проект урока по биологии. 8 класс. ТИО
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Остроухова Светлана Анатольевна

 Разработка урока биологии в 8 классе пт теме "Расы человека" . Технология интерактивного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_8_tio.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт урока биологии  в  8 классе

ФИО учителя, название ОО

Остроухова Светлана Анатольевна, ГБОУ  ООШ пос. Шумовский

Целевой компонент

Тема урока:

Расы человека

Образовательная цель

Развитие коммуникативных способностей личности, формирование ценностного отношения к биологическим знаниям восьмиклассников, через осмысление свойств человека как биологического вида.

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

-раскрывает сущность понятий « человеческая раса», «народ», «нация», «расизм»(ПР);

-объясняет основные морфологические признаки рас (ПР);

-активно проявляет устойчивый интерес по изучаемой теме (ЛР);

-владеет способами работы в группе и сотрудничества(ЛР);

-анализирует  полученную информацию (ЛР);

-формулирует учебные задачи, как шаги достижения поставленной цели (МР)

-формулирует выводы под руководством учителя самостоятельно(ЛР);

 -обосновывает своё мнение по изучаемой теме (ЛР);

- находит в тексте необходимую информацию, оформляет её в таблице (МР);

 -анализирует информацию, выделяет общие и отличительные признаки объектов (МР);

- высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию (ЛР);

- выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками (МР);

- аргументированно отстаивает своё мнение (МР)

- соотносит своё мнение с мнением одноклассников (МР)

-оценивает результаты и продукты своей деятельности и деятельности одноклассников (МР)

Программные требования к образовательным результатам раздела «Происхождение человека»

Ученик получит возможность научиться:

объяснять биологические и социальные факторы антропосоциогенеза, определять расы по характерным чертам.

Содержательный компонент

Программное содержание

Расы человека, их происхождение и единство.

Мировоззренческая идея

Расы человека: мы все разные, но мы вместе – один вид - Человек Разумный

Ценностно-смысловые ориентиры

Человек

План изучения учебного материала

1. Расы человека

2. Единство происхождения рас.

3.Морфологические особенности представителей разных рас.

4. Расизм.

Основные понятия

Расы, народ, нация, расизм.

Биологическая проблема

 Место  человека в животном мире,  эволюция предков человека

Деятельностный компонент

Тип урока

Изучение нового материала

Форма урока

Урок - дискуссия

Образовательная технология

Технология интерактивного обучения

Оснащение урока

Рисунки, фотографии, презентация, компьютер, проектор.

Мизансцена урока

3 группы по 3 человека

Предварительная подготовка к уроку учащихся

Подготовить сообщения о некоторых  течениях расизма

( фашизм, Ку-клукс-клан, скинхеды)

Домашнее задание

Стр. 18-21

Технологическая карта урока биологии в 8 классе.

Тема «Расы человека»

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.)

Приветствие. Проверка отсутствующих. Обозначение групповой работы. Психологический настрой на урок

Выбор лидера группы.Определе-ние общих правил работы в группе

II. ВВОДНЫЙ ЭТАП (5 мин.)

Отрывок  из стихотворения « Потомки одного вида» 

Вводная беседа:

- О каких биологических проблемах идет речь в этом стихотворении? 

- Каковы движущие силы антропогенеза? 

- По каким внешним признакам различаются люди?

- В чем проявляется биологическая природа людей и в чем - социальная?-

Главный вопрос урока:

- Что такое  расы? Это один биологический вид или разные виды человека?

 - Что мы должны знать, чтобы  аргументировано ответить на главный вопрос урока?

Задание: Познакомьтесь с заданиями для каждой группы в рабочих папках, распределите между собой задания.

Задание 1 группе:  Выясните характерные черты представителей экваториальной расы.

Задание 2 группе: Выясните характерные черты представителей  азиатско - американской расы.

Задание 3 группе: Выясните характерные черты представителей евразийской расы.

Распределение заданий внутри группы

Слайд 1

Фронтально

Слайд 2

Запись темы в тетрадь

фронтально

Знакомство с содержанием рабочих папок: инструкции, учебные материалы, листы оценки и самооценки

-анализирует информацию, выделяет общие и отличительные признаки объектов (МР);

-высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию (ЛР);

-формулирует учебные задачи, как шаги достижения поставленной цели (МР)

-выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками (МР);

III. ОБУЧАЮЩИЙ (ОСНОВНОЙ) ЭТАП (15 мин.)

Практическая работа в микрогруппах

Работа групп:

1 ученик –  изучает  основные морфологические признаки, характерные для представителей расы.

2 ученик –  анализирует информацию о территории проживания представителей расы.

3 ученик  -  изучает  географические особенности климата на территориях проживания представителей расы.

совместно – отбирают рисунки и фотографии, оформляют информационный коллаж

Микрогрупповая дискуссия:

обсуждение, выработка общего мнения, планирование презентации итогов работы

-Почему сформировались характерные признаки расы?

-Что такое раса?

Индивидуальная и групповая работа

-выполняет задания в сотруд-ничестве с одно-классниками (МР);

-находит в тексте необходимую ин-формацию, офор-мляет её в таблице (МР);

-  выделяет основ-ную мысль в тексте (МР);

 - соотносит своё мнение с мнением одноклассников (МР)

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (14 мин.)

Презентация итогов групповой работы.

Презентация работы 1 группы: коллаж и слайд «Характерные черты представителей экваториальной расы».

Презентация работы 2 группы:  коллаж и слайд «Характерные черты представителей  азиатско - американской расы».

Презентация работы 3 группы:  коллаж и слайд «Характерные черты представителей евразийской расы».

Коллективная дискуссия

-Все  ли  человеческие расы сохранили общевидовые особенности вида Человек разумный?

- Что такое расизм?

- Какие разновидности расизма вы знаете?

Возвращение к главному вопросу урока, обсуждение.

-Что такое  расы? Это один вид или разные виды че-ловека?

-“…народы, распри позабыв, в великую семью соединятся…” А.С. Пушкин – это возможно?

Вывод, обобщение по уроку:

-Раса – исторически сложившаяся группа челове-чества, объединённая общностью происхождения и общностью наследственных физических признаков.

-Все расы – один биологический вид Человек Разум-ный.

-Расизм - это антинаучная и антигуманистическая идеология и социальная практика, основывающаяся на представлениях о физической и психологической неравноценности человеческих рас

-Толерантность -  социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. 

У доски вся группа

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Фронтально

Сообщения учащихся

3 человека

Слайд  6

-объясняет ос-новные морфо-логические признаки рас (ПР);

-раскрывает сущность поня-тий « челове-ческая раса»,на-род»,«нация», «расизм»(ПР);

-активно прояв-ляет устойчивый интерес по изучаемой теме (ЛР);

-владеет спо-собами работы в группе и сотруд-ничества(ЛР);

-обосновывает своё мнение по изучаемой теме (ЛР);

-формулирует выводы под ру-ководством учителя само-стоятельно(ЛР

- аргументиро-ванно отстаива-ет своё мнение (МР)

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)

Коллективное обсуждение:

Содержательная оценка и самооценка работы группы, участие каждого в групповой работе. Итоги коллективной работы.

Листы оценки и самооценки

- оценивает  ре-зультаты и про-дукты своей деятельности и деятельности одноклассников (МР)

Приложение

Практическая работа «Характеристика рас»

Инструкция

  1. Индивидуальная работа

1 ученик  

  1. Изучи  основные морфологические признаки, характерные для представителей расы.
  2. Заполни таблицу (столбик 1,2)

       2 ученик

  1. Проанализируй  информацию о территории проживания представителей расы.
  2. Заполни таблицу (столбик 3)

     3 ученик

  1. Изучи  географические особенности климата на территориях проживания представителей расы.
  2. Заполни таблицу(столбик 4)

2.  Групповая работа

 - отберите рисунки и фотографии представителей  расы

 - оформите  информационный коллаж

источники: учебник, Интернет, раздаточный материал

Характеристика человеческих рас

Раса

Основные морфологические признаки

Основные территории проживания

Особенности климата

Лист самооценки ____________________________________

Деятельность за урок

Критерии

Количество баллов / оценка

1

Заполнение таблицы

-Таблица заполнена правильно, полностью – 3б

-Таблица составлена более чем на половину -2б

-Таблица составлена наполовину – 1б

2

Презентация результатов рабочей группы

-Активный участник,   дающий правильные ответы – 3б

-Активный   участник, однако, допускающий неточности - 2б

-Участник,   показавший недостаточную активность, допускающий в работе ошибки и неточности-1б

3

Участие в дискуссии

-Активный участник,   дающий правильные ответы - 3б

-Активный   участник, однако, допускающий неточности при ответах -2б

-Участник,   допускающий в ответах ошибки и неточности-1б

Итого

9 баллов –    «5»

7-8 баллов – «4»

5-6 баллов – «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по биологии 8 класса "Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Проект урока комбинированного типа разработан по программе Сонина Н. И. Биология . Человек. 8 класс и учебнику Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. Биология. Человек. 8 класс. Проект урока сделан в соответстви с...

Проект урока по биологии "Плесневые грибы"

Урок разработан по ситемно-деятельностному подходу....

ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»

ПРОЕКТ  УРОКА  ПО  БИОЛОГИИ  7 класс  по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...

Проект урока по биологии в 7 классе "Многообразие пресмыкающихся"

Цель урока: формирование у учащихся знаний о многообразии современных пресмыкающихся и  отличительных признаках отрядов....

Проект урока по биологии с применением электронно - образовательных ресурсов

Проект урока по биологии с применением электронно - образовательных ресурсов. тема: "Класс Земноводные, строение и жизнедеятельность."...