Рабочая программа по биологии для 11 класса
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2010. Автор: Н. И. Сонин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_11.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное   бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 3 г. Лысково

Утверждена

 приказом МБОУ средней общеобразовательной школы №3 г.Лысково № 256-о от 26.08.13г.

 Согласовано

Заместитель директора по УР

_____________О.Ю.Чехлова

«26» августа 2013г.

 Рассмотрено на ШМО учителей

Руководитель ШМО

_________   А.А.Киселева

Протокол № 1 от   26.08.2013г.

Рабочая программа

Учителя: Киселевой Анастасии Анатольевны

 по биологии для 11 класса

Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2010. Автор: Н. И. Сонин. 

 

2015-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по  изучению биологии в 11-ом  классе  общеобразовательных учреждений

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего общего образования по биологии и Программы среднего общего образования по биологии для 11 класса авторов В.Б. Захарова и Н.И. Сонина, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Программа  предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях, которая предусматривает изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Изучение курса основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в предыдущих классах, а также на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии и является базовой для некоторых специальных наук. Данная программа составляет основу и продолжает формировать у учащихся научную картину мира, как компонента общечеловеческой культуры, ответственное отношение к природе, помогает подготовить школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины. биологии.

Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

  1. Закона «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);
  2. Приказа Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  3. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;
  4. Учебного плана МБОУ СОШ № 3 г. Лысково на 2013-2014 учебный год;
  5. Сборника нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2004.- 174с.

Реализация  программы  обеспечивается  учебными  и  методическими  пособиями:

Для учащихся:

  1. И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. Биология. Общая биология. Базовый уровень. 11 класс. – М.: Дрофа, 2009. – 208с.

Для  учителя:

  1. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  2. Козлова  Т.А.  Биология  в  таблицах.  6-11 кл:  Справ.  пособие.- М.:  Дрофа,  2004.

Изучение биологии в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира, методах научного познания;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии; различных гипотез (о сущности и происхождении жизни и человека) в ходе работы  с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, обоснование и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.  

       

В  инвариантной  части  учебного плана  на  учебный  предмет  федерального  значения « Биология»  в 11  классе  выделено  1 час  в  неделю.

C  учетом  этого, а также  календарного учебного графика и расписания уроков школы на учебный год, составлено  календарно- тематическое планирование на 31 часа + 4 часа резервного времени, включающие вопросы теоретической и практической подготовки и реализацию национально-регионального компонента.

Календарно - тематический  план  по  объему  скорректирован  в  соответствии  с  федеральным  компонентом  государственного  образовательного  стандарта  среднего (полного)  общего  образования  и  требованиями,  предъявляемыми  к  уровню  подготовки  выпускников  средней  школы.

          Для закрепления знаний, а также практических навыков, программой предусмотрено проведение лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа по технике безопасности при выполнении лабораторных работ.

          При изучении курса для развития познавательной деятельности используются проблемный и частично-поисковый методы, индивидуальная работа и работа в группах. Предусмотрены задания творческого характера, продолжается работа по формированию навыков самостоятельной  работы с дополнительной литературой. Перед каждой темой в программе выделены основные знания и умения для обучающихся, определены формы организации учебной деятельности, уделено внимание формированию и совершенствованию ключевых компетенций. Для контроля знаний используются измерители, разработанные для каждой темы, которые содержат различные задания и тестовые задания, предусматривающие подготовку к ЕГЭ.

       

  СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 4. Вид (19 часов)

Тема 4.1. История эволюционных идей (4 часа)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Демонстрации. Карта - схема маршрута путешествия Ч. Дарвина. Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.

Тема 4. 2. Современное эволюционное учение (8 часов)

Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Доказательства эволюции органического мира.

Демонстрации. Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «движущие силы эволюции», «образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие  гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы.

Лабораторные и практические работы. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Тема 4. 3. Происхождение жизни на Земле. (3 часа)

Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина — Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Демонстрация. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах.

Тема 4.4. Происхождение человека (4 часа)

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.  Эволюция человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

Демонстрация. Схема «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных.

Раздел 5. Экосистемы (11 часов)

Тема 5.1. Экологические факторы (3 часа)

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.

Тема 5.2. Структура экосистем (4 часа)

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества — агроценозы.

Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.

Лабораторные и практические работы. Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме.

Тема 5.3. Биосфера  - глобальная экосистема (2 часа)

Биосфера — глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ {на примере круговорота воды и углерода).

Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.

Тема 5. 4. Биосфера и человек (2 часа)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков, заповедников и заказников России.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

В результате изучения биологии на базовом уровне обучающиеся должны ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная Ч.Дарвина), учения В.И.Вернадского о биосфере, сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов; клетки; генов и хромосом; вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножение. Оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности. Образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

Учащиеся должны УМЕТЬ

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и наживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша; влияние мутагенов на организм человека; экологических факторов на организмы, взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения  в экосистемах своей местности;
  • сравнивать биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности) процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически оценивать её;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности т повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения а природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

При оценке знаний учитываются индивидуальные особенности учащихся.

УСТНЫЙ ОТВЕТ

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

«5»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов

91-100%

Ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради.

«4»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров.

71-90%

Опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный  результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради.

«3»

При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя.

50-70%

Опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное.

«2»

Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал.

Менее 50%

Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное.

«1»

Отказ от ответа.

Отказ от выполнения теста.

Отказ от выполнения работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя.    

1.  В.Н. Ярыгин.  Биология. т.1,2  М. Высшая школа,  1999

2.  Н.П. Дубинин.  Общая биология. М. Просвещение, 1980

3.  Л.В.  Сорокина.  Тематические зачеты по биологии. М.,1980

4.  Б.М. Медников.  Сборник тестовых заданий по биологии для тематического итогового контроля.  М. Интеллект – Центр, 2003

5.  Г.И. Лернер.  Поурочные тесты и задания  (10-11кл ), М., Аквариум, 1998

6.  А.В. Кулев. Общая биология  (10-11кл.) Методические материалы. Санкт – Петербург, 2001

Для учащихся.  

1. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс. М.Дрофа, 2009

2.  В.С. Кучменко.  Биология.  Краткий справочник школьника.  М., Дрофа, 1997

3.  Д.И. Трайтак.  Биология, Справочник школьника.  М., Просвещение, 1983

4.  Н.Ф. Реймерс. Краткий словарь биологических терминов. М., Просвещение, 1995

5.  З.А.Власова. Биология. Справочник школьника.  М., 1996

6.  Б.М.Медников. Биология: формы и уровни жизни. М., Просвещение, 1994

7.  Е.Н. Шалапенок.  Тесты по биологии для поступающих в ВУЗы, Айрис – Пресс,   1999

8.  Н.И.Глушкова.  Способы решения задач по генетике. Волгоград,19

Учебно-тематическое планирование.

Название раздела

Кол-во часов

1.

Вид

19

2.

Экосистема

11

3.

Заключение

1

Итого в 11 классах

31

Календарно-тематическое планирование уроков биологии

 в 11 классе.

Общеобразовательный (базовый) уровень.

Программа: Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2010.

Учебник: Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И. Биология. Общая биология. Базовый уровень. 11 класс.

Общее количество часов: 35

Количество часов в неделю: 1

Учитель: Киселева А. А.

Тема

Количество часов

Дата

Корректир.

1.

Раздел 1. Вид

19

1.1

Тема 1.1. История эволюционных идей

4

1.1.1.

Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея

1

7.09

1.1.2.

Эволюционная теория  Ж. Б. Ламарка

1

14.09

1.1.3.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина

1

21.09

1.1.4.

Эволюционная теория Ч. Дарвина

1

21.09

1.2.

Тема 1.2. Современное эволюционное учение

8

1.2.1.

Вид: критерии и структура

1

28.09

1.2.2.

Популяция как структурная единица вида

1

5.10

1.2.3.

Популяция как единица эволюции

1

12.10

1.2.4.

Факторы эволюции. Естественный отбор – главная движущая сила эволюции

1

19.10

1.2.5.

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. П/р «Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

1

2.11

1.2.6.

Видообразование как результат эволюции

1

9.11

1.2.7.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы

1

16.11

1.2.8.

Доказательства эволюции органического мира

1

23.11

К/т по теме «Современное эволюционное учение»

1

30.11

1.3.

Тема 1.3. Происхождение жизни на Земле

3

1.3.1.

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле

1

7.12

1.3.2.

Современные представления о возникновении жизни

1

14.12

1.3.3.

Развитие жизни на Земле

1

21.12

1.4.

Тема 1.4. Происхождение человека

4

1.4.1.

Гипотезы происхождения человека

1

11.01

1.4.2.

Положение человека в системе животного мира

1

18.01

1.4.3.

Эволюция человека

1

25.01

1.4.4.

Человеческие расы

1

1.02

Обобщение по теме «Вид»

1

8.02

Контрольный тест по теме «Вид»

1

8.02

2.

Раздел 2 .Экосистема

11

2.1.

Тема 2.1.Экологические факторы

3

2.1.1.

Организм и среда. Экологические факторы

1

15.02

2.1.2.

Абиотические факторы среды

1

22.02

2.1.3.

Биотические факторы среды

1

29.02

2.2.

Тема 2.2. Структура экосистем

4

2.2.1

Структура экосистем

1

7.03

2.2.2.

Пищевые связи. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах

1

14.03

2.2.3.

Причины устойчивости и смены экосистем

1

4.04

2.2.4.

Влияние человека на экосистемы

1

4.04

2.3.

Тема 2.3. Биосфера – глобальная экосистема

2

2.3.1.

Биосфера-глобальная экосистема

1

11.04

2.3.2.

Роль живых организмов в биосфере

1

11.04

2.4.

Тема 2.4. Биосфера и человек

2

2.4.1.

Основные экологические проблемы современности

1

18.04

2.4.2.

Пути решения экологических проблем

1

18.04

Контрольный тест по теме «Экосистема»

1

2.05

Заключение

1

Обобщение и повторение за курс 11 класса

1

16.05

                                                  Итого                                                                                       35 часов

Приложение

Практическая работа «Приспособленность организмов к среде обитания и её относительный характер».

Оборудование: открытки растений и животных различных мест обитания.

Ход работы

  1. Определите среду обитания растения и животного, предложенного вам для исследования.
  2. Выявите черты приспособленности к среде обитания.
  3. Выявите относительный характер приспособленности.
  4. На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений, опираясь на теорию Ч. Дарвина.

Примеры организмов: заяц русак, ель обыкновенная

Контрольный тест по теме «Современное эволюционное учение»

1 вариант

Часть 1.

1.        Морфологический критерий вида – это

А) его область распространения;

Б) особенности процессов жизнедеятельности;

В) особенности внешнего и внутреннего строения;

Г) определенный набор хромосом и генов.

2.        Образование новых видов в природе происходит в результате

А) возрастного изменения особей;

Б) сезонных изменений;

В) природоохранной деятельности человека;

Г) взаимодействия движущих сил эволюции.

3.        При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате

А) распадения или расширения исходного ареала;

Б) искусственного отбора;

В) сужения нормы реакции признаков;

Г) дрейфа генов.

4.        Какой отбор сохраняет особи со средней нормой показателя признака?

А) стабилизирующий;            Б) движущий;          В) искусственный;            Г) методический.

5.        Наиболее напряженной формой борьбы за существование считают

А) межвидовую;

Б) внутривидовую;

В) с неблагоприятными условиями среды;

Г) с антропогенными факторами.

6.        Темные бабочки встречаются в промышленных районах Англии чаще, чем светлые, потому что

А) они откладывают больше яиц, чем светлые

Б) темны бабочки более устойчивы к загрязнениям

В) вследствие загрязнения некоторые бабочки темнеют

Г) темные бабочки менее заметны для насекомоядных птиц.

7.        Рудиментарные органы  - это пример доказательств эволюции

А) эмбриологических;          Б) палеонтологических;       В) сравнительно – анатомических;            Г) биогеографических.

8.        Увеличение численности вида в природе свидетельствует о его

А) биологическом прогрессе;

Б) развитии по пути дегенерации;

В) биологическом регрессе;

Г) развитии по пути ароморфоза.

9.        К идиоадаптациям у голосеменных растений относят

А) появление спор;          Б) образование семени;            В) образование плода;      Г) видоизменение листьев

10.        Упрощение внутреннего и внешнего строения организмов называют

А) общей дегенерацией;          Б) ароморфозом;            В) идиоадаптацией;            Г) регенерацией.

Часть 2.

1. Выберите 3 варианта ответа на вопрос: какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам:

А) наличие семян у голосеменных растений;

Б) развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания;

В) появление у плодов одуванчика парашютиков;

Г) выделение душистым табаком пахучих веществ

Д) двойное оплодотворение у покрытосемянных растений;

Е) появление у растений механических тканей.

2. Установите соответствие между признаком моллюска большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен.

ПРИЗНАК

А) органы чувств – одна пара щупалец

Б) коричневый цвет раковины

Г) населяет пресные водоемы

Д) питается мягкими тканями растений

Д) раковина спирально закрученная

КРИТЕРИЙ  ВИДА

1)        Морфологический;

2)        Экологический.

Часть 3. Ответьте на вопросы.

1.        В чем проявляется биологический прогресс у современных костистых рыб?

2.        Опишите стабилизирующую форму естественного отбора.

Контрольный тест по теме «Современное эволюционное учение»

2 вариант

Часть 1.

1.        Физиологический критерий вида – это

А) его область распространения;

Б) особенности процессов жизнедеятельности;

В) особенности внешнего и внутреннего строения;

Г) определенный набор хромосом и генов.

2.        На образование новых видов в природе не влияет:

А) мутационная изменчивость;

Б) борьба за существование;

В) естественный отбор;

Г) модификационная изменчивость.

3.        Пример экологического видообразования  - это формирование

А) видов синиц: большой, лазоревки, хохлатой.

Б) форм прострела: западной и восточной;

В) видов лиственниц:  сибирской и даурской;

Г) видов лютика: ползучего, прыщинца, едкого.

4.        Естественный отбор особей с уклоняющимися от средней величины признаками называют

 

А) стабилизирующий;        Б) движущий;       В) искусственный;           Г) методический.

5.        Пример внутривидовой борьбы за существование – это конкурентные отношения между:

А) кротом и землеройкой;           Б) мышами и лисицами;         В) лосями и оленями;         Г) волками одной стаи.

6.        У земноводных, живущих  в умеренном климате, в результате эволюции сформировались приспособления к перенесению неблагоприятных условий –

А) оцепенение;

Б) запасание корма;

В) перемещение в теплые районы;

Г) изменение окраски.

7.        Филогенетический ряд лошади относят к доказательствам эволюции

А) эмбриологических;           Б) палеонтологических;        В) сравнительно – анатомических;       Г) биогеографических.

8.        Увеличение ареала вида в природе свидетельствует о его

А) биологическом прогрессе;

Б) развитии по пути дегенерации;

В) биологическом регрессе;

Г) развитии по пути ароморфоза.

9.        Важнейшие ароморфозы, обеспечившие выход древних земноводных на сушу, - появление

А) парных плавников и жаберного дыхания;

Б) чешуи и слизи на поверхности тела;

В) объемной грудной клетки;

Г) пятипалой конечности и легочного дыхания.

10.        Эволюционное направление, которое характеризуется проявлением у организмов мелких приспособительных признаков, -

А) общая дегенерация;        Б) ароморфоз;         В) идиоадаптация;             Г) регенерация.

Часть 2.

1. Выберите 3 варианта ответа на вопрос: какие из перечисленных примеров можно отнести к идиоадаптациям?

А) образование костного панциря у черепах;

Б) живорождение у млекопитающих;

В) большие крылья у стрекозы;

Г) длинные ноги у кузнечика;

Д) отсутствие нервной системы у рака – паразита – саккулины;

Е) отсутствие хлорофилла у растения Петров крест.

2. Установите соответствие между признаком голого слизня и критерием вида, для которого он характерен.

ПРИЗНАК

А) обитание в садах и огородах

Б) отсутствие раковины

В) тело мягкое и мускулистое

Г) питание мягкими тканями наземных растений

Д) органы чувств – две пары щупалец

Е) наземный образ жизни

КРИТЕРИЙ

1)        Морфологический

2)        Экологический

Часть 3. Ответьте на вопросы.

1.        Почему уменьшение ареала приводит к биологическому регрессу?

2.        Опишите движущую форму естественного отбора.

Контрольная работа по теме «Вид»

I Вариант

Часть 1.  Выберите один верный ответ из четырех предложенных.

1.  Первым ввёл бинарную номенклатуру…

1) Кювье           2) Аристотель           3) Геродот           4) Линней

2. Какие приспособления к перенесению неблагоприятных условий сформировались в процессе эволюции  у земноводных, живущих в умеренном климате?

1) запасание корма                                                 2) оцепенение

3) перемещение в теплые районы                       4) изменение окраски.

3. Морфологическим критерием вида является

1) сходный набор хромосом и генов

2) особенности процессов жизнедеятельности

3) особенности внешнего и внутреннего строения

4) определенный ареал распространения.

4. Пример внутривидовой борьбы за существование -

1) соперничество самцов из – за самки

2) «борьба с засухой» растений пустыни

3) сражение хищника с жертвой

4) поедание птицами плодов и семян

5. Наследственная изменчивость имеет важное значение для эволюции, так как способствует:

1) снижению уровня борьбы за существование

2) снижению эффективности естественного отбора

3) увеличению генетической неоднородности особей в популяции

4) уменьшению генетической неоднородности особей в популяции

6. Дивергенция представляет собой

1) расхождение признаков у родственных видов

2) схождение признаков у неродственных видов

3) образование гомологичных органов

4) приобретение узкой специализации.

7. Общими предками орангутангов, гиббонов и парапитеков были…

1) Проплиопитеки       2) Дриопитеки       3) Парапитеки            4) Неоантропы

8. Какая часть верхней конечности человека наиболее изменилась в ходе

эволюции?

1) плечо         2) предплечье         3) кисть         4) лопатка

9. Первые покрытосеменные растения появляются

1) в палеозойской эре              2) в протерозойской эре

3)  в мезозойской эре               4)  в кайнозойской эре

10. Движущая форма естественного отбора

1) обеспечивает сохранение приспособленности популяции к относительно стабильным условиям существования

2) обеспечивает приспособление различных группировок особей популяции к разным комплексам условий

3) обеспечивает приспособленность популяции и вида к однонаправленному изменению среды обитания

Часть 2.

  1. Выберите три верных ответа из шести предложенных.

Результатом эволюции является

  1. Повышение организации живых существ
  2. появление новых морозоустойчивых сортов плодовых растений
  3. возникновение новых видов в изменившихся условиях среды
  4. выведение новых высокоурожайных сортов пшеницы
  5. выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота
  6. формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях.

  1. Установите соответствие между причиной видообразования и его способом.

            ПРИЧИНА                                                               СПОСОБ

                                                                                              ВИДООБРАЗОВАНИЯ

А) расширение ареала исходного вида                             1) географическое

Б) стабильность ареала исходного вида                            2) экологическое

В) разделение ареала вида естественными преградами

Г) разделение ареала вида искусственными преградами

Д) многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала.

3. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса.

А) борьба за существование

Б) размножение особей с полезными изменениями

В) появление в популяции разнообразных наследственных изменений

Г) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

Д) закрепление приспособленности к среде обитания.

Часть 3.

  1. В чем проявляется приспособленность птиц к неблагоприятным условиям зимы в средней полосе России?
  2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структура. 3. Совокупность всех генов популяции называется ее генофондом. 4. Каждый вид, как правило, состоит из одной популяции. 5. Численность популяции всегда стабильна.

Контрольная работа по теме «Вид»

II вариант

Часть 1. Выберите один верный ответ из четырех предложенных.

1. Французским естествоиспытателем (1744 – 1829), создавшим первую эволюционную теорию был…

1) Кювье         2) Линней                3) Ламарк      4) Дарвин

2. У кажите неверное утверждение.

Идиоадаптации  ведут к

1) росту численности вида

2) расселению особей на новые территории

3) общему подъему организации

4) возникновению приспособлений к среде обитания

3. Ареал, занимаемый видом в природе, это критерий

1) морфологический                   2) физиологический

3) биохимический                       4) географический

4. Какая из видов борьбы за существование происходит наиболее остро?

1) Межвидовая борьба

2) Борьба с неблагоприятными условиями

3) Внутривидовая борьба

4) Верного ответа нет

5. Результатом эволюции является

1) борьба за существование               2) приспособленность организмов

3) наследственная изменчивость      4) ароморфоз.

6. Конвергенция представляет собой

1) расхождение признаков у родственных видов

2) схождение признаков у неродственных видов

3) образование гомологичных органов

4) приобретение узкой специализации.

7. К первым современным людям относятся:

1) питекантропы           2) синантропы         3) Кроманьонцы           4) Неандертальцы

8. Череп человека отличается от черепа обезьян:

1) массивными, вытянутыми вперед челюстными костями

2) преобладанием мозговой части черепа над лицевой

3) преобладанием лицевой части черепа над мозговой

4) развитием гребня, к которому прикрепляются шейные мышцы

9.  Голосеменные растения появляются:

1) в палеозойской эре                2)  в протерозойской эре

3)  в мезозойской эре                 4)  в кайнозойской эре

10. При стабилизирующей форме естественного отбора

1)  выживают особи, имеющие любое из двух крайних проявлений признака

2)  выживают и размножаются особи со средним проявлением данного признака

3)  выживают и размножаются особи с двумя крайними проявлениями признака

Часть 2.

1. Выберите три верных ответа из шести.

Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?

1) наличие воскового налета на листьях клюквы

2) яркая сочная мякоть у плодов черники

3) наличие млечных желез у млекопитающих

4) появление полной перегородки  в сердце у птиц

5) уплощенная форма тела у скатов

6) двойное оплодотворение у покрытосеменных растений

2.Установите соответствие между биологическим явлением и его значением в эволюционном процессе.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ                                                      ЗНАЧЕНИЕ

А) естественный отбор                                                            1) фактор

Б) приспособленность организмов к среде                             2) результат

В) образование новых видов

Г) комбинативная изменчивость

Д) сохранение видов в стабильных условиях

Е) борьба за существование

3. Установите последовательность эволюционных процессов и явлений в ходе видообразования.

А) борьба за существование

Б) естественный отбор

В) противоречие между неограниченным размножением и ограниченными жизненными ресурсами

Г) возникновение различных способов приспособления к условиям окружающей среды

Д) образование новых видов.

Часть 3.

  1. Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться  в наземно – воздушной среде обитания? Укажите не менее трех примеров.
  2. Домовая мышь – млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал – Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно. В естественных условиях  питается семенами. Ведет ночной и сумеречный образ жизни. В помете обычно рождается  от 5 до 7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ"
ВАРИАНТ 1

1. Рельеф, климат, почва, воздух относятся к :
а - биотическим факторам,          б - абиотическим факторам           в - антропогенным факторам
2. Волки и львы находятся на одном трофическом уровне, потому что и те и другие:
а - поедают растительноядных животных,           б - имеют крупные размеры            в - их рацион разнообразен
3. Сигналом к сезонным изменениям для растений и и животных является:
а - температура,         б - количество пищи        в - длина светового дня
4. Компоненты экосистемы, поедающие готовые органические вещества, называются:
а - редуцентами,             б - консументами                     в - продуцентами
5. К организмам, первыми заселяющим скальные породы относятся:
а - мхи, папоротники,        б -лишайники, водоросли,         в - грибы
6. В результате формирования зрелого биоценоза продуктивность экосистемы:
а - уменьшается,             б - остается постоянной,             в - увеличивается
7. Озоновый слой расположен в :
а - тропосфере,                б - стратосфере,                    в - ионосфере
8. К универсальным биогенным элементам не относятся:
а - углерод,                    б - бор                         в - кислород
9. Превращение атмосферного азота в азот органических соединений происходит в результате деятельности бактерий:
а - аммонифицирующих,       б - нитрифицирующих           в - азотфиксирующих
10. Наименьшая плотность жизни на суше наблюдается в:
а - тундре,                            б - тайге,                          в - тропическом лесу
11. Максимальная плотность жизни наблюдается:
а - в литосфере,                               б - в гидросфере             в - на границе раздела сред
12. Загрязнение окружающей среды ядохимикатами наиболее опасно для:
а - продуцентов,               б - конументов 1 порядка,        в - конументов высших порядков
13. Учение о биосфере создано трудами:
а– Вернадского                  б - Опарина                     в - Мечникова
14. Правильно составленная пищевая цепь:
а - растение - жук-короед - сова - иволга
б - растение - жук-короед - иволга - сова
в - растение - иволга - жук-короед - сова
15. Биогеоценозом называют:
а - совокупность растений на однородном участке земли
б - совокупность растений, животных, грибов, микроорганизмов
в - группу популяций разных видов, населяющих определенную территорию, и окружающую их среду

ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ"
ВАРИАНТ 2

1. Изначальным источником энергии в большинстве экосистем служат:
а - минеральные вещества,              б - пищевые объекты,             в - солнечный свет
2. На каждый последующий трофический уровень переходит энергии:
а - 1%,                   б - 10%,                            в - 50%
3. Истинными редуцентами в биоценозах являются:
а - водоросли,                 б - животные,                    в - грибы и бактерии
4. Длина пищевой цепи лимитируется:
а - количеством пищи,                        б - потерей энергии на каждом трофическом уровне
в - скоростью накопления органического вещества
5. Консументы осуществляют:
а - синтез органических веществ из неорганических
б - превращение органических остатков в минеральные соединения
в - использование готовых органических соединений
6. Самая высокая плотность жизни на суше наблюдается в:
а - тундре           б - широколиственном лесу         в - тропическом лесу
7. Накопление в атмосфере углекислого газа в результате антропогенного воздействия может вызвать:
а - климатические сдвиги           б - образование ископаемых остатков            в - появление озоновых дыр
8. Наиболее быстрая смена экосистем происходит под влиянием:
а - изменения климата            б - хозяйственной деятельности человека             в - уменьшения количества видов
9. К продуцентам не относятся:
а - цианобактерии,                       б - ель                       в - подберезовик
10. Продуктивность экосистемы в результате сукцессии:
а - остается постоянной,                    б - возрастает,             в - уменьшается
11. Комплексы взаимосвязанных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования, называются:
а - биоценозами,                      б - биогеоценозами                   в - биомами
12. Термин "биосфера" был предложен:
а - Вернадским,                    б - Ламарком,                   в - Дарвиным
13. Правильно составленная пищевая цепь - это:
а - растения - майский жук - синица - ястреб
б - растения - синица - майский жук - ястреб
в - растения - синица - ястреб

14. Международный список редких и исчезающих видов называется:

А - чёрным списком         Б - красной книгой        В -  белыми страницами        Г - памятником природы.

15.  В большинстве цепей питания конечным звеном являются:

А- продуценты;                   Б -  редуценты;                    В -  конусменты;              Г - консументы высших порядков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....