Курсы повышения квалификации
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему

Сочилина Наталья Алексеевна

Реализация новых образовательных стандартов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Биотехнология – достижения и проблемы

Слайд 2

Современная биотехнология — это наука о генно-инженерных и клеточных методах создания и использования генетически трансформированных биологических объектов для интенсификации производства или получения новых видов продуктов различного назначения.

Слайд 3

Разделы биотехнологии Промышленная биотехнология (биотехнологические производства, использующие преимущественно микроорганизмы). Клеточная инженерия (культивирование растительных и животных клеток). Генная инженерия (получение трансгенных организмов с новыми или усиленными свойствами и признаками).

Слайд 4

Промышленная биотехнология Фармацевтическая биотехнология (вакцины, ферменты, инсулин, интерфероны, витамины, антибиотики, биодеградируемые пластмассы, биосовместимые материалы, тест-системы). Сельскохозяйственная биотехнология (биологическая азотфиксация, микробные инсектициды и пестициды, кормовые препараты). Биоэлектроника (биосенсоры, биочипы). Биоэнергетика (пр-во биогаза путем метанового «брожения» отходов, дешевый спирт как топливо, фотогальванические элементы из бактериородопсина). Биотехнологическая очистка сточных вод . Биогеотехнология (извлечение металлов из руд, десульфуризация углей, борьба с метаном в угольных шахтах, повышение нефтеотдачи пластов).

Слайд 5

Выщелачивание меди, урана и др.

Слайд 6

«Грибные» биотехнологические продукты Антибиотики (пенициллин и др.). Ферменты (амилазы, протеазы, целлюлаза и др.) Органические кислоты: лимонная, щавелевая, итаконовая, фумаровая и др. Аминокислоты в промышленных масштабах. Грибные алкалоиды (спорыньи, псилоцибе мексиканской и др.). Витамины (β-каротин, группа В, D и др.). Кормовые препараты витаминов и белков. Регуляторы роста растений. Препараты для биологической защиты растений от болезней и вредителей.

Слайд 7

Клеточная инженерия конструирование клеток нового типа; создание химер агрегационным или инъекционным методом (генетическая мозаичность химер не наследуется); выращивание целого организма (клона) из одной соматической клетки или из культуры тканей.

Слайд 8

Клонирование Растений, грибов и микроорганизмов – бесполое размножение зачатками многоклеточными или одноклеточными Животных – многоплодность за счет близнецов; создание клонов методами биоинженерии; трансплантация эмбрионов.

Слайд 9

Клон - точная копия? Точное воспроизведение растения, животного или человека невозможно . Новый организм обязательно будет отличаться от материнского за счет соматических мутаций , эпигенетической изменчивости , влияния окружающей среды на фенотип и случайных отклонений в ходе онтогенеза.

Слайд 10

Клеточная инженерия растений Ускоренное клональное микроразмножение растений, позволяющее из одного экспланта получать до 1 млн. растений в год; Получение безвирусных растений; Мультиферментные системы из культивируемых в суспензии клеток; Культивирование иммобилизованных клеток и протопластов; Отдалённая (до семейств) гибридизация при слиянии растительных протопластов и др.

Слайд 11

Культуры растительных клеток в суспензиях Растения : женьшень, раувольфия змеиная, наперстянка шерстистая и пурпурная, диоскорея дельтовидная, воробейник, белладонна, паслён дольчатый, дурман обыкновенный, ландыш майский, клещевина, агава, мак снотворный и др. Продуцируют : алкалоиды, терпеноиды, гликозиды, полифенолы, полисахариды, эфирные масла, пигменты, антиканцерогены (птотецин, харрингтонин), пептиды (ингибиторы фитовирусов).

Слайд 12

Проблемы культивирования клеток в суспензии Клетки растений очень крупные, и их размеры меняются в процессе онтогенеза. Оседание тяжёлых клеток приводит к появлению «мёртвых» зон в сосудах. Чем крупнее клетка, тем больше опасность её повреждения в процессе перемешивания (механический стресс). Клетки прилипают друг к другу и к мешалкам.

Слайд 13

Успехи клонирования животных Овечка Долли (1996-2003) и Йен Уилмат - один из ученых, проводивших эксперимент.

Слайд 14

Первые клонированные животные 1996 — овечка Долли 1997 — мышь 1998 — корова 1999 — козёл 2000 — свинья 2001 — кошка, гаур (дикий бык) 2002 — кролик 2003 — лошадь, мул, олень, крыса 2005 — собака, волк 2006 — хорёк 2009 — верблюд

Слайд 15

Клеточная инженерия человека Экстракорпоральное оплодотворение; Криоконсервация эмбрионов; Многолетнее ведение культур клеток человека, например, HeLa , полученных от Генриетты Лакс, умершей от рака шейки матки; Культивирование фибробластов и др.; Использование стволовых клеток в медицине и др.

Слайд 16

Эмбриональная стволовая клетка мыши

Слайд 17

Достижения в области изучения и терапевтического использования стволовых клеток Испанские хирурги провели первую в мире трансплантацию целого органа, выращенного из стволовых клеток пациента - биоинженерную трахею .

Слайд 18

Трахея была выращена из стволовых клеток, полученных из костного мозга пациента.

Слайд 19

Возможный материал для получения стволовых клеток

Слайд 20

Создание iPS-клеток iPS-клетки ( Induced Pluripotent Stem cells )- индуцированные плюрипотентные стволовые клетки. Основной метод перепрограммирования для получения iPS-клеток - использование вирусных векторов - чужеродная ДНК (вируса или бактериофага) включается в генетический аппарат клетки и с помощью её обменных механизмов начинает синтезировать «свой» белок.

Слайд 21

Индуцированные плюрипотентные стволовые клетки впервые были получены командой Шинья Яманака в Университете Киото (Япония) в 2006 году. Исходным материалом послужили фибробласты мыши.

Слайд 22

Фибробласты эмбриона мыши

Слайд 23

Генная инженерия Конструирование рекомбинантных молекул ДНК, внедрение селективных и репортёрных генов; Генетическая паспортизация; Диагностика генетических заболеваний; Создание ДНК-вакцин; Генотерапия различных заболеваний; Международная научная программа «Нокаут всех генов»(на мышах).

Слайд 24

История становления генной инженерии конструирование специальных штаммов кишечной палочки для промышленного производства человеческих гормонов – инсулина (1978 г.), гормона роста (1982 г.) и др.; получение трансгенных организмов с гибридной ДНК; создание линий (пород, сортов), устойчивых к вирусным заболеваниям, а также линий с полезными для человека признаками; выращивание лабораторных животных со светящимися тканями и другими маркерами.

Слайд 25

Мышь, маркированная геном GFP

Слайд 26

Широко используются для прижизненного мечения белков, органелл и клеток генетические флуоресцирующие маркеры типа GFP ( зелёные) и RFP (красные) . Ген, кодирующий зелёный флуоресцентный белок первоначально был выделен из медуз, а ген, кодирующий красный флуоресцирующий белок - из морского анемона. В настоящее время выведено несколько линий трансгенных мышей, крыс, свиней, обладающих светящимися тканями. Это позволяет проследить судьбу отдельных клеток и органелл при изучении стволовых клеток, трансплантантов и др.

Слайд 27

Зелёный флуоресцентный белок ( GFP ) впервые был выделен из медуз Aequorea victoria в начале 60-х гг ХХ в. японским ученым Осама Симомура. В 90-х годах Мартин Челфи успешно получал экземпляры червя Caenorhabditis elegans со светящимися нейронами. Роджер Циен создал многоцветную «палитру» светящихся белков и множество методов их использования. За свои работы в области флуоресцентных белков эти ученые получили Нобелевскую премию 2008 года в области химии

Слайд 28

«Светящиеся» ткани у трансгенных кур

Слайд 29

Мыши с «радужным мозгом» Комбинируя исходные гены (синий, желтый, красный), ученым удалось создать 100-цветную палитру «светящихся» белков. Выведены мыши « brainbow », у которых разные нейроны мозга «окрашены» в разные цвета. « Brain » - мозг, « rainbow » - радуга. В русском языке пока нет научного аналога « brainbow » («радужный мозг»).

Слайд 30

В мозге живой мыши хорошо различимы отдельные нейроны (зубчатая извилина гиппокампа; конфокальный микроскоп) Разноцветные пучки аксонов (поперечный срез ствола мозга; конфокальный микроскоп)

Слайд 31

«Светящиеся» рыбки данио рерио ( GloFish) стали первым общедоступным генетически модифицирован-ным домашним животным.

Слайд 32

Методы введения генов в клетку При помощи векторов (бактериальные плазмиды, вирусы, транспозоны и др.). Прямое введение гена в клетку (трансфекция, микроинъекция, электропорация, метод «мини-клеток», упаковка в липосомы, электронная пушка)

Слайд 33

«Генная пушка» Метод биологической баллистики является одним из самых эффективных методов трансформации растений, особенно однодольных (кукуруза, рис, пшеница, ячмень). Генные конструкции напыляют на частички вольфрама, платины или золота (0,6-1,2 мкм) и выстреливают ими из пушки по суспензии клеток с расстояния 10-15 см. Вместо суспензии клеток можно стрелять по пыльце (гаплоидные трансформанты табака).

Слайд 34

Генная пушка

Слайд 35

Введение генов животным Лучшие векторы созданы на основе ретровирусов (вирус лейкоза мышей и др.). Ретровирусы обеспечивают около 40% от всех трансформаций, реже используют аденовирусы (из-за сильного иммунного ответа). Около 25% генов вводят путем упаковки ДНК в липосомы.

Слайд 36

Фетальная генотерапия животных Лечение мышей с наследственным дефицитом гормона роста , наследственным дефицитом основного белка миелина и наследственным дефицитом бета-цепи глобина . Трансгенные животные получаются из 15-20% яйцеклеток с инъецированной ДНК, и лишь у 20-30% животных введенный ген экспрессируется. Велика опасность повреждения гена хозяина (инсерционный мутагенез), что может стать причиной злокачественного новообразования .

Слайд 37

Соматическая генотерапия животных в 2007 г. мыши, больные человеческой серповидноклеточной анемией , были вылечены с помощью перепрограммированных клеток своей кожи.

Слайд 39

В 2008 г. биологи Гарвардского университета сумели перепрограммировать взрослые клетки в эмбриональные непосредственно в живом организме , не извлекая из него эти клетки. Эксперимент был проведен на клетках поджелудочной железы взрослых мышей, в результате этого из обычных клеток были получены клетки, производящие инсулин .

Слайд 40

Успехи генетической инженерии в экспериментах над приматами Доказана возможность «вживления» искусственно модифицированного гена в ткани взрослых особей приматов; Доказана пластичность центральной нервной системы, которая готова принять сигналы от новых рецепторов без глубоких качественных перестроек .

Слайд 41

Саймири в эксперименте по «вживлению» гена «длинноволнового» опсина в сетчатку глаз.

Слайд 43

Через несколько недель после инъекции вектора (аденовируса с встроенным геном длинноволнового опсина) взрослые обезьяны из дальтоников превратились в обезьян с трехцветным зрением.

Слайд 45

Соматическая генотерапия человека Амавроз Лебера - врождённая слепота. Инъекция вектора с геном, кодирующим светочувствительный пигмент, в сетчатку глаза. Муковисцидоз - поражение эпителия лёгких и др. Аденовирусный вектор или липосомы вводят в форме аэрозоля в дыхательные пути больного. Прогрессирующая мышечная дистрофия Дюшенна . Ген дистрофина инъецируют в мышцы.

Слайд 46

Начало применения генной инженерии в сельском хозяйстве Первые трансгенные растения (растения табака со встроенными генами из микроорганизмов) были получены в 1983 г. Первые успешные полевые испытания трансгенных растений (устойчивые к вирусной инфекции растения табака ) были проведены в США в 1986 г.

Слайд 47

Первые трансгенные продукты появились в продаже в США в 1994 г . томаты «Flavr Savr» с замедленным созреванием, созданные фирмой « Calgen »; гербицид-устойчивая соя компании " Monsanto ". Уже через 1-2 года биотехнологические фирмы поставили на рынок целый ряд генетически изменённых растений: томатов, кукурузы, картофеля, табака, сои, рапса, кабачков, редиса, хлопчатника .

Слайд 48

Трансгенные томаты Переживание бактериоза: слева трансгенное растение томата, справа - обычное

Слайд 49

Трансгенный хлопчатник В 1997 году в Китае начали выращивать трансгенный хлопчатник, в геном которого был вставлен ген бактерии Bacillus thuringiensis . Белок, кодируемый этим геном, токсичен только для гусениц некоторых бабочек. Повысились урожаи хлопка. Резко сократилось использование химических ядов, что сильно улучшило экологическую обстановку в сельскохозяйственных районах Китая.

Слайд 50

Гусеница хлопковой совки ( Helicoverpa armigera )

Слайд 51

В 1999 г. трансгенные растения были высажены на общей площади порядка 40 млн. га ; В США генетически модифицированные растения (GM Crops) составляют около 50% посевов кукурузы и сои и более 30-40% посевов хлопчатника;

Слайд 52

В XXI веке начала развиваться « метаболическая инженерия » - получение организмов, содержащих ценные белки, модифицированные полисахариды, съедобные вакцины, антитела, интерфероны и другие "лекарственные" белки.

Слайд 53

Успехи в выведении трансгенных животных В 1980-х гг. фирма « AquaBounty» (Массачусетс) ввела в икринки атлантического лосося конструкцию из «антифризного» гена бельдюги и изменённого гена гормона роста лосося - получился ген, синтезирующий избыток гормона роста и работающий круглый год, а не только в теплые месяцы. Позже были выведены гигантские форели, тиляпии, палтусы и другие рыбы.

Слайд 54

Трансгенные рыбы За год трансгенные лососи (а) вырастают в 10 - 11 раз крупнее обычных, тиляпии (в) в 1,5 - 2 раза крупнее обычных

Слайд 55

Созданы трансгенные коровы, в молоке которых содержится человеческий белок лактоферрин , необходимый для питания грудных детей, больных и ослабленных людей. В литре молока обычной коровы содержится 0,02 г лактоферрина. В литре молока коров корпорации « Gene Farm » – 1 грамм человеческого лактоферрина. Все они – потомки быка по кличке Герман, который родился в 1990 году в Голландии . Трансгенный КРС

Слайд 56

Трансгенные козы совместный российско-белорусский проект « БелРосТрансген », работа началась в 2002 году; цель проекта - промышленный выпуск детского питания для грудных детей на основе козьего молока с человеческим лактоферрином ; задача – получить коз, выдающих до 50 г/л лактоферрина в молоке; в 2007 году родились первые трансгенные козлики Лак-1 и Лак-2; весной 2009 родились четыре козочки и восемь козликов, половина потомства наследует необходимый ген.

Слайд 57

Лак-1 и Лак-2 (г. Жодино, 2007 г.)

Слайд 58

Потомственный «лактоферриновый» козленок (Жодино, весна 2009 г.)

Слайд 59

Трансгенные овцы В начале 90-х гг. в Институте биологии гена Российской академии наук созданы овцы с геном химозина из КРС. В 1999 году началось промышленное производство химозина из молока трансгенных овец в ГПЗ «Трудовой» (Саратовская обл.). Себестоимость в 4-5 раз ниже, чем при получении из сычугов забитых молочных телят. От одной овцы за сезон можно получить достаточно фермента, чтобы приготовить 30 тонн сыра. Для процесса сыроварения химозин можно не выделять, а просто залить 50 тонн молока КРС несколькими литрами овечьего молока и перемешать.

Слайд 60

Трансгенные свиньи В нашей стране были получены свиньи, несущие ген соматотропина (гормона роста). В отличие от мышей, трансгенных по соматотропину, свиньи не выросли вдвое, но зато стали менее жирными и более мясными. Трансгенные свиньи со встроенным геном инсулиноподобного фактора были созданы для изучения цепи биохимических превращений инсулина, а побочным эффектом оказалось укрепление иммунной системы свиней.

Слайд 61

В 2005 г. фирма « Origen Therapeutics » (Калифорния) в куриных яйцах получила антитела к раку предстательной железы человека. Противораковая активность этих антител оказалась в 10-100 раз большей, чем у антител, полученных другими методами. В 2005 г. британская « Oxford Biomedica » в сотрудничестве с американской компанией « Viragen » и Рослинским институтом получила в белке трансгенных яиц антитела против одного из видов рака кожи – меланомы . Трансгенные куры

Слайд 62

В настоящее время биотехнологические продукты составляют около четверти всех товаров в мире.

Слайд 63

Спасибо за внимание! ссылки www.biotechnolog.ru www.transgen.ru www.xumuk.ru elementy.ru humbio.ru ru.wikipedia.org Презентация подготовлена О.А.Корниловой, д.б.н., проф. каф. зоологии РГПУ им. А.И.Герцена


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школьные учебники по биологии в настоящее время Авторская линия учебников под редакцией проф. И.Н. Пономаревой Сентябрь 2012 г.

Слайд 2

Основные идеи авторской программы Две части предмета биологии: 5-9 кл. и 10-11 кл. Экологизация содержания; Культурологическая направленность курсов; Отражение идей гуманизации, гуманитаризации и компетентностного подхода в обучении; Обновление научного содержания в соответствии с достижениями науки биологии; Обновление методического аппарата в соответствии с достижениями науки методики обучения биологии; Отражение концептуальных идей педагогики для современной общеобразовательной школы; Соответствие требованиям ФГОС второго поколения Всё с 1993\1998 гг. остаётся актуальным и сейчас.

Слайд 3

Идеи и концепции - стратегии образования ХХ1 века Все эти идеи и концепции образования опубликованы после выхода в свет нашей программы и учебников В конце 90-х годов ХХ века: Личностно-ориентированный подход в образовании; Деятельностный подход в образовании; Педагогические технологии в школьном образовании; Информатизация образования основной и старшей школы В начале первого десятилетия ХХ1 века: Компетентностный подход в образовании – 2000 г.; Профильное обучение и предпрофильная подготовка – 2004 г.; Обязательное ЕГЭ и ГИА - 2008/2009 г.; «Наша новая школа» - 2010; Универсальные учебные действия в основной школе (по госстандарту второго поколения - 2010 г. ; Все эти идеи и концепции мы учитывали при переработке учеников нашей линии для 5-11 классов в 2010-2011 гг.

Слайд 4

Изменения в обучении биологии по стандарту второго поколения Новая структура предмета биологии 5-9 классов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности»; Увеличена роль организации развития учебно-познавательной деятельности; Введена система универсальных учебных действий (УУД). В том числе: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные; Развитие УУД идёт в процессе овладения знаниями, т. о., знания из цели обучения становятся средством обучения и развития ученика ; Существенно сокращён объём биологических знаний Введён деятельностный подход в организацию работы на уроке.

Слайд 5

Система универсальных учебных действий (УУД) Система УУД введена в основную школу как продолжение от начальной школы: Система УУД содержит 4 группы компонентов: - Личностные – это компоненты: когнитивный, ценностный, эмоционально-нравственный и поведенческий ; - Коммуникативные – это общение и взаимодействие с партнёрами, работа в группе, диалог и др.; - Познавательные – включение в проектную и исследовательскую деятельность, умение видеть проблему, создавать компьютерные разработки по учебному предмету; - Регулятивные – развитие способности к целеполаганию, регуляции своей деятельности (учебной и эмоциональной), планированию времени и своих действий.

Слайд 6

Особенности курса биологии в авторской линии Содержание учебных курсов 5-11 кл. излагается преемственно от курса к курсу, на основе теории развития биологических понятий; Придерживаемся схемы: «1 учебный год – 1 курс» и «1 параграф – 1 урок»; Содержание учебных курсов 5-9 кл. строится на основе экологизации, практикоориентированного и компетентностного подходов в содержании биологии, также с учётом требований ФГОС 2010 г. Содержание учебных курсов 10-11 кл. строится на основе интеграции знаний, свойственных структурным уровням организации жизни; Структура курса биологии 10-11 кл. обусловлена межпредметными связями – с географией (10 кл.) и химией (11 кл.), трудностью учебного материала молекулярного уровня, а также для более успешной сдачи ЕГЭ, где много включено материалов о клетке

Слайд 7

Биология для 5 класса Для 5 класса создан совершенно новый учебный курс биологии пропедевтического содержания - «Биология. 5 класс» Основная идея курса – «Введение в современную биологию». Темы курса: 1. Биология – наука о живом мире; 2. Многообразие живых организмов; 3. Жизнь организмов на планете Земля; 4. Человек на планете Земля. * К учебнику созданы Рабочая тетрадь и Методическое пособие для учителя.

Слайд 8

Биология 6 класса Создано два варианта учебников, представленных в отдельных книгах: с 1 часом в неделю и с 2 часами. В обоих случаях в учебниках сохраняются все авторские идеи и структура содержания: отдельно изложены морфологический и физиологический материалы о растении, завершается курс традиционно темой «Природные сообщества». В учебниках более развёрнуто даны: аппарат ориентировки, аппарат усвоения, компетентностный подход и работа по развитию универсальных учебных действий. Особое внимание уделено экологизации учебного содержания, компетентности, рефлексии учащихся, практическому значению знаний, развитию у учеников самостоятельности и самоконтроля.

Слайд 9

Рубрики заданий для самоконтроля в разделе «Подведём итоги» (6 класс) Проверьте себя самостоятельно; Выполните задания; Обсудите проблему с друзьями; Выскажите своё мнение; Ваша позиция; Проведите наблюдение и сделайте вывод о значении вашего исследования; Учимся создавать проекты, модели, схемы; Темы проектов для выполнения в группе; Узнайте больше; Основные понятия темы. Из учебника биологии по стандарту «Второго поколения»

Слайд 10

Особенности учебника биологии для 9 класса Содержание учебного курса переработано в связи с требованиями ФГОС второго поколения (2010); Сокращены материалы по генетике, цитологии, расширены сведения об общих биологических закономерностях живого мира; Добавлены материалы общебиологического характера о растениях, бактериях, грибах, животных и человеке в целях обобщения имеющихся знаний, развития представлений об эволюции живой природы и формирования естественнонаучной картины мира; Средствами содержания учебного курса и материалов аппарата усвоения в учебнике даётся возможность подготовки учащихся к самоконтролю, к ГИА, ЕГЭ и выбору профильного направления для обучения затем в старшей школе

Слайд 11

Учебник в системе решения задач качества образования + В системе аппарата ориентировки в учебнике: - в начале главы дан перечень ожидаемых результатов («Вы узнаете» и «Вы сможете»); - в начале параграфа даны задания на актуализацию («Вспомните» или «Вы знаете»). + В системе аппарата усвоения в учебнике : - в конце параграфа 3-4 задания на закрепление, самоконтроль, практикование знаний и умений; - в конце главы (темы, раздела) даны задания на самоконтроль, рефлексию, применение знаний в действии, на развитие интереса, творческой деятельности, самостоятельности в обучении и самоконтроля.

Слайд 12

Отражение авторских идей в учебниках 10-11 классов В соответствии с диверсификацией школьного биологического образования ориентируем учебники: - базового уровня - в культурологическом направлении, показывая роль биологии в культуре общества и личности; - профильного уровня - в направлении специализации по биологии (углубление и отражение профессий на биологической основе); Особое внимание уделено материалу, направленному на развитие самообразования, самоконтроля и творческой деятельности; В настоящее время в соответствии с ФГОС для старшей школы проведена переработка учебников 10-11 классов (базовый уровень); Но все школы до 2015 г пока работают по учебникам, соответствующим стандарту первого поколения (2004).

Слайд 13

Основные принципы отбора содержания в 10-11 классах Базовый уровень курса биологии - Принцип экологизации; - Принцип культуросообразности; - Принцип компетентности; Профильный уровень курса биологии ; - Принцип фундаментальности; - Принцип профессиональной направленности; - Принцип связи теории с практикой; - Принцип экологизации; - Принцип культуросообразности; - Принцип компетентности; - Принцип творческой активности. В обоих случаях – соответствие ФГОС

Слайд 14

Обратная связь Одобрено учителями: + интеграция биологических материалов по структурным уровням организации жизни; + порядок изложения биологии в 6 классе и в старшей школе (10-11 классы) от биосферного уровня к молекулярному; + экологизация, культурологичность, гуманизация и гуманитаризация содержания ; + включение в учебник материалов экологической и культурологической направленности; + компетентностный и деятельностный подходы в обучении; + использование рубрикации в параграфах учебника; + применение разных типов заданий для развития личности ученика, его творчества и самоконтроля + наличие УМК по всем учебным курсам биологии; + редакция отдельных сложных понятий биологии.

Слайд 15

Что нового в методике обучения в настоящее время в связи с ФГОС 2010 Использовать учебник и УМК в целях развития самостоятельности учащихся в познании, в процессе развития умений применять свои знания в практической деятельности и в повседневной жизни, при формировании ключевых компетентностей и УУД; Применять технологии, обеспечивающие развитие у школьников умений самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность, участие в проектах и «работать в команде»; Предусматривать в практической деятельности учителя определение новых педагогических целей обучения.

Слайд 16

Усложнение педагогических целей в обучении биологии Предметные цели обучения : Когнитивный компонент (овладение основами научных знаний); Деятельностный компонент (овладение предметными умениями и навыками); Ориентационный компонент (формирование представлений о мире) Личностные цели обучения: - Цели развития мышления, познавательных способностей, УУД; - Цели развития общих способностей и культурных интересов; - Цели формирования мотивации к саморазвитию, в том числе к самообразованию

Слайд 17

Новые функции в педагогической деятельности учителя Включается работа по воспитанию у школьников самостоятельности в образовании; Необходим учет знаний, получаемых самими учащимися вне школы из разных источников; Использовать в содержании образования информацию внешней образовательной среды; Изменять свою работу в направлении от репродуктивной (информирующей) к деятельности, развивающей творчество, интерес ученика, его самостоятельность в познании, самосознание и самоопределение; Не утерять предметное биологическое содержание, что важно при новом ФГОС.

Слайд 18

Требования ФГОС к предметному биологическому образованию Личностные результаты обучения: - знание основных принципов и правил отношения к живой природе; - реализация установок здорового образа жизни; сформированность познавательных интересов в изучении живой природы, интеллектуальных умений и эстетического отношения к живым объектам. Метапредметные результаты обучения : - овладение умениями исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, выдвигать гипотезы; - умение работать с различными источниками биологической информации, находить, анализировать и преобразовывать её. Предметные результаты обучения: - выделять существенные признаки, приводить доказательства, классифицировать, объяснять роль биологии для практической деятельности людей, места и роли человека в природе; знать и соблюдать основные правила поведения и деятельности в природе.

Слайд 19

Задания на развитие личностных действий Выразите свою позицию; Объясните ваш самостоятельный поступок в… ; Отнеситесь критично к своим поступкам в деятельности; Примите решение по …; Определите свою роль в этом вопросе; Решите жизненную задачу, затрагиваемую в тексте параграфа; Выберите ценностные ориентиры в своём понимании жизни; Установите связь между целью учебной деятельности и её мотивом; Поясните, ради чего вы осуществляете эту деятельность (учение, постановка опыта, прочтение книги, работа с компьютером, поиск информации в Интернете и пр.); Постройте свой жизненный план во времени ( на год, на неделю, на период обучения в школе и т.п.); Умение управлять своей познавательной деятельностью; Умение выявлять самое главное утверждение о …; Умение выражать информацию в виде краткой записи текста из учебника.

Слайд 20

Задания на развитие коммуникативных действий Сформулируйте своё высказывание при коллективном обсуждении; Оцените позицию других людей в решении… ; Найдите альтернативное решение в спорном вопросе; Обсудите проблему в коллективе (в классе, в малой группе или в паре со сверстником); Выступите в роли эксперта; Сравните своё понимание ценности с ценностями (других, науки, учёных); Учитесь слушать других; Примите участие в дискуссии.

Слайд 21

Задания на развитие познавательных действий Выделите главное в тексте; Сформулируйте понятие о…; Используйте разные источники информации по биологии; Классифицируйте перечисленные факты; Структурируйте материалы текста, озаглавьте рубрики; Оцените не только содержание, но и форму его изложения; Подумайте, как будут развиваться события дальше; Придумайте новый пример; Создайте компьютерное учебное пособие по теме… ; Оцените своё действие в обсуждении вопроса; Дайте оценку процесса и его результатов; Извлеките необходимую информацию из прочитанного текста и запишите её в кратком виде ( в виде тезисов).

Слайд 22

Задания на развитие регулятивных действий Определите план своих действий при выполнении работы; Определите последовательность выполнения задачи; Составьте план и последовательность действий при… ; Спрогнозируйте результаты опыта; Внесите необходимые дополнения и коррективы в план; Выделите то, что вами уже усвоено в этой теме; Выделите то, что вам ещё предстоит усвоить из этого (параграфа, темы, курса и пр.); Постройте план выполнения (проекта, опыта, исследования в природе, подготовки презентации и пр.); Выстройте стратегию поиска решения задачи. Определите, каковы ваши цели при выполнении данной исследовательской (проектной) работы;

Слайд 23

Планируемые результаты обучения (в плане урока ) Предметные умения : показывать знание по определённым понятиям; описывать и характеризовать природные явления, наблюдать и сравнивать строение организмов, различать свойства; решать биологические задачи, реализовывать проекты, использовать лабораторное оборудование. Метапредметные умения : развитие способности описывать и наблюдать свойства организмов, систематизировать информацию, выделять главное из потока информации, развить навык самостоятельной учебной деятельности, находить информацию в дополнительных источниках, создавать презентации своих учебных и исследовательских работ. Личностные умения : управлять своей познавательной деятельностью, выявлять сущность того или иного природного явления, решать творческие задачи; развивать ответственное отношение к учению и готовность к самообразованию, проявлять патриотизм на примере жизни и деятельности В.И. Вернадского

Слайд 24

Весь наш авторский коллектив вместе с издательским центром «Вентана – Граф» стремились средствами школьного учебника и всего УМК обеспечить помощь в работе учителя и учащихся по нашим учебникам. То, что мы не смогли включить в тексты учебника – включили в УМК по каждому курсу предмета «Биология»: в методические пособия и в рабочие тетради для учеников.

Слайд 25

Благодарю за внимание


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФГОС ООО: особенности содержания, назначение

Слайд 2

Стандарт – социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность

Слайд 3

Научная основа Идеологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования ФГОС общего образования Методологическая основа Системно- деятельностный подход Теоретические основы ФГОС

Слайд 4

Ценностные ориентиры образования … развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Слайд 5

Ценности образования ЗУН Развитие Личностные качества ЗУН Развитие Личностные качества

Слайд 6

Обновление содержания образования переход от содержания образования как специально отобранного для усвоения учениками объема знаний, умений и навыков – к содержанию образования как деятельности самого ученика, его внутреннему образовательному приращению и развитию.

Слайд 7

Государственные образовательные стандарты Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки Максимально допустимая нагрузка Закон 2007г. Структура стандарта Закон 1992 г. Требования к структуре Требования к условиям реализации основных образовательных программ Требования к результатам освоения

Слайд 8

Функции стандарта обеспечение права на полноценное образование обеспечение единства образовательного пространства страны обеспечение преемственности основа критериальной оценки повышение объективности оценивания

Слайд 9

Введение ФГОС НОО Требует от педагогов: изменения ценностных позиций; освоения нового содержания образования; освоения новых технологий образовательной деятельности; освоения проектных технологий.

Слайд 10

Индивидуальные потребности Личностная успешность — полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей. Социальная успешность — органичное вхождение в социальное окружение и плодотворное участие в жизни общества. Профессиональная успешность — развитость универсальных и практических трудовых умений, готовность к выбору профессии.

Слайд 11

Социальный заказ Безопасный и здоровый образ жизни — следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений. Свобода и ответственность — осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор. Социальная справедливость — освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей. Благосостояние — активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики.

Слайд 12

Государственные требования Национальное единство и безопасность — формирование системы ценностей и идеалов гражданского общества, формирование гражданской идентичности в подрастающем поколении. Развитие человеческого капитала — подготовка поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества, экономики, основанной на технологиях и знаниях. Конкурентоспособность — фундаментальная общекультурная подготовка как база профессионального образования, прикладная и практическая ориентация общего образования, формирование компетентности по освоению новых компетенций.

Слайд 13

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Определяет: Систему базовых национальных ценностей; Современный национальный воспитательный идеал; Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.

Слайд 14

Фундаментальное ядро содержания общего образования Фиксирует: Систему базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании общего образования Систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании Систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности

Слайд 15

Обновление содержания образования система духовно-нравственных ценностей система универсальных учебных действий система научных представлений о природе, обществе и человеке

Слайд 16

Системно-деятельностный подход Подход характеризует теоретические основания построения образовательной системы. Основным понятием является понятие деятельности как системы.



Предварительный просмотр:

Схема анализа урока по ФГОС.

Класс__________________________________________________________________

Предмет_______________________________________________________________

Автор учебника_________________________________________________________

Тема урока_____________________________________________________________

Этапы анализа

Баллы

1.

Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?

2.

Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.

3.

Каким образом учитель обеспечивает мотивацию  изучения данной темы (учебный материал)

4.

Соответствие урока требованиям ФГОС:

4.1.

Ориентация на новые образовательные стандарты.

4.2.

Нацеленность деятельности на формирование   УУД

4.3.

Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др.

5.

Содержание урока:

5.1.

Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям

5.2.

Соответствие содержания урока требованиям программы.

5.3.

Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития  познавательной активности и самостоятельности.

5.4.

Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи.

6.

Методика проведения урока:

6.1.

Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.

6.2.

Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравни соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай»,  «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера( «докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)

6.3.

Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы.

6.4.

Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.)

6.5.

Применение диалоговых форм общения.

6.6.

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.

6.7.

Осуществление обратной связи: ученик-учитель.

6.8

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

6.9

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.

6.10.

Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.

6.11.

Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен.

6.12.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

7.

Психологические основы урока:

7.1.

Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.

7.2.

Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

7.3.

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.

7.4.

Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока.

8.

Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора..

9.

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)

                                                                                                                                             Итого:

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично,  2- в полном объёме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Процессуальные аспекты формирования метапредметных и предметных результатов ФГОС ООО

Слайд 2

Метапредметные результаты ООП ООО Регулятивные УУД : умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Слайд 3

Регулятивные УУД умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Слайд 4

Регулятивные УУД умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Слайд 5

Регулятивные УУД умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Слайд 6

Познавательные УУД умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Слайд 7

Познавательные УУД умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Слайд 8

Организационно-коммуникативные УУД смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Слайд 9

Организационно-коммуникативные УУД умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Слайд 10

Организационно-коммуникативные УУД формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ– компетенции формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

Слайд 11

Учебная деятельность Учебная деятельность – это деятельность ученика, направленная на освоение им самим новых знаний, умений и способностей

Слайд 12

Алгоритм организации деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода 1. Организация понимания учащимися необходимости освоения новых знаний и умений. 2. Организация мотивации учащихся к учебной или развивающей деятельности.

Слайд 13

3. Организация понимания учащимися необходимости освоения конкретного знания и умения. 4. Организация мотивации учащихся на освоение конкретного знания и умения. 5. Организация понимания учащимися функции (назначения) пробного действия.

Слайд 14

6. Организация мотивации учащихся на осуществление пробного действия. 7. Организация выполнения пробного действия. 8. Организация контроля результатов пробного действия. 9. Организация фиксации учащимися затруднений в выполнении пробного действия либо в обосновании правильности выполнения задания

Слайд 15

10. Организация рефлексивного выхода с целью осознания учащимися причин затруднений и построение проекта учебных действий, направленных на их преодоление 11. а) Реконструкция реальных действий учащихся в ситуации пробного действия и фиксация отсутствия правильного способа действий.

Слайд 16

11. б) выявление причин и фиксация проблем: отсутствие знания правильного способа действий; - отсутствие умения правильно его применять 12. Организация процесса постановки целей и задач учебной деятельности по освоению новых знаний и умений

Слайд 17

13. Организация знакомства учащихся с новыми знаниями, на основе которых затем выводится соответствующий конкретный алгоритм применения нового знания. 14. Организация знакомства учащихся с конкретным алгоритмом, разъяснение логики его шагов с использованием конкретного образца.

Слайд 18

15. Организация тренинга для освоения действий по применению конкретного алгоритма. 16. Организация процедуры контроля полученных результатов, их рефлексивная оценка и коррекция. 17. Организация общей рефлексивной оценки результатов учебной деятельности

Слайд 19

Умение самостоятельно определять цели своей учебной деятельности

Слайд 20

Цель – представление о конечном результате какой-либо деятельности.

Слайд 21

Требования к целеполаганию 1. Представление о результате должно быть конкретным 2. Достижение/недостижение результата можно проверить

Слайд 22

Учебные цели – представления о конечном результате учебной деятельности, направленной на освоение новых знаний, умений, способностей

Слайд 23

Уровни целеполагания

Слайд 24

Алгоритм постановки целей учебной деятельности Внимательно прочитайте формулировку темы. Выделите слова и словосочетания (термины, понятия), встречаемые впервые. Определите, знаете ли Вы точное значение терминов, встречающихся в формулировке темы. Определите, какие новые (объектные) знания необходимо усвоить в рамках изучения данной темы? Определите, какие умения, связанные с применением этих знаний, необходимо выработать в рамках изучения данной темы?

Слайд 25

Алгоритм постановки целей учебной деятельности Определите, какие правила, алгоритмы, способы действий в рамках изучаемой темы Вам неизвестны. Определите, какие новые (оперативные) знания необходимо усвоить в рамках изучения данной темы? Определите, какие умения, связанные с применением этих знаний, необходимо выработать в рамках изучения данной темы?

Слайд 26

Алгоритм постановки целей учебной деятельности Сформулируйте цели вашей учебной деятельности, пользуясь категориями «знания» и «умения». Укажите средства и способы контроля достижения каждой из названных целей (цель считается достигнутой, если …).



Предварительный просмотр:

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися…………..

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Сценарий урока №

Тема урока: ____________________________

Класс: 5

Предмет: ______________________________

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: - сформировать представление___________________

                   - сформировать ____________________________

                   - развивать умение _________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая курсовая работа на курсах повышения квалификации при АППО

В данной работе даются различные упражнения для развития навыков аудирования у учащихся  в 9-х классах. Хорошая подборка текстов помогает при подготовке к ГИА....

"Путь в никуда"или "Победа над собой". Доклад Аристовой Н.Ю. для курса повышения квалификации на тему: «Психология общения и культура речи» 2011г.

Педагогический труд является одним из самых стрессогенныхсреди социономических профессий, что проявляется в большом количестве наблюдаемых психосоматических заболеваний у педагогов, раннем профе...

Мастер-класс по теме "History of Economic Thought. Mixed Economy as the Result of its Development" для слушателей республиканских курсов повышения квалификации преподавателей СПО, БИРО 2008 г.

Содержание методической разработки     Пояснительная записка   Методическая карта занятия   Обеспечение занятия   Структура занятия   План занятия ...

1) курсы повышения квалификации 2) рабочие программы, календарно-тематическое планирование 5-11 классы, элективный курс 3) разработки уроков, презентации

Предоставленны материалы по географии, биологии,Элективные курсы( авторские программы):   "Уникумы природы" 8 класс ,"микромир" 8 класс, " Клетки. Ткани" 11 класс, "Обжора долго не живет" 8 класс...

Проектная работа слушателей в рамках курсах повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся»

Проектная работа слушателей в рамках курсах повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся»...