Рабочая программа по биологии. 11 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) на тему

Калиберда Валентина Ивановна

Рабочая программа разработана для обучающихся 11 класса. Линия В.В. Пасечник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_11_kl._sosh7_2014g.doc254 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 пос. Советское Руно

 Ипатовского района Ставропольского края

Рассмотрено на ШМО ЕГЦ                                     Согласовано                                                     Утверждено на заседании

Протокол №1 от 29.08.2015г                                   заместитель по УВР                                        педагогического совета

Руководитель                                                         __________Н.И.Гиренко                                    протокол №1 от 31.08.2015г.

______________Л.А. Сафонова         приказ №169 от 31.08.2015г.

        директор МКОУ СОШ №7

        пос. Советское Руно

        __________В.И.Калиберда

 

Рабочая программа учебного курса  биологии   для 11 класса «Биология 10-11 классы»

среднего  общего образования на 2015-2016 учебный год

Учитель – Калиберда Валентина Ивановна

Всего часов – 70,   в неделю – 2 часа

Контрольных работ – 5

Лабораторных работ – 8

Программа среднего общего образования по биологии 6-11 классы

Автор: В.В.Пасечник. Москва. Дрофа.2010г.

Учебник: Общая биология. А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. Москва. Дрофа. 2011г

                                                                                         

                                                                                               

2015 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по  биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы для общеобразовательных учреждений: Биология к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника, автор – составитель Г.М.Пальдяева. Москва: Дрофа, 2010.

Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.   

  Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.  

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология». Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых,  направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в классах среднего звена, а также приобретённых на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

 В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами.

В результате изучения предмета учащиеся старших классов приобретают знания об особенностях жизни как формах существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами; о сущности процессов обмена веществ, онтоге6нгза, наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии – клеточной, хромосомной, эволюционной, теории наследственности; об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Учащиеся научатся пользоваться общебиологическими закономерностями для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; решать генетические задачи; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять планы, конспекты, писать рефераты; владеть языком предмета.

        Содержание курса   направлено на достижение следующих целей:   

•    освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

•    овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

•    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

•    воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

•    использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

В соответствии с учебным планом МКОУ СОШ №7  на изучение  биологии в 11 классе отводится 2 часа в неделю,  70 часов в год соответственно. Увеличение количества часов предусматривается по темам «Основы учения об эволюции», Антропогенез»,  «Основы экологии», «Эволюция биосферы и человек». Учащиеся 11 класса ежегодно сдают экзамены по биологии по выбору, поэтому требуется дополнительное время, чтобы отработать задания, входящие в тесты ЕГЭ.

Данная программа реализуется с помощью учебника: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва. Дрофа, 2012г.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

 Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);   использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в  кабинете биологии, в окружающей среде,   правил здорового образа жизни.

            Результаты изучения курса «Общая биология»  приведены в разделе «Требования к уровню подготовки  обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

  Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

         Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы,  проверочные работы, устный и письменный опросы);

-    аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, контрольные  работы);

-    аттестация по итогам года ( тестирование в форме ЕГЭ);

-    формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках,  конкурсах и т.д.)

           Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий, спецкурс. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

В основе осуществления целей образовательной программы  обучения используется  личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.

Содержание программы.

Эволюционное учение  

Развитие Дарвинизма. Вид, его критерии. Популяции. Генетический состав популяции. Борьба за существование. Естественный отбор. Видообразование. Макроэволюция. Главные направления эволюции.

Обучающиеся должны знать: что такое биологический вид, популяция; как полезные изменения закрепляются в популяции под действием естественного отбора, как происходит накопление различий между популяциями одного вида и их изоляция друг от друга; как происходит образование новых видов; что такое микро- и макроэволюция, каковы основные закономерности этих процессов.

Обучающиеся должны уметь: объяснять роль биологии в формировании современной  естественно-научной картины мира, общность происхождения и эволюцию растений и животных; выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания; сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения; классифицировать биологические объекты.

Антропогенез  

Положение человека в системе животного мира. Стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Расы.

Обучающиеся должны знать: систематическое положение человека; основные этапы антропогенеза; о роли биологических и социальных факторов в эволюции человека; о человеческих расах.

Обучающиеся должны уметь: определять принадлежность человека к определённым систематическим группам, родство человека с млекопитающими животными; характеризовать стадии  и движущие силы антропогенеза; сравнивать расы человека.

Основы экологии  

Экология как наука. Среда обитания организмов и её факторы. Основные типы экологических взаимодействий. Экологические характеристики популяции. Динамика популяции. Экологические сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Загрязнения окружающей среды. Основы рационального природопользования.

Обучающиеся должны знать: что изучает экология; в чём значение факторов среды; какую роль играют условия внешней среды и внутренние свойства популяционной группы; о различных типах взаимодействия организмов; о составе и свойствах экосистемы; о потоках энергии и круговороте веществ.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать взаимосвязи организмов и окружающей среды; выявлять приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; анализировать воздействие факторов окружающей среды, пищевые цепи и экологические пирамиды; оценивать последствия деятельности человека на окружающую среду.

Эволюция биосферы и человек  

Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.

Обучающиеся должны знать: об основных гипотезах происхождения жизни; об основных этапах эволюции биосферы; о месте и роли человека в биосфере.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать биологическое разнообразие биосферы; анализировать гипотезы и представления   о происхождении жизни, этапы развития жизни; оценивать антропогенное воздействие на биосферу.

Методические пособия и дополнительная литература :

  1. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии 10-11 классы. Составители: М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. Волгоград, «Учитель», 2008г.
  2. Биология. Интерактивные дидактические материалы 6-11 классы. Москва. «Планета», 2014г.
  3. Биология. 6-11 классы. Конспекты уроков. Семинары. Конференции. Составители: И.Н.Фасевич, Е.Н.Поцелуйко и др. Волгоград, «Учитель», 2012г.
  4. Тесты, зачеты, блицопросы по биологии. 10-11 классы. И.Р.Мухамеджанов. Москва, «ВАКО», 2009г.
  5. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 11 класс.Москва. «ВАКО», 2013г.
  6. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии 10-11 классы. Составители: М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. Волгоград, «Учитель», 2008г.
  7. Биология. 6-11 классы. Конспекты уроков. Семинары. Конференции. Составители: И.Н.Фасевич, Е.Н.Поцелуйко и др. Волгоград, «Учитель», 2007г.
  8. Тесты, зачеты, блицопросы по биологии. 10-11 классы. И.Р.Мухамеджанов. Москва, «ВАКО», 2009г.
  9. Г.С.Калинова, Г.А.Воронина биология. Практикум ЕГЭ 2013. Москва. «ЭКЗАМЕН», 2013 г.
  10. Н.А.Богданов Биология ЕГЭ. Практикум 3(С). . Москва. «ЭКЗАМЕН», 2011 г.
  11. О.В.Гончаров Генетика. Задачи. Саратов  ОАО «Издательство «Лицей», 2008 г.
  12. Н.А.Соколова, А.С.Маклакова. Биология ЕГЭ. Полный курс А.В.С. Москва. «ЭКЗАМЕН», 2011г.
  13. Г.И.Лернер биология, полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва. АСТ, Астрель, 2009г.
  14. А.А.Кириленко биология. Сборник задач по генетике. Легион Ростов-на-Дону, 2012г.
  15. Г.С.Калинова, Р.А. Петросова и др. Биология. Решение сложных заданий. «Интеллект-Центр», 2010 г.
  16. Биология. Единый государственный экзамен. Москва. «Интеллект-Центр», 2014 г.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Из них лабораторные

работы

1.Вид

41

4

1.1. История эволюционных идей.

5

3

1.2. Современное эволюционное учение

18

1.3. Происхождение жизни на Земле.

12

1.4. Происхождение человека.

6

1  

2. Экосистемы

27

4

2.1. Экологические факторы

12

1

2.2. Структура экосистем.

10

3

2.3. Биосфера – глобальная экосистема.

3

2.4. Биосфера и человек.

2

   3.   Контрольно-обобщающие

2

Итого

70

8

                                                Требования к уровню подготовки выпускников

 

       В результате изучения биологии  выпускник должен

       знать /понимать

•      основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

•      строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

•      сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

•      вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

•      биологическую терминологию и символику;

       уметь

•      объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

•      решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

•      описывать особей видов по морфологическому критерию;

•      выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

•      сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

•      анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

•      изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

•      находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Дата прове-дения

Тема урока

Лабораторные и практические работы.

Оборудование

Понятия и термины

Домашнее задание

Вид ( 41 час )

История эволюционных идей ( 5 часов)

1/1

История эволюционных идей .Развитие биологии в додарвиновский период.

с. 186-1887, подготовить рассказ об ученых, которые внесли свой вклад в развитие биологии в додарвиновский период.

2/2

Значение работ К.Линнея.

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

Портрет К.Линнея.

Портрет Ж.Б.Ламарка, табл. «Развитие жизни на Земле».

Иерархичность, бинарная номенклатура.

Основные положения первой теории эволюции.

с. 187, подготовить дополнительный материал о заслугах К. Линнея и о развитии биологии в додарвиновский период

с. 188-189, изучить  материал, записать в тетради заслуги Ж.Б.Ламарка.

3/3

Вводная контрольная работа.

4/4

Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории Ч.Дарвина в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Портреты ученых, табл. «Развитие жизни на Земле».

Принцип корреляции, теория катастроф.

Изучить материал на с. 189-190, подготовить дополнительный материал о Ч.Дарвине

5/5

Ч.Дарвин и основные положения его теории.

Портрет Ч.Дарвина, К.ДЛиннея, Ж.Б.Ламарка

Искусственный отбор, методический, естественный отбор

Изучить материал на с.190-194, ответить на вопросы ..

Современное эволюционное учение (18 часов)

6/1

Вид, его критерии и структура.

Таблицы и рисунки с изображение разных видов растений и животных, гербарий растений разных видов, произрастающих в нашей местности.

Вид, критерий, морфологический, генетический, физиологический, географический, экологический, популяция.

Изучить материал на с. 195-198, ответить на вопросы, потренироваться составлять характеристику видов растений и животных.

7/2

Изучение  морфологического критерия вида.

Л/р №1  «Описание особей вида по морфологическому критерии».

Гербарий растений 2-3 вида одного рода.

Запомнить критерии вида и их характеристику, вид, популяция.

Повторить о видах, их структуре, критериях.

8/3

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции.

Гербарий растений с измененными признаками.

Популяция, закон Харди-Вайнберга, микроэволюция.

Изучить материал на  с.198-200, ответить на вопросы: можно ли любую группу особей считать популяцией? Что свидетельствует о его единстве? Почему популяция-единица эволюции?

9/4

Генетический состав популяций. Синтетическая теория эволюции.

Портрет С.С.Четверикова, презентация  «генетический состав популяции»

Изменчивость генофонда

Изучить материал на с. 200-202, ответить на вопросы. Подготовить материал о С.С.Четверикове

10/5

Изменение генофонда популяций

Презентация «Изменение генофонда популяций»

Генетическое равновесие, природные катастрофы, дрейф генов

Изучить материал  на с.203-205, ответить на вопросы.

11/6

Борьба за существование, ее формы.

Таб. «Формы борьбы за существование», презентация «Формы борьбы за существование»

Формы борьбы: внутривидовая, межвидовая, с неблагоприятными условиями.

Изучить  материал на с. 205-207уметь характеризовать формы борьбы и приводить примеры.

12/7

Естественный отбор и его формы. Творческая роль отбора.

Презентация «Естественный отбор и его формы»

Биологическая адаптация, формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, дизруптивный

Изучить материал на с. 208-214, уметь характеризовать формы естественного отбора, приводить примеры.

13/8

Л/р №2 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».

Табл., изображаю-щие приспсоблен-ность организмов, коллекции насекомых, гербарий растений.

Коллекции насекомых, виды защитных окрасок у животных, гербарий с аналогичными органами защиты растений от поедания  животными, табл. С изображением животных и растений разных мест обитания, коллекции семян и плодов.

Биологические адаптации: мимикрия, маскировка, покровительственная окраска, предостерегающая окраска

Повторить материал на с. 208-214, подготовить презентации по теме «Формы приспособленности организмов».

14/9

Изолирующие механизмы.

Презентация «Изолирующие механизмы.»

Экологическая изоляция, этологическая изоляция, изолирующие механизмы: предзиготические, постзиготические.

Изучить материал на с.214-217, ответить на вопросы, выучить термины.

15/10

Видообразование как результат эволюции. Способы  пути видообразования.

Табл. «Виды и видообразование», презентация «Видообразование, его способы»

Аллопатрическое, симпатрическое

Изучить  материал на с.218-222, выучить термины, уметь приводить примеры. Подготовиться к к/р

16/11

Контрольная работа №1 по темам «История эволюции», «Микроэволюция»

17/12

Л\Р №3 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Гербарий растений

Повторить материал о видообразовании

18/13

Макроэволюция, ее доказательства.

Таблицы и рисунки по данной теме, коллекции насекомых, гербарий растений.

Доказательства: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, филогенетические ряды, переходные формы.

Изучить материал на с.222-227, пересказ, ответить на вопросы, выучить термины.

19/14

Система растений и животных – отображение эволюции. Принципы современной классификации.

Табл. «Классификация животных», «Классификация растений».

Биноминальное название

Изучить материал на с.227-229, пересказ, ответить на вопросы, выучить классификацию растений и животных.

20/15

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Пути достижения биологического прогресса. Главные направления эволюционного процесса. Биологический  прогресс и регресс. Причины вымирания видов.

«Схема кровообращения позвоночных», «схема строения головного мозга позвоночных», гербарий растений.

Конвергенция, дивергенция., параллелизм.

Изучить материал на с. 230-232, выучить термины, ответить на вопросы.

21/16

Пути достижения биологического прогресса

Табл. «Ароморфоз и идиоадаптации у растений и животных», презентация «Главные направления эволюции»

Арогенез (ароморфоз), аллогенез (идиоадаптация), катагенез

(общая дегенерация).

Изучить материал на с. 232-236, выучить термины, ответить на вопросы.

22/17

Обобщение по теме «Учение об эволюции органического мира».

Все таблицы, коллекции, гербарий, комнатные растения, применяемые на уроках по данной теме.

Все термины и понятия по данной теме.

Повторить тему «Учение об эволюции», подготовиться к к\р.

23/18

Контрольная работа №2 по теме «Учение об эволюции органического мира».

Происхождение жизни на Земле (12 часов)

24/1

Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Гипотезы о происхождении жизни на Земле.

Гипотеза   самопроизвольного зарождения, гипотеза панспермии, гипотеза биохимической эволюции, коацерваты, пробионты.

Изучить материал на с.344-348, составить план рассказа и записать в тетрадь.

25/2

Современные представления о возникновении жизни.

Абиогенез

С. 349-351, запомниь термины, ответить на вопросы.

26/3

Основные этапы развития жизни на Земле. Химический этап эволюции. Этап предбиологической эволюции.

Гипотеза биопоэза

С. 352-353, пересказ, ответить на вопросы.

27/4

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Начальные этапы биологической эволюции.

Теория гастреи, гипотиза фагоцителлы.

С. 353-355, составить рассказ конспекта, запомнить термины

28/5

Происхождение и начальные этапы жизни на Земле.

Термины и понятия по данной теме.

Повторить тему.

29/6

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде.

Табл. «развитие жизни на земле», геохронологическая таблица.

Эукариоты, диплоидность.

Подготовить презентацию «Развитие жизни в архее и протерозое»

30/7

Развитие жизни в палеозойскую эру.

Геохронологическая таблица «Развитие жизни на Земле».

Псилофиты, двоякодышащие, кистеперые, лучеперые рыбы.

Продолжить заполнение таблицы «Развитие жизни на Земле», выделить основные ароморфозы раннего палеозоя.

31/8

Развитие жизни в позднем палеозое.

Таблица «Развитие жизни на Земле».

Продолжить заполнение таблицы «Развитие жизни на Земле», выделить основные ароморфозы палеозоя.

32/9

Развитие жизни в мезозойскую эру.

Таблица «Развитие жизни на Земле».

Продолжить заполнение таблицы «Развитие жизни на Земле», выделить основные, выделить ароморфозы мезозоя.

33/10

Развитие жизни в кайнозойскую эру.

Таблица «Развитие жизни на Земле»

Продолжить заполнение таблицы «Развитие жизни на Земле», выделить основные. Выделить ароморфозы кайнозоя.

34/11

Обобщение по теме «Развитие жизни на Земле».

Таб. по данной теме

Термины и понятия темы

Повторить тему «Развитие жизни на Земле»., подготовиться к к/р.

35/12

Контрольная работа №3 по теме «Происхождение жизни на Земле»

Происхождение человека ( 6 часов)

36/1

 Антропология – наука о происхождении и эволюции человека. Положение человека в системе животного мира. Гипотезы происхождения человека.

Л/р № 4 « Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Таб. «Происхождение человека».

Антропология

Изучить текст на с.266-270, пересказ, ответить на вопросы, выучить классификацию человека

37/2

Основные стадии антропогенеза.

Таб. «Происхождение человека», «Стадии антропогенеза»

Дриопитеки, австралопитеки, человек умелый, палеонтропы,

неандертальцы,

кроманьонцы.

С. 270-276, пересказ, ответить на вопросы. Заполнить таблицу «Стадии развития человека».

38/3

Движущие силы антропогенеза. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

Таб. «Эволюция человека», презентация «Движущие силы антропогенеза»

Социальные факторы антропогенеза..

Изучить материал на с.277-280, пересказ, ответить на вопросы.

39/4

Прародина человека.

Презентация

Изучить материал на с.280-284, ответить на вопросы.

40/5

Современный этап эволюции человека. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

Таб. «Человеческие расы», рисунки

Монголоидная, негроидная, европеоидная расы.

Изучить материал на с. 285-289, Повторить тему «Происхождение человека».

41/6

Обобщение знаний по теме «Происхождение человека»

Таблицы, презентации

Термины всей темы

Повторить тему «Происхождение человека»

                                                                                                          Экосистемы  ( 27 часов ).

Экологические факторы (12часов)

42/1

Что изучает экология, ее задачи и развитие.  Значение экологических знаний для современного человека.

Таб. «Биосфера», презентация «Раделы экологии».

Экология

Изучить материал на с.492-494, Ответить на вопросы, уметь пересказать, выучить термины.

43/2

Среда обитания организмов. Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

Таб. «Биосфера», презентация «Экологические факторы»

Антропогенные, абиотические, биотические, толерантность

С. 495-497, знать термины, ответить на вопросы.

44/3

Л/р №5  «Выявление черт приспособленности организмов к воздействиям экологических факторов.»

Гербарий, комнатные растения, рис. И таб. с изображением организмов разных мест обитания

Цепи питания, сети питания, экологическая пирамида, экологическая ниша.

Повторить материал на с. 495-497.

45/4

Лимитирующие факторы адаптация организмов. Биологические ритмы.

Таб. «Биосфера», рисунки и схемы учебника.

Лимитирующие факторы, адаптация, миграция, биоритмы.

Изучить материал на с. 497-499, отвечать на вопросы, подготовить дополнительный материал по адаптации организмов

46/5

Местообитание и экологические ниши.

Рисунки и схемы учебника, презентация «Экологические ниши»

Экологическая ниша

Изучить материал на с.299-302, Отвечать на вопросы,

47/6

Межвидовые отношения. Типы экологических взаимодействий. Симбиоз, нейтрализм.

Рисунки, схемы учебника, презентация.

Симбиоз, мутуализм, комменсализм,  аменсализм, протокооперация, нейтрализм.

Изучить материал на с.303-306, ответить на вопросы, выучить термины, приводить примеры.

48/7

Типы экологических взаимодействий. Хищничество, паразитизм, конкуренция.

Рисунки, схемы учебника, презентация.

Хищничество, паразитизм, конкуренция.

Изучить материал на с.306-308, отвечать на вопросы, выучить термины, подготовить презентацию.

49/8

Конкурентные взаимодействия..

Рисунки и схемы учебника презентация, фрагменты видеофильма.

Внутривидовая конкуренция межвидовая,

Изучить текст на с. 308-311, отвечать на вопросы, уметь приводить примеры на примерах местных растений и животных.

50/9

Основные экологические характеристики популяций.

Таблицы и рисунки с изображением растений и животных разных мест обитания, презентация

Демографические показатели: плотность, рождаемость, смертность.

Изучить материал на с.312-315, отвечать на вопросы.

51/10

Динамика популяции.

Таблицы и рисунки с изображением растений и животных разных мест обитания, презентация

Динамика популяции

Изучить материал на с. 315-317, пересказ, ответить на вопросы.

52/11

Смена биоценозов.

Таб. «Смена биоценозов», рис. Учебника

Видовое разнообразие.

Изучить материал на с. 545-547, повторить терминологию на с. 547-548.

53/12

Контрольная работа №4 по теме «экологические факторы»

        Структура экосистем (10 часов)

54/1

Экологические собщетва. Биоценоз. Экосиситема, ее классификация.

Таб. С изображением раздичных биоценозов, экосистем, презентация.

Биоценоз, экосистема, агробиоценоз.

Изучить текст на с.318-320, пересказ, ответить на вопросы, выучить определения.

55/2

Сравнение искусственных и естественных экосистем.

л/р №6 «Сравнительная характеристика природных экосистем и  агроэкосистем своей местности»

Табл. С изображением экосистем естественны и искусственных, презентация.

Агроэкосистема,

Изучит текст на с. 320-323, ответьт на вопросы пересказ оформить лабораторную работу.  

56/3

Структура сообщества. Видовая, пространственная, структура экосистем.

Таблицы «биоценоз пресного водоема», «Биоценоз дубравы», презентация,

Структура сообществ: морфологическая, видовая, трофическая.

Изучить материал на с.324-327, пересказ, ответить на вопросы, знать характеристику структур сообществ.

57/4

Взаимосвязь организмов в сообществах.

Табл. с изображением экосистем естественны и искусственных, презентация.

Пищевая цепь автотрофы, гетеротрофы, кнсументы, редуценты, продуценты

Изучить материал на с.327—328, пересказ, ответить на вопросы, знать определения.

58/5

Пищевые цепи.

Л\р №7 «Составление схем пищевых цепей»

Презентация «Пищевые цепи», табл. С изображением искусственных и естетсвенных экосистем.

Дедтрит, пастбищная пищевая цепь, детритная пищевая цепь,

Изучить материал на с328-331, отвечать на вопросы, уметь составлять пищевые цепи.

59/6

Экологические пирамиды.

Таб. и рис. с изображением  природных сообществ

Пирамида биомассы, пирамида численности.

Изучить материал на с.333-334, отвечать на вопросы.

60/7

Причины устойчивости и смены экосистем. Экологическая сукцессия.

Таб. и рис. с изображением  природных сообществ, «Смена экосистемы».

Сукцессия.

Изучить материал на с334-337 пересказ, ответить на вопросы.

61/8

Влияние загрязнений на живые организмы.

Л\р №8«Выявление антропогенных изменений в экосистемах поселка Советское Руно»

Презентация, фрагменты видеофильма «Планета в опасности»

Изучить материал на с. 337-339, отвечать на вопросы, оформить л/р.

62/9

Основы рационального природоиспользования.

Презентация

Природные ресурсы  

Изучить материал на с.339-342, отвечать на вопросы, пересказ.

63/10

Обобщение по теме «Структура экосистем»

Таблицы, рисунки, фрагменты видеофильмов

Все термины темы

Повторить материал на с 324-342.

        Биосфера – глобальная экосистема  (3 часа)

64/1

Биосфра – глобальная экосистема, ее структура, основные этапы развития. Учение В.И.Вернадского о бмосфере.

Таб. «Биомфера», портрет В.И.Вернадского.

Биосфера,

Изучить материал на с.356-3360, отвечать на вопросы, пересказ.

65/2

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

Таб. «Биомфера», презентация

Биомасса

Подготовить материал по теме «Роль живых организмов в биосфере»

66/3

Биологический круговорот.

Презентация «Круговорот химических элементов в биосфере»

Биологический круговорот

Подготовить материал по теме «Круговорот азота»,

 «Круговорот углерода», «Круговорот фосфора». Подготовиться к к/р.

Контрольная работа по темам «Структура экосистем», «биосфера – глобальная экосистема»

Биосфера и человек (2 часа)

67/1

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде.

Презентации

Экологический кризис

Изучить материал на с.361-363, подготовить материал об экологических проблемах в Ставропольском крае.

68/2

Правила поведения в природной среде

Рис., выставка фотографий природы нашего края, Красная книга растений и животных Ставропольского края.

Повторить материал по теме «Бисфера – глобальная экосистема», «Биосфера и человек».

Заключение по курсу «Общая биология» (2 часа)

69/1

Итоговое контрольное тестирование №5

70/2

Роль биологии в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...