Главные вкладки

    Учебно-методический материал по биологии на тему:
    Интеллектуальные игры, викторины

    Корогодина Алена Владимировна

    Интеллектуальные игры, викторины, головоломки, шарады могут быть использованы для проведения декад биологии, экологических месячников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл biologicheskiesharady.docx31.08 КБ
    Файл zanimatelnyezadachipogenetike.docx13.77 КБ
    Файл intellektualnaya_igra.docx17.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    БИОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ

    (И. Агеева)

     

    В первом отдыхают,

    Пиво попивают.

    Ветка толстая - второе,

    Может быть совсем сухое.

    Вместе всё - он зверь лесной,

    Просыпается весной,

    Он в норе своей живёт,

    Ест он все, что лишь найдёт.

    Ловко землю он копает,

    А, уставши, засыпает.

    Спать без отдыха весь день

    Зверю этому не лень.

    (Бар + Сук = Барсук)

     

    Первое можете в море искать,

    Но за него вам нельзя заплывать.

    А на втором раньше землю пахали -

    Трактора встарь люди даже не знали.

    Целое - это животное тоже,

    Очень оно на второе похоже.

    (Буй + Вол = Буйвол)

     

    Называем так домишко,

    Хлам где всякий и дровишки.

    Буквам место изменить -

    Будет рыбка в море плыть.

    (Сарай - сайра)

     

    Первый в бутылку легко залезает,

    Тщательно стенки её отмывает.

    А за вторым на рыбалку идём,

    Клюнет когда на крючок он, мы ждём.

    (Ёрш)

     

    Первый рисует фигуры на льду,

    А вот второго в конюшню веду.

    Третий на крыше два ската скрепляет,

    В море четвёртый живёт-поживает.

    Пятый приветливо машет крылом,

    Небо над лугом его синий дом.

    (Конёк)

     

    Первый - большая хищная птица,

    Что над погибшим животным кружится.

    Длинная часть у гитары - второй,

    Крепко сжимается левой рукой.

    На документах секретных есть третий.

    Что же за слово? Подумайте, дети.

    (Гриф)

     

    С «Б» - он в атаку солдат поднимает,

    В дальней Австралии с «В» обитает.

    (Комбат - вомбат)

     

    С буквой «Р» - помощник-автомат,

    Труд любой он облегчить вам рад.

    С буквой «Х» - его имеет слон,

    Знаменит длиной своею он.

     (Робот - хобот)

     

    С первой «С» - огромная я птица,

    Что летать не может научиться.

    С первой «Ш» - меня должны все знать:

    Вальсов много ведь сумел я написать.

     (Страус - Штраус)

     

    C «Г» - я хищник полосатый,

    Вашим кошкам брат, ребята.

    А без «Г» - я учрежденье,

    Всё в мишенях помещенье.

    (Тигр - тир)

     

    С «Л» - на севере живёт,

    Быстро нарты он везёт.

    С «С» - бывает после лета,

    Время года, дети, это.

    (Олень - осень)

    ВЕРНИТЕ ЗВЕРЕЙ В СЛОВА

     

    Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова и названия тех зверей,  которые из них «убежали».

     ГИ _ _ _ _ _   (правила сохранения здоровья)

     _ _ _ _ _ _ _ ИУМ   (растение семейства  лютиковых)

     _ _ _ _ ОСТЬ  (покорность, смиренность)

     ПА _ _ _ _ ДНИК   (огороженный садик перед домом)

     ДВУСТ _ _ _ _ А   (охотничье ружьё)

     П _ _ _ _ ОК    (небольшой населённый пункт)

     _ _ _ _ _ КА   (вкусное прозвище автомобильного руля)

     Г_ _ _ _ _  (часть ноги от колена до стопы)

     БРА _ _ _ _ ЕР   (охотник вне закона)

     ЗА _ _ _ _ КА   (печная дверь)

     _ _ _ _ МАНИЕ   (познавание, постижение)

     _ _ _ _ _ ЧА    (наблюдательная пожарная  вышка)

     ГЛЮ _ _ _ _    (виноградный сахар в плодах,  мёде)

     ПО _ _ _ _ _    (окраска поверхностей мелом или известью)

     Д _ _ _ _  (рука, ладонь в старину)

    (Убежавшие звери: гиена, дельфин, крот, лиса, волк, осёл, баран, олень, конь, слон, пони, калан, коза, белка, лань.)

      

    БИОЛОГИЧЕСКИЕ  ОМОНИМЫ

     

    С помощью предложенных подсказок отгадайте  названия биологических объектов или биологические термины, являющиеся многозначными словами.

     

     Не только вереница или очередь, но и травянистое лекарственное растение семейства сложноцветных.

    (Череда)

     Не только принадлежность для соколиной охоты, но и часть корня.

    (Чехлик)

     Не только единица скорости морских судов, но и участок стебля.

    (Узел)

     Не только начальный отдел желудка коровы, но и след от листа на побеге растения.

    (Рубец)

     Не только чёрная бархатная ленточка, которую женщины носили на шее, но и газонный цветок жёлто-оранжевого цвета.

    (Бархотка)

     Не только спортсмен, занимающийся борьбой, но и ядовитая трава семейства лютиковых, известная также под названием аконит.

    (Борец)

     Не только женские украшения для лица и тела, но и назойливые двукрылые летающие насекомые.

    (Мушки)

     Не только приспособление для ношения двух ведер на плече, но и крупная хищная стрекоза.

    (Коромысло)

     Не только крупная хищная птица, питающаяся падалью, но и порода охотничьих собак.

    (Грифон)

     Не только специалист по подводным работам, но и крупная собака-спасатель.

    (Водолаз)

     Не только круг вальса или этап состязания, но и горный кавказский козёл.

    (Тур)

     Не только тайна, но и вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками.

    (Секрет)

     Не только астрономический прибор, но и порода золотой аквариумной рыбки.

    (Телескоп)

     Не только жилище животных в неволе, но и элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений.

    (Клетка)

     Не только жительницы Германии, но и тропические жалящие насекомые.

    (Немки)

     Не только дежурство, сменная работа, но и болотная многолетняя трава.

    (Вахта)

     Не только заводная вращающаяся детская игрушка, но и лесной жаворонок.

    (Юла)

     Не только заводная вращающаяся детская игрушка, но и малая выпь.

    (Волчок)

     Не только острая колючка, но и крупная проходная осетровая рыба.

    (Шип)

     Не только смена медицинской повязки, но и хищное млекопитающее семейства куниц.

    (Перевязка)

     Не только рубящий кухонный инструмент, но и птица семейства чистиковых.

    (Топорик)

     Не только специалистка по пошиву одежды, но и птица, «шьющая» гнездо из листьев.

    (Портниха)

     Не только небольшой ресторанчик, кабаре, но и овощное растение.

    (Кабачок)

     Не только шоколадные конфеты, но и грибы.

    (Трюфели)

     Не ряд одинаковых по размеру, ровных предметов, наложенных один на другой, но и часть ноги.

    (Стопа)

     Не только хозяйственная ёмкость, но и часть скелета.

    (Таз)

     Не только детское орудие труда, но и кость в верхней части спины.

    (Лопатка)

     Не только сторона грани многогранника, но и кость грудной клетки.

     

     

    ВИКТОРИНА «ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ»

     

     У кого есть язык (язычок), но нет рта?

    (У колокола, у ботинка, у пламени)

     У кого есть горлышко, но нет шейки?

    (У бутылки, у графина)

     У кого есть зубы, но нет языка рта?

    (У пилы, у расчёски, у шестерёнки)

     У кого есть ушко, но нет головы? 

    (У иголки)

     У кого есть кисти, но нет рук? 

     (У винограда, у рябины)

     У кого есть спинка, но нет животика? 

    (У стула, у дивана)

     У кого есть ножки, но нет ручек и головы?

    (У стола, у табуреток, у дивана)

     У кого есть ручки, но нет ножек?

    (У дверей, у окон, у чашек и кружек)

     У кого есть нос (носик), но нет лица? 

    (У корабля, у чайника)

     У кого есть лицо, но нет головы? 

    (У ткани, у одежды)

     У кого есть рёбра, но нет позвоночника?

    (У куба, у призмы, у пирамиды)

     У кого есть головка, но нет волос, ручек и ножек?

     (У спички, у булавки, у луковицы)

     У кого есть почки, но нет желудка и печени?

      (У дерева)

     У кого есть косточки, но нет скелета?

    (У абрикоса, у вишен, у сливы и пр.)

     Какие ноготки не царапаются и не знают маникюра?

    (Цветы ноготки, иначе - календула)

     Чьи глазки разноцветные и никогда не моргают?

    (Цветы Анютины глазки)

     У кого голос есть, а головы и тела нет? 

    (У эха)

     У кого нет ни кулаков, ни бицепсов, а любого силача с ног свалит?

    (У сна)

     Из какой чашечки невозможно пить? 

    (Из коленной чашечки)

     Кто без языка говорит и поёт? 

    (Радио, магнитофон)

     Кто бежит без ног? 

    (Река, ручей, время)

     Без рук, без ног, а двери и окна открывает, деревья ломает,      шапки срывает? 

    (Ветер)

     Кто без крыльев летит, без ног бежит, без хвоста и плавников плывёт?  

    (Облака)

     Кто без глаз, а слезами плачет? 

    (Туча, облако, сосулька, свеча.)

     Кто не имеет ни лёгких, ни жабр, а дышит и вздыхает?

    (Тесто)

     У кого есть усы, но нет лица? 

    (У клубники, огурцов, кабачков)

    ШУТОЧНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

     

     У кого больше ног: у пяти осьминогов или у четырёх кальмаров?  

    (Одинаково: 5х8 = 4х10 =40)

     У этого животного две правые ноги и две левые ноги, две ноги спереди и столько же сзади. Сколько ног у этого животного?

    (Четыре)

     Какие ягоды с буквой «М» - сладкие, а с буквой «К» - горькие?  

    (Малина - калина)

     Какое животное ходит только буквой «Г»?

    (Конь, если это шахматная фигура.)

     У какого слона нет хобота?

       (У шахматного)

     На каком базаре самый большой шум?

       (На птичьем базаре.)

     Чем отличается птичий базар от птичьего рынка?  

    (На рынке торгуют птицами и другими животными, а птичий базар - это массовое колониальное гнездовье морских птиц.)

     Назовите овощ для закидывания плохих актёров.  

    (Помидор)

     Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту королевской крови?  

    (Горох, горошина)

     Какой злак может расти ... на человеке?

    (Ячмень, воспалённый бугорок у корней ресниц.)

     Назовите животных-альпинистов.

    (Горные козлы, цепкопалая ящерица геккон.)

     «Экономическая порода» собак - это...

    (Такса, ведь такса - это ещё и установленная расценка.)

     Какая дикая кошка попала в сообщество автомобилей?

    («Ягуар»)

     Какая птица является крупным издателем школьных учебников?  

    (Издательство «Дрофа». Дрофа - крупная птица отряда журавлеобразных.)

     Назовите цветочную позу йога.  

    (Лотос)

     Чьи глазки не боятся, а любят смотреть на солнышко?

    (Анютины глазки - цветы.)

     Назовите хвойный образец стройности человеческой фигуры.

    (Кипарис)

     Талия какого животного является эталонным образцом тонкой талии для всех женщин?  

    (Осы - осиная талия.)

     Какое животное и чьё служит образцом для порки детей?

    (Сидорова коза.)

     Название какой птицы всё время слышится в строительных лесах?  

    (Майна - розовый скворец, майна - строительная команда «опускай вниз!»)

     Какая водоплавающая птица написала известные книги?

    (Гоголь)

     

    ХВОСТАТАЯ  ВИКТОРИНА

     Отгадайте животное по описанию его хвоста.

     

     Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие.

    (Кенгуру)

     На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь.

    (Лев)

     Его хвостик летом серый, а зимой белый.

    (Заяц)

     Её хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых.

    (Корова)

     Нос пятачком, хвостик крючком.

    (Свинья)

     Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков.

    (Белка)

     Про трусишку говорят, что он дрожит, точно её хвостик.

    (Овца)

     Он ловил хвостом рыбу в проруби.

    (Волк)

     У этого великана нос намного длиннее, чем хвост.

    (Слон)

     Её длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу.

     (Лиса)

     Для этого речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму.

    (Бобр)

     Это ночное животное спит, обмотав голову хвостом.

    (Лемур)

     Чёрные треугольнички на белой пушистой королевской мантии - это кончики их хвостов.

     (Горностаи)

     Это животное все легко узнают по чёрным кольцам на его хвосте, число которых колеблется от 5 до 10.

    (Енот)

     Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно противно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника.

    (Скунс)

     Длинный голый хвост этого животного, напоминающего крысу, заменяет ему пятую лапу. Живя на деревьях, он постоянно пускает его в ход, обвивая цепкими кольцами то одну, то другую ветвь.

    (Опоссум)

     Этот прыгучий звёрек имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние ноги - птицы, а хвост - льва.

    (Тушканчик)

     Одним взмахом хвоста она разбила золотое яичко.

    (Мышь)

     Хвост этих грызунов является отличным средством для добычи пищи из малодоступных мест: хвост просовывается, окунается в сладость, а потом обсасывается.

    (Мыши и крысы.)

     Это колючее животное начинает трясти хвостом при встрече с неприятелем. Длинные иголки при этом отрываются и летят во все стороны.

    (Дикобраз)

     Хвост этой красавицы дал название женской причёске. А её хвост расчёсывают, подстригают, завивают и заплетают в косы.

    (Лошадь, причёска - конский хвост.)

     Он в известной сказке потерял свой хвост.

     (Ослик, а звали его Иа.)

     Сапоги со шпорами, хвост с узорами.

    (Петух)

     Голос у этой птицы ужасно противный, зато хвост самый красивый.

    (Павлин)

     Эта птица на своём хвосте разносит новости по лесу.

    (Сорока)

     Перья из хвоста этой птицы индейцы носят на голове.

    (Орёл)

     Эта птица может лазать по стволам деревьев вперёд хвостом.

    (Поползень)

     Эта очень подвижная птичка, даже отдыхая, ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Эта её привычка и дала название птице.

    (Трясогузка)

     Хвост у этой птички раздвоенный на конце, как фрак.

    (Ласточка, касатка - деревенская ласточка.)

    Слово «хвост» есть в названии этой птицы, а форма её хвоста сильно напоминает музыкальный инструмент - лиру.

    (Лирохвост)

     Эта птица «поёт» хвостом. И эта песня напоминает блеяние ягнёнка: «Бе-е-е». За это она получила прозвище «лесной барашек».

     (Бекас)

     Этот пернатый лекарь в момент свалился бы с дерева, если бы не держался за ствол когтями и, конечно же, хвостом, который служит ему подпоркой. 

    (Дятел)

     Хвост у этой небольшой буровато-серой птички огненно-рыжий, потому-то он и дал её такое «пожароопасное» название.

    (Горихвостка)

     Ему хвост помогает охотиться. Удар его хвоста опасен даже для крупных животных. Покрытый роговыми пластинками, он тяжёлый, как бревно. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью.

    (Крокодил)

     Её голова плавно переходит в хвост, даже шеи нет.

    (Змея)

     На её хвосте чешуйки образуют погремушку, что отразилось в её названии.

    (Гремучая змея.)

     Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый.

    (Ящерица)

     Хвост у неё бывает только в младенчестве, а потом пропадает.

    (Лягушка)

     У этого вида приматов хвост за ненадобностью отпал.

    (Человек)

     

    БИОЛОГИЯ + ГРАММАТИКА

     

     Как правильно: пятнистый пятон или питнистый питон?

    (Правильно писать пятнистый питон.)

     С каким знаком препинания неразлучны все ласточки?

    (С точкой - ласточка)

     Какая домашняя птица всё время всем задает один из вопросов родительного падежа?  

    (Курица - Куда?)

     Какого рода кольраби? 

    (С точки зрения грамматики - женского рода, с точки зрения биологии - рода капуста, овощная культура.)

     Назовите овощ, имеющий общие корни с «капюшоном», «капиталом» и «капитаном».

      (Капуста, все эти слова произошли от латинского «капут» - голова.)

     Название какой змеи может быть наречием?

      (Уж)

     Название какой птицы может быть и глаголом повелительного наклонения?  

    (Попугай)

     Название семьи каких животных может быть ещё и глаголом повелительного наклонения?

      (Летающих насекомых - рой.)

     Какая профессия у человека, который утверждает, что слова «нарвал», «марал», «гну» и «рой» являются не глаголами, а именами существительными? 

    (Биолог, так как он знает, что нарвал - это морское млекопитающее семейства дельфинов, марал - парнокопытное животное семейства оленей, гну - антилопа, рой - пчелиная семья.)

     Кто пишет фразу «держи  дерево» слитно, одним словом?

    (Ботаники, держидерево - ветвистый кустарник семейства крушиновых.) 

     Как правильно писать: «бобр» или «бобёр»?

      (Если хотите написать название животного-грызуна, то пишите «бобр», а если говорите про его мех или воротник из него, то пишите «бобёр». Буква «Ё» превращает живого бобра в воротник!)

     Правильно ли написал ученик, что «косатка - это деревенская ласточка»? 

    (Нет, косатка - это крупный хищный дельфин, а деревенская ласточка - это касатка. Из-за одной буквы ласточка может оказаться в океане! А что будет, если в письме к любимой девушке вы назовёте её ласково «косаточкой»?!)

     Правильно ли написано слово «телифон»?

    (Да, если речь идёт о тропическом паукообразном хищнике.) 

     Правильно ли написано слово «каретта»?

    (Да, если речь идёт о морской черепахе из тропических морей.)



    Предварительный просмотр:

    ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ГЕНЕТИКЕ

    1. «Сказка про драконов».

    У исследователя было 4 дракона: огнедышащая и неогнедышащая самки, огнедышащий и неогнедышащий самцы. Для определения способности к огнедышанию у этих драконов им были проведены всевозможные скрещивания:

    1. Огнедышащие родители - всё потомство огнедышащее.

    2. Неогнедышащие родители - всё потомство неогнедышащее.

    3. Огнедышащий самец и неогнедышащая самка - в потомстве примерно поровну огнедышащих и неогнедышащих дра-кончиков.

    4. Неогнедышащий самец и огнедышащая самка - всё потомство неогнедышащее.

    Считая, что признак определяется аутосомным геном, установите доминантный аллель и запишите генотипы родителей.

    Решение:

    1) по скрещиванию № 4 определяем: А - неогнедыш., а - огнедышащ. => огнедышащие:  самка аа и самец аа; неогнедышащий самец - АА;

    2) по скрещиванию № 3: неогнедышащая самка -  Аа.

    2.  «Контрабандист».

    В маленьком государстве Лисляндии вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идёт на экспорт, а деньги от его продажи составляют основу экономики страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они считаются национальным достоянием, и  перевозить их через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обману п. таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями гена окраски шерсти. Лисы с хотя бы одним доминантным аллелем - рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии'!

    Решение:

    1) провести анализирующее скрещивание и выяснить: какие рыжие лисы гетерозиготны по аллелям окраски, их перевезти через границу;

    2) на родине контрабандиста их скрестить друг с другом, и У потомков будет с серебристой окраской.

    3. «Расстроится ли свадьба принца Уно?»

    Единственный наследный принц Уно собирается вступить в брак с прекрасной принцессой Беатрис. Родители Уно узнали, что в роду Беатрис были случаи гемофилии. Братьев и сестёр у Беатрис нет. У тёти Беатрис растут два сына - здоровые крепыши. Дядя Беатрис целыми днями пропадает на охоте и чувствует себя прекрасно. .Второй же дядя умер ещё мальчиком от потери крови, причиной которой стала глубокая царапина. Дяди, тётя и мама Беатрис - дети одних родителей. С какой вероятностью болезнь может передаться через Беатрис королевскому роду её жениха?

    Ответ: построив предполагаемое генеалогическое древо, можно доказать, что ген гемофилии был в одной из Х-хромосом бабушки Беатрис; мать Беатрис могла получить его с вероятностью 0,5, сама Беатрис - с вероятностью 0,25.



    Предварительный просмотр:

    Интеллектуальная игра: «Что? Где? Когда?»

    (для учащихся 8-10 классов)

    Цель:

    - развитие логического мышления, памяти, познавательной активности;

    Оформление:

    в центре стол с секторами и волчок со стрелкой. Всего 5 секторов: «зоология», «ботаника», «экология», «анатомии», «разное», а между секторами хаотично располагаются обозначения «Черный ящик» и «Блиц».

    Оборудование: конверты с вопросами, часы, гонг.

    Ход игры:

    Вопрос общий для всех команд. Команда первой давшая правильный ответ на вопрос, начинают игру.

    Вопрос: Может ли страус назвать себя птицей?

    Ответ: Нет, он не может говорить.

    Вопросы из области зоологии:

    1.Что произойдет, если на перья водоплавающих птиц попадет нефть или мазут?

    Ответ: Перья и пух слипнутся, вода будет легко проникать к коже, птицы погибнут от охлаждения.

    2.На латинском языке название этого насекомого «Сверчок – крот». Чего оно только не умеет: и землю копает, и бегает, и прыгает, и плавает, и летает, и даже поет. Кто это?              

    Ответ: Медведка.

    3. Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летучие насекомые.

    Ответ: Летучие мыши появляются после вылета насекомых, которыми они питаются.

    4. Почему, испугавшись чего-нибудь лошадь, начинает фыркать?

    Ответ: Она имеет очень острое обоняние и, отфыркиваясь прочищает свой нос, чтобы быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожают.

    Вопросы из области ботаника:

    1.Почему, заготовленные зимой дрова ценятся больше, чем те которые заготовлены летом?

    Ответ: Зимой деревья замирают и не впитывают в себя влагу, потому дрова из них сухие.

    2. На Кавказе, Северном Урале, в некоторых районах Сибири и Арктики можно наблюдать «красный снег». Объясните, что вызывает это явление?

    Ответ: Хламидомонада снежная. При оттаивании снега клетки ее начинают быстро размножаться и вызывают окрашивание снега.

    3. Многие народы, живущие в России, почитали это дерево, как священное. Вот что поется об этом дереве:

    Первое дело – мир освещать,

    Второе дело – скрип утешать,

    Третье дело – больных исцелять,

    Четвертое дело – чистоту соблюдать.

    Что это за дерево?  

    Ответ: Береза. Люди освещали дома березовыми лучинками. Дегтем из березовой коры смазывали оси колес, чтобы не скрипели. От болезни почек, печени и легких помогает отвар березовых почек. Полы мыли и парились березовыми вениками.

    4.Родовое латинское название этого растения «центауре» произошло от древнегреческого мифического существа Центавра (Кентавра), который соком этого растения залечил раны нанесенные Гераклом. А как по-русски называется это растение?

    Ответ: Василек.

    Вопрос из области экологии.

    1.Что произойдет с водоплавающими птицами, если в воду в большом количестве попадет стиральный порошок?

    Ответ: Жир растворится: нарушится естественная структура, форма и эластичность перьев, вода начнет их быстро смачивать.

    2.Два ученика поспорили, есть ли что-нибудь общее у лягушки, крокодила и бегемота. Первый утверждал, что ничего общего между этими животными нет: лягушка маленькая, прыткая и никому, кроме мух и комаров не страшна; крокодил большой и зубастый, ловкий хищник; бегемот огромный, неповоротливый и ест траву. Второй настаивал на своем, что сходство между ними есть. А как же на самом деле?

    Ответ: Находящиеся в воде лягушки, крокодилы и бегемоты не могут обходиться без воздуха, который необходим им для дыхания, поэтому у животных над водой расположены ноздри. Глаза помогают высматривать добычу и врагов.

    3. Жители северного побережья Австралии охвачены тревогой. Радио, газеты, телевидение предупреждают: купаться опасно – в заливе появились ядовитые медузы. Они особенно опасны, потому что прозрачны и практически невидимы в воде. Специалисты связывают появление медуз с уменьшением численности морских черепах. Почему это происходит?

    Ответ: Численность черепах снизилось из-за загрязнения вод залива и хищнического истребления животных. Черепахи питаются медузами. При уменьшении численности естественных врагов численность медуз резко возросла.

    4.С биологической точки зрения уборка опавших листьев осенью не рекомендуется – опавшие листья необходимы для нормального функционирования почв. Однако в промышленных городах уборку опавших листьев проводят регулярно. Почему?

    Ответ: Потому что городские деревья аккумулируют тяжелые металлы из загрязненной почвы, а листовые пластинки, кроме того, из воздуха, поэтому опавшие листья  городских парков не может считаться нормальным источником перегноя. Плодородие городских почв поддерживают искусственно, добавляя минеральные удобрения.

    Из области анатомии:

    1.Как действуют инсулин и адреналин на содержание сахара а крови?

    Ответ: Инсулин уменьшает, а адреналин увеличивает содержание сахара в крови.

    2.Какие изменения в строении мышц происходят при тренировке?

    Ответ: Увеличивается количество мышечных белков.

    3. Альпинист, который пробыл некоторое время на большой высоте, чувствует себя там удовлетворительно. С какими изменениями в организме это связано?

    Ответ: Увеличивается количество эритроцитов; улучшается снабжение организма кислородом.

    4. Из донорской крови удаляют соли кальция путем добавления веществ, вызывающих выпадение этих солей в осадок. Зачем это делают?

    Ответ: донорскую кровь переливают людям, которые в этом нуждаются. Ионы кальция принимают участие в процессе свертывания крови, поэтому их убирают для предотвращения свертывания.

    Вопросы из области разное:

    1.Волки зимой живут стаями, а лисицы и рыси нет. Почему?

    Ответ: Лиса и рысь охотятся на добычу мельче себя, выслеживая или нападая из-засады, для такой охоты нет, надобности соединяться в стаи. Волки же зимой охотятся на копытных, загоняя жертву и сообща набрасываясь на нее.

    2. Эта водоросль была отправлена вместе с другими живыми растениями в кабине космического корабля «Восток -2». Она и сейчас постоянно используется в биологических экспериментах на космических станциях. С чем связано ее использование в условиях космоса?

    Ответ: Хлорелла. Она является самой продуктивной водорослью – улавливает 7-12% солнечного света, вместо 1-2% цветковыми растениями.

    3. У некоторых водных позвоночных, например у акул, скелет состоит не из костей, а из эластичного хряща. У наземных позвоночных скелеты только костные. Как это объяснить с экологической точки зрения?

    Ответ: В воде вес животных облегчается действием выталкивающей силы. В наземно-воздушной среде нужен более прочный скелет из-за низкой плотности воздуха.

    4. Почему естественное загрязнение атмосферы не нарушает происходящих в ней процессов? В чем опасность загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий?

    Ответ: Вещества попадающие в атмосферу при естественном загрязнении быстро включаются в естественные круговороты, так как эти вещества всегда были и есть в природе. Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу вещества, которых часто не бывает в природе: пыль, радиоактивные вещества, тяжелые металлы. Эти вещества могут нарушить естественные природные процессы.

    1.Блиц вопрос:

    На высоте 10-25 км Землю окружает слой газа, который защищает живые организмы.

    А) Какой это газ?   (озон).

    Б) От чего он нас защищает?   (от ультрафиолетовых лучей).

    В) В результате, каких явлений он образуется?  (во время грозы, в сосновом лесу).

    2. Блиц вопрос:

    А) Что делает еж зимой?  (спит в гнезде).

    Б) Какой зверек спит всю зиму вниз головой?  (летучая мышь).

    В) Пользу или вред приносит зимой человеку барсук?  (ни пользу и ни вреда, так как он спит).

    3. Блиц вопрос:

    А) Какие дрова самые жаркие?  (лиственница).

    Б) Листья каких деревьев краснеют?  (осина).

    В) Какое дерево дает по весне сладкий сок?  (береза).

    4. Блиц вопрос:

    А) Ягоды, сваренные в сахарном сиропе, называются?  (варенье).

    Б) Мелкий дикорастущий кустарник с черными съедобными ягодами?  (черника).

    В) Какой ягодой можно вылечиться от простуды, если добавлять ее в чай? (малина).

    Черный ящик:

    1.Есть красавица одна –

       И румяна, и стройна;

       Хоть в землянке век живет,

       А большой от всех почет

       Кто проходит близко

       Кланяется низко.

                                    ( Морковь).

    2. Хоть чином я не хан,

        На голове – султан.

        И с золотом кубышки,

        Запрятаны под мышки.

                                   ( Кукуруза).

    Подведение итога игры.

    Поздравление и награждение участников игры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    интеллектуальная игра- викторина "Что? Где? Когда?" по природоведению в 5 классе

    урок обобщения и закрепления знаний за курс природоведения 5 класса....

    Интеллектуальная игра-викторина "Что в имени тебе моём?..."по творчеству А.С.Пушкина

    Помериться знаниями о жизни и творчестве А.С.Пушкина приглашаются старшеклассники...

    Интеллектуальная игра-викторина "Зведный час" для 7-8 классов

    Интеллектуальная игра-викторина для  7-8  классов. Цель: в игровой форме проверить знания и владение терминологией по темам:  “Общество. Исторические ступени развития общества”,  “...

    Интеллектуальная игра-викторина для учащихся 6 классов "Природа Югорского края!

    Игра-викторина разработана с целью расширения знаний учащихся  о разнообразии природных сообществ Югорского края и воспитания ответственного отношения к природе. Викторина была проведена в Дни на...

    Интеллектуальная игра-викторина по русскому языку "Звёздный час"

    Интеллектуальная игра-викторина по русскому языку в 5-6 классах "Фразеологизмы вокруг нас"...

    Интеллектуальная игра-викторина для знатоков Отечественной истории

    Игра проводилась для учащихся 10 классов городских образовательных организаций....