Открытый урок "Соотношение музыкальных и технических задач у учащихся младших классов"
материал по музыке

Работа над технической и музыкальной составляющей играемого материала. Творческий подход к игре технических упражнений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_2017_g.doc33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Колтушская детская школа искусств»

МО «Всеволожский муниципальный район» ЛО

с.Павлово

Открытый урок преподавателя Ивановой Е.В.

с учащимся 3-го класса фортепиано отделения «Инструментальное исполнительство»  Сергеем С.

от 15.11.2017 г.

Тема:

«Соотношение музыкальных и технических задач у учащихся младших классов»

Цель: суметь правильно скоординировать составные части музыкальной ткани

Задачи:

- активизация слуха;

- артикуляция;

- ритмические задачи;

- аппликатурные задачи;

- художественная отделка произведения

Обучающие:

- формирование правильного воспроизведения полученных знаний на практике;

- закрепление умения слушать и слышать себя в процессе исполнения

Развивающие: развитие слухового мышления, внимания, памяти

Воспитательные: развитие воли, трудолюбия, упорства к достижению поставленных задач, управление своими эмоциями

План урока.

Ι. Игра упражнений №1,2 (Ш.Ганон «Пианист-виртуоз. 60 упражнений»).

ΙΙ. Работа над этюдом Г.Беренса C-dur соч.88 №7

Введение.

     Техническое развитие ученика должно быть неразрывно связано с музыкально – звуковым. На различных этапах обучения на первый план выдвигаются то одни, то другие задачи. Музыкально-эстетические задачи в отношении этюдов касаются качества звука, ровности звучания, тембра, темпа. Главная задача педагога заключается в том, чтобы связать в единое целое активность пальцев, нужные кистевые движения и музыкальное представление.

Методический обзор урока.

Ι. Урок начинается с того, что преподаватель рассказывает о французском композиторе Шарле Луи Ганоне, который написал сборник «Пианист-виртуоз. 60 упражнений». Учащийся держит его в руках, листает. Замечает, что порядок упражнений выстроен от более простых к более сложным. Затем преподаватель говорит о важности ежедневных занятий упражнениями, а именно, что данные упражнения ведут к совершенно равномерному развитию обеих рук. Иллюстрирует упражнение №1. Тем временем учащийся даёт название прослушанному упражнению – «Бурный поток». Упражнение уже выучено учащимся. Перед тем как сыграть, учащийся называет ноты одного из звеньев от звука, который задаёт преподаватель (вверх и вниз). То же самое проделывают с упражнением №2 («Танцующие волны»). Педагог объясняет задачи данных упражнений: т.к. 4-е и 5-е пальцы слабы от природы, то данные упражнения имеют целью сделать их такими же сильными и ловкими, как 2-е и 3-и пальцы. Учащийся играет упражнения  следующим образом:

1. Через одну (две, три) октавы в две октавы  разными штрихами:

- штрихом легато (хорошо отделяя и поднимая пальцы, чтобы каждая нота была слышна отчётливейшим образом);

- штрихом стаккато (близким к клавишам);

- две легато, остальные стаккато;

- две легато, две стаккато, чередуя

2. Игра с педагогом (на двух инструментах):

В любом месте преподаватель голосом останавливает учащегося (сама продолжает играть), а потом по команде учащийся должен вступить.

Задача учащегося - сыграть в унисон с преподавателем.

ΙΙ. Прежде чем приступить к работе над этюдом C-dur Г.Беренса, преподаватель рассказывает учащемуся об учебных, художественных и концертных этюдах, которым отдали дань крупнейшие композиторы

XΙX и XX веков как завершённых по форме пьес, предназначенных не только для развития технических навыков, но и выражения новых граней художественного содержания. Этюд у учащегося хорошо выучен наизусть. Преподаватель просит сыграть этюд целиком, обратив внимание учащегося на тональность, ритм, аппликатуру, фактуру, темп и характер этюда. Затем преподаватель и учащийся приступают к более детальной работе. Этюд C-dur Г.Беренса на мелкую пальцевую технику – поэтому нужно добиваться ровного звучания шестнадцатых при активных пальцах партии правой руки, а так же работать над цепкостью, ясностью и стройностью интервалов и аккордов в левой руке. Затем роли партий рук меняются. Особенность данного этюда – наличие хроматических ходов (от 2-го до 5-го пальца в правой руке, от 4-го до 1-го в левой руке). Это требует от учащегося пальцевой собранности и очень пристального внимания. Здесь важно избежать запутанности между пальцами и нечёткого произношения.

     Разбив этюд на мелкие построения, преподаватель и учащийся работают над каждым разделом различными способами. Например, в 1-м разделе (1-8 такты) играют партию правой руки следующим образом:

- медленно, акцентируя каждую ноту, высоко поднимая пальцы;

- штрихом стаккато;

- меняя ритм

     Так же работают над левой рукой во 2-м разделе (9-16 такты). Преподаватель объясняет важность свободного и мягкого запястья в конце каждого мотива: звук как-будто улетает, растворяется в воздухе. Аккорды играют штрихом стаккато по  частям:

- крайние звуки;

- нижний и средний;

- средний и верхний;

- все звуки аккорда

     Преподаватель и учащийся выясняют, что этюд Г.Беренса построен на контрастах. Каждый новый раздел (а в этом этюде их три), заканчивающийся f или sf, начинается с p. Даже после мелких напряжённых мотивов на крещендо в 3-м разделе, ведущим к кульминации (ff), этюд завершается на p.

Чтобы продемонстрировать музыкальную выразительность исполнения в представлении звуковой картины этюда в целом, преподаватель и учащийся работают над темпом, динамикой, характером и кульминацией этюда.

Атмосфера на уроке благоприятная. Учащийся активно включается в процесс, с большим энтузиазмом достигает поставленных задач.

Заключение.

     Преподаватель должен верить в достижимость хороших и отличных  результатов в развитии своих воспитанников, обладать своего рода педагогическим оптимизмом. Не всякому дано играть сложные произведения, но всякий музыкальный человек может добиться уровня мастерства, достаточного для воплощения художественных достоинств значительной части фортепианного репертуара. Воспитание технической и музыкальной законченности – вот задача, которую необходимо ставить и уметь разрешать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техническое развитие учащихся младших классов в Детской музыкальной школе

Представляю статью "Техническое развитие учащихся младших классов" Кроме того, в этой работе есть приложения. для проведения технических зачетов в школе....

Техническое развитие учащихся младших классов в Детской музыкальной школе

Представляю статью "Техническое развитие учащихся младших классов" Кроме того, в этой работе есть приложения. для проведения технических зачетов в школе....

Техническое развитие учащихся младших классов в Детской музыкальной школе

Представляю статью "Техническое развитие учащихся младших классов" Кроме того, в этой работе есть приложения. для проведения технических зачетов в школе....

Техническое развитие учащихся младших классов в Детской музыкальной школе

Представляю статью "Техническое развитие учащихся младших классов" Кроме того, в этой работе есть приложения. для проведения технических зачетов в школе....

Открытый урок на тему "Развитие технических возможностей учащихся младших классов фортепианного отделения музыкальных школ".

Предлагаю вашему вниманию свой открытый урок, в котором показаны упражнения  для развития технических навыков начинающих пианистов. Это - моя авторская разработка, основанная на собственном 30 - ...

Открытый урок по фортепиано "Учимся играя" для учащихся младших классов.

Данный урок - креативная творческая работа, с элементами беседы, основанная на педагогических находках, где в игровой форме  изучаются интервалы и первые  пианистические навыки.  Т...