Исследовательская работа . Научное направление: Женские образы в творчестве А.С.Пушкина .«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет! …»(Ф.И. Тютчев) .
творческая работа учащихся по литературе (7 класс) на тему

Михайлова Светлана Петровна

Актуальность. На уроке литературы мы знакомились с разными  произведениями А.С.Пушкина: стихотворениями, поэмами, повестями. Творчество Пушкина бессмертно и интересно. Нам были очень интересны именно повести: они увлекательны и красочны, насыщены женскими образами ,которые ,по-своему, интересны.  Мы решили взять две повести «Метель» и «Станционный смотритель» и  сравнить в  них образы героинь.

Цель исследования: Сравнить между собой  женские образы двух повестей: «Метель» и «Станционный смотритель». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство образования Омской области

БОУ «Лицей » г. Калачинска  Омской области

                               Конкурс    исследовательских     работ

«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет! …»(Ф.И.  Тютчев) .

Исследовательская работа .

Научное направление: Женские образы в творчестве А.С.Пушкина 

                            Тема: « Такие разные, но так похожи»

                                                                           

 Выполнили: ученицы 7 А класса

                                                                  БОУ « Лицей » г. Калачинска  

                                                                              Омской  области    

Богоявленская Софья  и  Шадрина Наталья                                   Руководитель:

                                                                   учитель русского языка и литературы

 БОУ «Лицей » г. Калачинска  

 Михайлова Светлана Петровна

2017 год

Г. Калачинск

Содержание

Введение. ………………………………………………………….………  Стр.3

Глава 1 Общие понятия………… ….……………………………………..Стр.4

  1. Что такое повесть…………………………………………………........ Стр.4
  2. История происхождения повестей «Метель» и  «Станционный смотритель.» ……………………………………………………………Стр.4

Глава 2.«Метель» и «Станционный смотритель »

Героини повестей в сравнении ……………………………………………..Стр.5

Заключение…………………………………………………………………Стр.13

Библиографический      список.……………………………………………Стр.14

                                                    Введение

Актуальность. На уроке литературы мы знакомились с разными  произведениями А.С.Пушкина: стихотворениями, поэмами, повестями. Творчество Пушкина бессмертно и интересно. Нам были очень интересны именно повести: они увлекательны и красочны, насыщены женскими образами ,которые ,по-своему, интересны.  Мы решили взять две повести «Метель» и «Станционный смотритель» и  сравнить в  них образы героинь.

Цель исследования: Сравнить между собой  женские образы двух повестей: «Метель» и «Станционный смотритель».

Задачи:

  1. Узнать что такое повесть.
  2. Изучить повести «Метель» и « Станционный смотритель».
  3. Сравнить  женские образы двух повестей между собой.
  4. Найти сходства и различия между ними.
  5. Сделать вывод.

Объект исследования: Две повести А.С.Пушкина  «Метель» и «Станционный смотритель». Женские образы в них.

Гипотеза: Мы думаем, что две  героини этих повестей будут не только  отличаться друг от друга, но и иметь что-то общее.

Методы исследования:

  1. Метод изучения теоретической литературы.
  2. Метод сравнения, сопоставления.
  3. Метод определения словарных дефиниций.

                                        Глава 1.Общие понятия.

Глава 1.1Что  такое повесть?

Повесть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. В зарубежном литературоведении специфически русскому понятию «повесть»  соответствует  название - «короткий роман».

В России первой трети XIX века термин «повесть» соответствовал тому, что теперь называют «рассказ». Понятия рассказа или новеллы в то время не знали, а термином «повесть» обозначали всё, что не дотягивало по объёму до романа. Повестью называли, в том числе и короткое повествование об одном происшествии, иногда анекдотическом («Коляска» Гоголя, «Выстрел» Пушкина).

В Древней Руси «повесть» означала любое повествование, особенно прозаическое, в отличие от поэтического. Старинное значение термина — «весть о каком-то событии» — указывает на то, что этот жанр вобрал в себя устные рассказы, события, которые лично видел или о которых слышал рассказчик.

Важным источником старорусских «повестей» являются летописи («Повесть временных лет» и др.). В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо действительных событиях («Повесть о нашествии Батыя на Рязань», «Повесть о Калкской битве», «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и др.), чья достоверность и актуальная значимость не вызывали сомнения у современников.

Жанр повести — переходный между романом и рассказом, и поэтому он с трудом поддается однозначному определению.

Глава 1.2.История происхождения повести «Метель» и «Станционный смотритель».

«Станционный  смотритель». Проведённый анализ произведения говорит, что повесть «Станционный смотритель» занимает значительное место в творчестве А.С. Пушкина и имеет большое значение для всей русской литературы. В ней едва ли не впервые изображены жизненные невзгоды, боль и страдание того, кого называют «маленьким человеком». С нее начинается в русской литературе тема «униженных и оскорбленных», которая познакомит с добрыми, тихими, страдающими героями и позволит увидеть не только кротость, но и величие их души сердец.

Достоевский признал, что именно в «Станционном смотрителе» совершилось литературное открытие мира «бедных людей». Более того, он угадал в беде, сгубившей старого смотрителя, «дело общее», которое «и над вами, и надо мной», и над графом, «что на Невском или на набережной живет», «может случиться». С тех пор общественное и литературное сознание выделило «Станционного смотрителя» из других повестей Белкина, отметило его особым, пристальным вниманием.

«Метель»

Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным (1799—1837) в 1830 году, в золотую пору его творчества, оставшуюся в истории под названием «Болдинская осень» , в этом вынужденном уединении появилось огромное количество произведений разных жанров, в том числе — прозаических, известных под общим названием «Повести Белкина».

Образец великолепной, лаконичной и ясной прозы, «Метель», написанная в один день, 20 октября, представляет собой, в сущности, анекдот о провинциальной семнадцатилетней девице, Марье Гавриловне Р., которая решила бежать из дома, чтобы тайно обвенчаться со своим бедным и потому неприемлемым для родителей избранником, и о том, как метель вмешалась в планы влюбленных и в результате полностью изменила судьбы трех человек.

Глава 2. Сравнение  повестей «Метель» и «Станционный смотритель»

Изучив, теоретическую литературу, мы приступили к практической части нашего исследования. Мы сравнили 2 повести и вот, что у нас вышло…

Первое, что мы сравнили это внешнее описание, внутренние состояние героев и финал повестей.

«Станционный смотритель»

В повести заложены основы реализма в русской литературе.

Главный герой повести. А С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин – типичный «маленький человек», и даже данное ему автором имя Самсон, которое носил библейский герой, выглядит насмешкой, но он  от природы услужливый, скромный в притязаниях на почести. Так же с почтением и добродушием относится к своим постояльцам,

Главная героиня этой повести - Дуня Вырина — дочь станционного смотрителя, вокруг ее судьбы развивается весь сюжет. Красивая, хозяйственная, умная, она не может не понравиться. Отец не нарадуется на Дуню, на которой держится все небогатое хозяйство. Но она безответственная, бессердечная, равнодушная девушка, так как бросила своего отца одного, зная, что он переживает.

Анализ произведения показывает, что в повести «Станционный смотритель» — униженный и печальный герой, финал — в равной степени и скорбный и счастливый: смерть станционного смотрителя, с одной стороны, и счастливая жизнь его дочери — с другой. Если бы Минский бросил Дуню, то получилась бы «жалостная» история и весь смысл повести сводился бы к обличению безнравственного соблазнителя. В этой повести у Пушкина все и тоньше, и глубже, и, главное, реалистичнее. Несмотря на «счастливую» развязку, произведение сохраняет трагическую окраску.

«Метель»

Что это – реализм? романтизм? сентиментализм? «Метель» включает в свою художественную круговерть все три метода, которые здесь диалогически взаимодействуют друг с другом.

В повести "Метель" автор выводит подчеркнуто обычных людей, не блещущих умом, талантом, силой духа, и показывает, как причудливо может сложиться жизнь, если вмешается необъяснимая и непредвиденная случайность. Главная героиня- Марья Гавриловна и её  судьба - молодой человек. В финале судьба вмешалась , дав, возможность героям
встретиться по-настоящему и полюбить друг друга. Это невероятный союз,
который начался свадьбой, а продолжился через несколько лет знакомством,
может быть счастливым, по мнению Пушкина. Жизнь – метель, но человек – не безвольная игрушка в руках судьбы. У него есть шанс, о котором следует помнить, на который следует надеяться даже в самой безнадежной ситуации, – шанс выиграть, вырвать счастливую судьбу у жизненной метельной круговерти. Марья Гавриловна об этом не думала, сознательно на это не рассчитывала, но интуитивно именно этим – жаждой жизни и доверием к ней – руководствовалась, за что и была щедро вознаграждена.

«Может быть, писав этот рассказ, Пушкин думал: жизнь-метель редко бывает так добра, но бывает», – так заключает свою статью М.Гершензон. С этим трудно не согласиться, но к этому хочется добавить: может быть, создавая свою повесть, Пушкин думал и о том, как много значит достойное и мужественное поведение человека перед лицом безжалостной судьбы, и о том, что за это редко бывает награда, но бывает...

Вывод: Если судить по финалу, в обеих повестях  героини счастливы. В  повестях, наряду с традиционной романтической тематикой из дворянско-усадебного быта, Пушкин раскрывает тему счастья человека в широком его понимании. Житейская мудрость, правила бытового поведения, общепринятая мораль закреплены в катехизисах, прописях, но следование им не всех и не всегда приводит к удаче. Нужно, чтобы судьба подарила человеку счастье, чтобы удачно сошлись обстоятельства. В повестях показано, что нет безвыходных положений, за счастье надо бороться, и оно будет, даже если оно невозможно.

Марья Гавриловна-героиня повести А.С.Пушкина «Метель», сюжет которой рассказан Белкину девицей «стройная, бледная и семнадцатилетняя» дочь помещика, т. е Марья, была достаточно богата. Девушка имеет в повести романтическое воображение, т. е воспринимает жизнь, как романную фабулу. Но она была очень равнодушна и бессердечна к своим родителям, была очень упряма: Марья Гавриловна переезжает в другое наследственное имение, становится богатой невестой, но отвергает всех женихов, - как Пенелопа, ждущая своего Одиссея.

Владимир Николаевич, её избранник – бедный молодой военный, порывистый и романтичный молодой человек, который находится во власти молодецкой удали и романтических поступков. Был очень целеустремлённый, так как добился руки и сердца Марии, в общем, ради неё готов на всё, что угодно.

В результате невероятного стечения обстоятельств Марья Гавриловна была обвенчана со случайным встречным, из метели вынырнувшим и в метели растворившимся, по-видимому, навсегда, у Марьи Гавриловны достало физических и нравственных сил, переболев, жить дальше, несмотря на всю безнадежность, безрадостность и бесперспективность положения тайной жены случайного встречного. Более того, ей хватило мужества и достоинства нести свой крест молча, не сетуя, не жалуясь и не ропща. Она сумела придать своей холодности по отношению к многочисленным искателям приличную оправдательную форму, облечь ее в достойные неброские одежды.

                     Тайны  и язык повестей.

«Метель». Рассказ о героинях изобилует готовыми, заимствованными из сентиментальной литературы книжными формулами, которые характерны для миро- и самовосприятия героев, пребывающих во власти романических речевых и поведенческих стереотипов: «предмет, избранный ею»; «пылал равною страстию»; «клялися друг другу в вечной любви»; «воля жестоких родителей» и т.д. и т.п. Использование многочисленных вводных конструкций усугубляет, усиливает иронический тон: настоятельно подчеркивая закономерность происходящего с героинями .

«Станционный смотритель».

Язык написания простой и доступный, более реалистичный, характерный для маленьких людей.

В чём же заключается  некая тайна  героинь?  В «Станционном смотрителе» заключена она в небольшой художественной детали — стенных картинах, рассказывающих о блудном сыне, которые были в 20-40-х гг. частой принадлежностью станционной обстановки.

Название «Метель» порождает тревожное ожидание героиней какого-то потрясения, перелома, предвкушение динамичного, острого развития сюжета, «метельности», т.е. взвихренности, неожиданности, круговерти событий, драматического их развития-тайну.

 «Станционный смотритель»

Дом, в котором выросла  Дуня –дочь смотрителя: в комнате находится стол для путешествующих, диван для отдыха, стол смотрителя, на котором стоит  бронзовый подсвечник, чернильница с гусиным пером, книга для записи подорожных. А за перегородкой – комната Дуни, в которой  стоит диван, сундук для приданого, столик для рукоделия, комод. Рядом находится ямщицкая, четверть этой комнаты занята русской печью с полатями. На большом столе – деревянные чашки и ложки, на стенах – сбруя для лошадей и одежда для ямщиков. Ямщик мог отдохнуть в ямщицкой, пока готовятся к поездке лошади. Во дворе почтовой станции есть шорная (делали шоры и конскую упряжь) , кузница, каретная.

«Метель».

А какова же семья, обстановка, в которой выросла другая героиня? Жил в своём поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р**. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою, Прасковьей Петровною. Утро ненарадовских помещиков изобилует обыденными бытовыми подробностями, детально рисует рутинные ежедневные события: «старики проснулись и вышли в гостиную»; «подали самовар»; Гаврила Гаврилович послал девчонку узнать о Маше; та вернулась с отчетом – все как всегда.

«Станционный смотритель»

Рядом с героинями находятся люди, которым присуще негодование ,люди для которых наши героини – это смысл жизни, но они не способны на перемены...Когда Самсон получает от князя деньги, первым его чувством является негодование. Но даже это негодование он не способен выразить непосредственно своему обидчику, и вместо того, чтобы бросить деньги Минскому в лицо, он бросает их на землю. Это еще раз демонстрирует нам, что да — внутри «маленького человека» бушуют большие страсти, но соответствующих поступков и действий  по спасению своей дочери он не совершает, он просто к ним не способен. Причем история с деньгами на этом не заканчивается. «Большие страсти» быстро улеглись, и, вследствие своей практичности, Вырин решает вернуться и деньги забрать, но даже здесь он опоздал и не погнался за похитителем. Именно это несоответствие между эмоциями и поступками привело Самсона к пьянству и, в дальнейшем, к смерти. Итог истории.

Самсона Вырина предопределен: долгие годы человек выстраивал искусственный мирок, огораживал жизнь своей дочери  от внешнего мира, но эти стены рухнули от первого же ветра перемен. И Вырин оказался неспособным ни защитить то, что ему дорого, ни приспособиться к новой реальности.

«Метель»

Так же и в этой повести герой, который любил Машу,  является эмоциональным человек и в итоге умирает, но уже не думая о свой невесте.

 В результате невероятного стечения обстоятельств Марья Гавриловна была обвенчана со случайным встречным, из метели вынырнувшим и в метели растворившимся, по-видимому, навсегда. Именно это известие «ожидало» опоздавшего к месту событий Владимира. И что же он? Оскорбленный до глубины души, бог весть что предполагая – измену, коварство, легкомыслие, он не делает даже попытки встретиться со вчерашней невестой, объясниться с ней, проститься наконец. Не приходит ему в голову и мысль написать новый сценарий собственной жизни – он видит для себя лишь одну возможность, один вариант, предписанный логикой сентиментального романа: если не счастливая любовь, то смерть.» Жизнь отвергла написанный им сценарий, а он, вместо того чтобы внести в этот сценарий коррективы, изменившие бы жизнь и его, и героини , или вообще переписать его, отвергает саму жизнь.

Проведя исследования ,мы поняли, что в каждом произведении есть  самые главные героини , вот их мы и будем сравнивать в этом эпизоде:

Дуня Вырина   и Марья  Гавриловна.

Сходства между Дуней  Выриной и Марьей Гавриловной.

1.Вокруг этих героинь и завязываются 2 повести.

2.Дуня и Марья были очень красивые и очаровательные.

3.Помимо этого у них есть и отрицательные черты они: по отношению к своим родителям девушки на первый план ставят своё счастье, так как обе ушли из дома против воли родителей.

4.В  итоге повестей те люди, которые по -настоящему всей душой любили этих девушек ,умирают, считая, что на этом свете им делать больше не -чего.

5.Мысли о родителях у обеих героинь вызывают слёзы.

« Маша занемогла. она нежная, любящая (и горячо любимая) дочь, которая боится причинить родителям боль, которая не желает разлуки с ними, – и все-таки решается на разлуку. Мы видим, как трудно дается ей исполнение задуманного, но, страдая и заливаясь слезами, она не останавливается на полпути.»Дуня- «…как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: "Сидите смирно, а я схожу на кладбище".Она легла здесь и лежала долго».

6.Обе девушки очень впечатлительны: не выдержав напряжения, падают без чувств.

7.После кончины отца М.Г. становится богатой наследницей, завидной невестой. Они с матерью переезжают жить в N. Дуня тоже устроена в жизни: «…летом проезжала барыня, ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською».

Различие между Дуней Выриной и  Марьей Гавриловной.

1.В семье Дуни не было денег, а вот Марья была богата.

2.Дуня смотрела на жизнь реально, Марья же смотрела на жизнь как на романную фабулу.

3.Дуню, можно сказать, украли, об её приготовлениях к побегу не сказано, а Марья сделала свой выбор сама: Тайные приготовления и побег невесты»,начинается словами «Марья Гавриловна долго колебалась». И это «колебалась», затем «согласилась» поданы, в отличие от предыдущих действий героини, вполне всерьез, как собственные, а не надуманные, присвоенные душевные движения.»

4. Белкин в повести видит Дуню впервые, когда той четырнадцать лет — возраст, в котором ещё рано задумываться о судьбе. Дуня ничего не знает об этом намерении заезжего гусара Минского. Но, оторвавшись от отца, она выбирает своё женское счастье, пусть, может быть, и недолгое. Она выбирает другой мир, неведомый, опасный, но в нём она, по крайней мере, будет жить. Трудно её винить в том, что она выбрала жизнь, а не прозябание, она рискнула и выиграла.

 А Маше -17. «Семнадцатилетняя», нарочито уравненном с определениями «стройная, бледная», акцентировано то особое, рубежное состояние, когда детство уже кончилось, но все еще впереди, когда романтическая бледность есть атрибут возраста, когда возраст определяет душевный настрой и жизненные ориентиры; это состояние еще игривое (возможность выбора делает его таковым) и уже очень серьезное.

5.Дуня. «Что за девка то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили ее, та платочком, та сережками. Господа проезжие нарочно останавливались, будто бы пообедать, аль отужинать, а в самом деле только, чтоб на нее подолее поглядеть. Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала не безо всякой робости, как девушка, видевшая свет, такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать, маленькая кокетка».

Маша: стройная, бледная. Она считалась богатой невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей

6.Дом, в котором жила Дуня был очень прост. В повести «Метель» Марья была богата, то мы можем представить богатый дом украшенный узорами, в котором находится много красивой мебели .В ограде  может расположиться  обширный сад.

7.Да, родительский дом  из- за любви они покидают тайком, но Марья Гавриловна при этом рвёт себе душу, думая о родителях, а Дуня уезжает, как блудный сын, думая только о себе, понимание, что отец-любимый для неё человек  приходит слишком поздно. Дуня все же перешагнула через родительскую любовь,и   это чистая случайность, которой она обязана исключительно своему женскому обаянию. Но у нее не хватило характера преодолеть «приличия» новой среды, в которой она очутилась. Войдя в другой мир, она вынуждена была порвать все связи с отцом.

8.Имена героинь.

Марья Гавриловна. Эта пушкинская героиня действительно, как отмечали исследователи, принадлежит к «гнезду» Татьяныно, наряду со сходством (романические пристрастия, верность долгу) и на фоне его, тем очевидней отличие: Марья Гавриловна, нигде не выходя за рамки дозволенного, не забывая о долге и обязательствах перед Богом, позволяет себе играючи пренебречь предначертанной ей печальной участью. Без этого «ослушания», без сознательного забвения героиней лежащего на ней бремени, без «легкомысленного» уклонения от безоговорочно безрадостного пути, наконец, без энергичной, хотя, казалось бы, совершенно бессмысленной инициативы с ее стороны не было бы, не могло быть благополучной развязки.

По поводу имени Дуни можно сослаться на одну из статей Дж.Т. Шоу, в которой автор указывает на однажды встречающийся в тексте простонародный вариант имени Евдокия - Авдотья. Имя это восходит к новозаветному греческому evdokia, что обозначает "успех", "доброта", "добрая воля" .Можно с полной уверенностью сказать, что первое толкование имени Дуни ("успех") полностью соответствует героине. Своим успехом она обязана прежде всего самой себе. Относительно второго и третьего толкования ("доброта" и "добрая воля") эти значения имени героини не дают нам права только осуждать ее, как это было в ходу до недавнего времени.

Заключение.

В итоге нашей работы мы выяснили, что две  повести: «Станционный смотритель» и «Метель» и их героини  имеют  много общего, но в тоже время они  разные. Наша гипотеза доказана.Таким образом, мы достигли нашей цели. Выполняя эту работу, мы узнали новые подробности  повестей и глубже нырнули в их смысл. Рекомендуем эту работу тем, кому нравится повести, написанные Пушкиным.

Библиографический      список

  1. Афанасьев Э.С. "Повести Белкина" А.С.Пушкина: ироническая проза // Русская литература. – 2000. – № 2.
  2. Берковский Н. О «Повестях Белкина» (Пушкин 30-х годов и вопросы народности и реализма) // О русском реализме XIX века и вопросах народности литературы. – М.; Л., 1960 – С.94-200 [«Повести Белкина» и произведения русских романтиков].
  3. Варнеке Г. Построение «Повестей Белкина» // Пушкин и его современники. – Л., 1930. – Вып.28-29. – С.119-148А. С. Пушкин: «Повести Белкина
  4. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. - М., 1999.
  5. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М., 1959.
  6. Влащенко В.И. Загадка "Метели" // Русская словесность. – 2001. – № 1.
  7. Гиппиус В.В. «Повести Белкина» // Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. – М.;Л., 1966. – С.7-45.
  8. Гукасова А.Г. Болдинский период в творчестве Пушкина. – М., 1973.
  9. Гукасова А.Г. «Повести Белкина» А.С.Пушкина. – М., 1949.
  10. Зуев Н.Н. Одна из вершин русской прозы "Повести Белкина" А.С.Пушкина. // Литература в школе. – 1998. – №
  11. Лежнев А.З. Проза Пушкина. – М., 1966.
  12. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. – М., 1970.
  13. Черняев Н.И. Критические статьи и заметки о Пушкине. – Харьков, 1990.
  14. Чичерин А.В. Очерки по истории русского литературного стиля. – М., 1977


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет"

Урок литературы, посвященный Дню памяти А.С.Пушкина, проводится в 5 классе. Урок проводится в форме устного журнала, который состоит из нескольких страниц: 1 страница "День памяти А.С.Пушкина", 2 стра...

"Тебя,как первую любовь, России сердце не забудет..."

Посвящается А.С.Пушкину, местам, связанных с именем русского поэта....

Научно-исследовательская работа "Память, возраст и образ мыслей"

В тайне подросток хочет знать о своих психологических особенностях проверить насколько верно он думает о себе. Когда человек научится разбираться в своем психологическом мире ему легче решить жизненны...

«России сердце не забудет»… А.С.Пушкин. Судьба и творчество.

Урок  изучения нового материала, представлен   в форме урока-лекции. Задачи урока: расширить и систематизировать знания учащихся о жизни и истоках поэзии А.С.Пушкина;  воспиты...

Сценарий конкурса чтецов «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет…» на ежегодном фестивале школы "Пушкинские чтения"

Работа представляет собой сценарий конкурса чтецов на ежегодном школьном фестивале «Пушкинские чтения», который в 2013-2014 учебном году был посвящён 180-летию пребывания А.С.Пушкина в Казани.Сценарий...

Научно-исследовательская работа по теме «Женские образы в повестях И. С. Тургенева о любви»

Научно-исследовательская работа по теме «Женские образы в повестях  И. С. Тургенева о любви»...

Презентация к уроку Памяти Александра Сергеевича Пушкина "Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет" (Ф.И. Тютчев)

У каждого народа есть свои святыни. Без них народ распадается, превращается в население, а Родина - в территорию. И нашу святыню - Пушкина - надо беречь. И не столько на полках, сколько в душе. На пол...