Тема урока: "Разнообразие живого"
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему

Серова Наталья Юрьевна

Тема урока: "Разнообразие живого"  5 класс; учебник УМК "Живой организм"А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.
Цели:

- создать условия для осознания и осмысления материала о разнообразии организмов на Земле;

- познакомить с основными царствами живой природы.

Задачи:

-помочь в систематизации знаний учащихся о разнообразии живых организмов на Земле и понять причину их разнообразия;

- способствовать осознанию существенных признаков различных царств живой природы;

- способствовать обучению школьников умению сравнения и обобщения изучаемых объектов;

- развивать эстетическое отношение к объектам живой природы;

- воспитывать культуру учебного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

 «Разнообразие живого»

Цели:

- создать условия для осознания и осмысления материала о разнообразии организмов на Земле;

- познакомить с основными царствами живой природы.

Задачи:

-помочь в систематизации знаний учащихся о разнообразии живых организмов на Земле и понять причину их разнообразия;

- способствовать осознанию существенных признаков различных царств живой природы;

- способствовать обучению школьников умению сравнения и обобщения изучаемых объектов;

- развивать эстетическое отношение к объектам живой природы;

- воспитывать культуру учебного труда.

Оборудование: учебники, тетради, электронное приложение, комнатные растения, гербарные экземпляры, муляжи, коллекции.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Работа по карточкам с взаимопроверкой.

Проверочная работа «Развитие жизни на Земле»

Выберите один правильный ответ.

1. Жизнь на планете зародилась:

1. в океане

2. в горах

3. в лесу

4. в пещере

2. Первые живые организмы на планете появились:

1. 7 млрд лет назад

2. 3,5 млн лет назад

3. 500 млн лет назад

4. 3,5 млрд лет назад

3. Наука, изучающая ископаемые останки вымерших организмов называется:

1. эволюция

2. палеонтология

3. экология

4. биосфера

4. Период расцвета динозавров в истории Земли:

1. каменноугольный

2. меловой

3. юрский

4. пермский

5. Слово динозавр в переводе с греческого языка обозначает:

1. плечистый ящер

2. ящер - разбойник

3. ужасный ящер

4. трехрогий ящер

 Заслушивание сообщений учащихся о динозаврах

3. Определение темы урока, актуализация изученного материала, самоопределение к деятельности.

Уч. Посмотрите в окно. Что мы можем там увидеть? (ответы уч-ся). А теперь закройте глаза и представьте других живых существ, которых вы знаете. Перед вами пройдут крокодилы, тигры, обезьяны, страусы, киты и т.д. Что и говорить, удивительно разнообразна  живая природа. По подсчетам ученых на нашей Земле обитает свыше 2,5 миллиарда изученных видов животных и еще больше не изученных.

Как вы думаете, какой будет  тема сегодняшнего урока?

Правильно. Разнообразие живого – тема урока (Записать на доске)

Ребята, разбейте свою тетрадочку визуально пополам на два столбика и подпишите их

я знаю

я узнал

В первом столбике запишите то, что вы знаете о разнообразии животных. А второй столбик оставьте пустым - заполним его в конце урока. Несколько человек зачитывают свои записи. А что бы вам хотелось узнатьна сегодняшнем уроке?

Предполагаемые ответы уч-ся:

- На какие группы делятся все организмы?

- Чем они отличаются друг от друга?

4. Изучение нового материала. Учебно-познавательная деятельность.

- Ребята, а как же разобраться во всем этом многообразии? Может быть, вы знаете ученых, которые этим занимались? (Линней). Да и сегодня, есть такие ученые, и даже целая наука, она называется систематика. Систематика занимается изучением многообразия и классификацией живых организмов.

Работа в группах. Предлагаю вам побыть в роли таких ученых и распределить живые организмы, которых вы видите по группам.

- Итак, по каким признакам вы распределяли организмы?

- Сколько групп у вас получилось?

Вы правильно распределили живые организмы. Эти группы очень большие и многочисленные. Их называют – Царства:В некотором царстве, в некотором государстве жили – были….Нет – нет, что это я?

….Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это четыре царства живой природы – давайте познакомимся с ними поближе и дадим им названия.

Царство бактерий      Царство грибов        Царство растений

     Царство животных

Работа с электронным приложением к уроку (0.5 мин)

Слайд №5

Но царства это не основная единица классификации. А какая же основная? Ответьте на этот вопрос поработав с учебником.Найдите в учебнике на стр.58 определение понятия вид и запишите себе в тетради.

Работа с учебником

- Основной единицей в классификации является – вид.

- Сходные виды объединяются в рода, рода в семейства, семейства в классы, классы в типы, типы в царства.

Схема на доске:

Вид ----- род---- семейство---- класс-----тип------царство

Работа на доске и в тетрадях

Давайте выделим основные отличительные особенности каждого царства и составим кластер:

- А много ли вам известно о представителях этих царств?

Для того что бы познакомиться с ними получше прочтите полученные тексты и расскажите нам о прочитанном.

(Уч-ся получают печатные материалы. Изучают их. Готовят выступления.)

1. Что вам известно о бактериях? Они состоят из одной клетки и не имеют ядра.

2. Что вы знаете о грибах? У них есть признаки и животных и растений.

3. Что вам известно о растениях? Они могут сами себе изготавливать пищу.

4. А о животных? Они используют готовые питательные вещества.

5. Оценочно-рефлексивная деятельность с использованием ИКТ

Слайд №8

Работа с таблицей «Я знаю-Я узнал»

6. Домашнее задание

Стр 57-59: ответить на вопросы.

Подготовить сообщение об одном организме из любого царства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: географии. Землеведение. 5 класс. (ФГОС) Тема урока: Разнообразие горных пород.

 Тема урока: Разнообразие горных пород.Тип урока: открытие новых знаний ( деятельностный метод обучения)Основные цели: сформировать знания о разнообразии  горных породах и их происхождении;продолжить ...

Урок « Разнообразие живых организмов».

Конспект урока в 6 классе в соответствии требованиями  ФГОС...

Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″

Цели урока:Содержательная  (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...

Технологическая карта урока "Разнообразие живого"

Класс: 5      УМК:  Сонин Н.И., Плешаков А.А.Предмет: БиологияТема: Разнообразие живогоТип урока: Урок «Открытия» нового знания...

Методическая разработка урока по теме: Уровни организации живого и основные свойства живых организмов""

Данный урок дает возможность расширить понимание обучающимися свойств живого; показать проявления признаков живого на разных уровнях организации; подчинение системы организации живого закону иерархии....

Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы

Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...

Технологическая карта урока географии в 5 классе Тема урока: «Разнообразие горных пород»

Технологическая карта урока географиив 5 классе Тема урока: «Разнообразие горных пород»...