Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме Лишайники
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Пелипенко Ирина Владимировна

Тема урока                                      Лишайники

Тип занятия                           Комбинированный, практико-ориентированный.

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников

Планируемые образовательные результаты                

Предметные

 Учащиеся имеют представление о лишайниках, как особой группой симбиотических организмов, особенностях их строения, питания и размножении.     

Метапредметные

 Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы, умение работать с компьютером, находить информацию о биологических объектах, работать с текстом, составлять схемы, умение работать в группе.

Личностные

Формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы. 

Основные понятия, изучаемые на занятии:  лишайники, накипные, листоватые, кустистые, симбиоз, биоиндикаторы.

Вид используемых  ИКТ: работа с компьютером.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Красноярская СОШ»

Технологическая  карта урока биологии в 5 классе

Учитель                                Пелипенко Ирина Владимировна

Предмет                                биология

Класс                                 5  класс

Тема урока                                  Лишайники

Тип занятия                        Комбинированный, практико-ориентированный.

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников

Планируемые образовательные результаты                

Предметные

 Учащиеся имеют представление о лишайниках, как особой группой симбиотических организмов, особенностях их строения, питания и размножении.        

Метапредметные 

 Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы, умение работать с компьютером, находить информацию о биологических объектах, работать с текстом, составлять схемы, умение работать в группе.

Личностные

Формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.  

Основные понятия, изучаемые на занятии:  лишайники, накипные, листоватые, кустистые, симбиоз, биоиндикаторы.

Вид используемых  ИКТ: работа с компьютером.

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Приветствие. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в этот чудесный зимний день, и, думаю, что мы с вами хорошо поработаем!

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Формируют группы.

Коммуникативные УУД.

Формирование умения взаимодействовать со сверстниками

2. Актуализация знаний.

Расшифруй головоломку.  

1. Из чего состоит  тело гриба?

2. Как называют тело водорослей?

3. Как называется взаимовыгодное сожительство двух организмов?

Работа с ИД

Отгадывают головоломку и отвечают на вопросы.

1.ждлваоигрибницахшкуиамицелийэж

2. ждподвлрешслоевищеждлзхнещшг

3.   цжщегфукшсимбиозещргаитм

Познавательные УУД

Формирование умения применять полученные знания.

3. Постановка проблемы.

Составление плана решения проблемы.

Учитель создаёт для учеников проблемную ситуацию противоречие.

Учитель показывает видеофрагмент.

- Что необычного вы заметили?

- Какой вопрос у вас возникает?  Что будем обсуждать на уроке?

Как может один организм состоять из двух?  Мы выяснили, что это лишайники, но мы не обладаем полнотой знаний о строении и жизнедеятельности этой группы живых организмов.

Выбирают лучшую формулировку и вывешивают на доску

Какие вопросы необходимо изучить, чтобы ответить на главный вопрос?

 Что мы уже знаем? (версии фиксируем на доске)

- Лишайники похожи на растения, но не растения.

- Могут жить на камнях и скалах, зданиях, заборах.

Чем лишайники отличаются от растений?

- Каково строение лишайников?

- Как они питаются, размножаются? (1группа)

- Какие группы и формы лишайников бывают? (2 группа)

- Какую роль играют в природе и жизни человека? (3 группа)

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Формирование умения составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

4. Поиск решения проблемы. Работа в малых группах.

Учитель поясняет задачу каждой группе

Долгое время лишайники были загадкой для исследователей. Предлагаю вам побывать в роли исследователей. Каждая группа будет работать над доказательством одного какого-то свойства лишайников и оформит полученную информацию в виде устного сообщения.

Первая группа  Любознательные будут исследовать  среду обитания, скорость роста, размеры, возраст, форму.

 Вторая группа Исследователи  выяснит, как размножаются,  питаются лишайники,  какое имеют строение лишайников.

Третья группа   Практики

будут искать информацию и применении человеком.

Четвёртая группа   Экологи определят экологическое значение лишайников и их значении в природе

- Где можно получить информацию по данной  теме?

Если задания понятны, можно приступать к работе.

Группы по 2-3 человека, обсуждают правила работы. Получают рабочие листы и начинают работать.

(Тексты см. в приложении)

- В параграфе учебника, энциклопедиях, интернете

Познавательные УУД

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.

Наблюдать, анализировать и делать выводы по результатам наблюдений.

Коммуникативные УУД.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять  цели, распределять роли).

Регулятивные УУД

Работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Составлять ( в группе) план решения проблемы.

5. Обсуждение результатов экспериментов.

Выслушаем представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы)

Давайте обобщим все сказанное и представим информацию в виде схемы, опорного конспекта.

- Ребята, какой вопрос мы задали в начале занятия? Какая была тема?

Отчет 1, 2, 3 и 4 групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют схемы и рисунки (фото), делают сообщения.

Зачитывают выводы

Повторяют вопрос и отвечают на него.

- Лишайники – особая группа симбиотических организмов. В составе лишайников грибы и водоросли (или цианобактерии).

Коммуникативные УУД.

Составлять тезисы выступления.

Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения.

Познавательные УУД

Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему).

Регулятивные УУД

Умение слушать учителя и одноклассни-ков, задавать и отвечать на вопросы.

Закрепление нового материала:

А) определения типов лишайников

Б) нахождение ошибок в тексте

  1. Как-то я получила письмо от другу, который описал своё путешествие в лес. Найдите ошибки в его рассказе.
  2. Игра « Объяснялки».
  3. Выделите группы лишайников и распределите их по этим группам
  4. Тест  

УУД Коммуникативные: умение вести диалог с учётом позиции напарника, планировать сотрудничество. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Домашнее задание

§   15 №1,2, 3 Составить ребусы,  

Найти в природе лишайники, сфотографировать и определить их формы.

Записывают задание в тетрадь.

Рефексия

Ребята, что нового вы узнали на занятии? Довольны ли вы своей работой? Что для вас было самым сложным? интересным?

Ребята, наше занятие подходит к концу, я благодарю вас за работу.

Оцените свою работу и работу товарищей на занятии.

Спасибо за внимание!

Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли.

Заполняют таблицу «Рефлексия»

Регулятивные УУД

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Информационно – методическое обеспечение урока

1. Биология.  5 класс. Учебник.  Под редакцией В.В. Пасечника. УМК  «Линия жизни». 2012 год.

2. Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79218/?interface=catalog&class=48&subject=29

3. Презентация в формате Power Point «Лишайники», конспект урока (собственная разработка)

4. Видеофрагмент о лишайниках, фотографии лишайников и натуральные объекты.

Гриб и водоросль дружно жили.

 Вместе ели, вместе пили.

 Чтобы я и дальше рос,

 Очень важен симбиоз. (Лишайник)

 Тундра ягелем богата,

 Ест меня олень рогатый. (Лишайник)

 

На коре, на стенке –

 Золотые пенки. (Стенная золотянка)



Предварительный просмотр:

Группа 1:  Любознательные

  1. Изучить предложенный источник информации

Лишайники насчитывают около 26 тыс. видов и широко распространены по земному шару – от полярных холодных скал до раскаленных каменных пустынь. Они могут поселяться на деревьях, камнях, почве и на субстратах, казалось бы, совсем не подходящих для обитания (коже, костях, стеклах, их находили даже на старинных пушках и панцирях гигантских черепах.) Они используют  субстрат только как опору. Размеры их очень разные. Бывают крошки в несколько миллиметров, а бывают гиганты – 7-8 метров.

Лишайники одни из самых медленно растущих организмов. Прирост в год 1-8 миллиметров. Это еще и долгожители. Средний возраст 30-80 лет, отдельные экземпляры могут жить до 60 лет. Имеются данные, что некоторые имеют возраст до 4000 лет. Разнообразна и форма лишайников. Кустики, пластинки, корочки, лепешки. В старину их звали «лишаями» отсюда, вероятно, и название – лишайники

 Выделяют в огромном разнообразии 3 группы. В темном еловом лесу с деревьев свисают длинные кустистые лишайники. Широко распространены листоватые лишайники в виде пластинок разной окраски. На камнях поселяются накипные лишайники, похожие на застывшую коричнево-серую пену.

 Вегетативное тело лишайника — таллом, или слоевище, очень разнообразно по форме и окраске. Таллом накипных лишайников представляет собой корочку, очень прочно срастающуюся с субстратом — корой деревьев, обнаженной древесиной, поверхностью скал и камней. Этот таллом невозможно отделить от субстрата, на котором он растет, не повредив его. Поверхность такого накипного таллома может быть порошковатой, зернистой, бугорчатой или реже гладкой; окраска — различной, обычно неяркой.

Листоватые лишайники имеют вид чешуек или довольно крупных пластинок. Их таллом прикрепляется к субстрату обычно на большей своей части с помощью пучков грибных нитей.  


Группа 2: Исследователи

  1. Изучить предложенный источник информации

Лишайники — очень интересная и своеобразная группа низших растений.

Долгое время  ученые не могли понять, что же такое лишайники. Одни считали их разновидностью гриба, другие мхом, третьи водорослью. И только в 1867 г. было доказано, что это гриб и водоросль, живущие вместе. Гриб получает от водоросли органические вещества, которые она создает в процессе фотосинтеза, а водоросль от гриба воду с растворенными в ней минеральными веществами и находит внутри тела лишайника среду обитания, защиту от пересыхания. Таким образом, гриб в некоторой степени паразитирует на водоросли, но и она извлекает из совместной жизни пользу. При этом водоросль, выделенная из лишайника, в благоприятных условиях чаще всего может и вне его расти и развиваться самостоятельно, гриб же в этом случае обычно быстро погибает, так как в процессе приспособления к совместному существованию почти полностью потерял способность к самостоятельному развитию. Строение лишайников впервые изучили русские ботаники Фамицин и Баранецкий. Таким образом, лишайник – единый организм, состоящий из гриба и водоросли. Лишайник образует симбиоз гриба и водоросли. (Симбиоз - сожительство двух организмов разных видов, обычно приносящее им взаимную пользу).  Вегетативное тело лишайника — таллом, или слоевище, очень разнообразно по форме и окраске.

В размножении лишайников принимают участие споры. Споры представляют собой мельчайшие образования в виде пылинок, состоящих из одной или нескольких клеток водоросли, окруженных гифами гриба.Попав в благоприятные условия, они дают начало непосредственно новому таллому.

Многие лишайники размножаются участками таллома, которые легко отламываются от хрупких в сухую погоду лишайников ветром или животными и ими же переносятся. Особенно широко распространено размножение лишайников участками таллома в арктических областях.

Влагу впитывают всей поверхностью тела.


Группа 4: Экологи

1. Изучить текст источника информации.

Значение лишайников природе переоценить трудно.

 «Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, выломается ли валун, века пролежавший под землей, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник. Медленно, но упорно завоевывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни» К. А. Тимирязев.

Действительно, лишайники выделяют особые вещества, разлагают горную породу и являются пионерами растительности. Они одними из первых заселяют голые скалы и участвуют в разрушении горной породы, растворяя её особыми выделениями. Отмирающие части лишайников обогащают почву и служат пищей её обитателям.

В растительном покрове лишайники, как и мохообразные, играют значительную роль, особенно в северных и высокогорных областях. Они существенные компоненты растительного покрова равнинных и горных тундр и отчасти таежных лесов.

В наши дни, когда все более актуальной становится проблема загрязнения окружающей среды, лишайники могут сослужить нам еще одну службу. Есть особое направление экологии - лихеноиндикация, изучающая загрязнения воздуха по количественному и качественному составу лишайников. Это не случайно. Лишайники очень чувствительны к чистоте воздуха. Чем сильнее воздух загрязнен, тем меньше лишайников встречается. Первыми погибают кустистые, за ними листоватые и последними накипные, таким образом, лишайники являются индикаторами качества окружающей среды.


Группа 3: Практики

1. Изучить текст источника информации.

 Лишайники используются в фармацевтической промышленности. В результате взаимодействия гриба и водоросли в лишайнике образуются особые лишайниковые кислоты. Многие из них обладают свойствами антибиотика, ими лечат раны, ожоги, воспалительные процессы. Некоторые из этих кислот обладают антибиотическим действием, например усниновая кислота, образуемая 70 видами лишайников. Это сильный антибиотик, который под названием «бинан» введен в медицинскую практику для лечения некоторых заболеваний и рекомендован к применению в ветеринарии. Некоторые лишайниковые вещества действуют как стимуляторы, поднимающие тонус организма. На этом основано использование в народной медицине отваров цетрарии исландской («исландский мох»). В парфюмерной промышленности их используют для получения ароматических веществ. Еще в Древнем Египте из них изготовляли пудру. Из некоторых лишайников извлечено вещество, которое добавляют к духам, мылам, кремам, чтобы закрепить аромат. В лакокрасочной промышленности лишайники используют для окраски тканей. Основной цвет темно- синий, с добавками получают яркие насыщенные цвета. В пищевой промышленности лишайники используют для ароматизации пищевых продуктов. Японцы их используют в пищу. Всем известна легенда о «манне небесной». Это кочующий лишайник, на самом деле часто спасавший людей от голода. Используют лишайники и в сельском хозяйстве. Это основной корм для северных оленей, вещества, получаемые из лишайников, используют для борьбы с вредителями сельского хозяйства. В Японии употребляется в пищу и даже служит предметом экспорта в страны Юго-Восточной Азии растущий на скалах листоватый лишайник гирофора съедобная.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист группы №1 «ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЕ»

Цель: изучить_________________________________________________________________

Ход работы:

(прочитайте задания, распределите обязанности в группе)

  1. Прочитайте дополнительный материал на листах и в учебнике статью § 15 «понятие о лишайниках», стр….
  2. Выберите самое важное и интересное: среда обитания, скорость роста, размеры, возраст
  3. Составьте схему:

  1. Составьте схему «Жизненные формы лишайников», напишите представителей.

____________________          _______________________            _______________________

____________________          ________________________           _______________________

_____________________        ________________________           _______________________

  1. Рассмотрите  фотографии и натуральные лишайники, определите формы слоевищ лишайников, составьте презентацию «Классификация лишайников» (материал в папке «классификация лишайников»)

Вывод: слоевище лишайников бывает _____ видов  ____________________

________________________________________________________________.


Рабочий лист группы №2 «ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Строение  и питание лишайников.

Цель:  изучить ___________________________________________________________

Ход работы:

(прочитайте задания, распределите обязанности в группе)

1. Прочитайте в учебнике статью § 15 строение и питание лишайников стр…. и дополнительный материал на листах.

3. Рассмотрите рис.   в учебнике и подпишите части лишайника

 1_________________________

2_________________________

3_________________________

4_________________________

4. Как питаются лишайники?  ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

В чем роль водоросли?  Какую пользу приносит гриб?  Какие особенности строения и питания позволяют лишайникам поселяться на камнях, скалах.

Составьте схему «Питание лишайника»

Питание лишайника

Размножение лишайников:

  1. ____________________________________________________

  1. ____________________________________________________

Вывод: лишайники – это ________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Размножаются лишайники  с помощью _________________  или ______________________

____________________________________________________________________________


Рабочий лист группы №3 «ПРАКТИКИ»

Значение  лишайников в жизни человека.

Цель:  выяснить роль ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ход работы:

(прочитайте задания, распределите обязанности в группе)

1. Прочитайте дополнительный материал на листах и в учебнике статью § 15  значение лишайников стр….

3. Подготовьте сообщение о применении лишайников.

4. Составьте схему «Значение лишайников», назовите не менее 3-х представителей.

                                                                                                  ______________________________________________

Представители лишайников_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Рабочий лист группы №4 «ЭКОЛОГИ»

Цель:  выяснить роль ___________________________________________________________

________________________________________________________________________

Ход работы:

(прочитайте задания, распределите обязанности в группе)

1. Прочитайте дополнительный материал на листах

3. Составьте схему «Значение лишайников», назовите не менее 3-х представителей.

Представители лишайников_____________________________________________________

____________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Фамилия Имя__________________________________________

Правильные утверждения отметьте знаком «+», а неправильные « - ».

1. Тело кустистых лишайников разделено на стебель и листья.

2. Лишайники – автотрофные организмы.

3. Лишайники растут только на почве.

4. В роли автотрофного компонента лишайника могут выступать только водоросли.

5. Тело лишайника – слоевище.

6. Лишайники – индикаторы чистоты атмосферы.

7. Различают три типа слоевищ.

8. Лишайники – пионеры в заселении участков суши.

9. Водоросль обеспечивает гриб минеральными веществами

10. Гриб обеспечивает органическими веществами водоросль

11. Лишайники – автотрофы, в клетках водорослей происходит процесс фотосинтеза.

12. Лишайники выделяют лишайниковую кислоту.

13. Лишайники впитывают воду корнями.

14. Строение листового слоевища лишайника сходно со строением листа высших растений.

15. Лишайники чувствительны к недостатку влаги

16. Некоторые лишайники употребляют в пищу

17. Лишайников  много в крупных городах

18. Листоватые лишайники имеют листья

Фамилия Имя__________________________________________

Правильные утверждения отметьте знаком «+», а неправильные « - ».

1. Тело кустистых лишайников разделено на стебель и листья.

2. Лишайники – автотрофные организмы.

3. Лишайники растут только на почве.

4. В роли автотрофного компонента лишайника могут выступать только водоросли.

5. Тело лишайника – слоевище.

6. Лишайники – индикаторы чистоты атмосферы.

7. Различают три типа слоевищ.

8. Лишайники – пионеры в заселении участков суши.

9. Водоросль обеспечивает гриб минеральными веществами

10. Гриб обеспечивает органическими веществами водоросль

11. Лишайники – автотрофы, в клетках водорослей происходит процесс фотосинтеза.

12. Лишайники выделяют лишайниковую кислоту.

13. Лишайники впитывают воду корнями.

14. Строение листового слоевища лишайника сходно со строением листа высших растений.

15. Лишайники чувствительны к недостатку влаги

16. Некоторые лишайники употребляют в пищу

17. Лишайников  много в крупных городах

18. Листоватые лишайники имеют листья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Урок по биологии 6 класс по теме "Лишайники"

Лишайники1 Лишайники.Цели урока:Образовательные:1.Создать условия для приобретения учащимися новых знаний по строению, питанию, размножению лишайников, как симбиотических организмов, об их экологическ...

Урок по биологии (7 класс) по теме: "Лишайники".

Данный материал предствляет собой урок по теме "Лишайники". Урок разработан по учебнику "Биология. Живой организм" (В. Б. Захаров, Н. И. Сонин) для учащихся 7 класса....

урок биологии 6 класс по теме "Класс Однодольные"

В помощь моим ученикам предлагаю посмотреть видеоурок и презентацию. После изучения материала предлагается выполнить самостоятельную работу...

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...