биология 7 класс "Обобщение по теме "Многообразие птиц""
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

 Все началось с того, что в сквере перед школой я услышала негромкую дробь сначала одного потом второго, а потом и третьего дятла. Стала внимательно всматриваться, но толком так никого и не разглядела. Я искала глазами пестрого дятла, со знакомой с детства красной шапочкой на голове. Видела же  каких – то крупных зеленоватых птиц. Учитель по биологии рассказала мне, что возле нашей школы обитают не только Большой и Малый пестрые дятлы, но и Зеленые дятлы и множество других удивительных птиц. Любовь Николаевна  предложила подготовить реферат о птицах, которых можно увидеть возле нашей школы, расположенной прямо у леса, сползающего с сопок  Черных Маньчжурских гор.

            Работа над этой темой заинтересовала не только меня, моих одноклассников, учителя  по биологии Сабусову Любовь Николаевну, которая помогла подготовить этот текст. Посильную  помощь оказали и наши  родители.

Мы наблюдали за птицами в природе: у школы, во время экскурсий, на своих огородах, в лесу. Записывали и зарисовывали их внешний вид.  Работали вместе с учителем с самыми разными  «Определителями птиц»,  справочной литературой. Уточняли названия птиц, места их обитания, миграции и многое другое. Много знаний мы получили,  работая в интернете, что помогло нам в учебе по другим предметам.

 Какие же птицы обитают на территории Русского острова? Своими знаниями и наблюдениями мы хотим поделиться с Вами.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Владивостока»

Приморского края

Конспект урока по биологии

в 7 классе

подготовила

учитель биологии

Сабусова Любовь Николаевна

Владивосток 2015

Тема: « Обобщение по теме «Многообразие  птиц»

 « Птицы Русского острова»

Цель урока:

Образовательная

Обобщить знания о птицах, расширить представления учащихся о многообразии птиц, показать их приспособленность к среде обитания и образ жизни, их значение в природе и жизни человека, привлечь внимания детей к изучению орнитофауны родного края (малой Родины, Русского острова); 

Развивающая

Активизировать  познавательный интерес учащихся к природе, научить самостоятельно находить необходимую информацию, формировать способности к совместной умственной деятельности,  а так же  умение обобщать и делать выводы;

 развитие у детей и подростков творческой и практической деятельности.

Воспитательная

Воспитывать  любовь к природе, прививать гуманное отношение  к птицам, осознанное бережное отношения к природе, расширять кругозор учащихся.

Задачи:

 - раскрыть особенности внешнего строения, питания, размножения птиц в связи  с приспособленностью к условиям различных экологических групп;

-активизировать познавательный интерес к природе и ее изучению;

-совершенствовать умение работать с рисунками, текстом учебника;

-узнавать изученных птиц в природе, на таблицах, рисунках, на фотографиях

Тип урока: комбинированный.

 Форма урока: работа в группах.

     

Оборудование:  картины с изображением птиц, фотографии, справочники, определители, вопросы и задания для выполнения в группах, проектор, интерактивная доска, презентация о птицах Русского острова

     

 Учебно-методический комплект: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кумченко В. С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений-М.:  Вентана-Граф,2008.

Ход урока:

Ι.Оргмомент: Сообщение цели и задач урока.

ΙΙ. Изучение новой темы:

Вы,  конечно,  догадались,  о ком будет идти речь сегодня на   уроке?  Правильно,  мы изучили многообразие птиц, их систематические и экологические группы.
     Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых
. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения.                                                                 

   Сегодня на уроке мы обобщим  полученные вами знания о птицах. Урок мы проведем необычный, в форме игры, путешествуя по нашей малой Родине – Русскому  острову.

        Но сначала проверим, хорошо ли Вы знаете птиц?

Описание игры

Предварительная работа:

Учащиеся, используя различные источники, изучают птиц, готовят презентацию.

Об уроке-игре сообщаю учащимся за неделю до его проведения, объясню цели, основные правила и условия игры. У детей есть заранее подготовленные заготовки ответов, которые они прикрепляют  к  таблице.  Учащихся делим на две команды, кто быстрее ответит на вопрос учителя.

Ход игры:

На отдельном столе лежат карточки с изображением птиц. На доске таблица «Экологические группы птиц по месту обитания»

Экологическая группа

Виды

Места обитания

Учитель читает стихи о птицах, угадавшие находят карточку с изображением птицы и заполняют на доске таблицу.

Вопросы.

1.  Слышу я: звенит……

    Средь желтеющих ветвей.

    Здравствуй маленькая птица,

    Вестница осенних дней.               (синица)

2.За кустом в лесу, постой-ка,

   Последи за рыжей  …….

   Чуб взъерошила рябой,

   Перья с искрой голубой.              (сойка)

3. Сероспинный, красногрудый –

   В зимних рощах обитает.

   Не боится он простуды

   С первым снегом прилетает.          (снегирь)

4. К нам с ветрами прилетели

    Стаи  ярких  …….

   Прилетели    ……….

  Песни севера запели.                 (свиристели)

5.Есть во дворе у нас друзья,

   Встают они чуть свет

   В чужедальние края не улетают -  нет!

6  Повеет ветер с темных нив,

   Поникнут ветви ив,

   Один другого спросит : «Жив!»

   Другой ответит : «Жив!»                               (воробей)

7  Моё начало есть в степи

    И в серебре, да и в свинце,

    А дальше цифру назови,

   Шипящую поставь в конце:

   А в целом птица я какая

   Быстрее всех я птиц летаю                          (стриж)

8 Прошлым летом на лужку

   В ямке вывелся в пушку,

   И обсохнуть не успел –

   Комара и муху съел                                    (кулик)

Учитель: Молодцы  ребята, хорошо справились с заданием! Эти птицы вам хорошо известны не только по учебникам, картинкам и  книгам. Воробьи, сороки, вороны -  постоянные обитатели наших поселков, вы их видите каждый день и повсюду: идете ли вы в школу, помогаете ли вы родителям на огороде, или просто гуляете

  Кто из вас, гуляя летом по лесу, не встречал говорливой сойки, прячущей желуди в мох?  Кто не любовался полетом стрижей, не подкармливал зимой синичек, поползней ? Кто не восхищался красотой снегирей и свиристелей?

        Нам с вами очень повезло, ведь  мы живем на территории военного заказника и можем воочию наблюдать в лесу жизнь, самых разнообразных птиц принадлежащих к различным экологическим группам .

Назовите мне их, пожалуйста

(Цапли – птицы болот и водоёмов,

Чайки – птицы побережий,

Горлицы, сойки ,кукушки, дятлы  - птицы леса)

  Учитель  Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения.
     Вспомните, какова численность животных класса Птицы?- ( Более 8000 видов)
 Какое второе название имеет класс Птицы? – (Пернатые)
 Как называется наука, изучающая птиц?
 – (Орнитология) 
 А специалист, изучающий птиц? – (Орнитолог)

Ученица нашего класса хочет стать орнитологом. Целое лето она занималась изучением птиц Русского острова и подготовила к уроку реферат и презентацию на тему   «Птицы Русского острова»  (Приложение1, Приложение2)

Учитель  Я думаю, ребята, что каждый из вас может дополнить этот реферат материалами о многих  других пернатых обитателях Русского острова, таких как утка – мандаринка, белая японская цапля, белохвостый орлан, синяя мухоловка

Это и будет вашим домашним заданием: подготовить сообщение о редких птицах Русского острова (распределяем задания по выбору учеников)

Давайте подведем итоги нашего  урока.

Сегодня мы не  говорили об экзотических птицах из далеких стран. Мы рассказали вам о тех пернатых, которые живут рядом с нами, в наших лесах, садах, огородах. И вы убедились, что за необычным не надо ехать за тридевять земель, чудеса живут рядом с нами, надо только захотеть их увидеть.

Учитель: На VIII международном орнитологическом конгрессе, который проходил в августе 1982 года в Москве, был задан вопрос: каково будущее птичьего населения планеты? Ответ специалистов: «10% птиц вымрут! Так как есть виды, на сохранение которых трудно надеяться, но мы делаем все от нас зависящее». Созданы Красные книги – Международная, России. Красная книга Приморского края Мы тоже можем помочь птицам. Давайте начнём с простого: ученик читает стихотворение  З.  Александровой

Птичьи песенки

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай без слов поют

Я знаю все, о чем поет

Щегол и реполов

Поёт на ветке соловей

Малиновка и дрозд:

Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнезд

 

Ты в наши гнезда не смотри

Не становись на пни

Яичек теплых не бери

Зачем тебе они

Поёт щегол и соловей

Малиновка и дрозд:

Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнезд

Список использованной литературы

1. Биология. Животные. Методическое пособие. В.С. Кучменко, С.В.Суматохин. М.:»Вентана-Граф» 2007 г.

2. Внеклассная работа по биологии: 3-8 классы Составитель Н А Касаткина -Волгоград: Учитель, 2007 г

 3. Наумов С.П. Зоология позвоночных: Учебник для студентов пед. институтов по биологии._М.: Просвещение, 1982

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

https://yandex.ru/search/?text=фотографии%20птиц%20%20приморского%2

http://www.birds-online.ru/wiki/index.php

http://ppt4web.ru/geografija/krasnaja-kniga-primorskogo-kraja.htm


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии по теме «Отряды птиц».

Данный урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков.Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а...

урок биологии 7 класс "Класс Птицы. Общая характеристика"

Презентация к уроку 7 класса содержит информационный и иллюстративный материал об особенностях строения птиц, связанных с полётом. Рассматриваются  особенности жизнедеятельности, обмена веществ. ...

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СРАВНИТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ ВОДОПЛАВАЮЩИХ ПТИЦ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

На территории Ленинского административного округа города Омска расположен поселок Черемушки, в окрестностях которого находится запрудное сточное озеро. Это озеро является местом обитания некоторых вод...

урок биология 7 класс "Значение птиц и их охрана "

методическая копилка педагога...

Тесты по биологии к урокам "Класс Птицы" , "Класс Млекопитающие".

Тесты  содержат  задания с выбором одного правильного  ответа , задания  на  соответствии. Задания соответствуют  программным  требованиям. Материал  можно...

Методическая разработка урока биологии на тему «Класс птицы».

На данном уроке учащиеся знакомятся с общей характеристикой птиц, особенностями их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания....

Внеклассное мероприятие по биологии 7 класс Мир птиц

Внеклассное мероприятие по биологии 7 класс Мир птиц...