Системно-деятельностный подход в обучении биологии как ресурс качественного образования
методическая разработка (биология) по теме

Чекашкина Ольга Викторовна

Системно-деятельностный подход в биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход в обучении биологии

как ресурс качественного образования

Цыганова Е.А., Чекашкина О.В. –

учителя биологии МБОУ

Инсарского района

        В настоящее время качество образования является ведущей идеей образовательной политики государства. Качеством образования в современных условиях становится уровень успешности и социализации ребёнка и выпускника. Эта задача не может быть решена без ежедневной работы учителя, соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Системно-деятельностный   подход, положенный в основу этого документа, предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в  системе образования;

- ориентацию на развитие личности обучающегося на основе усвоения  универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

- признание решающей роли содержания образования и способов  организации    образовательной деятельности и учебного сотрудничества;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических  особенностей обучающихся;

-  обеспечение преемственности  образования;  

- разнообразие     индивидуальных     образовательных    траекторий   и  индивидуального развития каждого обучающегося.

        Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задаёт себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

        Главной задачей учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Опыт работы показал: изучение курса биологии в школе следует вести системой предметных тем. Такое изучение позволяет организовать совместную деятельность системно, целостно, формировать конкретное восприятие мира. Структура изучения темы определяется компонентами учебной деятельности: учебная задача, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки. Работа над темой предполагает следующие этапы:

Этапы изучения темы

Крупные

структурные блоки

Психологические этапы познавательного процесса

1. План-схема изучения учебного материала

 

 Вводная часть

 

Вводно-мотивационный этап

2. Ведомость открытого учёта работы учащихся

3. Решение учебных задач

Основная часть

Познавательный этап

4. Групповой контроль

 Оценочная часть и рефлексия

Рефлексивный этап

5. Рефлексия

 

        Вводная часть. В водной части осуществляется проектирование деятельности на основании правил познания (мотивация; определение учебных задач и планирование решения). Используется следующая схема:

Что было изучено? --> Что следует изучить? ---> В какой последовательности изучать? --> Как изучать? --> Какие методы использовать? --> Как корректировать деятельность для достижения цели? --> Как прогнозировать деятельность?  

        Основная часть организации учебно-познавательной деятельности выстраивается в соответствии с планом действий, определённым в вводной части. При организации учебного процесса учитываются особенности процесса «восхождения» по уровням усвоения (от репродуктивного до исследовательского). Важно при этом  дать наиболее полное представление о законах существования и образования биологических систем всех уровней.  Эффективным средством организации совместной деятельности является учебное моделирование, которое строится с привлечением различных средств обучения  - таблиц,  картин, микропрепаратов, влажных препаратов. Основой совместной преобразующей деятельности являются различные источники информации. Это – учебная и специальная литература, задачники и биологические справочники, обучающие программы и Интернетресурсы. В урочной деятельности практикутся уроки-лекции, «круглые столы», практические и лабораторные работы, дискуссии, экскурсии.

        «… тогда суди сам себя, - сказал король. – Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» - эти слова относятся к Оценочной части и рефлексии.  На данном этапе учащиеся обучаются приёмам действий самоконтроля и самооценки. По ходу деятельности осуществляются прогнозирующий, пошаговый и итоговый контроль. Самоконтроль и самооценка способствуют формированию рефлексивного мышления – важного качества полноценной личности.

        Роль учителя на таких уроках огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся,  найти причины неудач,  применить проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний. Учитель должен принимать мнение каждого ученика, обучая правильным формам выражения мнения, сотрудничества и хорошего психологического климата.

        Важной задачей каждого урока является  формирование универсальных учебных действий учеников,  позволяющих  ставить  и  решать  важнейшие жизненные и задачи. Овладение универсальной учебной деятельностью даст учащимся возможность самостоятельно усваивать новые знания и находить верные решения в экстремальных ситуациях.

         На уроках и во внеурочной деятельности следует также обращать  внимание на развитие умения школьников выполнять исследовательские и проектные работы. Практическая направленность  таких уроков и занятий позволяет создать условия для формирования у детей  самостоятельности  выбора  действия,  способа  добывания  информации,  самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать. В школах Инсарского района ежегодно проводятся недели биологии и внеклассные мероприятия по предмету, организуются походы по памятным местам родного края и экскурсии. Практическая природоохранная деятельность школьников: привлечение и кормление птиц в зимнее время, очистка родников, уборка территории поселений и прилегающих окрестностей, посадка деревьев и кустарников – всё это успешно осваивают учащиеся школ. Увлечение биологией и родной природой привело детей к выполнению биологических и экологических проектов, которые успешно были защищены на научно-практических конференциях в районе и республике. Многие выпускники школ, освоив специальности, связанные с биологией, успешно трудятся в районе, республике Мордовия и за её пределами.

        Опыт работы позволил сделать вывод: важным ресурсом качественного образования должна быть совместная деятельность, организованная с учётом  особенностей внутренних и внешних условий образовательного процесса. Это: здоровьесберегающее обучение, портфолио ученика и учителя как инструмент профессионального развития и оценки профессиональных достижений, непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, внедрение  информационно-коммуникативных технологий и педагогических инноваций, мониторинг уровня сформированности  компонентов учебной деятельности.

         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педсовету "Компетентность – ресурс качественного образования"

С начала 90-х годов Министерство образования РФ совместно с Российской академией образования принимает участие в сравнительных международных исследованиях качества образования. Результаты этих и...

Мастер –класс учителя биологии по теме"Метапредметный подход в обучении биологии "

«Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков дет...

Компетентностное обучение и воспитание как ресурс качественного образования

Презентация к выступлению на педагогическом совете о компетентностном  обучении и воспитании...

Системно-деятельностный подход в обучении биологии детей с ОВЗ

Презентация о системно-деятельностном подходе в обучении биологии детей с ОВЗ...

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ...

Доклад "Системно-деятельностный подход к обучению биологии и химии"

Доклад был представлен на педчтениях "Инновационные технологии и активные методы обучения один из факторов  повышения качества образования в свете ФГОС". Содержит описание применения СП...

«Формирование познавательной активности учащихся через системно - деятельностный подход в обучении биологии »

Цель данной работы – реализация технологии системно – деятельностного подхода для повышения познавательной активности обучающихся на уроках биологии в 5-9 классах....