Разработка урока "Витамины" 8 класс
учебно-методический материал по биологии (8 класс) на тему

Шевченко Олеся Алексеевна

 Урок-исследование по теме "Витамины" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока"Витамины"54.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок биологии

по теме «Витамины».

 8 класс.

Автор:

Шевченко Олеся Алексеевна, учитель биологии

Тема урока: «Витамины»

Вид урока: урок-исследование.

Цели урока.

Обучающие: сформировать представление о витаминах, их классификации;  выяснить  роль витаминов для здоровья человека; дать определения  понятиям : авитаминоз, гипервитаминоз и гиповитаминоз.

Развивающие : развивать способности к анализу и абстрактному мышлению, расширять кругозор учащихся, их творческие способности, развивать умение работы с дополнительной литературой, закрепление навыков экспериментирования.                                                                                                        Воспитательные: воспитывать личности с высоким уровнем культуры, формировать потребность в познавательной деятельности.

Оборудование

Компьютер, мультимедиапроектор,  диск  «Уроки химии  Кирилла и Мефодия, 10-11 классы»; таблица: «Суточные нормы витаминов», образцы витаминов и поливитаминов    

таблица “Витамины”, упаковки витаминных препаратов.

  Формы работы: фронтальная, индивидуальная,групповая.

Ход урока:

1.Организационный момент (постановка цели урока)

2.Актуализация  опорных знаний. Проверка домашнего задания:

а) индивидуальная работа;  б) фронтальная работа с классом

Как вы понимаете словосочетание «обмен веществ»?

Докажите, что обмен веществ – одна из основных функций организма.

Назовите два вида обмена веществ.

Докажите, что пластический и энергетический обмен взаимосвязаны.

Как связаны обмен веществ и возраст человека?

3.Изучение нового материала.                                                                                                                                                  Вступительное слово учителя.                                                                                                                                                          

Учитель       Сегодня на уроке вы узнаете, что на качество жизни влияют особые вещества - витамины, какую роль они выполняют в организме человека, в каких продуктах содержаться.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Витамины (лат. vita жизнь + амины) – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, абсолютно необходимые для нормальной жизнедеятельности организмов. Являются незаменимыми пищевыми веществами, т.к. они, за исключением никотиновой кислоты, не синтезируются организмом человека и поступают главным образом в составе продуктов питания.

В тетради делается запись определения витаминов. 

Слово “Витамины” латинского происхождения. “Вита” означает жизнь, “Амины” - класс органических соединений.

Витамины называют чудесной азбукой здоровья, их известно около 20-30 видов (показать ряд - А, В1, В2, В6, В12, С, РР, К, Д, Е).

Создание проблемной ситуации:

 Задача №1

 Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий, которым приходилось подолгу обходится без свежих продуктов, овощей, часто страдали мучительной болезнью. Разбухали или кровоточили десны, отекало лицо, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалась кровоподтеками. Болезнь назвали цингой.

Задача №2

В команде Васко Да Гама, открывшего в XV в. морской путь из Европы в Индию вокруг Африки, от цинги погибло более 100 моряков из 160. Цинга явилась причиной смерти 248 из 265 членов экипажей кораблей Магеллана во время его кругосветного путешествия в 1519–1522 гг. Цинга погубила легендарного мореплавателя Витуса Беринга в 1741 г. , героя - полярника Г. Я. Седова в 1914 г. и многих, многих других.

 Задача №3

В 1890 г. голландский врач Эйкман на острове Ява наблюдал у местных жителей страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, расстраивалась походка, затруднялись движения. Ноги были будто скованы цепями. С этим связано и название болезни – бери - бери, что означает «оковы». В конце концов, наступал паралич и смерть. Еще за 20 лет до Эйкмана эту болезнь наблюдали у населения прибрежных районов Японии и Китая русские врачи. Причин заболевания они не знали, но на основе жизненного опыта предлагали добавлять в пищу больных семена и плоды бобовых растений. Больные выздоравливали.

Задача№4

Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто погибали от цинги, чем от сражений и кораблекрушений. Из практического опыта, люди узнали, что цингу можно предотвратить, если пить лимонный сок, есть  квашеную капусту, зеленый  лук, черную смородину. В чем же заключается причина заболевания?                                                                              

Сообщение учащегося

Причины заболеваний, связанных с неполноценным питанием, открыл   в 1880 году  Н.И. Лунин (исследования на мышах).  Потребности организма не ограничиваются белками, жирами, углеводами и солями. Организму нужны еще и витамины.

Работа в группах.  Класс условно делится на 4 группы , по группам витаминов: А, В, С, Д.

Каждая группа предварительно получила задание: подготовить презентацию по одному из видов витаминов.

Группа 1. Витамин А.

Ученики подбирают : плакаты, фотографии и рисунки, продукты- морковь, яйца, упаковка от сливочного масла, сыра, упаковка от препарата витамина А или рыбьего жира. Рассказывают о витамине А, об авитаминозах “куриная слепота” - неспособность видеть в слабоосвещенном помещении.

Группа 2. Витамины группы В.

Ученики  подбирают:  плакаты, рисунки, упаковки от молока, кисломолочных продуктов, сыра, яиц, мяса, печени, черный хлеб в полиэтиленовой упаковке, рис, гречневая крупа, овес. Рассказывают о витаминах группы В, об авитаминозах “бери-бери”, что означает “оковы”, которая сопровождается параличами и судорогами.

Группа 3. Витамин С.

Демонстрация  плакатов, рисунков,  лимона, яблока, помидор, овощи картофель, лук, банка с квашенной капустой, варенье из смородины, витаминные препараты аскорбиновой кислоты. Рассказывают о витамине С, об авитаминозах – цинга, которым болели большинство мореплавателей во время своих путешествий, При этом заболевании кровоточат десны, зубы начинают шататься и выпадать, человек слабеет и может погибнуть.

Группа 4. Витамин Д.

Ученики демонстрируют:  плакаты, рисунки, фотографии, упаковки от витаминных препаратов витамина Д, продуктов – масла сливочного, яиц, печени. Рассказывают о витамине Д, об авитаминозах – рахите, когда кости теряют прочность и искривляются, снижается тонус мышц, организм становится менее устойчивым к инфекционным заболеваниям.

 Группы демонстрируют презентации ,  остальные  учащиеся заполняют в тетради таблицу:  

витамин

Где содержится

Роль в организме

заболевания

  Учащиеся  делают выводы о заболеваниях, связанных с недостатком и избытком витаминов (авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз).

4.Обобщение и систематизация знаний.

Проверка записи в таблице.

Оценка работы групп.

Для закрепления нового материала можно провести тест:

Ответы:

Куриная слепота.

Паралич нервной системы.

Рахит.

Цинга.

Тиф.

Отставание в росте.

Бери-бери.

Глухота.

Овощи, фрукты.

Лук, чеснок.

Черная смородина, лимон.

Рыбий жир.

Яичный желток.

Плоды шиповника.

Горох, фасоль.

Хлеб из муки с отрубями.

Вопросы:

Что возникает при недостатке в пище витамина Д?

Что возникает при недостатке в пище витамина А?

Какой авитаминоз чаще возникал у мореплавателей и путешественников?

Что возникает при отсутствии витамина В?

Что возникает при недостатке витамина С?

Какие продукты содержат много витамина А?

Какие продукты содержат много витамина В?

Какие продукты содержат много витамина С?

Какие продукты содержат много витамина Д?

При каком авитаминозе нарушается развитие скелета?

5.Итоги урока.

Вывод по теме урока (делают учащиеся)                                                                                                                                                                      Для нормального роста и развития организма необходимо присутствие всех компонентов пищи в рационе человека: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.

                                                                                     

6.Домашнее задание :п. 37стр. 192 понятия.

Приложение к уроку:

Небольшая сценка в стихах про витамины:

Витамин А

Помни истину простую -
Лучше видит только тот.
Кто жует морковь сырую
Или пьёт морковный сок.

Витамин В

Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам-
И не только по утрам.

Витамин С

От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну, а лучше есть лимон,
Хоть и очень кислый он.

Витамин Д

Рыбий жир всего полезней!
Хоть противный - надо пить.
Он спасает от болезней.
Без болезней - лучше жить!

Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины. А В С

(Автор стихов Л.Зильберг).

Стихи :

Витамин «А»

Где же витамин «А» найти,
Чтобы видеть и расти?
И морковь, и абрикосы
Витамин в себе тот носят.
В фруктах, ягодах он есть.
Их нам всех не перечесть.

Витамин «В»

Свекла, яблоко, картофель,
Репа, тыква, помидор..
Витамины «В» имеют
И отдать нам их сумеют.
«В» - в наружной части злаков,
Хоть он там неодинаков.
Это вовсе не беда,
Группа «В» там есть всегда.

Витамин «С»

А вот «С» едим со щами,
И с плодами, овощами,
Он в капусте и в шпинате,
И в шиповнике, в томате,
Поищите на земле - 
И в салате, в щавеле.
Лук, редиска, репа, брюква,
И укроп, петрушка, клюква,
И лимон, и апельсин
Ну, во всем мы «С» едим!

«С» – витамин в цветной капусте,
В укропе, свежих овощах;
Он снова в действие запустит
Уставших клеток бодрый ряд.

Пословицы:

«Здоровье дороже богатства»
«Ешь чеснок и лук- не возьмет недуг»
«Яблоко в день- доктор за дверь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка мастер-класса по географии 9 класс "Сюрпризы осени"

Конечная цель учебного проекта-создание сети блинных на территории Ростовской области, доказать их экономическую состоятельность....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Разработка мастер-класса учителя по теме: "Признаки параллельности прямых" в 7-м классе.

Это разработка проведенно мастер-класса  учителем математики Бегзи Д.Д. на тему: "Прихнаки параллельности прямых" для учащихся 7-го класса....

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс  «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Роспись праздничной открытки»

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс  «Роспись праздничной открытки»...

Методическая разработка Мастер-класса Тема: «Мастер-класс «Антивирусинка»

Описание: Превосходным материалом для творчества является фоамиран. Из него можно сделать огромное количество оригинальных поделок. В этом мастер классе  я  расскажу: как сделать ...

Разработка мастер - класса Шубиной Ларисы Викторовны на тему: "Изучение элементов бурятского танца по некотрым разработкам Т.Е. Гергесовой"

Разаботка мастер - класса на тему: "Изучени элементов бурятского танца по некоторым разработкам ТЕ Гергесовой"...