Урок биологии в 8 классе по теме " Гигиена питания".
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Чернышёва Елена Юрьевна

Данный материал предназначен для молодых учителей ,кторые начинают работать по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_gigiena_pitaniya.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «ГИГИЕНА ПИТАНИЯ».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: формирование знаний о гигиенических условиях нормального питания и его правильном режиме.

Планируемые результаты:

            Предметные:

  • формулировать правила приёма пищи и применять их в своей жизни.

            Метапредметные:

  • самостоятельно определять цели и задачи своего обучения;
  • работать с текстом;
  • строить логические умозаключения;
  • оформлять результаты работы;
  • организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  • формулировать собственное мнение;
  • аргументировать собственную позицию;
  • слушать мнение других учащихся;
  • работать в парах;
  • владение речью.

              Личностные:

  • осознание значимости здорового образа жизни;
  • умение оказывать взаимопомощь.

Оборудование: таблица «Пищеварительная система»; презентация к уроку «Гигиена питания».

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание и мотивация.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление материала.
  5. Постановка домашнего задания.
  6. Рефлексия (подведение итогов урока).

Описание основных этапов урока:

1.Организационный момент.

         Цель: создание благоприятного психологического настроя на работу, включение учащихся в деятельность на личностном уровне.

           Учитель приветствует учащихся класса.

2.Целеполагание и мотивация:

Учитель: наш урок я хочу начать словами Гордона Рамзи:

«Чтобы хорошо жить, надо хорошо есть» и «Знать о еде человек должен не меньше, чем о математике или о своём родном языке».

           Прокомментируйте эти высказывания.

           Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Как вы думаете, с какой целью мы его проводим?

          После обмена мнениями  на доске и в тетрадях записывается тема урока.

   Учитель:  Тема правильного питания в настоящее время чрезвычайно актуальна и я хочу привести этому доказательства.

  Привожу статистические данные:

  •  Одной из основных проблем общественного здравоохранения является возрастающее число людей с излишним весом и ожирением. Люди всех возрастных групп и разных уровней образования сталкиваются с этой проблемой. В результате этого во всем мире возрастают показатели диабета, сердечно – сосудистых заболеваний и других негативных состояний, обусловленных неправильным питанием. По данным 2011 года, около 43 миллионов детей в возрасте до пяти лет имеют излишний вес.

  • Недостаточность питания, вызывает дефицит витаминов и минералов и приводит примерно к одной трети всех случаев смерти детей.

  • Заболеваемость цингой и рахитом растет в некоторых регионах Великобритании. Эксперты связывают этот факт с распространением фастфуда и продуктов, готовящихся в микроволновой печи.

  • Питание может вызывать  такие заболевания как рак желудка, развитие высокого кровяного давления.

      Основоположники разных школ питания пытались ответить на извечные вопросы науки о питании - как, когда, сколько и что есть?

      Попытаемся и мы ответить на эти вопросы. В достижении цели урока нам поможет авторитет великих писателей, мыслителей и  ученых.

       Задание учащимся:

                 Вы должны перефразировать их изречения на современный лад и сформулировать правила правильного питания. Запишите правила в таблицу.

Учащиеся:

          работают в группах, выполняя задание на выданных им карточках. ( Время выполнение задания 5 минут).

          Через 5 минут каждая группа зачитывает правило питания, затем происходит обмен мнениями и обсуждение результатов. ( Время на выступление групп и обмен мнениями  5-7 минут).

Учитель:

         отражает  все сформулированные учащимися  правила на экране с помощью видеопроектора.

Учитель:

        Чтобы правила выполнялись, люди должны понимать их смысл. Давайте попробуем обосновать правила питания.

         Каждая группа обосновывает свое правило и  результаты записывает на карточке.

 Для этого можно воспользоваться учебником и дополнительной литературой по гигиене питания (заранее приношу книги из библиотеки).

(Время на это вид работы и обсуждение результатов 15 минут).

          (Учащиеся не записывают правила в тетрадь в целях экономии времени на уроке, а после обсуждения всех  результатов  данного этапа урока они получат распечатанные результаты общей работы, которые будут представлены ниже).

             Оценивание –  взаимное оценивание и самооценка (по алгоритму) учащимися своей работы. На карточке учащиеся ставят две отметки – свою собственную и ту, которую поставили другие учащиеся. Карточку сдают учителю. Учитель выставляет итоговую оценку по результатам данного этапа урока.      

             Рефлексия психологического и  эмоционального  состояния: предлагаю учащимся оценить свою работу на уроке с помощью карточек трёх цветов, где дети выбирают цвет карточки по предложенным высказываниям:

                   красная – я работал на уроке с желанием, был уверен в себе, мне было интересно;

                   жёлтая – я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался;

                    синяя - я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу.

                       (У каждого ученика на парте находятся карточки трех цветов, на обратной стороне которых соответствующие цвету высказывания).

Изречения великих людей.

Правила правильного питания.

Обоснование

1

 

Первая группа:  

  «Хорошо прожуёшь – сладко проглотишь» (народная мудрость).

     «Кто долго жуёт, тот долго живёт» (народная мудрость).

   Мудрецы говорили так: жуёшь 50 раз – ничем не болеешь, 100 раз - будешь жить очень долго, 150 раз – станешь бессмертным.

   «Кто торопливо ест и пьёт, на свете долго не живёт» (Чешская пословица)

2

 Вторая группа:

«Война войной, а обед -  по расписанию».

 (Фридрих Вильгельм I)

3

Третья Группа:

«Лучше семь раз поесть, чем один раз наесться».

Американский исследователь Ирвинг Фишер рекомендует семиразовое питание.

«Голод и льва заставляет кидаться на падаль».

(Мухаммед  ибн  Али ас – Самарканди)

4

Четвёртая группа:

   «Хочешь продлить свою жизнь, - укороти свои трапезы».

(Бенджамин Франклин).

   «Ешь столько, чтобы тела здание не гибло от переедания».

(А.Джами).

  «При помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей может обойтись без медицины.

(Джозеф Аддисон).

5

  Пятая  группа:

 «Соус скрывает тысячу грехов» (старинная поварская поговорка).

   «Прежде чем наесться соуса, подумай о жажде, которая будет тебя мучить».

(Вьетнамская пословица).

6

  Шестая  группа:

 «Недосол на столе, пересол на спине».

(Недосоленное кушанье можно досолить, а за пересоленное только наказать).

    «Для еды соль, для соли -  мера».

(Русская поговорка).

7

Седьмая группа:

«За ягодами пойдёшь – здоровье найдёшь,

 зелень на столе – здоровье на сто лет,

яблоко на ужин – и врач не нужен».

«Виноград – не град, не бьёт,  не валит, а на ноги ставит»

«Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят».

«Морковь прибавляет кровь»

«Кто ест лук, того бог избавит от вечных  мук».

(Русские пословицы).

8

Восьмая группа:

«Есть всегда одно и то же для здоровья не поможет»

.

9

«Горьким лечат, а сладким калечат».

«Сладостей тысячи, а здоровье одно».

.

Учитель: Мы выслушали все выступления и, взяв из каждого рациональное зерно, я предлагаю вашему вниманию результат нашей совместной работы.

Результат совместной работы в группах.

Каждый учащийся получает распечатку общего результата совместной  работы.

Предлагаю учащимся использовать эти распечатки на неделе «Естествознания» для просветительской работы среди учащихся  гимназии.

№ п/п

Изречения великих людей.

Правила правильного питания.

Обоснование

1.

   «Хорошо прожуёшь – сладко проглотишь» (народная мудрость).

   «Кто долго жуёт, тот долго живёт» (народная мудрость).

  Мудрецы говорили так: жуёшь 50 раз – ничем не болеешь, 100 раз - будешь жить очень долго, 150 раз – станешь бессмертным.

  «Кто торопливо ест и пьёт, на свете долго не живёт» (Чешская пословица)

Во время приёма пищи не надо спешить.

Пищу надо тщательно пережёвывать.

При быстром приёме пищи можно подавиться.

Пережёванная пища лучше переваривается.

Во время пережёвывания пища обрабатывается ферментами слюны и в ротовой полости начинается переваривание углеводов.

2.

«Война войной, а обед -  по расписанию».

 (Фридрих Вильгельм I)

Принимать пищу надо в одни и те же часы.

Систематический приём пищи в одно и то же время постепенно приучит желудок именно к этому времени быть готовым к новой порции еды и выделить необходимое количество желудочного сока.

3.

«Лучше семь раз поесть, чем один раз наесться».

Американский исследователь Ирвинг Фишер рекомендует семиразовое питание.

«Голод и льва заставляет кидаться на падаль».

(Мухаммед  ибн  Али ас – Самарканди)

Принимать пищу надо несколько раз в день через каждые 3 – 3,5 часа.

Если промежуток между приёмами пищи длинный, уровень сахара в крови падает, ощущается упадок сил и появляется сильное чувство голода. В этом состоянии человек набрасывается на еду и съедает гораздо больше нормы, так как насыщение наступает через 15 – 20 минут после начала еды.

4.

«Хочешь продлить свою жизнь, - укороти свои трапезы».

(Бенджамин Франклин).

«Ешь столько, чтобы тела здание не гибло от переедания».

(А.Джами).

«При помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей может обойтись без медицины.

(Джозеф Аддисон).

Вредно съедать за один раз много пищи.

Умеренность в питании необходима для соблюдения баланса между поступающей  с пищей и расходуемой в процессе жизнедеятельности энергии. Суточный рацион должен удовлетворять энергетические затраты организма и соответствовать физиологическим потребностям организма.

Переедание приводит к ожирению и развитию серьезных заболеваний, которые укорачивают жизнь.

5.

   «Соус скрывает тысячу грехов» (старинная поварская поговорка).

    «Прежде чем наесться соуса, подумай о жажде, которая будет тебя мучить».

(Вьетнамская пословица).

 Не включать в  рацион питания майонез и  кетчупы.

Вкус и запах соуса может скрывать недоброкачественные продукты,  из которых приготовлено блюдо.

В соусах и кетчупах содержится много соли.

6.

   «Недосол на столе, пересол на спине».

(Недосоленное кушанье можно досолить, а за пересоленное только наказать).

   «Для еды соль, для соли -  мера».

(Русская поговорка).

Ограничить количество употребляемой соли.

Норма потребления соли 4 граммам в день. Избыточное потребление соли вызывает сильную жажду, повышает артериальное давление, усиливает работу сердца и почек.

7.

«За ягодами пойдёшь – здоровье найдёшь,

 зелень на столе – здоровье на сто лет,

яблоко на ужин – и врач не нужен».

«Виноград – не град, не бъёт , не валит, а на ноги ставит»

«Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят».

«Морковь прибавляет кровь»

«Кто ест лук, того бог избавит от вечных  мук».

(Русские пословицы).

Включать в рацион питания овощи и фрукты.

Фрукты и овощи содержат большое количество витаминов и биологически активных веществ, которые способны нормализовать кислотно – щелочное равновесие организма.

8.

«Есть всегда одно и то же для здоровья не поможет»

Пища должна быть разнообразной.

В этом случае организм получает все необходимые для жизнедеятельности вещества.

 Суммарная калорийность суточного набора продуктов должна складываться из необходимых количеств белков, жиров и углеводов, которые определяют по формуле питания.


9.

«Горьким лечат, а сладким калечат».

«Сладостей тысячи, а здоровье одно»

Ограничить употребление сладостей.

Горечи улучшают работу многих систем органов, убивают паразитов. Употребление  избыточного  количества сахара ребенком ведет к таким последствиям, как:

развитие пищевой аллергии;

избыточный вес;

развитие сахарного диабета;

нарушения работы желудочно-кишечного тракта;

кариес и многие другие.

Закрепление материала.

Учитель:  Предлагаю вашему вниманию  краткое описание одного дня из жизни школьника. Я попросила одного из своих учеников записать время приема пищи и все продукты, которые он употребил в течение всего дня.

                  Проанализируйте данное описание и укажите,  какие правила питания были нарушены.

                       Описание приёма пищи школьником в течение одного дня.

7.30 – первый приём пищи: бутерброд с колбасой твёрдого копчения и сливочным маслом, кофе с молоком.

10.40- второй приём пищи: две  булочки с маком и чай.

11.45 – третий приём пищи: плитка шоколада.

12.50 – четвертый прием пищи: угостили чипсами.

15.00 – пятый прием пищи: пельмени  с кетчупом, запил пепси- колой.

15.15-17.00 – сон.

17.05 –  шестой приём пищи: жареные пирожки с капустой, чай с сахаром.

                                                      ( Пока я спал,  мама нажарила пирожков).

18.00 – седьмой приём пищи: стакан  йогурта.

19.00 – восьмой приём пищи: жареная картошка с грибами, стакан молока.

20.00 – девятый прием пищи: грецкие орехи.

21.00 – десятый прием пищи: чай с печеньем.

21.30 – сон.

Учащиеся должны  найти следующие нарушения:

  1. Чрезмерное количество приёмов пищи.
  2. Между приёмами пищи очень маленькие промежутки.
  3. В рационе питания кетчуп, пепси-кола, жирная колбаса, продукты вредные для здоровья подростка.
  4. В рационе питания  данного школьника много продуктов, содержащих углеводы и жиры, но мало, содержащих белки.
  5. Отсутствуют овощи и фрукты, следовательно,  в этом рационе питания не хватает витаминов и микроэлементов.
  6. После приёма пищи в обед школьник сразу лёг спать, что способствовало замедлению процессов пищеварения.
  7. Школьник в течение дня съел много сладкого.

Учитель оценивает результаты данной работы.

Домашнее задание:  запишите в тетрадь время приёма пищи в течение одного дня и     продукты, которые вы употребляли, проанализируйте свой список. Пользуясь таблицей калорийности продуктов, посчитайте количество калорий вашего рациона питания на один день. Сделайте выводы.

Примечание: для подростка 11-15 лет количество калорий составляет 2600 – 2900 калорий в день.

Подведение итогов:

Учитель: Мы открыли урок высказываниями великих людей, и закончить  его  я хочу  цитатой  одного известного диетолога: «…Одно только поколение правильно питающихся людей возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть как на нечто необыкновенное».

                   Мне очень интересно узнать ваше мнение о нашем  уроке, пожалуйста, продолжите следующие предложения:

(предложения написаны на карточках)

  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались…
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…
  • На следующем уроке я хочу…

Учитель анализирует, полученные результаты.