Проект урока по биологии в 7 классе "Многообразие пресмыкающихся"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Ялбакова Татьяна Андреевна

Цель урока: формирование у учащихся знаний о многообразии современных пресмыкающихся и  отличительных признаках отрядов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogoobrazie_presmykayushihsya.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока биологии в 7 классе по теме «Многообразие пресмыкаюшихся».

3. Название темы урока

Тема урока: «Многообразие пресмыкающихся», третий урок в теме «Класс пресмыкающиеся»

4. Название темы и номер урока в тематическом планировании

Календарно-тематическое планирование по биологии

Животные.

7 класс.

Разработано на основе программы  Природоведение. Биология. Экология:5-11 классы: программы. - М.:Вентана-Граф,2009.

Четверть.

Неделя.

Дата.

№ урока.

Тема урока.

§.

I.

1.

Общие сведения о многообразии животных об их жизни и науке о них. – 5ч.

1.

Зоология – наука о животных

1.

2.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязь животных в природе.

2.

2.

3.

Классификация животных. Основные систематические группы животных.

3.

4.

Влияние человека на животных.

4.

3.

5.

Краткая история развития зоологии.

5.

Строение тела животных. – 3ч.

6.

Клетка.

6.

4.

7.

Ткани.

7.

8.

Органы и системы органов.

8.

5.

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные, животные. – 4ч.

9.

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Подтип Саркодовые.

9.

10.

Подтип Жгутиконосцы.

10.

6.

11.

Тип Инфузории.

Л.р. № 1 «Строение инфузории-туфельки»

11.

12.

Многообразие простейших

12.

7.

Подцарство Многоклеточные животные.

Тип кишечнополостные. – 2ч.

13.

Тип кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра.

13.

14.

Морские кишечнополостные.

14.

8.

Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви. – 5ч.

15.

Тип Плоские черви. Белая планария.

15.

16.

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

16.

9.

17.

Тип Круглые черви. Класс Нематоды.

17.

18.

Тип кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.

18

II.

10.

19.

Класс Малощетинковые черви.

Л.р. № 2 «Внешнее строение дождевого червя»

19.

Тип Моллюски. – 4ч.

20.

Общая характеристика типа.

20.

11.

21.

Класс Брюхоногие моллюски.

21.

22.

Класс Двустворчатые моллюски.

Л.р. № 3 «Строение раковин моллюсков»

22.

12.

23.

Класс Головоногие моллюски.

23.

Тип Членистоногие. – 6ч.

24.

Класс Ракообразные.

24.

13.

25.

Класс Паукообразные.

25.

26.

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности.

Л.р. № 4 «Внешнее строение насекомого»

26.

14.

27.

Типы развития насекомых.

27.

28.

Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых.

28.

15.

29.

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

29.

Тип хордовые. – 30ч.

Подтип Бесчерепные. – 1ч.

30.

Общая характеристика хордовых животных. Ланцетник.

30.

16.

Надкласс Рыбы. – 5ч.

31.

Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания.

Л.р. № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

31.

32.

Внутреннее строение костной рыбы.

32.

17.

33.

Особенности размножения рыб.

33.

34.

Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые и Костные рыбы.

34.

III.

18.

35.

Промысловые рыбы. Их рациональное использование  и охрана.

35.

Класс Земноводные. – 4ч.

36.

Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение лягушки. Скелет и мускулатура.

36.

19.

37.

Строение и деятельность систем внутренних органов.

37.

38.

Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных.

38.

20.

39.

Многообразие земноводных.

39.

Класс Пресмыкающиеся. – 4ч.

40.

Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся.

40.

21.

41.

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.

41.

42.

Многообразие пресмыкающихся.

42.

22.

43.

Роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.

43.

Класс Птицы. – 7ч.

44.

Среда обитания и внешнее строение птиц.

Л.р. № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

44.

23.

45.

Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы птиц.

45.

46.

Внутреннее строение птиц.

46.

24.

47.

Размножение и развитие птиц.

47.

48.

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

48.

25.

49.

Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц.

49.

50.

Значение птиц и их охрана.

50.

26.

Класс Млекопитающие. – 9ч.

51.

Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих.

51.

52.

Внутреннее строение млекопитающих.

52.

27.

53.

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл .

53.

54.

Происхождение и многообразие млекопитающих.

54.

IV.

28.

55.

Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные.

55.

56.

Отряды: Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные.

56.

29.

57.

Отряд Приматы.

57.

58.

Экологические группы млекопитающих.

58.

30.

59.

Значение млекопитающих для человека.

59.

Развитие животного мира на Земле. – 3ч.

60.

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции органического мира.

60.

31.

61.

Основные этапы развития животного мира на Земле.

61.

62.

Заключение.

32-35.

63-68.

Резервные уроки.

5. Тип урока - комбинированный

6. Цели и задачи урока

Цель урока: формирование у учащихся знаний о многообразии современных пресмыкающихся и  отличительных признаках отрядов.

Задачи урока:

1) Образовательные - Сформировать знания о многообразии современных   отрядов пресмыкающихся и их отличительных особенностях, а также  проверить знания учащихся о классе Пресмыкающихся.

2) Развивающие - способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, делать выводы; формирование общеучебных умений: сравнивать и обобщать, работать с текстом, демонстрационным мультимедийным материалом;

3)Воспитательные - развитие коммуникативных качеств,  умения работать в группе, воспитание бережного отношения к живому.

7. Методы обучения - словесные, наглядные, частично-поисковый.

8. Формы обучения – общеклассные, групповые и индивидуальные.

9.Формы организации работы в классе – выполнение тестового задания, заполнение таблицы, самостоятельная работа с текстом учебника, выполнение интерактивных заданий.

10. Средства обучения -  персональный компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация для урока, таблица «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся», влажные препараты «Гадюка», «Уж», модель « Строение черепа змеи».

11. Содержание и структура урока

Этап урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учеников

Методическое обоснование

Организационный момент

1-2 мин.

Приветствует учащихся:

«Здравствуйте, ребята!

Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением».

Проверяет готовность класса и учеников к уроку.

 Приветствуют учителя.

 Готовятся к уроку.

Здоровьесберегающий фактор.

Снять психологическое напряжение, создать благоприятную психологическую атмосферу, настроить на совместную работу.

Проверка выполнения домашнего задания

10 мин.

Предлагает учащимся выполнить тест по домашнему заданию (см. приложение)

Выполняют тестовое задание письменно.

Установление полноты усвоения домашнего задания.

Мотивация и целеполагание

Актуализация опорных знаний

Выход на цель урока

Формирование новых знаний и умений.

Первичное закрепление материла.

Закрепление полученных знаний и умений.

Обобщение знаний

Контроль и самопроверка знаний.

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

2-3 мин.

2-3 мин.

18-20

мин.

1-2 мин

3 мин.

5 мин

1 мин

1 мин

1 мин

Вступительное слово учителя с использованием презентации.

« Сегодня мы с вами поговорим о многообразии пресмыкающихся.

 Знаете ли вы, что…

-     Змея не слышит музыки и других звуков.

    - Сытая змея не нападает.

-  Бросок змеи длится 0,4 секунды, бросок мангуста – 0,35 секунды.

-   В городе Порт-Элизабет на юге Африки жила ядовитая песчаная змея с двумя головами. Чтобы головы не ссорились, смотрители питомника кормили лягушками одновременно обе головы. Но однажды утром смотрители обнаружили, что одна змеиная голова проглотила другую.

-       Ящерица – сцинковый геккон, благодаря имеющимся «щёточкам» на пальцах ног, может ползать не только вертикальному стеклу, но и по потолку.

-   Зелёная (суповая) черепаха получила своё название из-за зелёногожира под верхней крышкой панциря. Из неё готовят знаменитый черепаховый суп.

-      -В Австралии приняты строгие  меры по охране крокодилов. Благодаря этим мерам численность их резко увеличилась. Крокодилов можно встретить даже в городах.

Организует фронтальный опрос учащихся по вопросам:

1) Каковы основные приспособления  пресмыкающихся к жизни на суше?

2) Почему  змеи могут питаться крупной добычей, заглатывая ее целиком?

3)Почему, несмотря на земноводный образ жизни, крокодилы относятся к классу Пресмыкающиеся?

  Также учащимся предлагается выполнить интерактивное задание «Амфибия или рептилия»

  с электронного учебного издания: «Биология.5-9 классы»

1)

Постановка проблемного вопроса:

«Ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.… Почему таких разных животных отнесли в один класс – класс Пресмыкающихся? Что у них общего и чем они отличаются?»

Сообщение темы  и целей урока.

З   Запись темы урока на доске.

   Демонстрация темы и целей

на слайде.

  Учитель организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника. Для этого учащиеся делятся на группы и получают задание – подготовить сообщения о представителях класса Пресмыкающихся, используя текст учебника и дополнительную литературу. (Это задание для экономии времени урока можно дать учащимся предварительно).

Далее предлагается заслушать выступления учащихся по темам:

         1) Отряд Чешуйчатые;

2) Черепахи

     3) Крокодилы

             4) Клювоголовые.

Каждое выступление сопровождается показом слайдов из презентации (см.  приложение), демонстрацией видеофрагментов с электронного учебного издания, демонстрацией моделей, таблиц, влажных препаратов. 

Выступающие отвечают на вопросы, которые могут возникнуть у учащихся. Сообщения дополняются комментариями учителя.

По ходу выступлений организуется заполнение учащимися  таблицы « Отряды пресмыкающихся», (см.  приложение). 

В случае нехватки времени эта таблица заполняется дома.

Задает вопросы первого уровня:

1) На какие отряды делят пресмыкающихся?

2)На какие подотряды делят отряд Чешуйчатые?

3) Каковы особенности каждого отряда?

4) Каковы меры первой помощи при укусе змеи?

Задает вопросы второго уровня сложности:

Вопросы № 2 и 3 в конце параграфа.

Задает вопросы третьего уровня:

В    чем причины многообразия пресмыкающихся и появления более сложных признаков организации у крокодилов?

Проверяет усвоение знаний учащихся с помощью интерактивного задания «Биологический лабиринт по теме « Класс Пресмыкающиеся» на электронном  учебном издании «Биология. Животные .5-9 класс.»

Также можно предложить отгадывание кроссворда по теме. (См. приложение).

Подводит итоги уроки.

 Делает вывод о достижении целей урока, о значении данного материала для учащихся.

    Выставляет оценки ученикам за работу на уроке.

Выявляет самооценку деятельности учащихся.

Раздает бланки изучения рефлексии  и просит учащихся оценить себя на уроке по предлагаемым вопросам по пятибалльной шкале.

(См. приложение).

   Сообщает домашнее задание:

Изучить параграф 42 учебника, ответить на вопросы. Продолжить заполнение таблицы  «Отряды пресмыкающихся».

С

П

Учащиеся слушают, задают вопросы, рассматривают слайды.

Отвечают на вопросы

Предлагают свои варианты ответов.

Участвуют в определении общей цели урока.

Записывают тему урока в тетради.

Учащиеся делятся на группы, самостоятельно изучают текст учебника, готовят краткие выступления об отрядах пресмыкающихся.

Представители группы делают краткие устные доклады об отрядах, остальные слушают, по необходимости дополняют и корректируют.

Просматривают предлагаемый наглядный материал, смотрят видеофрагменты, слайды презентации..

Заполняют таблицу по ходу прослушивания  материала.

Выявляют отличительные признаки отрядов пресмыкающихся.

Отвечают на вопросы, уясняют для себя полноту понимания темы, дополняют, исправляют ответы друг друга.

Отвечают на вопросы

Анализируют изученный материал, делают выводы.

Выполняют задания

« Биологического лабиринта». В конце выполнения задания получают оценку.

Отгадывают кроссворд.

Получают оценки, выставляют их в дневник.

Оценивают свою работу на уроке, отвечая на вопросы на бланке.

Внимательно слушают инструктаж по выполнению домашнего задания, записывают его в дневник.

Возбуждение мыслительной деятельности учеников. Создание внутренней готовности к занятию. Появление заинтересованности к изучаемой теме.

Подготовка к усвоению новых знаний. Определение уровня знаний учащихся.

Совместная формулировка целей урока.

Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания основного учебного материала.

Развитие внимания учащихся, зрительной памяти. Умения слушать, выделять главное.

Выявление правильности усвоения материала, выявление ошибок и заблуждений.

Обеспечение усвоения новых знаний на уровне применения в измененной ситуации.

Формирование целостной системы знаний по изучаемой теме, установление причинно-следственных связей.

Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации.

Проверка уровня и качества овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Анализ и оценка успешности достижения целей урока. Намечание перспектив деятельности.

Установление уровня мотивации, общения и сотрудничества учащихся.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Литература

1. Природоведение. Биология. Экология:5-11 классы: программы. - М.:Вентана-Граф,2009.

2. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений./Под ред. проф. В.М. Константинова.-М.: Вентана-Граф, 2004.

3. Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Животные: 7 класс: Методическое пособие.- М.: Вентана – Граф, 2004.

 Ресурсы Интернета:

www.ru.wikipedia.org

www.zooclub.by

www.bionet.nsc.ru

www.corpina.ru

www.cryptid.ru

www.barnaul-altai.ru

www.zzru.com

www.floranimal.ru

www.ourzoopark.ocpi.ru

http://bio.1september.ru.

Также использованы  интерактивное наглядное пособие « Биология. Позвоночные животные», мультимедийное учебное издание «Биология. Животные. 5- 9 классы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по биологии 8 класса "Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Проект урока комбинированного типа разработан по программе Сонина Н. И. Биология . Человек. 8 класс и учебнику Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. Биология. Человек. 8 класс. Проект урока сделан в соответстви с...

Проект урока по биологии "Плесневые грибы"

Урок разработан по ситемно-деятельностному подходу....

ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»

ПРОЕКТ  УРОКА  ПО  БИОЛОГИИ  7 класс  по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...

Проект урока по биологии в 7 классе "Многообразие пресмыкающихся"

Цель урока: формирование у учащихся знаний о многообразии современных пресмыкающихся и  отличительных признаках отрядов....

Проект урока по биологии с применением электронно - образовательных ресурсов

Проект урока по биологии с применением электронно - образовательных ресурсов. тема: "Класс Земноводные, строение и жизнедеятельность."...

проект урока по биологии. 8 класс. ТИО

Разработка урока биологии в 8 классе пт теме "Расы человека" . Технология интерактивного обучения....

Проект урока по биологии 7 класс

Проект урока по биологии 7 класс...