Деятельностный подход при обучении биологии через организацию групповой работы обучающихся
статья по биологии на тему

Индивидуально-групповая форма работы способствует повышению активности  и самостоятельности обучающихся 5-6 классов.

В ходе выполнения заданий предложенных учителем реализуется познавательная цель, а так же у ребят формируется культура общения. Практически это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnostnyy_podhod_v_biologii.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Аникина Эльвира Юрьевна

МБОУ СОШ № 23 города Гуково Ростовской области

учитель химии и биологии

Деятельностный подход при обучении биологии через организацию групповой работы обучающихся

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Теперь задача общеобразовательной школы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы развитию и формированию у учащихся умения учиться самостоятельно и творчески. Психологами давно доказано, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке групповая работа.

Индивидуально-групповая форма работы способствует повышению активности  и самостоятельности обучающихся 5-6 классов.

В ходе выполнения заданий предложенных учителем реализуется познавательная цель, а так же у ребят формируется культура общения. Практически это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт.

При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Не все младшие школьники способны  публично выступать и высказывать свои мысли перед всем классом и  учителями-предметниками, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на  этапе перехода из начальной школы в основную.

Деятельность учителя на уроке предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: учитель направляет обучающихся на совместное выполнение задания. Контроль, корректировка и оценка решения могут выполняться самими учащимися или с помощью учителя. Использовать такую форму урока можно на любом этапе: и при изучении нового материала, и как вариант обобщающего урока (в течение всего урока или как фрагмент).

На первых этапах организовать групповую форму работы достаточно сложно. Начиная осваивать  обучение в сотрудничестве, можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • На первых уроках класс разбивается учителем на маленькие группы по 2-3 ученика.
  • После овладения работой в парах можно переходить к формированию групп постоянного состава (4-5 человек). Учитель сам определяет их роли: организатор - следит за активностью каждого ученика; контролер - отслеживает культуру общения, взаимопомощь; редактор - следит за правильностью выполнения заданий; лидер - берет на себя ответственность за всех партнеров по команде. В дальнейшем состав группы должен меняться.
  • Действовать нужно постепенно, начинать с небольших фрагментов. В начале выделить 1-2 задания, требующие выполнения после объяснения учителем работы в группе. Задания должны предполагать знакомые умения, которыми хорошо владеют  ученики.
  • Задания должны формулироваться четко, доступным для учащихся языком. Если задание одно, то его можно записать на доске, вывести на слайд. Если задания разные, то их лучше напечатать на отдельных листах для каждой группы.
  • Продумываются рабочие места детей. Они должны быть так расположены, чтобы учащиеся могли свободно общаться.
  • Не могут успешно работать группы, состоящие из учеников с низкими учебными возможностями. В таких группах не кому руководить, подавать пример познавательной деятельности. Ученики не способны оказывать друг другу действенную помощь.
  • Необходимо учитывать, что групповая форма работы должна быть включена в структуру урока на непродолжительное время. В ходе работы учащиеся 5-6-х классов, общаясь между собой, создают излишний шум, усиливающийся, если не переключить их на другой вид деятельности. Шум во время урока может стать помехой для усвоения детьми учебного материала. Оптимальная продолжительность работы учащихся в группах составляет 10 – 15 минут. На практических занятиях она может занимать больше время.

Работа в парах на различных этапах урока

Работа в парах постоянного состава может рассматриваться   как начальный этап групповой работы, поэтому успешно может использоваться на уроках в пятых и шестых классах. Можно использовать эту форму при изучении, например, нового материала, который носит теоретический характер и при закреплении полученных знаний.

Примеры такой формы работы

  1. Задания на классификацию: составить классификацию признаков, процессов, свойств, дополнить классификацию примерами и т.д.
  2. Задания на сравнения и сопоставление: сравнивая отдельные объекты или группы организмов, найти сходства и отличия; выделить признаки для сравнения или сопоставления.
  3. Составление характеристик отдельных групп растений процессов, свойств, по аналогии с раннее изученными или по заданному плану;

  1. Выделение причинно-следственных связей: определение связи между строением и выполняемыми функциями у органоидов клеток, тканей, органов.
  2. Задания на оценочную деятельность: найти допущенные ошибки при ответе, в тексте, рисунке, оценить ответ, презентацию по заданным параметрам.

Провожу групповой опрос для повторения и закрепления материала после изученного раздела программы. Во время этой работы лидер группы в соответствии с перечнем вопросов (вопросы я составляю заранее) ведет опрос каждого члена своей группы (лидер до проведения такого урока мною опрашивается). Ответ ученика могут дополнять и совместно оценивать все члены группы. Такая форма работы позволяет в течение урока выявить знание всех учащихся. Для осуществления такого контроля знаний можно привлекать учеников старших классов.

Кроме групп использую учебные пары для взаимопроверки проделанной работы. Учащимся предлагаю задания на уроке:

  • поверка знания биологических терминов;
  • парная  работа по составлению заголовков к абзацам текста;
  • парная работа при проведении лабораторных работ. В ходе такой работы используются обсуждения результатов.

Формы проверки достижения результатов:

  • контроль учителя;
  • контроль товарищей по группе;
  • взаимоконтроль;
  • самоконтроль;
  • как следствие – адекватная самооценка учащегося.

Приемы организации самостоятельной работы

 с учебной литературой

У ребят развивается умение ориентироваться в учебнике, работать с его текстом, иллюстрациями, схемами, самостоятельно оформлять результаты работы.

Например.  Прочитать и понять текст учебника. Найти главные мысли и на выбор учащихся выполнить следующие задания: составить план прочитанного, заполнить таблицу, составить схему, выполнить задания-упражнения.

Еще один вариант. Прочитать текст учебника и составить вопросы к тексту разного уровня сложности. Затем эти вопросы я проверю в виде игры «Задай вопрос по цепочке». Такая работа требует сложной мыслительной деятельности школьников, она позволяет основательно проработать содержание текста и поставить к нему вопросы.

В своей практике использую работу с иллюстрациями учебника т.к. они дополняют и конкретизируют содержание текста. Работа с рисунками учебника позволяет включать учащихся в разнообразную познавательную деятельность. Например: составьте рекламу того что изображено на рисунке,     заполните таблицу используя рисунок, составьте по рисунку рассказ, составьте проблемный вопрос.

Таким образом, все виды работы с учебной литературой преследуют разные дидактические цели, но все они направлены на развитие мыслительной деятельности и самостоятельности учащихся и выполнять все перечисленные виды заданий легче и комфортнее работая в группах.

Групповая проектно-исследовательская деятельность учащихся

Проектно-исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая, способствует формированию организационных, информационных, коммуникативных умений и навыков, развивает интерес к изучаемому предмету. Работая в группе, ребята учатся ставить цель работы и реализовывать ее совместно. Каждый проект завершается получением какого-либо продукта: устного сообщения, рекламного проспекта, реферата, тематической газеты, презентации, плаката.

Реализованные шестиклассниками проекты:

1.    Подготовка электронной презентации и сообщения на тему «Разнообразие декоративных кустарников города» и оформление плакатов в защиту дикорастущих растений.

Проект был выполнен в начале второй четверти. Класс делился на 4 группы. Две группы собирали информацию о растениях, продумывали слайды презентации, фотографировали растения и искали их фотографии в Интернете. Две другие группы решали, каким образом можно защищать растения и как оформить плакаты.

2.     Проект был выполнен в третьей четверти. Класс делился на 3 группы, разделение проводила я. Каждая группа  получила разные задания.

1 – необходимо было провести опыт «Прорастание семян фасоли в зависимости от разной температуры воздуха»: при комнатной температуре, с подогревом и при низкой температуре. Затем необходимо было подготовить презентацию и отчет о проделанной работе.

2 – ребята второй группы создавали коллекцию фотографий плодов растений произрастающих в нашем Донском крае и оформляли ее в виде презентации.

3 – группа учеников готовила электронную презентацию и сообщение на тему «Разнообразие видоизменений органов растений».

3.     В четвертой четверти для реализации проектов класс был разделен  на 5 групп по 4-5 человек. Каждая группа получила свое задание, и работа еще не закончена.

1 группа составляет картотеку комнатных растений кабинета биологии и химии с фотографиями растений и описанием правил ухода за ними.

2 группа составляет схему происхождения культурных растений, распространенных в нашей местности.

3 группа создает рекламный лист в защиту ели – ценного растения наших лесов.

4 группа готовит презентацию проекта о дикорастущих растениях – родоначальниках наиболее распространенных культурных растений нашей местности.

5 группа создает электронную сравнительную таблицу, отображающую сходство и различие полового и бесполого способов размножения одноклеточных водорослей.

Таким образом, организация учебной деятельности в группе включает несколько ступеней:

  • усвоение учебной задачи;
  • распределение ролей;
  • процесс поиска лучшего решения;
  • суммирование мнений, подведение итогов.

Использование на уроках групповых технологий убедили меня  в том, что:

  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • сплоченность класса возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

  • растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
  • учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.

Считаю, что используемые мною приемы и методы групповой работы соответствуют и способствуют уровню развития учащихся, их возрастным и индивидуальным особенностям. В результате проводимой работы повышается интерес к предмету, раскрывается личный потенциал каждого ученика. Учащиеся получают навык общения, умение работать с дополнительной литературой, решают проблемы, активно реализуют себя. Эти технологии позволяют мне отрабатывать коммуникативные умения учащихся, формировать их активную познавательную позицию, что соответствует деятельностному подходу в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход при обучении математики: система организации повторения при подготовке к ГИА

Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореа...

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются общие принципы метода проблемного обучения и пути его реализации на уроках биологии....

«Деятельностный подход в обучении истории через работу с краеведческим материалом».

            В настоящее время актуальным является обращение образовательного сообщества к деятельностному и компетентностному подходам в обучении. Это требование в...

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ...

«Формирование познавательной активности учащихся через системно - деятельностный подход в обучении биологии »

Цель данной работы – реализация технологии системно – деятельностного подхода для повышения познавательной активности обучающихся на уроках биологии в 5-9 классах....