. Меры борьбы с паразитами

Работа с иллюстрацией учебника (с.62, рис.54): выявление питания паразитов и связи их с организмом хозяина; работа с учебником (с.64): чтение рассказа и ответ на вопрос о значении паразитов в природе.

Текущий.

Предметные:

Научиться выявлять сходство строения организмов и процесса пищеварения у паразитов разных царств организмов.

Познавательные:

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу).

Регулятивные:

Ставить учебную задачу.

Коммуникативные:

Искать и собирать информацию с помощью постановки вопросов.

Личностные:

Формирование нравственно – этического оценивания своего места в окружающем мире

2-я неделя февраля (08.02-13.02)

11.02.15

22

Обобщающий урок по теме «Питание организмов».

Закрепление и обобщение материала по данной теме.

Работа с учебником (с.84,85): выполнение заданий; обсуждение выполнения заданий

Текущий.

Предметные:

Научиться находить различия в питании растений и животных; объяснять причины этих различий.

Познавательные:

Извлекать необходимую информацию из прочитанного текста.

Регулятивные:

Ставить учебную задачу.

Коммуникативные:

Уметь с достаточной полнотой и четкостью выражать свои мысли.

Личностные:

Формирование основ экологической культуры.

3-я неделя февраля (15.02-20.02)

18.02.16

23

Значение  минеральных веществ в жизни животных и человека.

Растения добывают минеральные соли из почвы. Человек и животные получают их с пищей и водой. Примеры минеральных веществ и их роль в жизнедеятельности организмов.

Работа с учебником (табл.4, с.66): выявление значения минеральных веществ для жизнедеятельности живых организмов; работа с иллюстрациями учебника (с.66-68): анализ путей попадания ядовитых веществ в организм человека.

Текущий.

Предметные:

Научиться рассказывать о минеральных веществах, необходимых для живых организмов.

Познавательные:

 Устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в своей системе знаний,  анализировать и выделять существенные признаки

Регулятивные:

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Коммуникативные:

Уметь задавать вопросы о недостающей информации, излагать грамотно свои мысли.

Личностные:

Формирование у учащихся устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм; формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими принципами.

4-я неделя февраля (22.02-27.02)

1-я неделя марта (29.02-05.03)

25.02.16

24

Вода, значение воды в жизни животных и человека.

Вода входит в состав всех живых организмов на Земле. В воде растворяются как необходимые для жизни, вещества  так и вредные. Удаляемые из организма вещества.

Опыт, выполняемый в домашних условиях «Изучение испарения воды листьями».

Опыт на уроке «Определение наличия воды в семенах».

Опыт на уроке «Определения воды в клубнях картофеля».

Опыт на уроке «Определение наличия воды в слюне».

Проверка домашнего задания, тест

Предметные:

Уметь рассказывать о свойствах воды и ее значении.

Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в своей системе знаний., анализировать и выделять существенные признаки

Регулятивные: Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Коммуникативные:

Уметь задавать вопросы о недостающей информации, излагать грамотно свои мысли.

Личностные:

формирование у учащихся устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм; формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими принципами.

2-я неделя марта (07.03-12.03)

03.03.16

25

Значение процессов питания для растений и животных.

Жизнь на Земле существует благодаря энергии Солнца, но преобразовать её, сделав доступной для животных и человека, могут только зелёные растения. Пища источник энергии. Чем больше двигается животное или человек, тем больше ему нужно пищи.

Работа с иллюстрациями учебника (с.74, рис.64): выявление роли растений в преобразовании энергии Солнца и превращение её в доступную для животных и человека форму; работа с заданиями учебника (с.75): составление характеристики использования органических веществ живыми организмами.

Тест.

Предметные:

Научиться  рассказывать о преобразовании энергии Солнца и роли фотосинтеза.

Познавательные:

Оформлять результаты выданных заданий в тетради; работать с текстом учебника и иллюстрациями, делать выводы.

Регулятивные:

Работать по плану и сравнивать свои действия с целью, составлять план текста.

Коммуникативные:

Ведение дискуссии, умение выслушивать других, организация совместной деятельности.

Личностные: формирование у учащихся устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм; формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими принципами.

3-я неделя марта (14.03-19.03)

10.03.16

26

Способы добывания энергии для жизни.

Понятие о цепях питания и перераспределении энергии между организмами.

Предметные:

Уметь называть источники энергии для живых организмов.

Познавательные:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль т оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи; в диалоге учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех,  исходя из имеющихся критериев

Коммуникативные:

Уметь задавать вопросы учителю и учащимся, уметь ясно выражать свои мысли устно и письменно.

Личностные: формирование у учащихся устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм; формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими принципами.

5-я неделя марта (28.03-02.04)

17.03.16

27

Значение запасания питательных веществ в жизни организмов.

Причины запасания питательных веществ, запасные вещества растений, животных и грибов.

Фронтальная беседа о необходимости питательных веществ для роста, движения, поддержания жизнедеятельности и питания зародыша; работа с иллюстрациями учебника ( с.80-82, рис.71-74).

Текущий.

Предметные:

Уметь называть запасные органические вещества.

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; смысловое чтение, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; сравнение объектов по выделенным признакам.

Регулятивные:

Работать по плану, составлять план текста, определять цель деятельности.

Коммуникативные:

Аргументировать свое решение в ходе решения  творческой задачи.

Личностные:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познания на основе достижений науки.

2-я неделя апреля (04.04-09.04)

31.03.16

28

Дыхание организмов.

Понятие газообмена. Кислород и питательные вещества постоянно расходуются каждой клеткой для получения необходимой для жизни энергии.

Текущий.

Предметные:

Понимать значение дыхания у живых организмов.

Познавательные:

Устанавливание причинно – следственных связей.

Регулятивные:

Составлять план решения проблемы.

Коммуникативные: 

Самостоятельно организовывать взаимодействие в группе.

Личностные: 

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познания на основе достижений науки.

3-я неделя апреля (11.04-16.04)

07.04.16

29

Обобщающий урок по теме «Питание организмов».

Обобщение материала, выполнение разнообразных заданий.                                                                                  

Текущий.

Предметные:

Уметь рассказывать о строении и жизнедеятельности живых организмов.

Познавательные:

Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления.

Регулятивные:

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно.

Коммуникативные:

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми других позиций.

Личностные:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познания на основе достижений науки.

4-я неделя апреля (18.04-23.04)

14.04.16

30

Контрольная работа по теме «Питание живых организмов».

Контроль качества знаний.

Контрольная работа.

5-я неделя апреля (25.04-30.04)

21. 04. 16

31

Работа над ошибками.

Работа над ошибками.

1-я неделя мая

28.04.16

Резервные уроки (3часа)

32

Резервный урок.

2-я неделя мая

05.05.16

33

Резервный урок.

3-я неделя мая

12.05.16

34

Резервный урок.

4-я неделя

 Мая

19.05.16


                                Тематическое планирование учебного материала

№ по порядку

Тема

Количество часов

1.

Отличие живого от неживого.

7 часов

2.

Клеточное строение живых организмов.

5 часов

3.

Размножение живых организмов.

5 часов

4.

Питание и дыхание живых организмов.

14 часов

5.

Резервные уроки.

3 часа

Лабораторные работы:

№1 «Знакомство с микроскопом и правилами работы с микроскопом».

№2. «Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и клеток зелёного листа».

№3. «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».

№4. «Изучение строения семени фасоли».

№5. «Рассматривание корней растений».

Практическая работа «Красота и гармония в природе».

Экскурсия «Живая и неживая природа.

Контрольные работы

2

                                   

    Список литературы.

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
  2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: ( электронный документ).
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.1010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.1011 № МД 1552/ 03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества учащихся».
  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
  7. Приоритетный национальный проект «Образование»6 (Электронный документ).
  8. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования: (Электронный документ).
  9. Сухова Т.С., Строганов В.И. Биология. 5-6 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2013.
  10.  Сухова Т.С., Строганов В.И. Биология. 5-6 классы: Методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2013.
  11.  Сухова Т.С., Строганов В.И. Биология. 5-6 классы: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: В 2ч. М.: Вентана-Граф, 2013.
  12. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-1015 гг. (электронный документ)
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.:Просвещение, 2010.
  14. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А.Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
  16. Фундаментальное ядро содержания общего образования. /Под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. М.: Просвещение, 2011.