"Тебя,как первую любовь, России сердце не забудет..."
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Киселева Елена Львовна

Посвящается А.С.Пушкину, местам, связанных с именем русского поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Тебя, как первую любовь,

                       России сердце не забудет…». 6класс, 1час.

(оформление: на столе портрет А.С. Пушкина (работа художника Кипренского) ; собрание сочинений поэта, чернила, ручка- перо;

на доске «Кара путешествий Пушкина», фотографии кабинета на Мойке 12, Москвы, Санкт-Петербурга 19 века; икона с лампадой, зажжённые свечи;

отдельно оформлен стенд с портретами близких поэту людей: А.П. Ганнибала, В.А. Жуковского, П.Я. Чаадаева, И.И. Пущина, Н.Н. Пушкиной).

Музыкальное сопровождение: (отрывки из произведений) Г.Свиридов «Метель», Л.Бетховен «Героическая симфония», романс «Тройка» на слова П.А.Вяземского.

Цели и задачи урока:

  1. Проследить взаимосвязь отдельных эпизодов жизни А.С.Пушкина (его трагической гибели) через его поэтическое творчество; отношение поэта через поэзию к близким ему людям (родным и друзьям); отношение современников к поэту;
  2. Способствовать развитию культуры диалогической и монологической речи; развитию памяти, воображения; развитию творческой инициативы.
  3. Воспитывать чувства «добрые»: интерес и уважение к тем литературно-мемориальным местам, связанных с именем А.С.пушкина.

Формы и методы работы: рассказ учителя, беседа, пересказы (сжатые) по теме урока учащихся, выразительное чтение и наизусть стихотворений А.С.Пушкина(метод деятельности-репродуктивный).

Ход урока:

Звучит музыка Г. Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель», ученица под музыку рассказывает отрывок из повести:

«…На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали…Метель не утихала…»

Учитель: Потрясённые гибелью поэта, многие, кто был в эти творческие дни 27,28,29 января рядом с поэтом, оставили свои воспоминания об этом печальном событии.

(звучат строки из записок доктора Спасского о последних часах и минутах А.С. Пушкина).

На часах 14-45, в это мгновение остановилось сердце поэта.

Звучит музыка Л. Бетховена «Героическая симфония». Ученица  читает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта».

(перед учащимися репродукция с картин А.А. Козлова «Пушкин в гробу»)

Молчание.

Учитель: На следующий день в газете «Литературные прибавления» появился некролог, написанный князем В.Ф. Одоевским:

«Солнце нашей Поэзии закатилось! Пушкин скончался…»

« Прострелено солнце!» - словно прокричал вслед за Одоевским  А.Кольцов.

Ученик: «Что смолкнул веселия глас?

                Да здравствуют музы, да здравствует разум!

                Как это лампада бледнеет

                Пред ясным восходом зари,

                Так ложная мудрость мерцает и тлеет

                Пред солнцем бессмертным ума.

                Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Учитель: В 1825 году в Михайловском Пушкин, узнав о восстании декабристов, задумался над их участью. Думал он и о своей судьбе.

Именно тогда из-под его пера появились строчки:

« Я скоро весь умру. Но, тень мою любя,

Храните рукопись, о други для себя!

Когда гроза пройдёт, толпою суеверной

Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,

И долго слушая, скажите: это он;

Вот речь его. А я, забыв могильный сон,

Взойду невидимо и сяду между вами,

И сам заслушаюсь…

1 Ученик: Мы храним, Пушкин твои рукописи.

Мы читаем, изучаем твои произведения.

2 Ученик: Прав оказался поэт, когда сказал:

«Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит.

И славен, буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит…»

Пушкин будет жить до тех пор, пока будет Россия, будет русский язык.

«Да здравствует солнце, да скроется тьма!»…

Учитель: И в день памяти (смерти) поэта мы не можем, не хотим говорить слова прощания, а наоборот «Здравствуй, Пушкин.» А он через столетия отзывается: «Здравствуй, племя, младое, незнакомое! Не я увижу твой могучий поздний возраст …

…Но пусть мой внук…

С приятельской беседы возвращаясь,

Пройдёт он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет…»

Учитель: В тридцатых годах прошлого века Г.Г. Чернецов написал картину «Парад на Царицыном лугу». На первом плане живописец изобразил толпу зрителей. Их более двухсот. В этой толпе не сразу находишь скромную фигуру Пушкина. В Петербурге в пёстрой толпе поэт нередко заслонён людьми в блестящих мундирах, пышных нарядах. Но в исторической перспективе невысокая фигура поэта заслонила собой всё прочее. И вся эта эпоха с середины 1810-х до середины 1830-х  годов именуется пушкинской эпохой. Здесь в классе создана небольшая картинная галерея, в которой можно увидеть лица людей, связанных с Пушкиным родством, дружеским узами.

Учащиеся рассказывают о людях, изображениях на портретах, читают строки из стихотворений, посвящённых или (домашнее задание).

1Абрам (Ибрагим) Петрович Ганнибал «Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории». (Начало автобиографии). «Моя родословная»

2В.А. Жуковский («гений-хранитель» поэта; история портрета «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила»)

3П.Я. Чаадаев и стихотворение « Пока свободою горим , Пока сердца для чести живы…»

4И.И. Пущин (№ 13, « Мой первый друг, мой друг бесценный!...)

5Н.Н. Пушкина («…моя Мадонна, Чистейший прелести чистейший образец…»

Учитель: На рубеже тысячелетий стремительно менялся мир, но время не властно над судьбой великого человека и гражданина. Его чтут во всех уголках земли. Пушкин не знает границ, он принадлежит всем нам, где бы мы не жили…Мы с тобой перед необычной картой путешествий Пушкина. Поэт много путешествовал, так он писал об этом:

Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком!

У меня в руках колокольчик. Наверное, такие звенели под дугой русской тройки. Русская тройка! Многие поэты и писатели воспели её в своих произведениях.

(звучит романс «Тройка» на слова П.Я. Вяземского). Подсчитано, что только по почтовым трактатам  Пушкин проехал свыше тридцати тысяч вёрст. Это немало и по нашим меркам. Для начала 19 века это необычайно много.

Мы сейчас побываем в тех местах ( некоторых), где жил, творил или бывал поэт, всегда удивительно чувствовавший дух местности, в которой он писал, и очень тонко передавший его в своих произведениях.

Учащиеся проводят экскурсии по определённому маршруту (домашнее задание):

1.Москва-родина поэта.

  «В изгнанье, в горести, в разлуке,

  Москва! Как я любил тебя,

  Святая родина моя!»

2.Царское Село (г. Пушкин, Лицей)

«отечество нам Царское Село»

3.Места Гатчинского района Ленинградской области

а). Суйда - поместье Ганнибалов

«Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердца пишу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам»

б). Кобрино – домик няни Арины Родионовны:

«Подруга дней моих суровых»

в).Выра – «Станционный Смотритель»-  единственный в нашей стране музей литературных героев Пушкина.

4.Санкт-Петербург «Люблю тебя, Петра творенье…»

5. Михайловское, Святогорский монастырь.

«…И хоть бесчувственному телу

равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне б всё ж хотелось почевать..»

Учитель: Целый мир предстанет перед нами, когда мы откроем для себя историю личности, историю обитателей, историю произведений, написанных здесь Пушкиным.

И.И. Пущин очень верно заметил о поэте: «Характеристическая черта гения Пушкина-разнообразие. Не было почти явления в природе, события в обыденной общественной жизни, которые прошли мимо него, не вызвав дивных и неподражаемых звуков его лиры..».

Домашнее задание:

Подумайте над вопросом: почему в нашей стране сохранено и воссоздано столько литературных памятных мест, музеев,связанных с именем А.С.Пушкина? Какие музеи вы знаете?

Подготовьте устное сообщение по вопросам или выучите стихотворение (отрывок), посвященное Пушкинскому памятному месту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет"

Урок литературы, посвященный Дню памяти А.С.Пушкина, проводится в 5 классе. Урок проводится в форме устного журнала, который состоит из нескольких страниц: 1 страница "День памяти А.С.Пушкина", 2 стра...

«России сердце не забудет»… А.С.Пушкин. Судьба и творчество.

Урок  изучения нового материала, представлен   в форме урока-лекции. Задачи урока: расширить и систематизировать знания учащихся о жизни и истоках поэзии А.С.Пушкина;  воспиты...

Сценарий конкурса чтецов «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет…» на ежегодном фестивале школы "Пушкинские чтения"

Работа представляет собой сценарий конкурса чтецов на ежегодном школьном фестивале «Пушкинские чтения», который в 2013-2014 учебном году был посвящён 180-летию пребывания А.С.Пушкина в Казани.Сценарий...

Исследовательская работа . Научное направление: Женские образы в творчестве А.С.Пушкина .«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет! …»(Ф.И. Тютчев) .

Актуальность. На уроке литературы мы знакомились с разными  произведениями А.С.Пушкина: стихотворениями, поэмами, повестями. Творчество Пушкина бессмертно и интересно. Нам были очень интересны им...

Сборник сочинений " Помнит сердце, не забудет никогда"

Патриотическое воспитание школьников – актуальная проблема в условиях современной России. Страшные годы Великой Отечественной войны отходят все дальше и дальше. Остается все...

Презентация к уроку Памяти Александра Сергеевича Пушкина "Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет" (Ф.И. Тютчев)

У каждого народа есть свои святыни. Без них народ распадается, превращается в население, а Родина - в территорию. И нашу святыню - Пушкина - надо беречь. И не столько на полках, сколько в душе. На пол...