Программа кружка "Юный эколог"
рабочая программа по биологии (6, 7 класс) на тему

Интерес к экологии –науке о взаимодействии человека и природы на Земле растет непрерывно. Человек- часть природы и не может существовать без нее. Однако последнее время с появлением и ростом городов больше усиливается разрушительное влияние человека на окружающую  среду. Сохранить ее можно при одном условии -каждый человек должен осознать эту необходимость и разумно, бережно относиться к природным богатствам.

    Очевидно, что воспитание экологической культуры является неотъемлемой частью экологического образования. Экологическая культура- это особое качество личности, исходящее из признания абсолютной ценности жизни, всего живого на Земле. Такое отношение к природе возникает кА результат усвоения экологических знаний и умений природопользования .как проявление экологического сознания. программа «Юный эколог» эколого-биологической направленности ,она учит детей почувствовать монолитное единство всего живого, его тесную связь с неживой природой. знакомит ребенка с экологическими проблемами воспитывает у них экологически оправданное поведение. Таким образом, актуальность программы заключается в экологизации сознания обучающихся.Отличием от уже существующих программ является комплексный подход при изучении окружающей нас природы.

        Образовательная программа адаптирована в соответствии с часовой нагрузкой педагога и рассчитана на 1 год обучения детей в возрасте 11-13 лет. Важным принципом при построении содержания программы стал принцип сотворчества человека и природы, который предполагает сознательную деятельность обучающихся в окружающей среде.

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа кружка "Юный эколог"35.94 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации

Города Дзержинска Нижегородской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа « 39»

Рекомендована                                                                         Утверждена

методическим советом                                                            приказом директора

МБОУ сош № 39                                                                      МБОУ сош № 39

г..Дзержинска                                                                            г.Дзержинска

протокол № 10 от 29.08.2015 г.                                               № 342-п от 29.08.2015 г.  

         

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Юный эколог»

(на 1 год обучения, возраст обучающихся: 11-13 лет)

Учитель  биологии

1 квалификационной категории

Фурычева Елена Геннадьевна

Г. Дзержинск 2015

Содержание

1.Пояснительная записка………………………………………………… 3-4

2.Учебно-тематический план……………………………………………….5

3.Содержание программы…………………………………………………6-7

4.Методическое обеспечение………………………………………………8

5.Литература………………………………………………………………  .9

Пояснительная записка

          Интерес к экологии –науке о взаимодействии человека и природы на Земле растет непрерывно. Человек- часть природы и не может существовать без нее. Однако последнее время с появлением и ростом городов больше усиливается разрушительное влияние человека на окружающую  среду. Сохранить ее можно при одном условии -каждый человек должен осознать эту необходимость и разумно, бережно относиться к природным богатствам.

    Очевидно, что воспитание экологической культуры является неотъемлемой частью экологического образования. Экологическая культура- это особое качество личности, исходящее из признания абсолютной ценности жизни, всего живого на Земле. Такое отношение к природе возникает кА результат усвоения экологических знаний и умений природопользования .как проявление экологического сознания. программа «Юный эколог» эколого-биологической направленности ,она учит детей почувствовать монолитное единство всего живого, его тесную связь с неживой природой. знакомит ребенка с экологическими проблемами воспитывает у них экологически оправданное поведение. Таким образом, актуальность программы заключается в экологизации сознания обучающихся.Отличием от уже существующих программ является комплексный подход при изучении окружающей нас природы.

        Образовательная программа адаптирована в соответствии с часовой нагрузкой педагога и рассчитана на 1 год обучения детей в возрасте 11-13 лет. Важным принципом при построении содержания программы стал принцип сотворчества человека и природы, который предполагает сознательную деятельность обучающихся в окружающей среде.

     

  Цель программы: сформировать знания о целостности природы, о взаимосвязях ее компонентов, вести созидательную деятельность в природе.

     

Реализацию поставленных целей обеспечивает решение следующих задач:

      1.Сформировать знания о средах жизни в природе, о взаимосвязях всех живых организмов.

      2. Сформировать знания об особенностях взаимоотношений человека и  природы, возникающих экологических проблемах и способах их решения.

      3.Развивать потребность в изучении окружающей среды.

      4. Развивать умения рационального природопользования.

      5.Воспитывать доброе отношение  к природе в целом и к живым существам в частности.

      Программа «Юный эколог» включает в себя как теоретические основы, так и практические. Поэтому, кроме учебных занятий, ребятам предлагаются такие формы обучения как:  игры, практические задания, коллективные работы, работы в живом уголке. С помощью них обучающиеся могут непосредственно  в образ «часть природы»

     Сведения о коллективе

Состав группы постоянный. Набор учащихся свободный. Количество учащихся 20 человек. Возраст 11-13 лет. Количество занятий в год – 34, в неделю 1 час.

Способы проверки ожидаемых результатов:

      -демонстрация навыков поведения в природе;

      - наблюдение за обучающимися в о время учебных и практических занятий;

      -анкетирование, викторины, кроссворды, творческие работы.

       Реализация программы даст возможность влиять на формирование у учащихся  жизненных принципов, основанных на сотрудничестве человека с природой, воспитание ответственного отношения к природе.

Кроме того, комфортная благоприятная обстановка и атмосфера сотрудничества на занятиях способствует самообразованию.

Воспитанник объединения должен знать:

 -экологические законы Б.Коммонера;

-понятие «биосфера», ее характеристику;

-среды жизни;

-факторы ,влияющие на окружающую среду.

-взаимоотношения живых организмов;

-естественные  искусственные сообщества живых организмов;

-виды охраняемых природных территорий;

-памятники природы Нижегородской области;

-правила поведения в природе.

Уметь:

-определять среду обитания, приводить примеры;

-приводить примеры факторов окружающей среды живой и  неживой природы;

-приводить примеры искусственных и естественных сообществ живых организмов;

-составлять схему и цепи питания;

-работать с Красной книгой;

-видеть пути решения экологических проблем;

-определять растения и животных городской среды;

-взаимодействовать друг с другом во время коллективных творческих дел:

-экологически оправдано вести себя в природе.

Учебно-тематический план

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

1.Вводное занятие

2

1

1

2.Экология и ее законы

4

2

2

3.Общие сведения о биосфере

4

2

2

4.Среда обитания и приспособление к ней живых организмов.

6

4

2

5.Взаимоотношения живых организмов

6

3

3

6.Естественные и искусственные сообщества живых организмов.

6

4

2

7.Забота об окружающей среде.

6

4

2

Итого:

34

20

14

Содержание программы

1.Вводные занятия.

Теория

Забота об окружающей среде. Мир глазами эколога. Живая и неживая природа. Человек и окружающая среда.

Практика

1.Участие в городской акции «Наши пернатые друзья».Старт акции. Раздача бланков наблюдений.  консультации по проведению акции.

 

2.Экология и ее законы.

Теория

1.Понятие « экология».Объекты и явления ,которые изучает экология.

2.Экологические законы Б. Коммонера.

Практика

1.Всероссийские дни наблюдения птиц. Сдача бланков наблюдений.

2.Экскурсия в пионерский парк. «Видовое многообразие растений и животных».

3.Общие сведения о биосфере.

Теория

1.Понятие «биосфера». Оболочки Земли, входящие в биосферу.Изменеия в биосфере. Роль человека в жизни биосферы. Распределение живых организмов в биосфере.

2.Природные зоны: арктические пустыни, тундра, тайга, она смешанных лесов и широколиственных лесов ,степь, пустыня. Приспособления живых организмов к жизни в разных природных зонах.

Практика

  1. Викторина в защиту птиц.
  2. Обзорная экскурсия по уголку живой природы ЭКБц.

4.Среда обитания организмов и приспособления к ней организмов.

Теория

1.Расселение живых организмов на Земле. Основные среды жизни .и приспособления к ним живых организмов. Факторы жизни: абиотические, биотические, антропогенные.

2.Наземно-воздушная среда. Состав воздуха ,плотность и давление воздуха. Приспособления растений к разному количеству света, Светолюбивые и тенелюбивые растения. Приспособления организмов к разному количеству воды. Теплолюбивые и холодостойкие живые организмы.

3.Водная среда обитания, ее особенность. Плотность воды. Приспособление организмов к плотной водной среде. Давление. Жизнедеятельность животных в разных слоях водной среды. Свет и тепло как факторы водной среды. Пресная вода, соленая вода. изменение температуры воды на разных глубинах.

4.Почвенная среда обитания живых организмов. Состав и свойства почвы. Плодородие почвы. Вода в почве. Живые организмы -обитатели почвы.

Практика

1,Экскурсия в городской краеведческий музей «Знакомство с растительным и животным миром Нижегородской области».

2.Участие в городском конкурсе «Новогодний серпантин».

 

5.Взаимоотношения живых организмов.

Теория

1.Основные типы взаимоотношений живых организмов.

2.Взаимовыгодные отношения.

3.Вредные отношения. Использование человеком взаимоотношений живых организмов. Использование знаний для борьбы с вредителями.

Практика

1,Участие в городской акции «Кормушка». Изготовление и развешивание кормушек, начало подкормки птиц.

2.Экускурсия в уголок живой природы. Птицы уголка  живой природы.

6.Естественные и искусственные сообщества живых организмов.

Теория

1,Природное сообщество -биогеоценоз. Основные группы живых организмов в природных сообществах. Продуценты, консументы,  редуценты. Цепи питания и сети питания в сообществах живых организмов.

2.Лес – как природное сообщество живых организмов: широколиственный лес, хвойный лес. Ярустность. Луг как природное сообщество живых организмов.

Поле, лесопарк, сад – искусственные сообщества живых организмов.

3.Пруд и озеро как природное водное сообщество живых организмов. Аквариум как искусственный пресноводный водоем.

4.Сезонные изменения в сообществах живых организмов. Смена природных сообществ ,их изменение во времени.

Практика

1.Участие в городской акции «Дом для пернатых»Изготовление и развешивание скворечников на приусадебных участках школы, двора или парка.

2.Участие в выставке скворечников на приусадебном участке школы, двора или парка.

2.Участие в выставке конкурсе детского творчества «Зеркало природы».

7.Забота об окружающей среде

Теория

1,Воздействие человека на растительный и животный мир. Охрана животного и растительного мира.

2.Красная книга .Красная книга Нижегородской области.

3,Охраняемые территории, их виды. Памятники природы. Нижегородской области.

Практика

1.Подготовка презентаций по экологической тематике.

2.Экскурсия в местный памятник природы- дендрарий.

3.Круглый стол. «Как помочь планете»

Методическое обеспечение

Тема

Форма занятий

Методы,

приемы

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1.Введение

Групповая работа круглый стол

Групповое задание

беседа

Репродукции о природе, презентации

Компьютер.

мультимедий

ный проектор, экран

Круглый стол

Брейнг-ринг «Удивительный мир живой природы»

  1. 2.Экология и ее законы

Групповая работа

практическая экскурсии

Лекция.

Групповое задание

Презентации,

задания викторины,

видеофильм «Чудеса природы»

Компьютер

мультимедий

ный проектор, экран

Отчет по Дню птиц

3.Общие сведения о биосфере

Групповая работа

практическаямикропоход

Групповое задание

Таблицы,

схемы

Компьютер

мультимедий

ный проектор, экран

Отчет  по микропоходу

4.Среда обитания и приспособление к ней живых организмов.

Групповая работа практическая экскурсии

Лекция.

Беседа

Групповое задание

Презентации

Таблицы,

Схемы

Компьютер

мультимедий

ный проектор, экран

Коллективная творческая работа»Заселим поле ,лес. реку»

отчет

5.Взаимоотношения живых организмов

Групповая работа

Практическая

экскурсии

Лекция.

Беседа

Групповое задание

Презентации

Таблицы,

Схемы

Компьютер

мультимедий

ный проектор, экран

отчет

6.Естественные и искусственные сообщества живых организмов.

Групповая работа

Практическая

Экскурсии

конференция

Лекция.

Беседа

Групповое задание

Презентации

Таблицы,

Схемы

Компьютер

мультимедий

ный проектор, экран

Конференция

«Птицы -наши друзья»

7.Забота об окружающей среде.

Групповая работа

Практическая

экскурсия

Лекция

Групповая работа

метод блиц-опрос на улицах города

презентации

Таблицы,

Схемы

Компьютер

мультимедий

ный проектор, экран

Мини-конференция

«Поможем природе!»

Защита презентаций

Список литературы

1.Асланди,Малярова М.А.Потапова Т.В. Экологическая азбука для детей и подростков .-М.: МНЭПУ,1995.-164 с.

2.ГРехова Л.И.В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми.- М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервис-школа,2002.-288 с.

3.ДитрихА., Юрмин Г., Коршунов Р, Почемучка.- М.:Педагогика-пресс.,1995-207 с.

4.Дж.Корнелл.Давайте наслаждаться с природой вместе сдетьми.-М.,2000.

5.ЗвездинаМ.Л.Живые организмы и окружающая среда. Задания по экологии 6-9 классы.-Тверь,1994,-44с.

6.Левитман М.Х. Экология-предмет: интересно или нет?-СПб:Союз,1998.-63 с.

7.Никишов А.Л., Кузнецов В.Н., Теплов Д.А.Экология: учебник для 5(6) классов –М.: Устойчивый мир.1999.-272 с.

8.Орлов Е.В., Шустов С.Б. Начало экологии: Учебное пособие для учащихся 7 классов Н.Новгород :Экоцентр «Дронт» ,ИКЦ «Стрикс»,1996.-63 с.

9.Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Книга для учителя..-М.: Просвещение,1991.-2-7 с.

10.ТарабаринаТ.И.,Соколова Е.И.Учеба и игра: природоведение: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития.1997.-240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка "Эколог и Я"

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий...

Рабочая программа по экологии

Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)

Рабочие программы по  созданы в соответствии с  программой Швец И.М....

Программа по экологии "Добро пожаловать в экологию"

«Добро пожаловать в экологию»программа по формированию представлений о природе и ее богатствах у детей с интеллектуальной недостаточностью, проходящих реабилитацию в реабилитационном отделении для дет...

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...