Урок « Разнообразие живых организмов».
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Судницына Галина Владимировна

Конспект урока в 6 классе в соответствии требованиями  ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок « Разнообразие живых организмов».

Цели.

Предметные результаты:

  1. Сформировать умение объяснять причины разнообразия строения и жизнедеятельности живых организмов.
  2. Сформировать умение объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистем.
  3. Сформировать умение понимать смысл биологических терминов по теме.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Познавательные УУД

Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

  1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
  2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Регулятивные УУД

  1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
  2. Формирование умения выдвигать версии решения проблемы.
  3. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Этап

Содержание урока

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1. Почему так велико разнообразие живых организмов? 

Выбор лучшей формулировки из предложенных школьниками. Фиксация проблемы на доске. 1

2. – Вспомните, какие причины разнообразия живых организмов вам уже знакомы?

Какими свойствами обладают живые организмы?

 Как ты объяснишь понятие «вид»? Какие виды растений ты встречал?  

 Какую роль в круговороте веществ экосистемы играют различные виды?

 Какие оболочки Земли населены живыми организмами?  

Презентация,

учебник, рисунки животных, растений, грибов, схема экосистемы.

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

II. Совместное открытие знаний.

1. Работа в парах. 1

– Прежде чем отвечать на вопрос урока, выясним, что изучает биология и, чем занимаются биологи. Рассмотрите таблицу в презентации и объясните, по какому принципу биологические науки разделены на две группы. Назовите эти группы. Проверьте себя по учебнику.

2. Работают с учебником по рядам. Ищут ответ на 5 вопросов:                          2  1  1

А. Есть ли организмы, способные выполнять все роли в экосистеме одновременно?

Как дерево получает питательные вещества? Какие? Что необходимо для фотосинтеза и питания?

Как происходит расселение растений?

Может ли животное питаться так же, как растение? Есть ли фотосинтез у грибов? Как гриб питается?

Как расселяется? В каких условиях живут организмы? Одинаковы ли эти условия на планете? Может ли возникнуть такой вид организмов, который населял бы все места на Земле? Почему?

Вывод, который должен сделать первый ряд: причина многообразия – различная роль в круговороте веществ и  различие условий на Земле.

Б. Приведите примеры организмов и укажите их образ жизни. У каких организмов образ жизни одинаков? Одинаковы ли организмы, существующие в одних и тех же условиях

Работа с рис. 3.4 на с. 26.

Вывод, который делает второй ряд: многообразие живых организмов связано с разнообразием образа жизни обитателей планеты.

Различные организмы имеют разные варианты строения, части тела взаимно приспособлены.

В. Прокомментируйте следующие данные: рыба-луна вымётывает 300 млн икринок, колюшка – 1300 икринок, пара императорских пингвинов выводит одного птенца, у зубра рождается один детёныш. В качестве вспомогательных этой группе можно предложить следующие вопросы:

Всё ли потомство выживет? Как это зависит от сложности строения, заботы о потомстве? Какова закономерность?

Вывод, который делает третий ряд: другая  причина разнообразия организмов – разное количество потомков.

Ряды озвучивают свои выводы, сравнивают их с выводами в учебнике.        1

Оценивают работу.      3

– Сделайте общий вывод, почему так велико разнообразие живых организмов? Сравните свой вывод с авторским.

Таблица  на доске без названия столбцов.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные УУД

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Познавательные УУД

1. Формирование умения выявлять причинно-следственные связи (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).

Регулятивные УУД

2. Формирование умения выдвигать версии решения проблемы.

3. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

III. Самостоятельное применение знаний.

Вопросы 1 и 2 на с. 28. Вопросы на выбор 3–6.

Задания из задачника-практикума на выбор учителя. 3.1–3.6; 3.10–3.13. Самооценка по алгоритму.    3

Регулятивные УУД

3. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

IV. Итог урока.

– Могут ли все организмы быть одинаковы? Почему?

Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?

Домашнее задание: §3. Вопрос 7 письменно в тетрадь, вопрос 9 по желанию.