Открытый урок"Картофель важная продовольственная, техническая и кормовая культура"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Рожкова Елена Геннадьевна

Познакомить обучающихся с картофелем, как   важной  продовольственной, технической и кормовой культурой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_biologii_kartofel.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»   

Открытый урок биологии

 (ролевая игра)

в 7 классе.

Тема: «Картофель важная продовольственная, техническая и кормовая культура».

                                                                  Учитель биологии:

                                                                      Рожкова Е.Г.

2011-2012 учебный год

      Тип урока - комбинированный

      Тема урока: «Картофель важная продовольственная, техническая и кормовая культура» (ролевая игра).

    Цель урока: Познакомить обучающихся с картофелем, как   важной  продовольственной, технической и кормовой культурой.

    Задачи: 

образовательная:  

           

  • углубление и расширение знания обучающихся о картофеле;

 

коррекционно – развивающие:

                   

  • формирование активного восприятия материала урока, через объяснение нового материала;
  • способствовать развитию зрительной памяти, через наглядный

материал урока.

  • коррекция и развитие связной устной речи; через выполнение

сообщений по новой теме.

    воспитательные.

  • воспитывать интереса к урокам биологии.
  • воспитывать любовь, бережное отношение к окружающей природе.

      Оборудование урока:

  1. Планшет «Сорта картофеля».
  2. Гербарий сорняков картофеля.
  3. Коллекция вредителей картофеля.
  4. Планшеты с материалом по темам «Картофель в медицине», «Картофель в промышленности», « Картофель в сельском хозяйстве».
  5. Плакаты с пословицами о труде.
  6. Кулинарные рецепты блюд из картофеля..
  7. Географическая карта.
  8. Небольшие планшеты с названиями новых понятий: плодородие почвы, фитофтора, экологически чистая продукция.

На подготовку к уроку отводится 2-3 недели.

   - Определить количество участников игры, распределить роли.

  - Продумать примерное содержание выступлений и составить сценарий

     урока.

  - Подготовить оформление кабинета (см. оборудование урока)

  - Пригласить гостей (учителя других предметов).

Действующие лица:

                 Ведущий- учитель биологии;

                 «Картофель»- ученик;

                 Агроном- учитель сельскохозяйственного труда;

                 Врач- медсестра школы или ученик;

                 Повар- повар школьной столовой;

                 Эколог- ученик.

                                   План урока:

I.Организация начала урока.(1мин.)

II.Сообщение темы и цели урока.(1 мин.)

III.Изучение нового материала. (20 мин.)

IV.Физкультминутка. (3 мин.)

V.Закрепление изученного материала.(10 мин)

VI.Домашнее задание. (3 мин.)

VII.Подведение итогов урока. (2 мин.)

                                                   Ход урока:   

 

           I.Организация начала урока.

 

      Цель: настроить обучающихся на работу на уроке.

     1.Сверить количество обучающихся по списку.

     2.Проверить готовность обучающихся к уроку.

     

     Учитель: - Долгожданный дан звонок

                        Начинается урок,

                        Он пойдет ребятам впрок.

                        Постараюсь все понять,

                        Многое хочу узнать.

           

       -Садитесь ребята, какой сейчас урок?

       -Какой урок по счету?

       -Какое сегодня число?

       -Какой день недели сегодня?

         

  II. Сообщение темы и цели урока.

     Цель: активизировать деятельность обучающихся на уроке.

        Учитель: - Тема нашего урока «Картофель важная продовольственная,    техническая и кормовая культура» (ролевая игра).

         

III. Изучение нового материала. 

  Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся,

              познакомить их с растением картофель.

       

  1. Запись в тетрадях числа и темы урока (учащиеся списывают с доски).

 Обратить внимание на осанку учащихся во время письма и аккуратность  

       письма.

  1. Объяснение учителя (ведущего).

Ведущий: - Уважаемые друзья! Наша встреча посвящена знакомству с картофелем – одной из наиболее важных культур, которая имеет мировое распространение и большую ценность. И это не случайно, ведь в картофеле содержится 14-24% крахмала, около 2% белков, 1,5-2% сахара. Из 1 тонны клубней можно получить 170кг крахмала, 80кг глюкозы, 112 литров спирта.

Давайте познакомимся с растением картофеля. Представляю вам «Картофель» (входит ученик, который исполняет роль «Картофеля»).

Картофель: - Начну со своей истории. Родина моя - районы Чили, Перу и Боливии – это в Южной Америке (демонстрирует на карте), откуда в

XVI веке моих предков завезли в Европу. В нашу страну я попал при Петре I. Сначала меня выращивали на клумбах, как декоративное растение, потом попытались использовать для питания мои плоды, но они горьки и несъедобны (демонстрирует плоды), поэтому крестьяне отказались выращивать меня, устраивали так называемые «картофельные бунты» и лишь в конце XVIII века начали использовать в пищу клубни.

Во второй половине XVIII в. я стал довольно распространенным растением России, а в XIX в. занимал уже тысячи гектаров земли. В нашей стране возделывают разные сорта. Больше всего площадей сосредоточено в районах центральной и нечернозёмной полосы России

(демонстрация на карте)

Ведущий: - Вспомните, какое внешнее строение имеет картофель? (по таблице)

- Какое строение имеет клубень картофеля?

- Я не случайно попросил дать характеристику растению картофеля, ведь агротехника выращивания этой культуры во многом определяется её биологическими особенностями. Слово предоставляется нашему агроному.

Агроном: -  Всем, кто занимается выращиванием картофеля, следует знать, в своём развитии это растение проходит четыре фазы: всходы, бутонизация, цветение и созревание. Оно очень светолюбиво, требовательно к плодородию почвы.

  Плодородие почвы - это новое для вас понятие, поэтому его нужно запомнить; это способность почвы удовлетворять потребности растений в питательных веществах, влаге, воздухе.

Агротехника выращивания картофеля включает в себя:

  • Обработку почвы;
  • Размещение культуры в севообороте (сажают после капусты или корнеплодов);
  • Подготовку посадочного материала;
  • Внесение удобрений;
  • Защиту растений от вредителей, сорняков.

Для борьбы с вредителями (колорадский жук) (Демонстрация коллекции) и болезнями (фитофтора, сухая и мокрая гниль) применяют  химический метод борьбы - опрыскивание ядохимикатами.

     V. Физкультминутка (проводит обучающий).

     Цель: соблюдение охранительного режима.

Ведущий: - А теперь предоставляю слово нашему повару.

Повар: - В нашей стране картофель называют вторым хлебом, и это не случайно. При широком распространении ( в нашей стране он выращивается почти повсеместно) и высоких урожаях картофель обладает большой пищевой ценностью, которая определяется прежде всего значительным количеством крахмала, содержанием белков (по ценности они уступают белкам мяса, но являются наиболее ценными из растительных белков), наличием витамина С, а также витаминов группы В.

   Из картофеля можно приготовить различные блюда и гарниры. Картофель варят в кожуре и очищенным, пекут, жарят, тушат, фаршируют, кладут в бульон, которому картофель придаёт сладость и вкус. Из него приготавливают суп-пюре, соус-пюре, пудинги, котлеты, пекут оладьи, прибавляют в тесто и т. д.

   Большое значение имеет правильное приготовление картофеля. Перед употреблением картофель нужно тщательно вымыть, затем очистить и опустить в холодную воду, для того чтобы он не почернел. Позеленевшие и проросшие клубни картофеля можно варить только очищенными, т. к. они содержат вредное вещество – соланин. Следует также знать, что при варке на пару потери витамина С в два раза меньше, чем при варке на воде, что картофель, положенный для варки в холодную воду, теряет 50% витамина, а опущенный в кипяток – только 10-20%.

В беседу включается врач.

Врач: - Как известно, картофель имеет очень широкое применение и не только используется в пищевых и технических целях, но и является эффективным лекарственным растением. Свежий картофельный сок употребляется как обволакивающее средство при язвенной болезни желудка, гастритах, запорах, способствует снижению кровяного давления при гипертонии. Кашица из него хорошо лечит ожоги и экзему.

Ведущий представляет эколога.

Эколог: - Трудно найти область человеческой деятельности, более близко связанною с природой, чем сельское хозяйство. Здесь используются самые разные природные ресурсы: почва, растительность, вода, животный мир, воздух, поэтому неправильное хозяйствование наносит большой ущерб и природе, и сельскому хозяйству, а следовательно и самому человеку: теряется плодородие почв, что оборачивается снижением урожаев в 2-3 раза и ухудшением качества продукции. Наличие в продуктах питания нитратов, остатков ядохимикатов оборачивается для нас негативными изменениями в организме человека, аллергическими заболеваниями.

  Развиваясь в тесной связи с практикой, экология способствует решению многих важных народнохозяйственных задач:

  • Развитию защитного лесоразведения;
  • Разработке эффективных методов борьбы с болезнями, вредителями и сорняками;
  • Охране водных ресурсов, защите их от загрязнений;
  •  Борьбе с эрозией (разрушением) почв и т. д.

Ведущий: - Итак, сегодня на уроке мы расширили свои знания о картофеле, кА важной продовольственной, технической и кормовой культуре.

    VII. Закрепление.

   Цель: закрепление знаний по новой теме. 

 

  1. Работа в тетрадях.

   Запишите  в тетради агротехнику выращивания картофеля.

  1. Ведущий: - В заключительной части давайте повторим основные моменты нашего урока разгадывая кроссворд «Картофель».
  1. Назовите жука – вредителя картофеля.
  2. Какого вещества больше всего в клубнях картофеля?
  3. Сколько фаз развития проходит растение картофеля?
  4. Что лечит кашица из картофеля?
  5. Болезнь растения картофеля.
  6. При каком царе картофель попал в Россию?
  7. Родина картофеля

   

 

Начертить кроссворд

  VIII. Домашнее задание.

           Учебник с. 123.

  XI. Подведение итогов урока.

Цель: Привитие учащимся навыки самоконтроля.

Учитель: - К  концу подходит наш урок,

                  Давайте подведем  итог.

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ответ: - Сегодня мы познакомились с картофелем, как важной продовольственной, технической и кормовой культурой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему "Развитие технических возможностей учащихся младших классов фортепианного отделения музыкальных школ".

Предлагаю вашему вниманию свой открытый урок, в котором показаны упражнения  для развития технических навыков начинающих пианистов. Это - моя авторская разработка, основанная на собственном 30 - ...

Разработка открытого урока « Соотношение художественных и технических задач в работе пианиста"

Цель урока: Обеспечить условия, при которых техническая оснащенность ученицы будет способствовать воплощению художественного замысла. ...

Открытый урок "Особенности в развитии технических навыков в работе над музыкально - художественным образом в произведении"

В каждом музыкальном произведении есть свои скрытые художественные образы, которые исполнитель должен прочитать в нотном тексте. На примере произведения Гаврилова "Колобок", мы попытались развить и со...

Открытый урок по по теме :"Технические и тактические приёмы в баскетболе". 7 класс

Мастер - класс  на всероссийской научно - методической конференции по теме : "Деятельностный и метапредметный подход а образовании" 2016 год....

Открытый урок "Соотношение музыкальных и технических задач у учащихся младших классов"

Работа над технической и музыкальной составляющей играемого материала. Творческий подход к игре технических упражнений....

Технологическая карта открытого урока «Игра- важнейший инструмент двигательной активности младших школьников»

Использование игровых заданий, подвижных и сюжетных игр помогает развивать  у детей способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целом, законченном виде, пр...