Урок "Царства живой природы". 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Филиппова Татьяна Валентиновна

Разработка урока по теме "Царства живой природы" - 5 класс, программа И.Н.Пономаревой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsarstva_zhivoy_prirody.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 9

Тема урока: Царства живой природы
         
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урок: формирование представления о систематике как науке.

Планируемый результат: учащиеся должна знать о существовании классификации живых организмов. Знать о существовании царств клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных и о вирусах  — как представителях неклеточной формы жизни.

Задачи урока:  

Воспитывающая: установить необходимость ответственного отношения к окружающей среде, формировать основы здорового образа жизни.

Развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать представление о многообразии живых организмов и биологических дисциплин, изучающих живую природу, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.


Обучающая: познакомить учащихся с классификацией живых организмов; научить характеризовать царства живой природы, выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов; систематизировать знания учащихся об основных группах живых существ.

Оборудование: презентация, таблица «Вирусы», учебник, рабочая тетрадь.

Этап урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Оргмомент.

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует, проверяет  готовность к уроку, желает  успеха.

Встаньте ровно и красиво.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Приветствие учащихся

Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке, доброжелательно относиться к учителю и

одноклассникам.

Регулятивные:

мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Актуализация

знаний, сообщение

темы и целей урока

На доске рисунки, фотографии животных, растений, грибов, водорослей, бактерий.  Мир живых организмов многообразен.  К сегодняшнему уроку вы подготовили рисунки и сообщения о различных представителях живой природы.

Перед  учеными всегда стояла задача как из такого большого объема информации выбрать нужные сведения, упорядочить знания.

  • Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы организмы изучать было удобнее?
  • На какие группы можно разделить все живые организмы?  

Демонстрируют рисунки, рассказывают интересные факты о жизни представителях живой природы.

Решая проблему, определяют тему урока.

Запись числа, темы урока.

Личностные:

умение соблюдать

дисциплину на уроке,

уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные:

умение организовать

выполнение заданий учителя,

самостоятельное формулирование цели и задач

Коммуникативные:

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы

Усвоение новых знаний

Живых организмов очень много.

  • Найдите в учебнике информацию о количественном составе живых организмов, сколько из них открыто и описано? с.35

Описание разных растений и животных можно найти в специальной литературе, но информации очень много.

  • Что нужно сделать, чтобы не запутаться?

Введение понятий:

  • классификация
  • систематика
  • единицы систематики: царство, вид

 Найдите определения новых понятий в учебнике с. 35 - 37

Ответы учащихся, работа с учебником: выбор необходимой информации

Личностные:

осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Регулятивные:  умение организовать выполнение  заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Познавательные:

формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;

формирование умения владеть смысловым чтением.

Физкульт-минутка

Смена деятельности. Выполнение упражнений

Спал цветок и вдруг проснулся,

(Туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел,

(Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся,

(Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.

(Руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(Покружиться.)

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Усвоение новых знаний

Рассмотрите рисунок 28. Какие из указанных царств вам знакомы?

  • Назовите царства живых организмов состоящие из клеток.
  •  Почему вирусы занимают особое место в живой природе?

Особая группа организмов - вирусы: строение и значение вирусов (вирусные заболевания)

Ответы учащихся, работа с учебником: выбор необходимой информации

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Теперь вы выполните самостоятельную работу. Для чего вы будете выполнять самостоятельную работу? 

  • Выполните в рабочей тетради задания № 1, 4, 6
  • Проведите взаимопроверку.
  • Выскажите своё мнение.

Выполняют задания.

Проводят взаимопроверку.

Обсуждают возникшие разногласия.

Делают вывод

Регулятивные:

умение организовать выполнение  заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Познавательные:

умение структурировать учебный  материал, выделять в нем главное.

Рефлексия учебной деятельности

По результатам учащиеся  по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Личностные:

самооценка на основе

успешности, адекватное понимание причин  успеха и неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Познавательные:

рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Информация о домашнем задании. Выставление оценок.

Формулирует задание, комментируя и отвечая на вопросы учащихся.

  • изучить текст § 8 в учебнике
  • выполнить в рабочей тетради задания № 2, 5

Выставляет оценки.

Воспринимают информацию,  фиксируя задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Признаки живых организмов. Царства живой природы"

Урок разработан в соответствие ФГОС  в 2015 году. Урок предназначен для 5-го класса по биологии. Учебно-методический комплекс  "Сферы" по биологии для основной школы "Биология. Живой о...

Внеклассное занятие по географии "Мы живем, пока жива природа"

Занятие предназначено для учащихся 5-7 классов....

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. (5 класс)

Тема урока:«Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.Цель урока: изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разн...

Презентация на тему: "Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого."

Разнообразие живой природы.Царства живых организмов. Отличительные признаки живого...

Конспект урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого». 5 класс

Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого» в 5 классах. Ко...