Рабочая программа по биологии для 9 класса
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2010. Автор: Н. И. Сонин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_9.docx82.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 3 г. Лысково

Рассмотрено на  ШМО учителей естественно-математического цикла

Средней школы №3 г. Лысково

Руководитель ШМО

_____________(М. В. Алексеева)

Протокол №1 от 26 августа 2015 г.

Согласовано

Заместитель директора

________________

( О. Ю. Чехлова)

26 августа 2015 года

Утверждено

Приказом Средней школы №3

г. Лысково

№ 310 – 0 от 31. 08.2015 г.

Рабочая программа

Учителя: Киселевой Анастасии Анатольевны

 по биологии для 9 «Б» класса

Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2010. Автор: Н. И. Сонин.  

2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по  изучению биологии в 9-ом  классе  общеобразовательных учреждений

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б.Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных  основ общей биологии. В ней отражаются задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека.

Изучение курса « Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических   дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам. И является продолжением линии освоения биологических дисциплин. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, географии.

Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ;

2. Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России от 09.03. 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993;

4. Приказ Министерства образования и науки от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего полного общего образования»;

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312;

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;

7. Приказ от 31.07.2013 №1830 «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2012 года»;

8. Типовое положение об общеобразовательном учреждении РФ (с изменениями дополнениями от 09.09.1996 г.), утвержденное постановлением Правительства РФ от  19.03.2001 г.  №196;

9. Приказ Министерства образования и науки Нижегородской области от  04.03.2005 г. № 57 «Об утверждении регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Нижегородской области»;

10. Положение о государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях Нижегородской области (с изменениями  и дополнениями от 31.05.1995г.)

11. Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2010г. №889 «О внесении изменений  в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

12.Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача российской федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

13. Письмо департамента образования Нижегородской области №404-01-52/862 от 24.04.2006 г. «О методических рекомендациях»;

14. Письмо Министерства образования и науки Нижегородской области от 24.05.2005 г. №27-01-52/1290 «О методических рекомендациях»;

15. Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312»;

16. Устав школы, утвержден Администрацией Лысковского муниципального района, распоряжение № 666р от 06.06.2011 г.

7.Сборника нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2004.- 174с.

Реализация  программы  обеспечивается  учебными  и  методическими  пособиями:

Для учащихся:

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Общие закономерности. Рабочая тетрадь к учебнику «Общие закономерности» 9 класс. – М.: Дрофа, 2011.
  2. С.Г. Мамонтов В.Б.Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: учеб. для общеобразоват.  учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2009. – 288с.

Для  учителя:

  1. Ловкова, Н.И.Сонин. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Методическое пособие к учебнику  С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности, 9» .- М.:  Дрофа, 2006. - 128с;
  2. Козлова  Т.А.  Биология  в  таблицах.  6-11 кл:  Справ.  пособие.- М.:  Дрофа,  2004.

Изучение  биологии  на  базовом  уровне  среднего ( полного)  общего  образования  направлено  на  достижение  следующих  целей:

•        освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

•        овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

•        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

•        воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

•        иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

В  инвариантной  части  учебного плана  на  учебный  предмет  федерального  значения « Биология»  в  9лассе  выделено  2 часа  в  неделю.

C  учетом  этого, а также  календарного учебного графика и расписания уроков школы на учебный год, составлено  календарно- тематическое планирование на 63 часов + 2 часа резервного времени, включающие вопросы теоретической и практической подготовки и реализацию национально-регионального компонента.

Календарно - тематический  план  по  объему  скорректирован  в  соответствии  с  федеральным  компонентом  государственного  образовательного  стандарта  среднего (полного)  общего  образования  и  требованиями,  предъявляемыми  к  уровню  подготовки  выпускников  средней  школы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (1 час)

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.

Раздел 1. Эволюция живого на Земле (21 час)

 Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа)

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Демонстрация схем структуры царств живой природы.

Тема 1. 2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Демонстрация биографий ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.

Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 часов)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Тема 1. 5. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Тема 1.5. Микроэволюция (2 часа)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

Лабораторные и практические работы.

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

Тема 1. 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

 (3 часа)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции;  материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле (2 часа)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле (3 часа)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.

Раздел 2. Структурная организация живых организмов (10 часов)

Тема 2.1. Химическая организация клетки (2 часа)

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Тема 2.3. Строение и функции клеток (5 часов)

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Клеточная теория строения организмов.

Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

Лабораторная работа. Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

Тема 3. 1. Размножение организмов (2 часа)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Га-метогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)(3 часа)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (20 часов)

Тема 4. 1. Закономерности наследования признаков (10 часов)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

Генетическое определение пола.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Лабораторная работа. Решение генетических задач и составление родословных.

Тема 4.2. Закономерности изменчивости (6 часов)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

Лабораторная работа. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Тема 4. 3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности

Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии ( 5 часов)

Тема 5. 1. Биосфера, ее структура и функции (3 часа)

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;

б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;

в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»;

г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

Лабораторные и практические работы. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистем

Тема 5.2. Биосфера и человек (2 часа)

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.

Практическая работа. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны:

знать/понимать

  • особенности жизни как формы существования материи;
  • роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
  • фундаментальные понятия биологии;
  • сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
  • основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
  • соотношение социального и биологического в эволюции человека;
  • основные области  применения  биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

  • пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  • решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
  • владеть языком предмета.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

При оценке знаний учитываются индивидуальные особенности учащихся.

УСТНЫЙ ОТВЕТ

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

«5»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов

91-100%

Ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради.

«4»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров.

71-90%

Опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный  результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради.

«3»

При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя.

50-70%

Опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное.

«2»

Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал.

Менее 50%

Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное.

«1»

Отказ от ответа.

Отказ от выполнения теста.

Отказ от выполнения работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя (основная):

  1. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология: Общие

закономерности» (автор-составитель Гуменюк М. М.). Волгоград, Учитель, 2008г.

  1. Реброва, Л. В., Прохорова, Е. В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997.
  2. Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - 4-е изд., стереотип. - М: Дрофа, 2002.
  3. Беляев, Д. К., Воронцов, Н. П., Керкис, Ю. Я. Общая биология: Пособие для учителей / под ред. Д. К. Беляева, Ю. Я. Керкиса. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1973.
  4. Реброва, Л. В., Прохорова, Е. В. Урок биологии: Технологии развивающего обучения: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2001.

Для учителя (дополнительная):

  1. Ярыгин, В. Н., Васильева, В. И., Волков, И. Н., Синельщикова, В. В. Биология: в 2 кн. Кн. 1: Учебник для медиц. спец. вузов / под ред. В. Н. Ярыгина. - 6-е изд., стереотип. - М.: Высш. шк., 2004.
  2. Ярыгин, В. П., Васильева, В. И., Волков, И. Н., Синельщикова, В. В. Биология: в 2 кн. Кн. 2: Учебник для медиц. спец. вузов / под ред. В. Н. Ярыгина. - 6-е изд., стереотип. - М.: Высш. шк., 2004.
  3. Сухова, Т. С, Кучменко, В. С. Вопросы пола в системе биологических знаний: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2001./ (Сер. «Библиотека учителя»).
  4. Полянский, Ю. И., Браун, А. Д., Верзилин, Н. М. и др. Общая биология: Учебник для 10-11 классов средней школы / под ред. Ю. И. Полянского. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 1990.
  5. Подгорнова, Г. П., Алферова, Г. А. Самоучитель решения генетических задач. Ч. 1. - Волгоград: Перемена, 1994.
  6. Подгорнова, Г. П., Алферова, Г. А. Самоучитель решения генетических задач. Ч. 2. - Волгоград: Перемена, 1994.
  7. Модестов, С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей / худ. И. Н. Ржавцева. -СПб: Акцидент, 1998./ (Сер. «Учительский портфель»).
  8. Яблоков, А. В., Юсуфов, А. Г. Эволюционное учение (Дарвинизм): Учебник для биол. спец. вузов / - 4-е изд., стереотип. -М.: Высшая школа, 1998.
  9. Шилов, И. А. Экология: Учебник для биол., мед. спец. вузов. - М.: Высшая школа, 1998.
  10. Радкевич, В. А. Экология: Учебник. - М.: Высшая школа, 1998.

Для ученика:

  1. Гиляров, М. С. (гл. ред.). Биология. Большой энциклопедический словарь. - 3-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
  2. Пикеринг, В. Р. Биология: Школьный курс в 120 таблицах / пер. с англ. А. Шварц, Т. Шварц. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999./ (Сер. «Школьнику, абитуриенту, студенту»).
  3. Воронцов, Н. Н., Сухорукова, Л. Н. Эволюция органического мира: Факультативный курс: Учебное пособие для 9-10 кл. средней школы - М.: Просвещение, 1991.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темы

Количество часов

Введение

1

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

2

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период

2

Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

5

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

2

Тема 1.5. Микроэволюция

2

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

3

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле

2

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле

3

Всего

21

Раздел 2. Структурная организация живых организмов

Тема 2.1. Химическая организация клетки

2

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

3

Тема 2.3. Строение и функции клеток

5

Всего

10

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема 3.1. Размножение организмов

2

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

3

Всего

5

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

10

Тема 4.2. Закономерности изменчивости

6

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов

4

Всего

20

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции

3

Тема 5.2. Биосфера и человек

2

Всего

5

Заключение

1

Итого

63+2 резерв

Календарно-тематическое планирование уроков биологии

в 9 «б» классе.

Программа: Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2010

Учебник: Мамонтов С. Г.,Захаров В. Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс. – М.: «Дрофа»,2009.

Общее количество часов: 70

Количество часов в неделю: 2

Учитель: Киселева А. А.

Тема урока (уроков)

Количество часов

дата

Коррект.

Введение

1

Введение. Биология – наука о жизни.

1

7.09

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

21

Тема 1. 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

2

1.1.1.

Основные свойства живых организмов

1

7.09

1.1.2.

Многообразие живого мира

1

12.09

Тема 1. 2. Развитие биологии в додарвинский период  

2

1.2.1.

Становление систематики

1

14.09

1.2.2.

Эволюционная теория                    

Ж. Б. Ламарка

1

19.09

Тема 1. 3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

5

1.3.1.

Жизнь Ч. Дарвина

1

21.09

1.3.2.

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина

1

26.09

1.3.3.

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

1

28.09

1.3.4.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе

1

3.10

1.3.5.

Формы естественного отбора

1

5.10

Контрольный тест по теме «Теория естественного  отбора».

1

10.10

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

2

1.4.1

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных

1

12.10

1.4.2.

Забота о потомстве. Физиологические адаптации

1

17.10

Тема 1. 5. Микроэволюция

2

1.5.1.

Вид, его критерии и структура. П/р «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»

1

19.10

1.5.2.

Эволюционная роль мутаций

1

24.10

Тема 1. 6. Биологические последствия адаптаций. Макроэволюция

3

1.6.1.

Понятие о макроэволюции

1

2.11

1.6.2.

Главные направления эволюции

1

7.11

1.6.3.

Общие закономерности биологической эволюции

1

9.11

Тема 1. 7. Возникновение жизни на Земле

2

1.7.1.

Современные представления о возникновении жизни на Земле

1

14.11

1.7.2.

Начальные этапы развития жизни

1

16.11

Тема 1. 8. Развитие Жизни на Земле  

3

1.8.1.

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры

1

21.11

1.8.2.

Жизнь в палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры

1

23.11

1.8.3.

Происхождение человека. Современный этап эволюции человека

1

28.11

Контрольный тест по теме «Эволюция живого на Земле».

1

30.11

Раздел 2. Структурная организация живых организмов

10

Тема 2. 1. Химическая организация клетки

2

2.1.1.

Неорганические вещества, входящие в состав клетки

1

5.12

2.1.2.

Органические вещества, входящие в состав клетки

1

7.12

Тема 2. 2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

3

2.2.1.

Пластический обмен

1

12.12

2.2.2.

Биосинтез белков

1

14.12

2.2.3.

Энергетический обмен

1

19.12

Тема 2. 3. Строение и функции клеток

5

2.3.1.

Прокариотическая клетка

1

21.12

2.3.2.

Эукариотическая клетка

1

26.12

2.3.3.

П/р «Изучение  клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах»

1

11.01

2.3.4.

Деление клеток

1

16.01

2.3.5.

Клеточная теория строения организмов

1

18.01

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

Тема 3. 1. Размножение организмов

2

3.1.1.

Бесполое размножение

1

23.01

3.1.2.

Половое размножение

1

25.01

Контрольный тест по теме «Структурная организация живых организмов. Размножение организмов».

1

30.01

Тема 3. 2. Индивидуальное развитие организмов

3

3.2.1.

Эмбриональный период развития

1

1.02

3.2.2.

Постэмбриональный период развития

1

6.02

3.2.3

Общие закономерности развития. Биогенетический закон

1

8.02

Контрольный тест по теме « Размножение и развитие организмов».

1

13.02

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

20

Тема 4. 1. Закономерности наследования признаков

10

4.1.1.

Основные понятия генетики

1

15.02

4.1.2.

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя

1

20.02

4.1.3.

Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя

1

22.02

4.1.4.

Моногибридное скрещивание. Второй закон Менделя

1

27.02

4.1.5.

Дигибридное скрещивание

1

29.02

4.1.6.

Анализирующее скрещивание

1

5.03

4.1.7.

Сцепленное наследование генов

1

7.03

4.1.8.

Генетика пола

1

12.03

4.1.9.

Взаимодействие генов

1

14.03

4.1.10

П/р «Решение генетических задач и составление родословных»

1

19.03

Тема 4.2 Закономерности изменчивости

6

4.2.1.

Виды изменчивости

1

2.04

4.2.2.

Наследственная изменчивость

1

2.04

4.2.3.

Мутации

1

4.04

4.2.4.

Фенотипическая изменчивость

1

9.04

4.2.5.

П/р «Построение вариационной кривой»

1

9.04

4.2.6.

Эволюционное значение изменчивости

1

11.04

Обобщение по теме «Закономерности изменчивости»

1

16.04

Контрольный тест по теме «Закономерности наследования признаков».

1

18.04

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов

4

4.3.1.

Центры многообразия и происхождения культурных растений

1

23.04

4.3.2.

Методы селекции растений

1

23.04

4.3.3.

Методы селекции животных

1

25.04

4.3.4.

Селекция микроорганизмов

1

25.04

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

5

Тема 5.1 Биосфера, ее структура и функции

3

5.1.1.

Контрольный тест по теме «Наследственность и изменчивость организмов». Структура биосферы. Круговорот веществ в природе

1

30.04

5.1.2.

История формирования сообществ живых организмов. Биогеоценозы и биоценозы. Абиотические и биотические факторы среды

1

2.05

5.1.3.

Взаимоотношения между  организмами.

П/р « Составление схем передачи веществ и энергии»

1

7.05

Тема 5. 2. Биосфера и человек

2

5.2.1.

Природные ресурсы и их использование. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

1

14.05

5.2.2.

Охрана природы и основы рационального природопользования

1

14.05

Обобщение по теме «Биосфера, ее структура и функции»

1

16.05

Заключение

1

Обобщение и повторение за 9 класс

1

21.05

Всего                                                                                                   70часов

Приложение

Контрольная работа в 9 классе.

Тема: «Теория естественного  отбора».

Вариант 1.

Часть 1. Выберете один вариант ответа.

1. Уровень биологической организации плода растения:

А) клеточный;    Б) органный;    В) организменный;    Г) тканевый.

2. К. Линней впервые ввел в биологии:

А) бинарную номенклатуру;    Б) термин «вид»;    В) понятие «эволюция».  

3. Ж. Б. Ламарк впервые разработал:

А) научную концепцию вида;                    Б) эволюционную теорию;

В) систему органического мира;                Г) бинарную номенклатуру.

4. Паразитизм  - это форма:

А) внутривидовой борьбы;               Б) межвидовой борьбы;  

В) борьбы с неблагоприятными условиями  среды.

5. Постоянная форма цветка растения пример:

А) движущего отбора;                    Б) стабилизирующего отбора;

В) дизруптивного отбора;              Г) полового отбора.

Часть 2. Дать определения понятиям:  естественный отбор, изменчивость, эволюция.

Часть 3. Дать развернутый ответ на вопрос:

  1. Изложите основные  положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка.
  2. Дать подробную характеристику движущей форме отбора. Привести примеры.

Контрольная работа в 9 классе.

Тема: «Теория естественного  отбора».

Вариант 2.

Часть 1. Выберете один вариант ответа.

1. Уровень биологической организации сердца человека:

А) клеточный;                Б) органный;    В) организменный;                       Г) тканевый.

2. Способ существования белковых тел - это:

А) наследственность;                    Б) онтогенез;       В) филогенез;                     Г) жизнь.

3. При естественном отборе ведущая роль принадлежит:

А) человеку;                              Б) природе;    В) животным;                            Г) растениям.

4. Бивни у самцов моржей результат:

А) движущего отбора;                    Б) стабилизирующего отбора;

В) дизруптивного отбора;              Г) полового отбора.

5. Автором сочинения «Происхождение видов» (1859) является:

А) Ж. Л. Бюффон;                         Б) Ч. Дарвин;    

В) Ж. Б. Ламарк;                            Г) К. Линней.

Часть 2. Дать определения понятиям: межвидовая борьба, мутация, борьба за существование .

Часть 3. Дать развернутый ответ на вопрос:

  1. Перечислите основные свойства живого, дайте им краткую характеристику.
  2. Какие открытия в биологии способствовали формированию эволюционных взглядов Ч. Дарвина?

 Контрольная работа в 9 классе.

Тема: «Теория естественного  отбора».

Вариант 3.

Часть 1. Выберете один вариант ответа.

1. Индивидуальное развитие организма - это:

А) филогенез;        Б) эволюция;    В) онтогенез;         Г) рост.

2.  Уровень биологической организации листа растения:

А) клеточный;                               Б) органный;    

В) организменный;                       Г) тканевый.

3. При искусственном отборе ведущая роль принадлежит:

А) природе;      Б) человеку;    В) растениям;      Г) животным.

4. Постоянный размер тела животных результат:

А) движущего отбора;                    Б) стабилизирующего отбора;

В) дизруптивного отбора;              Г) полового отбора.

5. Хищничество – это пример:

А) внутривидовой борьбы;  

Б) межвидовой борьбы;

В) борьбы с неблагоприятными условиями внешней среды.

Часть 2. Дать определения понятиям: самовоспроизведение, движущий отбор, филогенез.

Часть 3. Дать развернутый ответ на вопрос:

  1. Дать подробную характеристику стабилизирующей форме отбора. Привести примеры
  2. Какой вклад в биологию внес Ж. Б. Ламарк? Изложите основные  положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка.

Контрольная работа в 9 классе.

Тема: «Теория естественного  отбора»

Вариант 4.

Часть 1. Выберете один вариант ответа.

1. Уровень биологической организации эпидермиса листа растений:

А) клеточный;                               Б) органный;    

В) организменный;                       Г) тканевый.

2. Устойчивость растений к ядохимикатам пример:

А) движущего отбора;                    Б) стабилизирующего отбора;

В) дизруптивного отбора;              Г) полового отбора.

3. Основы научной систематики в биологии заложил:

А) Ж. Л. Бюффон;                         Б) Ч. Дарвин;    

В) Ж. Б. Ламарк;                            Г) К. Линней.

4. Движущей силой эволюции является:

А) борьба за существование;  

Б) искусственный отбор;

В) естественный отбор.

5. К надорганизменному уровню организации живого относится:

А) популяция;    Б) ткань;    В) клетка;   Г) орган.

Часть 2. Дать определения понятиям: наследственность, эволюция, стабилизирующий отбор.

Часть 3. Дать развернутый ответ на вопрос:

  1. Дать подробную характеристику половому отбору. Привести примеры.
  2. Перечислите положения теории естественного отбора Ч. Дарвина.

Контрольный тест по теме: «Эволюция жизни на Земле»

  1. вариант

1. Какой процесс обеспечивает постоянство существования жизни на Земле?

А) раздражимость;      Б) рост;                В) самовоспроизведение;      Г) развитие

2. Самый сложный уровень организации жизни на Земле:

А) организменный;     Б) молекулярный;              В) биосферный;    Г) клеточный.

3. Сторонники, какой гипотезы утверждали, что живые организмы способны самозарождаться из неживой природы?

А) в гипотезе биохимической эволюции;       Б) в гипотезе стационарного состояния;  

В) в генетической гипотезе;                           Г) в гипотезе панспермии.

4. Как называются организмы, которые питаются органическими веществами?

А) протобионты;   Б) хемотрофы;   В) гетеротрофы;   Г) автотрофы.

5. Что, по утверждению Ч. Дарвина, является главной движущей силой эволюции?

А) естественный отбор;               Б) наследственность;

В) искусственный отбор;            Г) изменчивость.

6. Какой процесс не относится к ароморфозам?

А) появление теплокровности;                                  Б) появление у растений семян;

В) потеря органов пищеварения у паразитов;         Г) возникновение головного мозга.

7. К какому отряду класса млекопитающих относится человек?

А) к отряду обезьян;               Б) к отряду приматов;  

В) к отряду хищных;              Г) к отряду полуобезьян.

8. Уровень биологической организации плода растения:

А) клеточный;    Б) органный;    В) организменный;    Г) тканевый.

9 Конечности у медведки и крота – это пример:      А) дивергенции;    Б) конвергенции.

10. Псилофиты появились в:

А) в архейской эре;   Б) мезозойской эре;   В) протерозойской эре;  Г) палеозойской эре.

Контрольный тест по теме: «Эволюция жизни на Земле»

2 вариант

1. Необратимое направленное закономерное изменение объектов живой или неживой природы – это:

А) раздражимость;      Б) рост;      В) самовоспроизведение;      Г) развитие

2. Индивидуальное развитие организма – это:

А) онтогенез;     Б) филогенез;    В) эволюция.

3. Сходство ядовитой и съедобной бабочек – это пример?

А) покровительственной окраски;     Б) мимикрии;   В) предостерегающей окраски.

4. Организмы  имеющие ядро:

А) вирусы;   Б) бактерии;   В) прокариоты;   Г) эукариоты.

5. Отношения между охотником и жертвой – это:

А) борьба с неблагоприятными условиями среды;        Б) внутривидовая борьба;

В) межвидовая борьба.          

6. Какой процесс относится к ароморфозам?

А) возникновение крыла у птиц;                                  

Б) большое разнообразие способов опыления у цветковых растений;

В) экологическая дифференциация клювов вьюрков;        

Г) формирование покровительственной окраски.

7. Кроманьонцы относятся:

А) к древнейшим людям;               Б) к древним людям;  В) к современным людям.              

8. Уровень биологической организации нейрона:

А) клеточный;    Б) органный;    В) организменный;    Г) тканевый.

9 . Крылья птицы и летучей мыши – это пример:       А) дивергенции;    Б) конвергенции.

10.Человек появился в:

А) в архейской эре;   Б) мезозойской эре;   В) протерозойской эре;  Г) палеозойской эре.

Контрольный тест по теме «Структурная организация живых организмов. Размножение организмов».

1 вариант

1.К эукариотам относятся:    

 а) бактерии, грибы;    б) растения, грибы, животные;

 в) синезеленые водоросли, растения, животные.

2.Палочковидные формы бактерий:

 а)кокки;  б)бациллы;    в)спириллы.

3.Основная особенность строения бактерий:

а) наличие нуклеотида;    б)отсутствие митохондрий;    в)отсутствие ядра.

4.Бактерии могут существовать:

а) только в аэробных условиях;   б) только в анаэробных условиях;   в)в любых условиях.

5.В растительной клетке синтез органических веществ из минеральных происходит в:

а) пластидах;     б)ядре;       в) рибосомах.

6.Процесс поглощения жидкости мембраной клеток  называют:

а) фагоцитозом;  б) пиноцитозом;   в) симбиозом.

7.Основная функция рибосом:  

а)синтез белка;   б) фотосинтез;   в) синтез АТФ.

8.Яркую окраску цветов и плодов обеспечивают:

а) лейкопласты;   б)хлоропласты;    в) хромопласты.

9.Клеточный центр состоит из очень маленьких телец цилиндрической формы, называемых:

а) центромерами;  б) центриолями;  в) центрами.

10.Основная функция хромосом – это хранение и передача:                                                         а)  энергии;      б) генетической   информации;              в) пищи и воды.

11.Во всех соматических клетках число хромосом:  

а) различно; б) изменяется; в)одинаково.

12.Количество хромосом в половых клетках человека равно:  

а)23;         б)46;       в) 48.

13.Редупликация ДНК – это:  

а) ее удвоение;        б) ее размножение;        в) ее деление.

14.Элементарная биологическая система, способная к самообновлению, самовоспроизведению и  развитию – это:

а) ядро;     б) клетка;     в) органелла.

15.Клеточная теория была сформулирована:

а) Ч. Дарвином;    б) Т. Шванном;   в) Р. Вихровым.

16.   Какое размножение является наиболее древним?

а) половое,        б) бесполое;              в) вегетативное;          г)почкование.

17.   Митоз - это

а) прямое деление;                                    б) непрямое деление;          

в) вегетативное размножение;                 г) половое   размножение

18.    К генеративным органам растений относятся:

а) корень;     б) побег;         в) цветок;     г) листья.

19.   Вегетативное размножение у растений происходит с помощью:                                      а) корневищ;          б семян;         в) спор.

20.   Что является цитологической основой полового размножения?                                        а) митоз;       б) мейоз ;      в) амитоз.

21.   С помощью надземных ползучих побегов размножаются:

а) дикий лук;                   б) земляника;            в) картофель;            г) осока.

22.   Назовите основной тип размножения дрожжей:

а) спорами;        б) почкованием;      в) фрагментацией ;   г) амитозом.

23.   В какой части растений развивается женская половая клетка - яйцеклетка:                   

а) в завязи пестика; б) в тычинках ;   в) на рыльце пестика ;     г) в стебле.

24.   Процесс образования мужских половых клеток- это:                                  

а) онтогенез;         б) овогенез;     в)сперматогенез.

25. Для яйцеклеток млекопитающих характерно:

а) неподвижность;  б) наличие  жгутиков для передвижения;  в) форма различна.    

26.Обмен участками гомологичных хромосом в процессе мейоза - это:

а) дегенерация;  б) редупликация;  в) кроссинговер;  г) конъюгация.

27.Мейоз включает в себя деления в количестве:

а)1;    б) 2;    в)3;    г)4.

28. Сколько хромосом содержится в половых клетках человека:

а)47;  б) 72;  в) 23.

29. В первой стадии образования половых клеток (период размножения) первичные половые клетки делятся путем:

 а) амитоза;    б) митоза;      в) мейоза;    г) вегетативным.

30. При слиянии сперматозоида и яйцеклетки образуется:                                                        а) зигота;      Б) гамета;       В) семя.

31. На какой стадии происходит спирализация  хромосом?

а) анафазы;    б) профазы;    в) метафазы;   г) телофазы.

32. Луковица лука-это  видоизменённый:

а) корень;      Б) побег;         В) лист;        Г) цветок.

33. Яйцо курицы - это:

а) мужская половая клетка;    б) женская половая клетка;        в) вегетативная клетка.

34. Для каких организмов свойственно вегетативное размножение?

 а) животных        ;  б) грибов;       в) растений;               г) бактерий.

35. Какой учёный впервые открыл клетку?

а) Р. Гук;      б) Т. Шванн;   в) Ч. Дарвин;   г) М. Шлейден.

Контрольный тест по теме «Структурная организация живых организмов. Размножение организмов».

2 вариант

1.Эукариоты - это:      

а) клетки, имеющие обособленное ядро;

б) клетки, не имеющие обособленного ядра;   в) неклеточные организмы.

2.К прокариотам относятся:        

а) грибы, растения, животные;  

б) бактерии, водоросли;  в) бактерии, синезеленые водоросли.

3.Шаровидные формы бактерий:  

а) кокки;   б) бациллы;  в) спириллы.

4.Спорообразование у бактерий- это:    

а) процесс размножения;                 б) процесс расселения;      

в) приспособленность к неблагоприятным условиям жизни.

5.Основное отличие растительной клетки от животной:

а) наличие пластид;   б) наличие ядра;    в) наличие вакуолей.

6.Процесс поглощения твердых частиц мембраной клетки  называют:

а) фагоцитозом;   б) пиноцитозом;      в) симбиозом.

7.Рибосомы находятся на эндоплазматической сети:                                                                     а) гладкой;   б) шероховатой;     в) ребристой.

8.Основная функция митохондрий:

а)синтез белка;  б)фотосинтез;  в)синтез АТФ.

9.Зеленые пластиды- это:

а) лейкопласты;    б) хлоропласты;    в)хромопласты.

10.Первичная перетяжка - область, к которой во время деления прикрепляются  нити веретена, называется:  

а) центромера;  б) центриоль;  в) централь.

11.Хромосомы содержатся:  

а) в ядре;  б) в цитоплазме;   в) в вакуолях.

12.Количество хромосом в соматических клетках  человека:  

а) 23;    б) 46;    в) 48.  

13.Митоз состоит из фаз в количестве:

 а)8;     б) 6;     в) 4.

14.Клетка (клеточная оболочка) была открыта :  

а) Р.Гуком;  б) Т.Шванном;  в) Ч.Дарвином.

15.К неклеточным формам жизни относятся:  

а)бактерии;    б) грибы;    в) вирусы.

16.   Какое размножение является более прогрессивным?                                                         А) бесполое   Б) половое      В) вегетативное

17.   К вегетативным органам растений не относится:                                                               А) корень       Б) побег        В) цветок       Г) лист

18.   Бесполое размножение происходит при участии:                                                               А) одной родительской особи   Б) двух родительских особей    В) половых клеток

19.   Как называется образование потомства у неоплодотворённой яйцеклетки?                   

 А) сперматогенез     Б) овогенез    В) партеногенез

20.   Гермафродиты - это организмы, в которых формируются:                                                А) только яйцеклетки        Б) только сперматозоиды

В) сперматозоиды и яйцеклетки в теле одного организма.

21.   С помощью корневища могут размножаться:

А) земляника;        Б) дикий лук;            Б) картофель;            Г) осока.

22.   Половое размножение - это развитие организмов  из:                                                          А) соматических клеток;      Б) половых клеток;    В) вегетативных органов .                         23.  К вегетативному размножению не относится размножение:                                                             А) корнями;  Б) листьями; В) семенами;  Г) стеблями.

24. Процесс образования женских половых клеток - это:                                                                     А) овогенез;         Б) сперматогенез;       В) филогенез .                                                

25. Для сперматозоидов млекопитающих характерно:

А) неподвижность;   Б) большой запас питательных веществ;  В)большое их количество.

26.В митозе выделяют стадии деления в количестве:

 А) 3    Б) 4    В) 5     Г) 6

27. Сколько хромосом содержится в соматических клетках человека:                                  А) 46   Б) 72   В) 23

28. Процесс тесного и точного сближения гомологичных хромосом в мейозе называют: 

А) кроссинговер       Б) редупликация       В) конъюгация         Г) дегенерация

29. В процесс образования половых клеток не входит стадия:

А) период роста ;  Б) периода размножения ;  В) периода созревания;Г ) периода старения.

30. Процесс слияния сперматозоида и яйцеклетки - это:

А) размножение;        Б) развитие;               В) оплодотворение.

31. На какой стадии хромосомы расположены на экваторе клетки:                                        А) анафазы;    Б)телофазы;   В) интерфазы;        Г) метафазы.

32. Клубень картофеля - это видоизменённый:

А) корень;       Б) стебель;      В) лист;        Г) цветок.

33. В яйце курицы зародыш находится  в:

А) желтке;     Б) белке;        В) воздушной камере;          Г) халазе.

34. Назовите основной тип размножения бактерий:

А) спорами;   Б) почкованием;       В) фрагментацией;    Г) амитозом.

35. Кто является автором клеточной теории организмов?

А) Р. Гук и А.Левенгук        Б) Т. Шванн и М. Шлейден         В) Р. Вихров и Б.Броун.

Контрольный тест по теме « Размножение и развитие организмов».

1 вариант

1 часть. Выберите один вариант ответа.

1. Фаза митоза, в которой хромосомы расположены по экватору клетки, называется:

1 – метафазой;   2 – анафазой;  3 – профазой;  4 – телофазой.

2. Неподвижные половые клетки, богатые запасными питательными веществами:

1 – споры;       2 – яйцеклетки;   3 – сперматозоиды;   4 – спермии.

3. Процесс образования женских половых клеток называется:

1 – митозом;    2 – амитозом;   3 – сперматогенезом;   4 – овогенезом.

4. Постоянство числа хромосом во всех клетках организма обеспечивает:

1 – мейоз;  2 – митоз;  3 – амитоз;   4 – партеногенез.

5. Почкование – пример размножения:

1– бесполого;  2 – полового;  3 – спорового;  4 – вегетативного.

6.В процессе дробления зиготы формируется сферическое образование с полостью внутри, называемое:

1 – бластопором;   2 – бластулой;   3 – нейрулой;   4 – гаструлой.

2 часть. Ответьте на вопросы.

1. Дать формулировку закона зародышевого сходства. Кто автор этого закона?

2. Какие органы развиваются из эктодермы в процессе органогенеза?

3. Перечислить периоды образования половых клеток. Подробно рассказать про второй период.

3 часть. Дать определения понятиям.

Бластула, митоз, эмбриология.

2 вариант.

1 часть. Выберите один вариант ответа.

1. В результате митоза из одной диплоидной клетки получается:

1)2 с диплоидным набором хромосом;  2)  4 с диплоидным набором хромосом;

3) 4 с гаплоидным набором хромосом;  4)  2 с гаплоидным набором хромосом.

2. Дочерние хромосомы при митозе расходятся к разным полюсам клетки в стадию:

1 профазы;  2 – анафазы;  3 – метафазы;  4 – телофазы;

3. Жизненный цикл соматической клетки состоит из:

1 – мейоза и интерфазы;  2 – митоза и мейоза;  3 – митоза и интерфазы;  4 – редукционного деления и интерфазы.

4. Фаза жизни клетки, в течение которой происходит подготовка к делению, именуется:

1 – профазой;  2 – телофазой;  3 – анафазой;  4 – интерфазой.

5. Процесс образования мужских половых клеток у животных, в том числе человека, называется:

1 – митозом;  2 – амитозом;  3 – сперматогенезом;  4 – овогенезом.

6.Внутренний слой гаструлы, выстилающий ее полость, называется:

1 – хордой;  2 – мезодермой;  3 – эктодермой;  4 – энтодермой.

2 часть. Ответьте на вопросы.

1. Дать формулировку биогенетического закона. Кто автор этого закона?

2. Какие органы развиваются из энтодермы в процессе органогенеза?

3. Перечислить способы бесполого размножения, один из которых подробно охарактеризовать..

3 часть. Дать определения понятиям.

Гаструла, мейоз, партеногенез.

Практическая работа.

Тема: Критерии вида на примере различных видов растений.

      Цель: обеспечить усвоение учащимися понятий критерия вида, закрепить умения составлять описательную характеристику растений.

     Оборудование: гербарные экземпляры растений разных видов, живые растения, биологическая энциклопедия.

                                                           Ход работы:

  1.  Рассмотрите данное вам растение: строение цветка, внешнее строение листьев, стебля, составьте характеристику морфологического критерия изучаемого вида, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т е опишите особенности их внешнего строения. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений.

  2.  Прочитайте в карточке о среде обитания вида и дайте  характеристику экологического критерия;

  3.  Найдите в карточке сведения о сроках размножения, цветения и раскройте физиологического критерия;

  4.  Найдите в карточке сведения об ареале вида и составьте описание его географического критерия.

5. Сделайте выводы.

     

Практическая работа

Тема: Изучение  клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.

Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, дрожжи, культура сенной         палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.

Ход работы

1.Приготовьте микропрепараты кожицы лука, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.

2.Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.

Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые, в световой

микроскоп, организмы.

3.Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток?

Каковы причины сходства и различия клеток разных  организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений?

Практическая работа

Тема: Решение генетических задач и составление родословных.

Цель работы: на конкретных примерах рассмотреть наследование признаков, условия их проявления; продолжить формирование умения анализировать и решать задачи на многогибридное и дигибридное скрещивания; записывать задачи, ее решение ответ; пользоваться генетической символикой; объяснять закономерности наследования с помощью основных понятий генетики и цитологии.

Оборудование: инструктивные карточки-задания.

Ход работы.

1. Полное доминирование.

Дурман, имеющий пурпурные цветы, дал при самоопылении 30 потомков с пурпурными цветами и 9 с белыми. Какие можно сделать выводы относительно наследования окраски цветов у этого вида? Какая часть потомков, имеющих пурпурные цветы, должна давать «чистое» по этому признаку потомства?

2. На неполное доминирование.

У львиного зева красная окраска цветков  А  не полностью доминирует над белой окраской  а. Взаимодействие генов  А и а дает розовую окраску цветков. При скрещивании двух растений львиного зева получены гибриды, из которых ¼ имела красные цветки, ½ розовые и  ¼ белые. Определите генотип и фенотип родителей.

3. Кодоминирование – наследование групп крови человека в системе АВО.

У матери третья группа крови у отца – неизвестна. Ребенок имеет первую группу. Может ли у отца быть вторая группа крови?

4. Полигибридное скрещивание.

  • Какая часть потомства от самоопыления гибрида АаВвСс будет доминантна по всем генам?
  • У душистого горошка высокий рост растения, зеленый цвет и гладкая форма семян – доминантные признаки. Скрещены растения: высокое с зелеными с зелеными морщинистыми семенами и карликовое с зелеными гладкими семенами. Из гибридных семян выросло ¾ растений высоких с зелеными гладкими семенами и ¼ высоких с желтыми гладкими семенами. Каковы генотипы скрещенных растений?

5.  На сцепленное с полом наследование.

Отец и сын дальтоники, а мать различает цвета нормально. От кого сын унаследовал ген дальтонизма: если известно, что последний является рецессивным и локализован в Х-хромосоме?

П. Анализ родословных.

В семье родился голубоглазый темноволосый ребенок, похожий по этим признакам на отца. Мать у ребенка кареглазая темноволосая, бабушка по материнской линии – голубоглазая темноволосая, дедушка по материнской линии – кареглазый светловолосый, бабушка и дедушка по отцовской линии – кареглазые темноволосые.

        Составьте схему родословных трех поколений и определите:

а) каковы генотипы всех упомянутых лиц;

б) какова вероятность рождения в этой семье голубоглазого светловолосого ребенка; какова вероятность рождения кареглазого светловолосого ребенка?

Практическая работа

                                    «ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЧИВОСТИ.

                     ПОСТРОЕНИЕ  ВАРИАЦИОННОЙ КРИВОЙ

Цель работы: ознакомимся с закономерностями модификационной изменчивости,

методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.

      Оборудование: листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), линейка, карандаш.

          Для выполнения работы целесообразно разделить учащихся на группы по нескольку человек с таким расчётом, чтобы каждая группа делала работу на разном материале. Каждую группу необходимо обеспечить достаточным количеством материала для исследования (от 50 до 100 образцов).

         

                                                     Ход работы.

1. Измерьте при помощи линейки длину листовых пластинок.

 Результат занесите в таблицу:

Номер листовой пластинки

Длина листовой пластинки

2. Постройте вариационный ряд, расположив листья в порядке возрастания длины листовой пластины.

3. Постройте вариационную кривую. Для этого необходимо посчитать число отдельных вариант в вариационном ряду. Мы увидим, что чаще всего встречаются средние члены вариационного ряда, а к обоим концам ряда частота встречаемости будет снижаться. На оси абсцисс откладываем значения отдельных величин – длину листовой пластинки, а по оси ординат – значение, соответствующие частоте встречаемости данной длинны листовой пластинки.

4. Какими причинами вызвано такое распределение вариант в вариационном ряду?

5. Сделать общее заключение о характере кодификационных изменений и о зависимости пределов модификационной изменчивости от важности данного признака в жизнедеятельности организмов.                        

Практическая работа

Тема: Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Цели: 1) продолжить формирование знаний о цепях и сетях питания, правиле экологической пирамиды;

2) учить составлению схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Оборудование: статистические данные, рисунки различных биоценозов, таблицы, схемы пищевых цепей в разных экосистемах.

Ход работы:

1. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10 %), постройте пирамиду биомассы следующей пищевой цепи: растения          кузнечики        лягушки           ужи         ястреб-змееяд, предлагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса растений на исследуемой территории составляет 40 т (рис.1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....