Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Ларкина Татьяна Викторовна

Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывает бережное отношение к природе родного края, гордость за ее природные богатства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок 5 класс по природоведению.25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока природоведения. 5 класс.  

Тема урока. «Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана»

Выполнила:

учитель биологии Ларкина Татьяна Викторовна.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5».

УМК :

1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 класс, М. Дрофа 2001г.(автор Пасечник В.В.)

2.Пакулова, В.М.., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая (Учебник)/ В.М..Пакулова, Н.В. Иванова. - М.: Дрофа, 2010.

Конспект урока природоведения. 5 класс.  

Тема урока. «Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана» 21.04.2015г.

 Автор: Ларкина Татьяна Викторовна

Технология: применение мультимедиа.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийные проекты.

Цель: создать условия для знакомства учащихся с возникновением и созданием заповедных зон; способствовать формированию экологического сознания; расширить знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области; воспитывать бережное отношение к природе родного края, гордость за её природные богатства.

Задачи:

Помочь учащимся создать условия для изучения взаимодействия живых организмов в сообществах.

Способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в группе.

Создать условия для развития умений работать с различными источниками информации: текстом сказки, учебника, таблицей.

Воспитывать желание узнавать новое.

Воспитание бережного отношения к природе.

Предметные результаты:

1) сформировать умения понимать смысл понятий: охрана природы, особо охраняемые природные территории, Красная книга;

2) познакомиться с охраняемыми видами растений и животных своего края;

3) раскрыть роль школьников в охране природы.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

1.Осознавать единство и целостность окружающего мира.                                                    

2.Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Оборудование: Красная книга «Животные России», Красная книга « Растений России», демонстрация слайдов редких видов животных и растений.

План урока.

1. Организационно-мотивационный этап.

2. Актуализация знаний.

3.  Реализации проекта урока.

4.  Закрепление во внешней речи.

5.  Подведение итогов урока.

6.  Информация о домашнем задании.

7.  Рефлексия.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

С момента зарождения человеческой жизни на Земле древние люди интуитивно понимали, что выжить они могут, только соблюдая законы природы, по которым и строили свои отношения с четырьмя стихиями – землей, водой, воздухом и огнем. Они уважали уникальность и вместе с тем взаимозависимость всего живого.

Сегодня мы, люди 21 века, забыли заповеди древних. И несмотря на то, что вооружены серьезными научными знаниями, ежеминутно и повсеместно нарушая законы природы, поставили окружающий нас мир на грань неминуемой гибели. На прошлом уроке мы говорили об изменениях в природе в результате хозяйственной деятельности человека. Давайте вспомним. (Истощение природных ресурсов, ускорилась эрозия почвы, изменился климат, исчезли многие виды растений и животных, ухудшились пастбища, истощился озоновый слой.)

Что же нужно делать, чтобы сохранить все многообразие природы? (Нужно ее охранять.) Как можно назвать тему сегодняшнего урока? Из ответов формулируем тему «Охрана природы».

  1. Изучение нового материала.

Еще в Киевской Руси выделяли особые территории, где водились туры, зубры и другие животные. Эти животные строго охранялись от массовых посещений и посторонних охот. Со времен правления княгини Ольги в Киеве вводились ограничения в сроках отлова бобров, объявлялись запреты на промысел. А Беловежская Пуща охранялась с 13 века.

Первым законом об охране лесов считают грамоту великого князя Ивана III, выданную им Троице-Сергиеву монастырю. Со времен Петра I охранялись дубравы и сосновые боры. В 1763г. был введен закон, запрещающий летнюю охоту.

Как вы думаете где охраняются редкие виды животных и растений? (В заповедниках, заказниках, национальных парках).

Схему особо охраняемых природных территорий чертим в тетради.

Особо охраняемые природные территории

Заповедники Заказники Национальные парки Памятники природы

Как вы понимаете слово «заповедник»? Высказывания детей. Работа с текстом учебника.

Заповедник – это особо охраняемая законом территория, полностью исключенная из любой хозяйственной деятельности в целях сохранения в нетронутом виде природных комплексов, охраны видов и слежения за природными процессами.

Первым российским заповедником можно считать Камчатский, ныне Кроноцкий, организованный по инициативе местных властей в 1882г. В настоящее время на территории России 101 заповедник.

Есть ли на территории нашей области заповедники? Ответы детей.

Заповедники Тульской области

В Тульской области существует Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово поле".

Заповедник  «Куликово поле».
  Куликово поле является уникальным мемориальным объектом, ценнейшим природно-историческим комплексом, включающим многочисленные археологические памятники, памятники архитектуры и монументального искусства, памятники природы. В районе Куликова поля обнаружено более 380 памятников археологии разных эпох. В целом, территория Куликова поля является одним из ключевых участков изучения сельского расселения в древнерусский период (подобно окрестностям Чернигова, Суздальскому ополью) и представляет уникальный археологический комплекс. Здесь выявлено 12 памятников архитектуры, в том числе 10 церквей (в основном XIX и XX вв.), среди которых выдающийся памятник архитектуры -- церковь Сергия Радонежского. Как показали комплексные археолого-географические исследования последних 17 лет, на Куликовом поле недалеко от места сражения существуют участки степной растительности, сохранившие ковыль, и близкие к первозданным лесные массивы.

Куликово поле является одним из трех ратных полей России - объектов общероссийского значения. Территория музея-заповедника занимает юго-восток Тульской области, географически -- это участок ландшафта северной лесостепи Русской равнины в бассейне верхнего течения Дона и Непрядвы. Она включает историческое место битвы с прилегающими участками, а также комплекс уникальных археологических, мемориальных, архитектурных, природно-ландшафтных памятников.

Куликовская битва стала крупнейшим сражением средневековья. На поле Куликовом сошлось более 100 тысяч воинов. Было нанесено сокрушительное поражение Золотой Орде. Куликовская битва стала коренным переломом в борьбе Руси против татаро-монгольского ига, оказала решающее влияние на создание единого русского государства, на утверждение русского национального самосознания.

Что же такое заказник и национальный парк?

Заказник – участок территории, в пределах которого постоянно или временно запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности человека. В нашей области известным заказником является Каменная степь.

Национальный парк – обширная территория, включающая особо охраняемые природные ландшафты, закономерно преобразованные людьми. От заповедника отличается допуском посетителей для отдыха. Например, Сочинский, Забайкальский, «Лосиный остров».

Большинство растений и животных гибнут из-за уничтожения их местообитания (например, вырубка леса, осушение болота), из-за варварской охоты на животных с ценным мехом или вкусным мясом. Навсегда исчезли с лица Земли такие животные как дронт, странствующий голубь, южный моа, тарпан, тур, морская корова, квагга.( Сообщение учащихся об этих животных.)

По подсчетам специалистов, скорость вымирания животных 60 -100 млн. лет назад составляла один вид за каждую тысячу лет. В период с 1600 г. до середины 20 столетия этот показатель составил один вид за каждые десять лет. С середины и до конца 20 века каждый год исчезало по одному виду животных. Печальная статистика.

Истребляются и растения из-за красивых цветков, а также и лекарственные. Рассмотрите и назовите редкие и исчезающие виды растений (работа в парах).

Редкие и исчезающие виды занесены в особый список, который называют Красной книгой. Демонстрация Красной книги.

Начиная с 1946г. Международный союз охраны природы, собирал информацию о редких и исчезающих видах. Впервые Красная книга вышла в 1966г. И включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих и примерно 25 тысяч видов растений. В Красной книге выделяют пять категорий охраняемых видов:

1 - вид нельзя спасти без специальных мер,

2 - численность еще высока, но катастрофически сокращается,

3 – исчезновение еще не грозит, но вид встречается на ограниченной территории,

4 – вид требует дополнительного изучения,

5- виды, спасенные от вымирания.

Красная книга СССР вышла в 1978г., в 2001г. - новое издание Красной книги Российской Федерации. Сейчас готовится к изданию Красная книга Воронежской области.

Мы говорим исчезающие виды и редкие виды. Как это понять?

Исчезающие виды -это виды, численность которых уменьшилась до такого критического уровня, что они могут в ближайшее время исчезнуть.

Редкие виды – это те, которые имеют малую численность и распространены на ограниченной территории (выхухоль).

Выступление  с презентацией «Красная книга растений и животных Тульской области».

Ребята, как вы думаете, какое значение для природы имеет такое большое разнообразие организмов? (Каждый организм является пищей для другого. Сохранение пищевых цепей – путей передачи пищи, органического вещества с запасенной химической энергией).

Выступление ученика с презентацией «Защита воды».

Для того, чтобы привлечь общественность к охране природы создан экологический календарь. Запишите некоторые даты:

22 марта – Всемирный день воды,

1 апреля – Всемирный день птиц,

22 апреля – День Земли,

5 июня – Всемирный день защиты окружающей среды.

Россия огромное государство мира, где сохранились обширные участки природы в первозданном виде. В нашей стране в 1991г. принят закон «Об охране окружающей природной среды», где говорится, что:

«Каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях».

«Хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде».

«Недопустимы любые виды хозяйственной или иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы».

Ребята, а можем ли мы сами поучаствовать в охране природы? Что может сделать каждый из нас?

Ответы детей. Не ломать ветки деревьев и кустарников, не рвать цветы. Не разорять птичьих гнезд и муравейников. Не жечь листву и мусор. Не мыть машины на берегу реки, ручья и озера. Не оставлять после себя мусор. Беречь лес от пожара. На садовых участках как можно меньше использовать ядохимикаты. Высаживать деревья и кустарники. Экономить природные ресурсы. Сохранять богатство живого мира. Регулировать свои потребности.

Запишите правила поведения в природе.

Сегодня мы узнали, что охранять природу важное и нужное дело.

Давайте вспомним ,на каких территориях охраняются редкие и исчезающие виды? Назовите заповедники Воронежской области. Какие животные там охраняются? Как называется список редких и исчезающих видов? Какие виды исчезли с лица Земли?

Закончить наш урок мне бы хотелось следующими строками:

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала…
Плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет
Терзает сталь моё земное тело
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею

Своим добром считает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды
А ведь на них идет моя руда! 
А что мне стоит только штат Невады
Его подземных взрывов череда!

Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли загораясь мщеньем, 
Я против сил безумных восстаю
И сотрясая твердь землетрясеньем, 
На все обиды свой ответ даю

И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли…
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти!

Сергей Владимирович Михалков

Д/з: оформите листовку о правилах поведения в природе.

Список информационных источников.

1.Пакулова, В.М.., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая (Учебник)/ В.М..Пакулова, Н.В. Иванова. - М.: Дрофа, 2010.

2.Пакулова, В.М., Иванова, Н.В. Природа. Неживая и живая (Рабочая тетрадь)/ В.М.., Пакулова, Н.В. Иванова. - М.: Дрофа, 2010.

3.Тимофеева, Л.Л. Уроки природоведения в 5 классе к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ива-новой «Природа. Неживая и живая. 5 класс»/ Л.Л Тимофеева,.-М.: Дрофа, 2007.

4.Парфилова, Л.Д.. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. неживая и живая. 5 класс»/ Л.Д Па-рфилова, М.: изд-во «Экзамен», 2005.                                                                                                                          

5.Сайт www.nsu.ru "Биология в вопросах и ответах".

6.Сайт www.bio.Iseptember.ru "Я иду на урок биологии".

7. Сайт www.floranimal.ru "Floranimal" – растения и животные" (энциклопедия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - исследовательский проект «ЛЕСНОЙ ЭТИКЕТ: Соблюдение правил поведения в лесу».

ПАСПОРТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТАУЧЕНИКОВ ГРУППЫ 8 «А»,8 «Б», 9 кл.: Название проекта: «ЛЕСНОЙ ЭТИКЕТ: Соблюдение правил поведения в лесу».2.Цель проекта:Выпуск альбома «ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ В ПРИР...

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Экология души и экология природы",посвященная 140-летию М.М.Пришвина и охране окружающей среды.

Литературно-музыкальная композиция посвящена 140-летию М.М. Пришвина и охране окружающей среды. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произве...

конспект урока по право для 10 класса по теме " Право на благоприятную окружающую среду"

План - конспект урока по право для 10 класса по теме "Право на благоприятную окружающую среду". ...

Презентация к уроку право для 10 класса по теме "Право на благоприятную окружающую среду"

Презентация содержит основные материалы урока и дополнительную информацию в виде таблиц, диаграммы....

Презентация к уроку право для 10 класса по теме "Право на благоприятную окружающую среду"

Презентация содержит основные материалы урока и дополнительную информацию в виде таблиц, диаграммы....

Урок по ФГОС «Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов».

Урок по ФГОС   «Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов»....

Классный час на тему : Бережное отношение к городским объектам, хулиганство, вандализм.

Бережное отношение к городским объектам, хулиганство, вандализм....