Школьная библиотека-информационный и воспитательный ресурс качественного образования
статья

Сегодня мы, как и каждая школьная библиотека ищет различные варианты массовой работы, которые бы дали возможность привлечь как можно больше учеников к чтению, то есть к школьной библиотеке. Одним из видов такой работы является проведение тематических недель. Тематическая неделя – это, по сути, творческий отчет школьного библиотекаря за определенный период или определенный вид воспитательной работы. Высокая активность недели зависит в первую очередь от сотрудничества школьного библиотекаря с педагогическим коллективом, библиотечным активом, учащимися и родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            Халиуллина Н.С.,

                                                          старший методист

                                                             отдела образования

                                                                           Новошешминского

                                                                      муниципального района

                                                                  Республики Татарстан

  «Школьная библиотека – информационный и воспитательный ресурс качественного образования»

                                       

Изменения, которые в последние годы происходят в общественной жизни страны, быстрые темпы роста объема информации, стремительное развитие новых информационных технологий обусловило и модернизацию системы образования и воспитания, всех ее структурных подразделений. Именно поэтому сегодня заинтересовывают новейшие технологии, наблюдается значительное ускорение темпов информатизации образования, поскольку она направлена на формирование не просто носителя знаний, а, прежде всего, развития творческой личности, умеющей применять полученные знания и умения, работать с информацией для успешной деятельности в любой сфере общественной жизни.

Модернизация образования, в свою очередь, обусловила необходимость постепенной трансформации библиотек. Современная школьная библиотека должна стать обязательно библиотечно-информационным компьютеризированным центром, где создаются все условия, способствующие формированию информационной культуры читателей, их активности, повышению профессиональной компетентности с помощью информационных технологий; библиотека должна служить средством реализации программы, которая способствует выполнению школой своих задач.

Школьный библиотекарь должен помочь детям развивать чувство прекрасного и творить. Он должен быть не просто руководителем, а руководителем, который каждому поможет не заблудиться в лабиринте информационного пространства.

               БИБЛИОТЕКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Новые информационные технологии уверенно и прочно закрепляются   и в работе школьных библиотек района. Ведь одним из проводников информации  была и остается библиотека. Это место, где собираются, пропагандируются и распространяются информационные потоки. Библиотеки остаются одним из звеном учебно-воспитательного процесса школы. Библиотекари школ руководят чтением, составляя рекомендательные списки по учебным программам, проводят литературные вечеринки, творческие вечера поэтов т.д.

         Библиотека как информационный центр школы, являясь неотъемлемой составляющей образовательного процесса, призвана выполнять следующие задачи:

- Создание благоприятных и комфортных условий для организации учебно - воспитательного процесса, развития комплексного учебно-методического обеспечения предметов.

- Создание положительного имиджа библиотеки через поиск современных, наиболее привлекательных для читателя форм популяризации книги, реклама библиотеки, а также услуг, которые предлагает библиотека.

- Совершенствование системы организации открытого доступа читателя к различным источникам информации.

- Полноценное удовлетворение потребностей участников учебно-воспитательного процесса в учебной, справочной и научно-популярной литературе, обеспечения ее разнообразия.

- Совершенствование системы работы школьной библиотеки в направлении использования информационных технологий, работы с электронными носителями информации.

- Своевременное оказание учащимся и учителям доступа к нужной информации, совершенствование опыта во время анализа информационных потребностей, удовлетворение индивидуальных образовательных запросов, интересов.

- Проведение мероприятий с привлечением литературы, что способствует обогащению жизненного опыта учащихся и передачи культурных ценностей.

- Помощь учителям и учащимся в ознакомлении с лучшими печатными и аудиовизуальными материалами из всех областей знаний.

- Совместная работа учащихся и учителей в проведении классных мероприятий с применением различных носителей информации; уроки с использованием ресурсов центра.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Основная задача школьной библиотеки – привить ребенку любовь к чтению, к книге, научить читателей пользоваться библиотекой, ее фондом, справочно - библиографическим аппаратом.  В течение учебного года библиотекари работают в этом направлении, прививая любовь к чтению.

Деятельность библиотеки призвана помогать учащимся овладевать программным материалом, обогащаться знаниями, расширять словарный запас, развивать культуру чтения, усваивать социальный опыт своего народа, привлекать их в мир духовных и культурных ценностей, традиций, обычаев, способствовать формированию национального сознания. Наши библиотекари уделяю большое внимание развитию и сохранению культурных ценностей, традиций и обычаев,  оказывают содействие воспитанию у маленького читателя лучших человеческих качеств, художественных вкусов и предпочтений путем подбора интересной, понятной ему книги.

В школах  используются нестандартные формы проведения массовых мероприятий. Для привлечения учащихся к чтению отдается предпочтение нетрадиционным формам пропаганды литературы: конференция, блиц-викторина, литературный калейдоскоп, литературно-музыкальная композиция, презентация книги, занятия с элементами тренинга и др. Это активные формы работы. В помощь школьным программам проводятся различные по содержанию литературные игры: ролевые (перевоплощение читателя в литературного героя), интеллектуальные (процесс отгадывания книги, ее автора, литературных героев). Такие игры развивают инициативу читателя, стимулируют его обращения к художественной, научно-познавательной, справочной литературе, усиливают восприятие, формируют художественный и эстетический вкусы, совершенствуют навыки самостоятельной работы с книгой, развивают логическое мышление.

        Сегодня мы, как и каждая школьная библиотека ищет различные варианты массовой работы, которые бы дали возможность привлечь как можно больше учеников к чтению, то есть к школьной библиотеке. Одним из видов такой работы является проведение тематических недель. Тематическая неделя – это, по сути, творческий отчет школьного библиотекаря за определенный период или определенный вид воспитательной работы. Высокая активность недели зависит в первую очередь от сотрудничества школьного библиотекаря с педагогическим коллективом, библиотечным активом, учащимися и родителями.

Так же нашей традицией стало ежемесячное проведение в нашей школе мероприятия - интересные, разнообразные, содержательные, ученики и учителя активно и с радостью участвуют в их подготовке и проведении. Традиционными являются конкурсы рисунков «В мире сказок», стенгазет «Книга в моей жизни», книжных закладок, чтецов, проходит рейд-проверка учебников. Ежегодно проводится акция «Подари библиотеке книгу». С успехом проходят книжные праздники: «Посвящение в читатели», «Книжкины именины», «В стране «Книголюбии», литературные игры-викторины «В стране Загадок», «Семь чудес света», «В стране словарей», В конце Недели подводятся итоги всех конкурсов, и на общешкольной линейке проводится награждение победителей почетными грамотами, выносятся благодарности самым активным классам.

Библиотекари принимают участие во всех направлениях воспитательной работы в школе, чтобы поощрять детей к посещению библиотеки.

Важным направлением  работы в библиотеке является патриотическое воспитание. Воспитанию патриотических чувств, обогащению духовного мира ребенка помогает использование краеведческого материала. Именно эти факторы формируют понятие малой Родины, раскрывают связь родного края с великой Родиной, закладывают первое сознательное чувство любви, гордости за ее славное прошлое и пониманию того, что надо работать для ее будущего. Библиотекари активно работают в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педсовету "Компетентность – ресурс качественного образования"

С начала 90-х годов Министерство образования РФ совместно с Российской академией образования принимает участие в сравнительных международных исследованиях качества образования. Результаты этих и...

Компетентностное обучение и воспитание как ресурс качественного образования

Презентация к выступлению на педагогическом совете о компетентностном  обучении и воспитании...

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА - ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ШКОЛЫ

Школьные библиотеки становятся не просто хранителями печатных и других материалов, но информационными системами, создающими определённые информационно-библиотечные ресурсы....

Качественное образование- Ресурс устойчивого развития общества

Качественное образование-Ресурс устойчивого развития общества...

Сетевые ресурсы как фактор доступности качественного образования

Ресурсы для использования на уроках информатики....