Конструкт урока по биологии Тема: Факторы, влияющие на здоровье
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

обобщение и систематизация  знаний учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_k_uroku.doc48.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_perevoshchikovoy_e.l.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Факторы, влияющие на здоровье»

Перевощиковой Е.Л. учителя биологии МАОУ СОШ № 7 Сысертского ГО

Методические рекомендации к уроку «Факторы, влияющие на здоровье»

1.Актуальность темы: основной целью изучения биологии в школе является воспитание ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, т. е. гигиенической грамотности; овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму

(Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стр.50 )

2.Место в курсе: 

Тема 13 тематического планирования по биологии 8 класс «Индивидуальное развитие организма», урок № 65

 3.Тип занятия: урок систематизации и обобщения знаний и умений

 4.Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека

 5.Планируемые результаты:

1.Личностные:

  • развитие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • развитие социальной компетентности;
  • развитие способности ставить цели и строить жизненные планы

2.Метапредметные:

  •  развитие умений видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты;
  •  делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • развитие умений работать с различными источниками информации, анализировать и оценивать её, преобразовывать из одной формы в другую;
  • развитие умений адекватно использовать речевые средства для дискуссий и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Предметные:

  • знание терминов «Обмен веществ, нервная и гуморальная регуляция, системы органов, гиподинамия»
  •  способы охраны и укрепления психического и физического здоровья.
  • организация рационального питания и ведение здорового образа жизни взрослого человека.
  • влияние стрессов, гиподинамии, вредных привычек на обмен веществ

6.  Условия, создаваемые для достижения цели:

Создание комфортной развивающей образовательной среды:

  • высокое качество образования;
  • наличие технического оборудования в кабинете, оборудование рабочего места учащегося;
  • организация интеллектуальной деятельности учащихся через использование приёмов различных педагогических технологий деятельностного типа: проблемного обучения, ТРКМ, игровой;
  • эффективное использование времени урока;

7.Требования к учителю:

  • педагог владеет ИКТ;
  • педагог владеет современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяет их на практике; 
  • педагог имеет достаточно высокий уровень общей культуры, что позволяет ему свободно ориентироваться не только в своем предмете, но и в смежных предметных областях, а в результате – эффективно реализовывать свои профессиональные функции;
  • педагог может поставить и обосновать цели и задачи учебного курса и отдельного занятия, ориентируясь на хорошее знание нормативных требований, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • педагог может поставить и обосновать цели и задачи для каждого обучающегося в рамках учебного курса для каждого отдельного занятия по любой теме;
  • педагог может откорректировать цели и задачи учебного курса и отдельных занятий в зависимости от образовательных запросов обучающихся, выявленного уровня их развития, учебных достижений и др. Он периодически вовлекает обучающихся в процесс постановки цели;
  • педагог владеет навыками мотивирования и имеет необходимые знания для этого, умеет побудить интерес к предмету;
  • использует индивидуальный подход в оценивании учеников;
  • активно использует положительную мотивацию (одобрение, похвала). Создает ситуации успеха.

8. Риски:

  • подведёт аппаратура

  • учащиеся не смогут обосновать свою точку зрения или просто не имеют таковой, боясь вызвать неадекватную реакцию одноклассников и учителя на свое мнение.

    ситуация отклонения от плана урока, в результате которого учащиеся не успеют освоить необходимое учебное содержание.
  • негативный личный опыт учащихся по изучаемой теме. Это может быть опыт самопознания (неадекватная самооценка), межличностного общения, взаимодействия с социальными институтами, обнаружения в социуме расхождения между словом и делом

Риски

Как избежать рисков

1.Подведёт аппаратура

Подготовить наглядность в виде таблиц, которая поможет передать необходимую информацию по теме урока

2.Ситуация отклонения от плана урока

Тщательная организационная подготовка учителя к уроку, придание ему максимально возможной технологичности.

3.Учащиеся не смогут обосновать свою точку зрения

Предложение учащимся письменно высказать свою позицию по данной проблеме, продолжить ее обсуждение на следующем уроке или во вне учебное время, обсудить ее в индивидуальном порядке

4.Негативный личный опыт учащихся

. Способ ухода может быть разным – от авторитарного перехода к следующему пункту плана урока до честного объяснения учителем, почему он не хочет развивать данную проблематику дальше. На этом уровне главным помощником учителя является юмор



Предварительный просмотр:

 Перевощикова Елена Леонидовна МАОУ СОШ № 7 Сысертского ГО

Конструкт урока по биологии

 Тема: Факторы, влияющие на здоровье

Место урока: Тема 13 тематического планирования по биологии 8 класс «Индивидуальное развитие организма», урок № 65

 Тип занятия: урок систематизации и обобщения знаний и умений

 Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека

 

Задачи урока:

1.Образовательные

  • Актуализировать знания о факторах, влияющих на здоровье, при изучении ранее изученных тем
  • Выявить причины и последствия влияния различных факторов на здоровье человека

2.Развивающие.

  • Развивать умения   самостоятельно работать с учебником и доп. литературой
  • Развивать умения применять знания на практике
  • Определять личную значимость темы для каждого ученика

3.Воспитательные

  • Продолжить воспитание стремления учащихся к ЗОЖ

Планируемые результаты:

1.Личностные:

  • развитие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • развитие социальной компетентности;
  • развитие способности ставить цели и строить жизненные планы

2.Метапредметные:

  • 3.Предметные: развитие умений видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты;
  •  делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • развитие умений работать с различными источниками информации, анализировать и оценивать её, преобразовывать из одной формы в другую;
  • развитие умений адекватно использовать речевые средства для дискуссий и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Предметные:

  • знание терминов « Обмен веществ, нервная и гуморальная регуляция, системы органов, гиподинамия»
  •  способы охраны и укрепления психического и физического здоровья.
  • организация рационального питания и ведение здорового образа жизни взрослого человека.
  • влияние стрессов, гиподинамии, вредных привычек на обмен веществ

 Дидактическое и техническое обеспечение: учебник, информация из доп. источников, презентация «Влияние пива на подростка», «Влияние курения на организм человека», листы для кластера, маркеры, листы самооценки и оценки для консультантов, таблицы, рисунки с изображением ЗОЖ, аудиозаписи с музыкальным сопровождением, инструктивные карты.

Структура занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развитие УДД

Результат

Методы, приёмы, технологии

Организационный

Звучит музыка

(приложение 1)

Приветствует учащихся, делит на группы

«Здравствуйте! Садитесь! Я говорю вам «Здравствуйте» Я желаю вам здоровья. Ребята, отгадайте загадку: «Чем из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими людьми, не отдавая этого?» (Улыбка)

Слушают учителя

Личностные: готовность к целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Полная готовность учащихся к совместной деятельности, включение в деловой ритм оборудования

Словесные

Стадия вызова

Демонстрирует учащимся слайд с изображением рисунков ЗОЖ, спрашивает «Что их объединяет?»

Задает вопрос о том, что известно ученикам по этой теме?

Учитель записывает все на доске без комментариев (даже ошибочные мнения).

Спрашивает «Ребята, внимательно посмотрите на записи на доске. Какая картина получается?

Сгруппируйте ассоциации

Формулируют тему урока

Ученики

  • Записывают в тетради все, что им известно по теме урока (строго индивидуальная работа), продолжительность работы 1 – 2мин
  • Обмениваются информацией по теме в группах. Время обсуждения не более 3 – х минут.
  • Группы по кругу называют сведения, факты, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

  • Формулируют проблему урока

Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию

Развитие умения обобщать информацию

ТРКМ: приём «Яркое пятно»

ТРКМ: приём «Корзина» идей

Мозговой штурм

Стадия осмысления

«Открытие» нового знания

Организует работу в группах, консультирует учащихся.

Работают в группах по своему разделу изучаемой темы:

(влияние на здоровье вредных привычек, питания, шума, гиподинамии), используя материал учебника (параграфы 34,13,21,66 авторов А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша) и дополнительной информации (распечатки текстов, презентации, лабораторный опыт), осуществляют контакт с новой информацией.

(Приложение 2, 3,4)

 Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

Обсуждают, составляют кластер и диаманту на тему «Здоровье – болезнь»

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, умение структурировать знания.

Регулятивные: саморегуляция как способность к преодолению затруднения

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие сотрудничество со сверстникам

Познавательные: уметь выделять смысловые категории, слова; устанавливать причинно-следственные связи; умение систематизировать материал; собственное видение предложенной темы.

Кластер в тетради как продукт деятельности.

Развитие умений работать в группе, структурировать материал, делать обобщения и выводы

ТРКМ: приёмы «кластер»,

«диаманта»

После сообщения о гиподинамии проводится физ. минутка для учащихся

Обобщение и систематизация знаний

Вызывает к доске представителей от каждой группы, заслушивает их.

Корректно и адекватно комментирует ответы учащихся и их оценивает

Воспринимают ответы, участвуют в обсуждении, делают выводы, заполняют общий кластер на доске и в тетрадях.

Консультанты оценивают работу учащихся в группе
заносят оценки в оценочные листы и сдают учителю

Подводят итог урока

Составление обобщающего кластера, формулирование общего вывода по теме, подведение итога урока

(решение проблемы, обозначенной на этапе осмысления)

ТРКМ: приём «кластер», приёмы технологии проблемного обучения

Домашнее задание

Предлагает учащимся выяснить у родственников, как вредные привычки, стрессы и гиподинамия повлияли на их здоровье (анкетирование родственников) Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения задания.

Записывают д/з, слушая пояснения учителя

Личностные: смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Реализация необходимых условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися

Анкета (заранее подготовлена и предложена учащимся)

Рефлексия

Предлагает оценить урок с помощью смайликов:

«Всё понятно» (улыбка), «Остался нерешённый вопрос» (недоумение), «Было трудно» (нахмуренный)

Осуществляют контроль над своими действиями, логики мыслей, эмоциями

Коммуникативные: рефлексия своих действий

Открытость учащихся в осмыслении своих действий самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

Наглядно – иллюстративный метод

 

Задания для работы в группах

1.Влияние питания на здоровье человека

  • Изучи текст о влиянии пищи на здоровье человека
  • Занеси в таблицу сведения о полученных знаниях
  • Заполни листы для кластера
  • Подготовь сообщение по теме с демонстрацией опыта по определению витамина «С» в продуктах; сделай вывод
  • Составь диаманту на тему «Здоровье – болезнь»

------------------------------------------------------------------------------------

Влияние вредных привычек на здоровье 

  • Изучи текст о влиянии вредных привычек на здоровье человека
  • Занеси в таблицу сведения о полученных знаниях
  • Заполни листы для кластера
  • Подготовь сообщение по теме после демонстрации ролика о влиянии пива на организм подростка; сделай вывод
  • Составь диаманту на тему «Здоровье – болезнь»

------------------------------------------------------------------------------------------------

Влияние шума на здоровье

  • Изучи текст о влиянии шума на организм человека
  • Занеси в таблицу сведения о полученных знаниях
  • Заполни листы для кластера
  • Подготовь сообщение по теме, используя звучание классической и очень громкой музыки; сделай вывод
  • Составь диаманту на тему «Здоровье – болезнь»

Движение и здоровье

  • Изучи текст о влиянии движения на здоровье человека
  • Занеси в таблицу сведения о полученных знаниях
  • Заполни листы для кластера
  • Подготовь сообщение по теме с проведением физ. минутки для одноклассников; сделай вывод
  • Составь диаманту на тему «Здоровье – болезнь»

------------------------------------------------------------------------------------------