Методическая разработка урока биологии на тему "Местообитание и внешнее строение рыб"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Сыромятникова Татьяна Яковлевна

Представленный материал разработан для проведения урока биологии в 8 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Местообитание и внешнее строение рыб Учитель биологии Сыромятникова Т.Я.

Слайд 2

МЕСТООБИТАНИЕ И ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ РЫБ Рыбы - это одни из самых древних позвоночных животных, они обитают на Земле уже миллионы лет. За это время рыбы приспособились к жизни в разной воде – пресной, соленой, теплой, холодной, на глубине и на мелководье

Слайд 3

Морские рыбы СКАТ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» ИЛИ МАНТА . Его масса составляет около 1,5 тонн, его туловище шириной до 6,5 м. Это самый большой размах плавников у рыб. Самка ската рождает только одного детеныша. Длина «малыша» может быть больше 1 м, а масса – около 10 кг. Обитает скат в тропических океанических водах.

Слайд 4

Морские рыбы В тропических водах обитает РЫБА-ЛУНА . Это самая крупная рыба. Часто можно увидеть луну-рыбу, лежащую на боку на поверхности воды. Взрослая луна-рыба — плохой пловец, неспособный преодолеть сильное течение. Питается планктоном , а также кальмарами, личинками угрей и медузами. Луна-рыба – самая плодовитая рыба: одна самка может вымётывать до 300 млн. икринок, однако численность её невелика.

Слайд 5

Морские рыбы На дне морей и океанов живет КАМБАЛА . Она отличается сильно сплющенным телом и расположением глаз на одной стороне. Достигает длины 50–60 см, максимальный известный вес около 7 кг. ОКЕАНИЧЕСКАЯ СЕЛЬДЬ – рыба средних размеров, в длину достигает 35 см. Встречается в северных морях: Баренцевом и Белом. Тело сельди сжато с боков и имеет обтекаемую форму. Благодаря такой форме тела сельдь быстро плавает. Собираясь в огромные стаи (косяки), состоящие из сотен тысяч рыб, сельди держатся в верхних слоях воды.

Слайд 6

Морские рыбы В морях и океанах обитают более 450 видов АКУЛ . От глубоководной мелкой акулы, длина которой 17 см, до китовой акулы, длина которой 20 м. Самые известные акулы: акула-молот, белая акула, гренландская, тигровая, рифовая и др. Большинство акул хищники, но есть 3 вида акул (китовая, гигантская и большеротая), которые питаются планктоном, кальмарами, мелкими рыбками .

Слайд 7

Пресноводные рыбы КАРАСЬ. Тело карася высокое с толстой спиной, умеренно сжатое с боков. Чешуя крупная и гладкая на ощупь. Питаются караси растительностью, мелкими беспозвоночными. Обитают исключительно в болотистых и низменных озёрах и реках . ЛИНЬ. Короткое, высокое и толстое тело линя покрыто мелкой плотно прилегающей чешуёй и густым слоем слизи. Название своё линь получил за способность менять окраску тела на воздухе. Линь предпочитает держаться в тихих, заросших мягкой подводной растительностью заливах рек, протоках со слабым течением.

Слайд 8

Пресноводные рыбы ПЛОТВА (ЧЕБАК) обитает на мелководье. Держится обычно стаями в местах со слабым течением под защитой коряг, свисающих деревьев или водной растительности. При этом в стае средних и мелких рыб могут быть и единичные крупные экземпляры. Мелкая и средняя рыба не пуглива .

Слайд 9

Пресноводные рыбы РЕЧНОЙ ОКУНЬ живет в озерах и реках с чистой водой. Питается речной окунь мелкими рыбешками, иногда поедает свою молодь. От врагов его спасает окраска и защищает колючий спинной плавник, который он расправляет в момент опасности. ЩУКА живет в озерах и прудах со стоячей водой или в реках с медленным течением. Щука – хищник, ее добычей становятся рыбы, лягушки и даже утки. Широкая пасть, по краям покрытая острыми загнутыми назад зубами, крепко держит схваченную добычу. Как и речной окунь, щука не пережевывает добычу, а проглатывает ее целиком.

Слайд 10

Внешнее строение рыб Тело рыбы состоит из головы, туловища и хвоста. У большинства рыб тело имеет обтекаемую форму. Снаружи оно покрыто чешуей. Органы передвижения у рыбы – плавники, парные и непарные.

Слайд 11

Окраска рыб СКОРПЕНА ПЕСКАРЬ КИТОВАЯ АКУЛА

Слайд 12

Окраска рыб У рыб, живущих на дне, верхняя сторона тела значительно темнее нижней, а нижняя сторона обычно светлая.

Слайд 13

Органы чувств у рыб

Слайд 14

Органы чувств рыб

Слайд 15

Огромные размеры этой акулы (она иногда достигает в длину 8 м, а весит больше 2 тонн), ее устрашающая пасть, усаженная рядами острых зубов, наводит страх на всех, кто видит в волнах приближающийся треугольный плавник белой акулы. Белая акула Самая устрашающая рыба

Слайд 16

Илистый прыгун - это уникальная рыба, которая может жить как в воде, так и на суше. Она способна поглощать кислород через влажную кожу. С помощью плавников прыгун взбирается на ветки деревьев и прикрепляется к ним присосками. Илистый прыгун "Сухопутная рыба"

Слайд 17

Скорпена уродлива до такой степени, что напоминает скорее камень или пучок водорослей, чем рыбу. Но именно это сходство позволяет ей оставаться незамеченной на дне и нападать на свою добычу совершенно внезапно. Скорпена Самая уродливая рыба

Слайд 18

Электрический угорь- уникальная рыба. Которая способна вырабатывать электричество. Напряжение в электрических разрядах угря может достигать 650 вольт, а это в три раза больше, чем напряжение в нашей обычной электросети! Электрический угорь Самая электрическая рыба

Слайд 19

Сельдяной король может достигать в длину 8 м! У этой рыбы есть еще одно название- рыбы- весло. Возможно, сельдяной король получил его за плоскую. Похожую на весло форму тела. Сельдяной король Самая длинная рыба

Слайд 20

Манта - скат огромных размеров. Размах ее «крыльев» достигает 7 м, но эта рыба не агрессивна и питается в основном рачками и мелкой рыбешкой. Манта плавает, взмахивая своими плавниками как крыльями. И со стороны кажется, будто онп летает в воде. Скат манта Самый большой размах плавников

Слайд 21

Рыба - слон обладает самым большим головным мозгом среди рыб. Соотношение между размером самой рыбы и размером ее головного мозга такое же, как у человека, да и на самом деле рыба - слон кажется довольно умной. Рыба – слон Самый большой мозг

Слайд 22

Рыба- парус может развивать скорость до 80 км/ ч, больше, чем атомная подводная лодка! Когда рыба- парус плывет так быстро. Она особым образом изгибает свое тело, чтобы сопротивление воды было минимальным. Рыба – парус Самая быстрая рыба

Слайд 23

Это одна из самых ядовитых рыб в мире. Шипы на спинном плавнике рыбы содержат сильный яд, который попадает в тело жертвы при уколе. Эту рыбу увидеть очень сложно, потому что она все время неподвижно лежит в зарослях кораллов, прекрасно сливаясь с грунтом. Рыба – камень Самая ядовитая рыба

Слайд 24

Китовая акула - самая большая рыба в мире. В длину она достигает 14 м, а весит более 12 тонн, больше, чем 10 автомобилей. Окраска у нее очень забавная- в белую крапинку на сине- зеленом фоне. Китовая акула Самая большая рыба

Слайд 25

Конька –тряпичника можно смело назвать самой элегантной из всех рыб- его плавники похожи на изысканную бахрому из листьев и водорослей. Это помогает ему скрываться от врагов. Конек- тряпичник Самая элегантная рыба

Слайд 26

Морской черт обитает на глубинах более 1500 м. Может быть, он живет и в более глубоких местах, только человек туда добраться не может из- за огромного давления воды. Морской черт Самая глубоководная рыба

Слайд 27

Брызгун- самый настоящий чемпион по стрельбе среди рыб. Он выплевывает в воздух струю воды настолько точно и сильно, что сбивает насекомых, обитающих на нависающей над водой листве. Брызгун может попасть даже в насекомое, которое пролетает над водой на высоте 3 метров! Брызгун Рыба-снайпер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Строение цветка"

Тема урока: Строение цветка. Цель: ознакомиться со строением и значением цветка, развивать логическое мышление, речь, память.Задачи: углубить знания о строении цветка как видоизмененном побеге, р...

Методическая разработка урока биологии для обучающихся 8 класса по теме «Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости»

Методическая разработка урока биологии предназначена для учащихся 8 класса, изучающих курс биологии по линии Н.И. Сонина.Цели урока:Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:механической и химичес...

Методическая разработка урока биологии « Обобщение знаний о строении и жизнедеятельности корней»

Цель урока: обобщение знаний  о строении и жизнедеятельности корней....

Урок биология 6 класс ФГОС "Внешнее строение листа"

урок составлен по учебнику Л.Н. Сухорукова .В.С. Кучменко И.Я. Колесникова Биология живой организм 6 класс ФГОС Тема урока: Внешнее строение листа...

Конспект урока биологии в 8 классе "Внешнее строение птиц"

Конспект урока биологии в СКОУ VIII вида...

Урок биологии. 6 класс. Тема: «Внешнее строение листа».

В рамках урока  формируется  понятие «листовая пластина», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», представление о простых и сложных лист...

Методическая разработка урока биологии «Строение клетки»

Целью урока  является знакомство учащихся с основными частями клетки. Главной задачей данного урока является изучение основных частей клетки и их  функций. Материал урока является основой дл...