Рабочая программа по биологии для 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2010. Автор: Н. И. Сонин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_8.docx82.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 3 г. Лысково

Рассмотрено на  ШМО учителей естественно-математического цикла

Средней школы №3 г. Лысково

Руководитель ШМО

_____________(М. В. Алексеева)

Протокол №1 от 26 августа 2015 г.

Согласовано

Заместитель директора

________________

( О. Ю. Чехлова)

26 августа 2015 года

Утверждено

Приказом Средней школы №3

г. Лысково

№ 310 – 0 от 31. 08.2015 г.

Рабочая программа

Учителя: Киселевой Анастасии Анатольевны

 по биологии для 8 «Б» класса

Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2010. Автор: Н. И. Сонин. 

2015-2016 учебный год        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по  изучению биологии в 8-ом  классе  общеобразовательных учреждений

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.Б. Захарова и Н.И. Сонина, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ;
  2. Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России от 09.03. 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993;
  4. Приказ Министерства образования и науки от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего полного общего образования»;
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312;
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
  7. Приказ от 31.07.2013 №1830 «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2012 года»
  8. Типовое положение об общеобразовательном учреждении РФ (с изменениями дополнениями от 09.09.1996 г.), утвержденное постановлением Правительства РФ от  19.03.2001 г.  №196;
  9. Приказ Министерства образования и науки Нижегородской области от  04.03.2005 г. № 57 «Об утверждении регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Нижегородской области»;
  10. Положение о государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях Нижегородской области (с изменениями  и дополнениями от 31.05.1995г.)
  11. Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2010г. №889 «О внесении изменений  в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  12. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача российской федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  13. Письмо департамента образования Нижегородской области №404-01-52/862 от 24.04.2006 г. «О методических рекомендациях»;
  14. Письмо Министерства образования и науки Нижегородской области от 24.05.2005 г. №27-01-52/1290 «О методических рекомендациях»;
  15. Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312»
  16. Устав школы, утвержден Администрацией Лысковского муниципального района, распоряжение № 666р от 06.06.2011 г.
  17. Сборника нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2004.- 174с.

Реализация  программы  обеспечивается  учебными  и  методическими  пособиями

Для учащихся:

Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8

класс. - 4-е изд., стер. - М.: 2013. - 160 с.

Для  учителя:

1.Н.Б.Ренева, Н.И. Сонин и др. «Биология. Человек» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2005;

2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. C  учетом  этого, а также  календарного учебного графика и расписания уроков школы на учебный год, составлено  календарно- тематическое планирование на 63 часа+6 часов резервного времени, включающее вопросы теоретической и практической подготовки учащихся и реализацию национально-регионального компонента. Календарно – тематический план по объему скорректирован в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки выпускников средней школы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1.  Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2.  Происхождение человека (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3.  Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.

Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные,  мышечные,  нервная.  Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы. Изучение микроскопического строения тканей. Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Тема 5.  Координация и регуляция (10 часов)

Гуморальная регуляция. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения,  биологической  активности  и  точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.

Лабораторные работы. Изучение головного мозга человека (по муляжам). Изучение изменения размера зрачка.

Тема 6. Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

Лабораторные и практические  работы.  Изучение внешнего строения костей. Измерение массы и роста своего организма. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Тема 7.  Внутренняя среда организма (3 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.

Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторная работа. Изучение микроскопического строения крови.

Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

Лабораторные работы. Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Тема 9. Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

Практическая работа. Определение частоты дыхания.

Тема 10.  Пищеварение (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.

Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

Лабораторные и практические  работы. Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал. Определение норм рационального питания.

Тема 11.  Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12.  Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.

Демонстрация модели почек.

Тема 13.  Покровы тела (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.

Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 14.  Размножение и развитие (3 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15.  Высшая нервная деятельность (5 часов)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16.  Человек и его здоровье (4 часа)

Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторные и практические работы. Изучение приемов остановки кровотечений. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести определенные знания и умения.

Учащиеся должны знать:

– основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);
– особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов;
– биологический смысл разделения функций и органов;
– как обеспечивается целостность организма;
– интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;
– о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);
– как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств;
– о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;
– о строении и функциях органов размножения;
– элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;
– элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологиче-ском источнике и социальном смысле;
– основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
– приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.

Учащиеся должны уметь:

– находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;
– соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;
– оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;
– пользоваться медицинским термометром;
– объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;
– готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.                
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 

Отметка"5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.                      11
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя:

  1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000
  2. Муртазин  Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991
  3. Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 1998.
  4. Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина, 1998
  5. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. — М.: Мир,
  6. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995
  7. Журнал «Биология в школе»
  8. Е.В. Краева «Тесты по биологии» к учебнику Н.И. Сонина «Биология.Человек. 8 класс». Издательство «Экзамен». Москва – 2008 год.

Для учащихся:

  1. Энциклопедический словарь юного биолога  Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
  2. Журнал «Биология для школьников».
  3. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение"
  4. Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г. "Просвещение"

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Тема.

Кол-во часов

Место человека в системе органического

2

Происхождение человека

2

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

Общий обзор строения и функций организма

4

Координация и регуляция

10

Опора и движение

8

Внутренняя среда организма

3

Транспорт веществ

4

Дыхание

5

Пищеварение

5

Обмен веществ и энергии

2

Выделение

2

Покровы тела

3

Размножение и развитие

3

Высшая нервная деятельность

5

Человек и его здоровье

4

                                                                     Итого                                                                                                          63 + 6 резерв

Календарно-тематическое планирование уроков биологии

в 8 «в» классе

Программа: Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2010.

Учебник: Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология. 8 класс. Человек. – М.: «Дрофа»,2008.

Общее количество часов:70

Количество часов в неделю: 2

Учитель: Киселева А. А.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Коррект.

1.

Тема 1. Место человека в  системе органического мира

2

1.1.

Место человека в  системе органического мира

1

7.09

1.2.

Особенности человека

1

7.09

2.

Тема 2. Происхождение человека  

2

2.1

Антропогенез

1

12.09

2.2.

Расы человека, их происхождение и единство

1

14.09

3

Тема 3. Краткая история науки  

1

3.1.

История развития знаний о строении и функциях организма человека

1

19.09

4.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека  

4

4.1.

Клеточное строение организма человека. Основные процессы жизнедеятельности  клетки

1

21.09

4.3.

Основные типы тканей.

 

1

26.09

4.4.

П/р «Изучение микроскопического строения тканей»

1

28.09

4.5.

Органы. Системы органов. П/р «Распознавание органов и систем органов»

1

3.10

5.

Тема 5. Координация и регуляция

10

5.1

Гуморальная регуляция

1

5.10

5.2.

Железы внутренней секреции

1

10.10

5.3.

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы

1

12.10

5.4.

Периферическая нервная система

1

17.10

5.5.

Рефлексы

1

19.10

5.6.

Строение и функции отделов головного мозга. П/р «Изучение головного мозга человека (по муляжам)

1

24.10

5.7.

Строение и  функции спинного мозга

1

2.11

5.8.

Анализаторы. Зрительный анализатор.

 П/р «Изучение изменения зрачка»

1

7.11

5.9.

Анализаторы слуха и равновесия

1

9.11

5.10.

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус

1

14.11

Зачет по теме «Координация и регуляция»

1

16.11

6.

Тема 6. Опора и движение

8

6.1.

Функции опорно-двигательной системы. Кости скелета. П/р «Изучение внешнего строения костей»

1

21.11

6.2.

Строение скелета головы и туловища

1

23.11

6.3.

Строение скелета конечностей

1

28.11

6.4.

Профилактика заболеваний ОДС.

П/р «Измерение массы и роста своего организма»

1

30.11

6.5.

Мышцы, их функции, строение

1

5.12

6.6.

Работа мышц. П/р «Влияние статической и динамической работы на утомление мышц»

1

7.12

6.7.

Взаимосвязь строения и функций скелета и мышц.

1

12.12

6.8.

Роль двигательной активности в сохранении здоровья

1

14.12

7.

Тема 7. Внутренняя среда организма

3

7.1.

Состав и функции крови

1

19.12

7.2.

Иммунитет. Инфекционные заболевания. Переливание крови

1

21.12

7.3.

П/р «Изучение микроскопического строения крови»

1

26.12

8.

Тема 8. Транспорт веществ

4

8.1.

Органы кровообращения

1

11.01

8.2.

Работа сердца. Движение крови и лимфы по сосудам.

1

16.01

8.3.

П/р «Измерение кровяного давления»

1

18.01

8.4.

П/р «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»

1

23.01

Зачет по теме «Опорно – двигательная система. Кровь и кровообращение»

1

25.01

9.

Тема 9. Дыхание

5

9.1.

Строение и функции органов дыхания

1

30.01

9.2.

Газообмен в легких и тканях

1

1.02

9.3.

Дыхательные движения.

1

6.02

9.4.

П/р «Определение частоты дыхания»

1

8.02

9.5.

Заболевания органов дыхания, их профилактика

1

13.02

Зачет по теме «Дыхание»

1

15.02

10.

Тема 10. Пищеварение

5

10.1

Питательные вещества и пищевые продукты. Пищеварение

1

20.02

10.2.

Пищеварение в ротовой полости.

1

22.02

10.3.

П/р «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал»        

1

27.02

10.4.

Пищеварение в желудке и кишечнике

1

29.02

10.5.

Гигиена питания.  П/р «Определение норм рационального питания»

1

5.03

11.

Тема 11. Обмен веществ и энергии  

2

11.1.

Пластический и энергетический обмен

1

7.03

11.2.

Витамины

1

12.03

Контрольный тест по теме «Пищеварение. Обмен веществ и энергии».

1

14.03

12.

Тема 12. Выделение

2

12.1.

Строение органов выделения

1

19.03

12.2.

Механизм выделения

1

2.04

13.

Тема 13. Покровы тела

3

13.1.

Строение и функции кожи

1

4.04

13.2.

Роль кожи в терморегуляции.

1

9.04

13.3.

Закаливание организма. Гигиена кожи, одежды, обуви

1

11.04

14.

Тема 14. Размножение и развитие

3

14.1.

К/т по теме « Обмен веществ. Выделение. Кожа». Строение органов размножения

1

16.04

14.2.

Оплодотворение и внутриутробное развитие

1

18.04

14.3.

Развитие человека

1

23.04

15.

Тема 15. Высшая нервная деятельность

5

15.1.

Общая характеристика ВНД

1

25.04

15.2.

Сон и сновидения

1

30.04

15.3.

Особенности ВНД человека

1

2.05

15.4.

Типы нервной деятельности

1

7.05

15.5

Зачет по теме «Высшая нервная деятельность»

1

14.05

16.

Тема 16.  Человек и его здоровье

4

 16.1

Здоровье человека и способы его сохранения

1

16.05

16.2.

Оказание первой доврачебной помощи

1

21.05

16.3.

П/р «Изучение приемов остановки кровотечений»

1

21.05

16.4.

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. П/р «анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

1

23.05

Подготовка к итоговому тесту за курс 8 класса

1

23.05

Итоговый тест за курс 8 класса

1

28.05

Обобщение и повторение курса 8 класса

1

30.05

Итого                                                                                                                                               70 часов

Приложение

Контрольная работа по теме «Координация и регуляция. Анализаторы.»

1 вариант

1. К каким железам относится гипофиз?

1) внешней секреции           2) внутренней секреции

3) смешанной секреции      4) вообще не входит в число желез

2. Какой орган выделяет гормон роста?

1) щитовидная железа  2) эпифиз   3) гипофиз   4) надпочечники

3. К железам смешанной секреции относится:

1) поджелудочная железа;   2) гипофиз;    3) надпочечники.

4. Как называются участки больших полушарий головного мозга, получающие информацию от тех или иных органов чувств?

1) отделы   2) рефлексы   3)доли               4) зоны  

5. Как называется отдел головного мозга, обеспечивающий координацию и согласованность движений, а также равновесие тела?

1) продолговатый мозг      2) гипоталамус   3) мозжечок                       4) средний мозг

6. Что расположено в центре радужной оболочки?

1)зрачок    2) хрусталик    3) носослезный проток   

4) зрительный нерв

7. Что воспринимает световое изображение, прошедшее через зрачок?

1) сосудистая оболочка    2) радужная оболочка  

 3) клетки сетчатки    4) хрусталик

8. Где находятся рецепторы слуха?

1) во внутреннем ухе               2) в ушной раковине

3) в лицевом отделе черепа    4) в среднем ухе       

9. Где расположена слуховая зона?

1) в височной доле коры больших полушарий     2) в мозжечке

3) в продолговатом мозг  4) в затылочной доле коры больших полушарий

10. Человек способен чувствовать вкус веществ:

1) только растворенных в воде;   2) только летучих;  3) только сухих.

2 вариант

1. Что развивается при недостатке гормона поджелудочной железы?

1) сахарный диабет   2) гипертония   3)аллергия   4) кретинизм

2. Как называются вещества-регуляторы, которые железы внутренней секреции выделяют в кровь?

1) вирусы    2) железы   3) ферменты    4) гормоны

3. Как называется гормон поджелудочной железы?

1)тироксин   2) норадреналин   3)адреналин   4) инсулин

4. Сколько пар нервов отходит от спинного мозга?

1) 10 пар    2) 21 пара    3)31 пара    4) 35 пар

5. В какой доле больших полушарий головного мозга расположены центры, управляющие зрением?

1) в лобной     2) в височной    3) в теменной    4) в затылочной

6. Как называется оболочка, покрывающая снаружи глазное яблоко?

1) плевра   2) склера   3) радужная оболочка    4) эпителий

7. Что защищает глаза от пыли и яркого света?

I) сетчатка   2) радужная оболочка    3)склера   4) веки и ресницы

8. Как называется оболочка, цвет которой определяет цвет глаз?

1) сосудистая оболочка     2) склера                                                                                                                                                                                                                                                                             3) радужная оболочка    4) сетчатка   

9. Что образуют три полукружных канала и два мешочка?

1) среднее ухо                          2) рецепторы слуха                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   3) вестибулярный аппарат     4) слуховую зону                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

10. Что, помимо ушной раковины, входит в состав наружного уха?

1) перепонка круглого окна

2) перепонка овального окна

3) слуховой проход

4) улитка

Контрольная работа по теме «Дыхание»

1 вариант

1 часть. Выберите один правильный ответ.

1. В носовой полости воздух:

A. Очищается от пыли и микроорганизмов

Б. Увлажняется и согревается

B. Происходят все вышеперечисленные процессы

2. Наиболее крупным хрящом гортани является:

A. Надгортанник     Б. Щитовидный      B. Зерновидный

3. Голосовые связки у человека расположены:

А. В трахее        Б. В гортани      В. В носоглотке

4. ЖЕЛ измеряется с помощью:

А. Тонометра      Б. Спирометра     В. Барометра

5. Трахея разделяется на главные бронхи на уровне:

A. 3-го шейного позвонка

Б. 5-го грудного позвонка

B. 1-го поясничного позвонка

2 часть. Вставьте пропущенное слово.

1. Дыхательные пути человека начинаются... полостью, в которой воздух..., увлажняется, очищается от пыли и...

2. ЖЕЛ – это... объем воздуха, который человек может выдохнуть после глубокого...; измеряется с помощью...

 3. Из артериальной крови кислород поступает в..., где расходуется на... процессы и выработку...

4. Дыхание регулируется с помощью... центра, расположенного в... мозге.

3 часть. Ответьте на вопросы.

1. В чем значение дыхания в организме человека?

2. Объясните взаимосвязь строения и функций носовой полости.

3. Перечислите известные вам болезни органов дыхания и постарайтесь указать их причины.

2 вариант

1 часть. Выберите один правильный ответ.

1. Закрывает вход в гортань при глотании пищи:

A. Щитовидный хрящ     Б. Зерновидный хрящ

B. Надгортанник

2. Длина трахеи человека составляет:

А. 20-21см     Б. 24–26 см       В. 10–11 см

3. При вдохе диафрагма становится:

A. Плоской     Б. Выпуклой    B. Не изменяет свою форму

4. Жизненная емкость легких – это:

A. Максимальный объем воздуха, выдыхаемый после спокойного вдоха

Б. Объем воздуха, выдыхаемый после спокойного вдоха

B. Максимальный объем воздуха, выдыхаемый после сильного вдоха

5. Дыхательный центр расположен:

A. В среднем мозге      Б. В спинном мозге

B. В продолговатом мозге

2 часть. Вставьте пропущенное слово.

1. После носоглотки воздух поступает в..., состоящую из нескольких..., в которой расположены голосовые...

2. В грудной полости расположены..., покрытые... и состоящие из мельчайших тонкостенных пузырьков – ...

3. Альвеолы легких пронизаны густой сетью..., в которые при вдохе поступает... и кровь становится...

4. Трахея делится на два..., стенки которого выстланы... эпителием, удаляющим частицы... из дыхательных путей

3 часть. Ответьте на вопросы.

1. В чем сходство и в чем отличие процесса газообмена в легких и тканях?

2. Каким образом в организме человека осуществляется регуляция дыхания?

3. Почему опасно дышать ртом?

Контрольная работа по теме: «Обмен веществ. Выделение. Кожа».

1 вариант.

1) Выберите правильный ответ.

1. Из внешней среды организм получает:

А) углекислый газ;          Б) кислород, органические вещества, минеральные соли, воду;              В) мочевину, мочевую кислоту.

2. Недостаток витамина D приводит к заболеванию:

А) рахитом;                  Б) цингой;                      В) анемией.

3. Основной структурной и функциональной единицей почки является:

А) нефрон;                   Б) мочеточник;                В) мочевой пузырь.

4. Пигмент кожи находится:

А) в собственно коже;                                             Б) в наружном слое кожи.

5. При повышении температуры воздуха просветы сосудов кожи:

А) не изменяются;                        Б) расширяются;                              В) сужаются.

2) Дайте определение терминам: цинга, обмен веществ, ассимиляция.

3) Ответьте на вопросы:

  • Где содержится, на что влияет витамин А? К чему приводит недостаток этого витамина?
  • Опишите строение и функции собственно кожи.

2 вариант.

1) Выберите правильный ответ.

1. Необходимая для жизни человека энергия:

А) поступает в его организм с пищей;                         Б) образуется в организме самостоятельно.

2. Рыбий жир богат витамином:

А) C;                 Б) A;                           В)D.

3. Образование мочи начинается:

А) с фильтрации;  Б) с всасывания.

4. Собственно кожа образована:

А) эпителиальной тканью;                Б) соединительной тканью;                  В) мышечной тканью.

5. Температура тела у человека:

А) постоянная;        Б) изменяется при повышении температуры воздуха;            В) изменяется при понижении температуры воздуха.

2) Дайте определения терминам: рахит, диссимиляция, нефрон.

3) Ответьте на вопросы:

  • Где содержится, на что влияет витамин С? К чему приводит недостаток этого витамина?
  • Опишите строение и функции наружного слоя кожи.

3вариант.

1) Выберите правильный ответ.

1. В результате пластического  обмена происходит:

А) распад сложных органических веществ;                        Б) синтез сложных органических веществ.

2. Дети чаще болеют рахитом

А) в северных странах;                                                             Б) в странах, расположенных ближе к экватору.

3. В результате фильтрации образуется:

А) первичная моча;                                                                   Б) вторичная моча.

4. Потовые и сальные железы расположены:

А) в эпидермисе;                                                                       Б) в собственно коже.

5. Что стало причиной гибели « золотого мальчика»?

А) недостаточное поступление кислорода;                           Б) нарушение терморегуляции.

2) Дайте определения терминам: куриная слепота, эпидермис, мочеточник.

3) Ответьте на вопросы:

  • Где содержится, на что влияет витамин D? К чему приводит недостаток этого витамина?
  • Опишите процесс образования  мочи.

4вариант.

1) Выберите правильный ответ.

1. В результате энергетического  обмена происходит:

А) распад сложных органических веществ;                                    Б) синтез сложных органических веществ.

2. Недостаток витамина С приводит к заболеванию:

А) рахитом;                   Б) цингой;                           В) анемией.

3. Концентрация мочевины больше

А) в первичной моче;                          Б) во вторичной моче.

4. Волосы и ногти это производные

А) эпидермиса;                              Б) собственно кожи.

5. Мочеточник впадает в

А) мочевой пузырь,                       Б) почечную лоханку;                          В) почку.

2) Дайте определения терминам: авитаминоз, дерма, почка.

3) Ответьте на вопросы:

  • Где содержится, на что влияет витамин РР? К чему приводит недостаток этого витамина?
  • Опишите строение нефрона.

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 8 класса

1 вариант.

Часть А.

  1. Постоянные части клетки, расположенные в цитоплазме, каждая из которых выполняет свои функции – это:

А) органоиды;    Б) мембраны;     В)митохондрии;    Г) рибосомы.

  1. В организме человека гормоны:

А) ускоряют химические реакции;                                                    Б) участвуют в образовании ферментов;

В) регулируют процессы жизнедеятельности;                                 Г) выполняют защитную функцию.

  1. В коре больших полушарий головного мозга зрительный анализатор расположен в области:

А) височной;             Б) затылочной;             В) теменной;                    Г) лобной.

  1. В скелете человека неподвижно соединены между собой кости:

А) плечевая и локтевая;          Б) грудного отдела позвоночника;             В) мозгового отдела черепа;            Г) бедра и голени.

  1. Артериальная кровь превращается в венозную в

А) печеночной вене;        Б) лимфатических сосудах;                  В) капиллярах малого круга кровообращения;

Г) капиллярах большого круга кровообращения.

  1. Голосовые связки у человека находятся в:

А) гортани;           Б) носоглотке;                В) трахее;               Г) ротовой полости.

  1. В пищеварительном канале расщепление молекул белков, жиров и углеводов происходит под воздействием:

А) фитонцидов;    Б) ферментов;    В) витаминов;    Г) гормонов.

  1. В коже человека  под  действием ультрафиолетовых лучей синтезируется витамин:

А) А        Б)В                   В) С               Г) D

  1. Образование мочи у человека происходит:

А) в мочеточниках;        Б) мочевом пузыре;     В) нефронах;   Г) почечной вене

  1. Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении состоит в:

А) наложении жгута;                Б) наложении шины;                В) воздействии холодом;                Г) обработке раны йодом.

Часть Б.

  1. Установите соответствие между строением мышечной ткани человека и ее типом.

Строение мышечной ткани

А) клетки достигают 10-12 см

Б) имеют поперечную исчерченность

В) клетки имеют веретеновидую форму

Г) клетки многоядерные

Д) иннервируются вегетативной нервной системой

Тип мышечной ткани

  1. Гладкая
  2. Скелетная поперечнополосатая
  1. Установите, в какой последовательности осуществляется прохождение лучей света в оптической системе глаза человека
  1. Хрусталик
  2. Роговица
  3. Зрачок
  4. Палочки и колбочки
  5. Стекловидное тело

Часть С.

С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ поясни


2 вариант

Часть А.

  1. Клетка получает кислород, воду, питательные вещества и удаляет продукты обмена через:

А) ядро;    Б) ядрышко;   В) мембрану;     Г) цитоплазму.

  1. Структурной и функциональной единицей нервной системы считают:

А) нейрон;   Б) нервная ткань;   В) нервные узлы ;    Г) нервы.

  1. Сетчатка – место расположения:
    А) хрусталика;    Б) зрачка;   В) кровеносных сосудов глаза;   Г) зрительных рецепторов.
  2. Изгибы позвоночника человека связаны с:

А) прямохождением;         Б) трудовой деятельностью;        В) формированием грудной клетки;    Г) развитием большого пальца кисти.

  1. Вакцина содержит

А) яды, выделяемые возбудителями;       Б) ослабленных возбудителей;        В) готовые антитела;               Г) убитых возбудителей

  1. Оболочка, которой покрыты легкие – это:

А) легочная плевра;   Б) эпителий;    В) альвеола;   Г) мембрана

  1. В пищеварительной системе человека основные химические превращения пищи завершаются в:

А) слепой кишке;   Б) желудке;   В) тонкой кишке;    Г) пищеводе.

  1. Черный хлеб является для человека источником витамина:

А) А   Б) В     В) С     Г) D

  1. Основная функция почек  - это удаление из организма:

А) белков;    Б)лишнего сахара;   В) жидких продуктов обмена веществ              Г) твердых непереваренных веществ.

  1. По пульсу можно определить:

А) число и силу сердечных сокращений                      Б) скорость движения крови в артериях

В) объем крови в сосудах                                              Г) верхнее артериальное давление крови.

Часть Б.

  1. Установите соответствие между функцией ткани в организме человека и ее типом.

Функции тканей

А) регуляция процессов жизнедеятельности

Б) отложение питательных веществ в запас

В) передвижение веществ в организме

Г) сокращение и возбуждение

Д) обеспечение движения

Типы тканей

  1. Мышечная
  2. Соединительная
  3. Нервная
  1. Установите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения у человека.
  1. Левый желудочек
  2. Капилляры
  3. Правое предсердие
  4. Артерии
  5. Вены
  6. Аорта

Часть С. В  чем проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека?

Практическая работа

 « Составление дневного рациона с учетом энергетических затрат и сбалансированной пищи ».

Цель работы: научится грамотно составлять суточный пищевой рацион человека.

Оборудование: калькулятор, отксерокопированные таблицы калорийности продуктов.

Ход работы:

  1. Составьте суточный пищевой рацион для подростков15-16 лет.

Завтрак – бутерброд со сливочным маслом, сыром; чай с молоком без сахара. (Масса кусочка хлеба – 25 г, масса масла - 50 г, масса сыра – 50 грамм.)

Обед – суп овощной со сметаной, ржаной хлеб, салат овощной с растительным маслом и яблоками, кисель из клюквы с сахаром.

Полдник – яблоки печеные с сахаром.

Ужин – рыба жареная на растительном масле, макароны, компот из сухофруктов с сахаром.

  1. Заполните таблицу

Режим питания  

Наименования блюд

Калорийность белков, ккал

Калорийность углеводов, ккал

Калорийность жиров, ккал

Общая калорийность (ккал)

Завтрак

 

Итого:

Обед

Итого:

Полдник

Итого:

Ужин

Итого:

Всего:

                                                                                                                   Итого:

  1. При составлении пищевого рациона человека следует придерживаться следующих правил:
  • Наилучший режим питания предполагает четырехразовый прием пищи (первый завтрак должен составлять 10-15%, второй завтрак 15-35%, обед 40-50%, ужин 15-20% от общей калорийности);
  • Продукты богатые белком (мясо, рыба, яйцо), рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда;
  • Примерные нормы суточной потребности людей умственного труда в питательных веществах -3208 ккал.

Ответьте на вопрос: предложенное меню соответствует нормам рационального питания или нет. Ответ обоснуйте.

  1. Вывод.

Практическая работа.

Тема: Утомление при статической и динамической работе.

Цель работы: познакомиться с тем как возникает утомление, и сравнить скорость развития утомления при статической и динамической работе.

Оборудование: секундомер, груз массой 4-5 кг.

Ход работы.

  1. Поднимайте и опускайте груз массой 4-5 кг до горизонтального положения руки в удобном для вас ритме.
  2. Заполните таблицу.

Динамическая работа

Признак утомления

Время, с

Отсутствие утомления

Груз свободно поднимается и опускается

0

1 фаза утомления

Рука опускается автоматически под тяжестью груза, его поднятие требует больших усилий

2 фаза утомления

Дрожание рук, потеря координации, пошатывании корпуса, покраснение лица, потоотделение

Предельное утомление

Невозможно поднять груз, прекращение опыт

  1. Поднимите груз массой 4-5 кг до горизонтального положения руки и удерживайте некоторое время.
  2. Заполните таблицу.  

Статическая работа

Признак утомления

Время, с

Отсутствие утомления

Рука с грузом неподвижна

0

1 фаза утомления

Рука опускается, а потом рывком поднимается

2 фаза утомления

Дрожание рук, потеря координации, пошатывании корпуса, покраснение лица, потоотделение

Предельное утомление

Рука с грузом, прекращение опыт

  1. Сравните скорость развития утомления при статической и динамической работе, выяснить, в каком случае утомление развивается быстрее, и объясните почему?
  2. Какие мышцы осуществляют работу в опытах (назовите мышцы, какие функции они выполняют, к каким костям прикрепляются)?
  3. Сделать вывод по работе.

Практическая работа.

Тема: Действие ферментов слюны на крахмал .

Цель работы: доказать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал.

Оборудование: накрахмаленный бинт, нарезанный на куски длиной 10 см, вата, спички, блюдце, аптечный йод (5%), вода.

Ход работы:

  1. Налейте в блюдце воду и добавьте несколько капель йода (аптечный 5% спиртовой раствор) до получения жидкости цвета крепко заваренного чая.
  2. Намотайте на спичку вату, смочите ее слюной, а затем этой ватой со слюной напишите букву на накрахмаленном бинте.
  3. Расправленный бинт зажмите в руках и подержите его некоторое время между ладонями, чтобы он нагрелся до температуры человеческого тела (2-3 минуты).
  4. Что наблюдаете? Дайте свои объяснения опыта.
  5. Ответьте на вопрос: что происходит с пищей в ротовой полости?

Тест.

  1. Расщепление белков происходит (в основном)?

а) В ротовой полости           б) В желудке                      в) В тонком кишечнике       г) В толстом кишечнике

  1. Слюнные железы принимают участие в расщеплении?

а) Белков                                б) Жиров                             в) Углеводов                          г) Белков и углеводов 

  1. Питательные вещества выполняют функции?

а) Строительную                    б) Энергетическую           в) Двигательную                    г) Транспортную

  1. Соляная кислота входит в состав?

а) Поджелудочного сока                                      б) Желудочного сока           в) Содержимого толстого кишечника                г) Слюны

Практическая работа

Тема: Измерение массы и роста своего организма.

Цель: научиться производить измерения своего роста и веса.

Оборудование: весы, сантиметровая лента.

Ход работы:

1.        Используя весы, измерьте свой вес.

2.        Измерьте свой рост.

3.        Данные запишите в тетрадь

Рост_____________

Вес______________

4.        Рассчитайте по формуле Брока свой идеальный вес. Сравните с вашим реальным весом. Сделайте соответствующий вывод.

Идеальный вес по формуле Брока рассчитывается следующим образом:

Рост (в см) минус 110

Ваш результат________

Отличия реального веса от идеального на 10% и менее считаются нормой.

Отличия от 10% до 20% считаются выше нормы.

Отличия на 20% и более – существенные отличия от нормы.

Практическая работа.

Тема: Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений (ЧСС).

Цель: Определить зависимость пульса от физических нагрузок.

Оборудование: секундомер.

Ход работы.

  1. Измерьте пульс в состоянии покоя (проделайте это 5 – 6 раз и найдите среднее арифметическое значение). Запишите в таблицу.
  2. Сделайте 20 приседаний в среднем ритме. Быстро сядьте на стул и подсчитайте пульс за 10 минут. Запишите в таблицу.
  3. Затем подсчитайте пульс через 30, 60, 90, 120, 150, 180 с. Все результаты занесите в таблицу.

Пульс в состоянии покоя

Пульс сразу после работы

Пульс через интервалы, с

30

60

90

120

150

180

  1. На  основе полученных данных постройте график. На оси абсцисс отложите время, а на оси ординат значения пульса.
  2. Найдите на графике средние значение ЧСС (пульса) в состоянии покоя и через эту точку проведите горизонтальную линию параллельную оси абсцисс.
  3. Определите, во сколько раз увеличится пульс после 20 приседаний.
  4. Оцените состояние сердечно – сосудистой системы, если ЧСС увеличивается на 30% и меньше – хорошо; если ЧСС растет больше чем на 30%  - плохо, сказывается недостаточная тренированность. Если ЧСС возвращается к норме за 2 минуты и меньше – прекрасно, если за 2 -3 минуты удовлетворительно. Если свыше 3 минут – следует заняться своим здоровьем.

Практическая работа.

Тема: Определение частоты дыхания.

Цель: Определить частоту дыхания при различных условиях.

Оборудование: секундомер.

Ход работы.

  1. Определить частоту дыхания, стоя в течение минуты (норма 15).
  2. Сделать 20 приседаний. Определить частоту дыхания после нагрузки так же в течение 1 минуты.
  3. Сравнить результаты между собой и с нормой.
  4. Ответить на вопросы: Почему в душном помещении резко снижается трудоспособность? Почему когда плотно поешь становиться трудно дышать? Какое значение для организма человека имеет расположение в носовой полости рецепторов, воспринимающих запах?
  5. Сделать вывод.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....