Интеллектуальная игра-викторина "Что в имени тебе моём?..."по творчеству А.С.Пушкина
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Просвирова Галина Васильевна

Помериться знаниями о жизни и творчестве А.С.Пушкина приглашаются старшеклассники

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon chto_v_imeni_tebe.zip17.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

                                                           

На интеллектуальную  игру – викторину, посвященную жизни и творчеству А.С.Пушкина, приглашает старшеклассников учитель русского языка и литературы МОУ «Манойлинская СОШ» Просвирова Галина Васильевна

        В интеллектуальной игре   участвуют две команды                                                  по 3 – 5 человек, включая капитана

Оформление

-  портрет А.С.Пушкина в кисти О.А.Кипренского;

-  даты жизни поэта;

-  названия конкурсов

В ходе мероприятия

 -  звучат аудиозаписи:

  • И.Глинка. «Я помню чудное мгновенье…»;
  • П. Чайковский. Опера «Мазепа»;

- используется картина И.Репина  «Пушкин на лицейском экзамене»;

- высвечиваются слайды с портретами  женщин – вдохновительниц   из компьютерной презентации  «Лампада чистая любви»

Конкурс 1. «О, сколько нам открытий чудных…»

(Для участия  в первых четырех конкурсах команды занимают места за  столами)

Правила игры: каждая команда получает три вопроса с вариантами ответов. Необходимо выбрать правильный. За правильный ответ – 1 балл. На обдумывание дается  10 минут.

Команда 1.

  1. В метрической книге церкви Богоявления сохранилась запись от 26 мая 1799 года   по старому стилю: «Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скварцова                      у жильца его Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр, крещён июля 8 дня».

     - Так где же родился Александр Пушкин?

      а) Москва;    б) Санкт - Петербург;  

     в) село Михайловское  Пензенской губернии

  1. В каком произведении Пушкина природа описана следующими строками:

Все живо там: холмы, леса,

Янтарь и яхонт винограда,

Долин приятная краса,

И струй, и тополей прохлада…

а) поэма «Кавказский пленник»;  б) поэма «Цыганы»;

 в) поэма «Бахчисарайский фонтан»

  1. Кто из героев Пушкина, когда был не в духе, насвистывал: «Гром победы раздавайся»?

а) Помещик Троекуров – «Дубровский»;      б) помещик Дмитрий Ларин – «Евгений Онегин»;

в) Алексей Швабрин – «Капитанская дочка»

Команда 2.

  1. В 1815 году на публичном экзамене в Царскосельском лицее присутствовал один из величайших поэтов XVIII века. Пушкин так вспоминает об этом: «Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен по русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь… Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе…»

- Кто был этот поэт?

а) Карамзин;  б) Державин;  в) Жуковский

  1. Кто из героев Пушкина делал змея из географической карты?

а) Владимир Ленский – «Евгений Онегин»;  б) Петр Гринев - «Капитанская дочка»;

в) Владимир Дубровский  - «Дубровский»

  1. Кто из героев Пушкина имел шапку-невидимку?

а) Царь Дадон – «Сказка о золотом петушке»;  б) Черномор – поэма «Руслан и Людмила»;

в) Князь Гвидон – «Сказка о царе Салтане»

Дополнительный вопрос (право ответить имеет любая команда; за правильный ответ -1 балл):

- Как известно, на листах рукописей Пушкина встречаются женские профили.

  В каком головном уборе чаще всего изображал своих героинь?

 а) в  шляпке;  б) в  шали;   в) в чепце 

Конкурс 2. «Друзья! Прекрасен наш союз…» (проводится в  

два тура)

I  тур   Команды отвечают на вопросы по очереди. На обдумывание - 5 минут. За правильный  ответ – 3 балла.

  1. При каком императоре создан Царскосельский лицей?

( Открытие Лицея произошло в царствование императора Александра I)

  1. Сколько человек было принято на первый курс Лицея? Сколько человек его окончили?  (К экзаменам были допущены 38 человек, принято – 30, окончили – 29)
  2. Кто был первым директором Лицея? Кто его сменил?

 (Первым директором Лицея был Василий Федорович Малиновский, который умер в марте 1814 года. Два года было «безначалие». В марте 1816 года был назначен новый директор  Егор Антонович Энгельгардт)

  1. Кто составил протекцию Александру Пушкину для поступления в Лицей?  (Пушкина допустили к экзаменам в Лицей благодаря  ходатайству Александра Ивановича Тургенева, в то время служившего при министерстве духовных дел у князя А.И.Голицына.)
  2. Какой номер комнаты был в Лицее у Пушкина? у Пущина?

                                   (У Пушкина №14, у Пущина №13)

  1. В каком порядке рассаживали лицеистов в классах и в столовой? (В классе, как и в столовой, воспитанников  рассаживали по поведению и успехам. «Блажен муж, иже сидит к кафедре ближе»,-так говорилось об этом в лицейской песне.)
  2. Какие рукописные журналы издавали лицеисты?

(Пушкин, Дельвиг и Корсаков издавали «Неопытное перо», Илличевский, Вольховский, Кюхельбекер и Яковлев – «Для удовольствия и пользы». В 1813 году обе группы слились и под общей редакцией выпустили журнал «Юные пловцы». Самым удачным и долговечным журналом был «Лицейский Мудрец» (1813 – 1816 г.г.).  Данзас и Корсаков числились издателями, а Дельвиг – редактором.)

  1. Какие прозвища были у Пушкина? Как он к ним относился?

(У Пушкина было два прозвища: Француз и Обезьяна. К первому прозвищу он относился прохладно: свою начитанность, прекрасное знание французского языка и французской литературы он ценил невысоко. А ловкостью, умением  прыгать (Пушкин был одним из самых подвижных и ловких) он гордился; поэтому ему больше нравилось второе прозвище – Обезьяна.)

  1. В какое литературное общество был принят лицеист Пушкин? (В ноябре 1815 года в противовес обществу литературных староверов – Беседе любителей российской словесности – в Петербурге возник «Арзамас» - неофициальное литературное общество, объединявшее молодых литераторов, которые высмеивали на своих заседаниях литературных староверов.)
  2. Какое прозвище было у Пушкина в этом обществе?

     (Прозвище «Сверчок», взятое из баллады Жуковского «Светлана»)

  1. По каким учебным дисциплинам Пушкин «оказал успехи» «превосходные»?

           (В российской и французской словесности, в фехтовании)

  1. Сколько стихотворений было написано Пушкиным в Лицее?

                           (130)

II тур    Команды по очереди называют фамилии   лицеистов. Команда, закончившая игру последней, получает 3 балла, проигравшая – 1 балл. В случае, если будут перечислены все фамилии лицеистов, каждая команда получает по 3 балла. (Приложение )

Конкурс 3. «Прекрасное должно быть величаво…»

Конкурс состоит из трех  туров: «Музыка», «Живопись», «Стихотворные посвящения».

Команды отвечают по очереди. На обдумывание дается 5 секунд.  Если одна команда отвечает на вопрос неправильно, другая команда отвечает и зарабатывает дополнительный  балл.                                             В каждом туре очередность меняется.

I тур  «Музыка»   (Команды отвечают после прослушивания  аудиозаписи)

Вопрос команде 1.  – Кто из русских композиторов написал музыку на слова стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»?  (И.Глинка)

Вопрос команде 2.  – Кто автор оперы «Мазепа»?  (П.Чайковский)

II тур  «Живопись» (Используется картина, портрет)

 Вопрос команде 1.  – Встречу двух поэтов – Пушкина и Державина изобразил на своей картине  (висит) «Пушкин на лицейском экзамене» великий русский художник.   Назовите автора этой картины. (И.Репин)

 Вопрос команде 2.  –  О каком из портретов Пушкин сказал: «Себя, как в зеркале, я вижу,/ Но это зеркало мне льстит»?       (О портрете О.Кипренского)                                           

II тур  «Стихотворные посвящения»  

Вопрос команде 1. -  О ком писал А.С.Пушкин: «Его стихов пленительная сладость/ Пройдет  веков завистливую даль»?        (О Жуковском)

Вопрос команде 2. – Кому из своих друзей–декабристов Пушкин послал стихотворение в Сибирь

           Мой первый друг, / Мой  друг бесценный!  (И.Пущину)

Конкурс 4. «Мгновенно твой проснулся гений…»

(Блиц-турнир) За 1 минуту каждая команда должна ответить на наибольшее количество вопросов.  

 За правильный ответ – 1 балл. Не знают – говорят «дальше».

Портреты родителей, няни, бабушки, брата, сестры, детей, женщин-вдохновительниц - слайды из  компьютерной презентации «Лампада чистая любви…»

Команда 1.  

1. Дата рождения Александра Сергеевича Пушкина      (6 июня 1799 г.)

2. Как звали женщину, которой мы обязаны появлением на свет будущего гения?  (Надежда Осиповна Пушкина)

3. Сколько детей было в семье Пушкиных?   (трое)

4. Кто  из детей был любимцем матери?   (Лёвушка)

5. Воспитанием маленького Саши занималась бабушка Мария Алексеевна Ганнибал. Какое стихотворение  посвятил ей поэт?  («Наперсница волшебной страны») 

6. Назовите фамилию, имя  и отчество няни поэта  

               (Арина Родионовна Матвеева, в девичестве Яковлева)

7. Сколько лет было Пушкину, когда его посетила первая любовь?   (9)

8. Кому поэт посвятил стихотворение «Храни меня, мой талисман…»?  (Елизавете Ксаверьевне Воронцовой)

9. Как описал Пушкин Амалию Ризнич в одном из стихотворений?    («Негоциантка молодая», с черною косою более двух аршин длиною)

10. Чьей руки просил, но получил отказ от родителей девушки (сама она тоже не ответила на чувства поэта)?  

   (Анна Александровна Оленина)

11. Что это за стихотворение, ставшее впоследствии известным романсом? («Я вас любил…»)

12. Кто эта женщина и какое знаменитое стихотворение ей посвящено?  (Анна Петровна Керн.    «Я помню чудное мгновенье…»)

  1. Но только об одной женщине Пушкин сказал: «Чистейшей прелести чистейший образец…»  О ком?      

     (О Наталье Николаевне Гончаровой)

  1. Как вы думаете, что поэт ценил в Наталье Николаевне?

                        (Сочетание внутренней и внешней красоты)

  1. Сколько лет прожили супруги?  (6)
  2. Назовите имя убийцы   (Дантес – француз, приёмный сын голландского посланника Геккерена)

Команда 2.  

  1. В какой губернии находилось родовое поместье Пушкиных Михайловское?       (в Псковской)
  2. Как звали отца поэта?       (Сергей Львович Пушкин)
  3. В семье Пушкиных было трое детей: Александр…   Как звали других?    (Ольга, Лёвушка)
  4. Кто воспитывал маленького Александра?

     (Мария Алексеевна Ганнибал – бабушка поэта)

  1. Но была в жизни поэта еще одна женщина, чьи рассказы помогли ему создать свои неповторимые сказки. Кто она?  (няня поэта)
  2. Как называется стихотворение, которое он посвятил ей? («Няне» «Подруга дней моих суровых…»)
  3. Назовите имя той, что была наиболее серьезным увлечением Пушкина в лицейские годы. (Екатерина Павловна Бакунина)
  4. К кому из женщин он испытывал чувство ревности?  

       (к Амалии Ризнич)

  1. Брат Лёвушка и сестра Ольга. С кем из них был дружен Александр? (с сестрой Ольгой)
  2. Кто положил на музыку стихотворение Пушкина «Я вас любил…»? (Наиболее популярен романс, музыку которого написал Б.С.Шереметьев)
  3. Известный русский композитор М.И.Глинка положил на музыку знаменитое стихотворение, посвященное Анне Петровне Керн. Как называется это стихотворение - романс?                                                                                                                          («Я помню чудное мгновенье…»)
  4. Когда и где венчались Наталья Николаевна Гончарова и Александр Сергеевич Пушкин? (18 февраля 1831 года в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот)
  5. Какое стихотворение Пушкин посвятил Наталье Николаевне  Гончаровой?  («Мадонна»)
  6. Сколько детей было у поэта?  (Четверо)
  7. Как их звали? (Маша (1832), Саша (1833), Гриша (1835), Наташа (1836))
  8. Сколько лет прожил поэт?   ( 37 лет 7 месяцев)

Конкурс 5. «Ты заслужил венок себе лавровый…»

Схватка капитанов; разыгрывают, кто будет первым отвечать. За правильный ответ – 1 балл.

Задание 1. : определить, какими понятиями или словами в произведениях Пушкина обозначались или назывались

  1. Младший офицерский чин в кавалерии во времена Пушкина  (Корнет)
  2. Комнатный слуга (камердинер)
  3. Начальник почтовой станции (станционный смотритель)
  4. Начальник местной полиции (исправник)

Задание 2. : определить, из каких произведений А.С.Пушкина эти знакомые строчки:

  1. Да ведают потомки православных / Земли родной минувшую судьбу  («Борис Годунов». Сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» – слова летописца)     
  2. Мы все учились понемногу /  Чему-нибудь и как-нибудь  

      («Евгений Онегин», гл. 1, строфа 5)

  1. Гений чистой красоты    («Я помню чудное мгновенье…»)
  2. Что-то слышится родное… («Зимняя дорога»
  3. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать  

      («Элегия» (Безумных лет угасшее веселье…»)

  1. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, /К нему не зарастет народная тропа («Памятник». Употребляется в значении: благородная память в чьих-либо делах)

Слово жюри: общий счёт (счет после каждого конкурса);

                    награждение

Приложение

Лицеисты

  1. Бакунин Александр
  2. Броглио граф Сильверий
  3. Вольховский Владимир
  4. Горчаков князь Александр
  5. Гревениц барон Павел
  6. Гурьев Константин*
  7. Данзас Константин
  8. Дельвиг барон Антон
  9. Есаков Семён
  10. Илличевский Алексей
  11. Комовский Сергей
  12. Корнилов Александр
  13. Корсаков Николай
  14. Корф барон Модест
  15. Костенский Константин
  16. Кюхельбекер Вильгельм
  17. Ломоносов Сергей
  18. Малиновский Иван
  19. Мартынов Аркадий
  20. Маслов Дмитрий
  21. Матюшкин Фёдор
  22. Мясоедов Павел
  23. Пушкин Александр
  24. Пущин Иван
  25. Ржевский Николай
  26. Саврасов Пётр
  27. Стевен Фёдор
  28. Тырков Александр
  29. Юдин Павел
  30. Яковлев Михаил

Примечание: * Был отчислен за недостойное    

                   (развратное) поведение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс

КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина проводится в целях развития творческих способностей обучающихся, воспитания любви к поэзии, высоких нравственных и эстетических...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" посвящена творчеству А.С.Пушкина. Задачи: 1. Показать величие поэта, исключительность его дарования. 2. Развивать познавательные интересы обучающихся к тво...

Интеллектуальная игра по творчеству А.С.Пушкина.

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-11 классов "Интеллектуальная игра по творчеству А.С.Пушкина". Мероприятие можно приурочить к Дню рождения поэта или провести в рамках недели литературы....

Проект интеллектуальной игры по литературе в 6 классе по творчеству А.С. Пушкина "В мире пушкинских слов"

Литературная игра - это эффективная форма контроля знаний и умений учащихся. Школьников привлекает творческий характер заданий, неформальная обстановка, возможность проявить себе в каком-то новом каче...

Исследовательская работа . Научное направление: Женские образы в творчестве А.С.Пушкина .«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет! …»(Ф.И. Тютчев) .

Актуальность. На уроке литературы мы знакомились с разными  произведениями А.С.Пушкина: стихотворениями, поэмами, повестями. Творчество Пушкина бессмертно и интересно. Нам были очень интересны им...

Литературная гостиная. «Что в имени тебе моем?» (связь поэзии А.С. Пушкина и поэтов ХХ века).

Литературная гостиная «Что в имени тебе моем?» (связь поэзии А.С. Пушкина и поэтов ХХ века)....