Научно-исследовательская работа по теме «Женские образы в повестях И. С. Тургенева о любви»
творческая работа учащихся по литературе (9 класс)

Научно-исследовательская работа по теме «Женские образы в повестях  И. С. Тургенева о любви»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_i._turgenev_asya.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно-исследовательская работа по теме «Женские образы в повестях И. С. Тургенева о любви» Автор: Потапова Алина Камильевна учащаяся 9 класса МКОУ «Белоярская СОШ» Руководитель: Жаринова Марина Юрьевна Должность: учитель русского языка и литературы Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя школа» Секция «Русский язык и литература»

Слайд 2

Проблема моего исследования: Так ли далеки от нас, юношей и девушек XXI века, тургеневские герои и героини? Почему их образы не являются нарицательными?

Слайд 3

Цель моего исследования: Сравнить на примере творчества И.С. Тургенева молодое поколение XIX и XXI веков, используя анкетирование учащихся 8 -10 классов и анализ их мировоззрения.

Слайд 4

Задачи: 1) Познакомиться с научной литературой о творчестве И.С. Тургенева. 2) Провести анкетирование учащихся 8 -10 классов с целью выяснения читательских интересов молодого поколения XXI века, а также выяснить, какой представляют себе современные школьники девушку XIX и XXI века? 3) На основе данных провести сравнительный анализ по проблеме «Женские образы в прозе И.С. Тургенева» И пусть это будет немного самонадеянно, ещё мне хочется познакомить с повестями И.С. Тургенева моих одноклассников и убедить их прочитать эти прекрасные произведения.

Слайд 5

Гипотеза: Молодые поколения XIX и XXI веков отличаются друг от друга, так как живут в разное историческое время и имеют разные интересы, но общечеловеческие ценности не могут резко меняться, и поэтому молодёжи XXI века близки образы тургеневских девушек.

Слайд 6

2. Основная часть А) Практическая часть

Слайд 7

Вы читали произведения Тургенева? Вы читали произведения Тургенева?

Слайд 8

2. Если читали, то какие именно? - «Ася» -21 (8, 9, 10 класс) -«Вешние воды» - 2 (9 класс); -«Первая любовь» - 4 (2 - 9 класс, 2- 10 класс) - Другое - «Отцы и дети» 7 (10 класс), « Му-му » - 20(!). 3. Читаете ли Вы самостоятельно произведения о любви? - Да - 22 - Нет - 8 4. Почему Вам интересна данная тема? - Потому что я люблю такие произведения – 26 (имелись в виду произведения не только из школьной программы) - Задали читать в школе 25 - Другой вариант: «Я не люблю читать вообще» - 1.

Слайд 9

5. Нужны ли такие произведения в школе? - Да -21 - Нет - 9 6. Чему, по-вашему, можно научиться, читая произведения И.С. Тургенева? - «Учат жизни». «Интересно узнавать чужую жизнь». «Взаимоотношения отцов и детей». «Не осуждать людей». «Ничему (научиться?)» 7. Помните ли кого-нибудь из тургеневских героинь? - Анна Сергеевна и Катя, Фенечка – 7, Ася -24, Зинаида – 3, Джемма -2.

Слайд 10

Б) Портрет современной девушки: «Целеустремлённая, решительная, смелая, гордая, знающая себе цену, красивая, верная, любящая, нежная, образован-ная , умеющая одеваться, способная на жертву, умелая, волевая и т.д.» - мало чем отличался от образов, созданных Тургеневым. В характеристике девушки XIX века были названы следующие качества: «Нежная, скромная, влюблённая, религиозная, весёлая, кокетка, замкнутая, самоотверженная, капризная, «с книжкой», любящая природу, барышня».

Слайд 11

Историко-литературное понятие «тургеневская» девушка « Тургеневская» девушка- это замкнутая, но тонко чувствующая героиня с богатым внутренним миром, превосходством внутренней красоты над внешней, которая, как правило, выросла на природе в глухом поместье (без тлетворного влияния светской и городской жизни), чистая, скромная и неплохо образованная. Она простая и сердечная, искренняя, сильная духом, самоотверженная, способная на подвиг. Этот стереотип — явный интроверт, плохо сходится с людьми, но обладает глубокой внутренней жизнью .

Слайд 21

Повесть «Ася» Ася - девушка чуткая, постоянно размышляющая. В ней кипят жизнь и молодость, непосредственность и искренность в восприятии жизни, отсутствие всякой искусственности и жеманства. Это само по себе было психологическим выражением нового духа времени. Ася ищет деятельности, она ощущает неясное ей желание «пойти куда-нибудь, на молитву, на трудный подвиг… А то дни уходят, жизнь уйдет, я что мы сделали?»

Слайд 25

Джеммы – настоящей красавицы, со стройным станом, её выразительными гибкими и длинными пальцами. Джемма более чем прекрасна. По- итальянскиДжемма значит «драгоценный камень». Тургенев просто любуется своей героине йВ повести «Вешние воды» два женских начала. Лирическая героиня как бы раздваивается на черноволосого кудрявого ангела Джемму и Марью Николаевну Полозову, русоволосую сатану в юбке, этакое порождение греховности и неверия во все нематериальное.

Слайд 32

Могучую силу молодой страсти Тургенев показывает в повести «Первая любовь». «Из всех моих женских типов, - сказал однажды Тургенев, - я более всего доволен Зинаидой в «Первой любви». В ней мне удалось представить действительное, живое лицо: кокетку по природе, но кокетку, действительно, привлекательную». В повести она выступает в этих своих меняющихся обликах, поражая окружающих ее поклонников. Она то жестока, то ласкова, то холодна, то страстна, то замкнута, то недоверчива. Страсть, вспыхнувшая в княжне к отцу героя, делает ее покорной и безвольной перед ним. Трагизм ее положения усугубляется тем, что она полюбила женатого человека и знает, что ничего, кроме позора, её не ждет впереди.

Слайд 33

Анализ полученных результатов Господин Н.Н., Володя, Санин – все они вспоминают свое прошлое. Повествование о давнем прошлом Тургенев обычно подчинял главной своей цели: прошлое всегда объясняет настоящее и поэтому оценивается с позиций настоящего. Герои больны прошлым, ибо ничего нельзя противопоставить прекрасным, мятежным юношеским порывам, нет ничего лучше первой любви и первых надежд, радужных планов и грандиозных обещаний. Они не действуют активно, подобно героям Шекспира, и поэтому проигрывают героине и не увлекают молодого читателя, забываются. Тургенев искал ответы на больные вопросы современности XIX века. Перед нами дворянский быт, реалии, манеры, правила как себя вести того времени. Это делает текст сложным для восприятия: требуется определённая подготовка и читательская культура, терпение, чем современный школьник часто не обладает. Представление же о том, какой должна быть девушка, всё-таки остаётся стабильным, но качества «нежность, любовь, верность, воспитанность» встречались в ответах анкет реже.

Слайд 34

4. Литература 1.Тургенев И.С. Первая любовь. Новосибирск. Западно-Сибирское книжное издательство, 1983. 2. Акимова Н.Н. Неотразимо, как гроза… Повесть «Ася» в творческой эволюции И.С.Тургенева.ЛВШ , №6, 2007 3. Басинский Л.Ася и Полина: История одной повести. - Литература, № 13-14, 1993. 4. Недзвецкий В.А. Любовь в жизни тургеневского героя. ЛВШ, № 11,2006. 5.Недзвецкий В.А. Женские характеры в творчестве И.С.Тургенева.ЛВШ , № 6, 2007. 6.Танкова Н.Тургеневская девушка. ЛВШ, № 5, 1996. 7. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. М., 1979. 8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Тургеневская_девушка 9. www.matrony.ru/ turgenevskaya-devushka-kakaya-ona / 10. www.litra.ru › Сочинения › Тургенев И.С. › Ася


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...

«Научно-исследовательская деятельность учащихся основной школы по историческому краеведению как средство воспитания патриотизма и любви к малой родине»

В работе изложены основные принципы организации научно-исследовательской деятельности учащихся, опыт работы в ГБОУ ООШ с.Абашево....

План двухчасового занятия на тему "Женские образы в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

Материал представляет собой план двухчасового занятия литературы на тему "Женские образы в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон". В плане отражены цели, формы и методы работы, временные рамки, отводимые на...

Конкурсный урок регионального этапа конкурса «Мой лучший урок» Тема: «Женские образы в литературе и в живописи»

Урок прекрасного. (Урок развития речи) «Женская красота в русской литературе и живописи»...

Исследовательская работа . Научное направление: Женские образы в творчестве А.С.Пушкина .«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет! …»(Ф.И. Тютчев) .

Актуальность. На уроке литературы мы знакомились с разными  произведениями А.С.Пушкина: стихотворениями, поэмами, повестями. Творчество Пушкина бессмертно и интересно. Нам были очень интересны им...

реферат на тему: "Женские образы в творчестве И.С.Тургенева"

Реферат будет полезен для подготовки урока по теме: "Творчество И.С.Тургенева"...