Особенности питания растений
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Конспект урока с использованием проектной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx287.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Особенности питания растений.

(урок в 6 классе с использованием проектной технологии)

Цель: изучить особенности питания растений.

Задачи:

Образовательные:  

  1. Раскрыть содержание понятия «питание».
  2. Рассмотреть особенности минерального питания растений.
  3. Познакомить учащихся с процессом фотосинтеза.

Развивающие:

  1. Продолжить развитие мыслительных способностей у учащихся.

Воспитывающие:

  1. Осуществить экологическое воспитание.
  2. Мировоззренческое воспитание.

Оборудование: компьютер, проектор, оборудование для опытов.

Методы:

  • словесные: беседа, рассказ;
  • наглядные: демонстрация презентации;
  • практические: постановка опытов.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

  • Что такое «система органов»?
  • Перечислите все системы органов у животных.
  • Назовите, в чем заключается роль пищеварительной системы.
  • Назовите, в чем заключается роль кровеносной системы.
  • Назовите, в чем заключается роль дыхательной системы.
  • Назовите, в чем заключается роль половой системы.
  • Назовите, в чем заключается роль опорно-двигательной системы.
  • Назовите, в чем заключается роль нервной системы.
  • Назовите, в чем заключается роль эндокринной системы.
  • Назовите, в чем заключается роль выделительной системы.
  • Из каких органов состоит пищеварительная система дождевого червя?
  • Какие ткани образуют опорно-двигательный аппарат?
  • К какому типу тканей относится кровь?
  • Какие органы называются внутренними?
  • Из каких органов состоит выделительная система позвоночных?

3.Изучение нового материала.

Постановка познавательной задачи.

  • Что такое питание?
  • Как организмы получают основные химические элементы, из которых построено их тело?
  • Чем питание растений отличается от  питания других организмов?

На все поставленные вопросы мы постараемся найти ответы в ходе урока, тема которого «Особенности питания растений».

(Все что выделено курсивом, учащиеся записывают в тетрадь).

Питание – это процесс поступления питательных веществ и энергии в организм.

        

Минеральное питание.

В почвенном питании принимает участие корень.

(Необходимо вспомнить строение зон корня).

Вода и минеральные вещества поступают в растение через корневые волоски, число их огромно, что значительно увеличивает всасывающую поверхность корня. Корневой волосок тесно соприкасается с частицами почвы, это облегчает всасывание воды с растворенными минеральными веществами. Из корневого волоска вода поступает в соседние клетки, а затем в сосуды корня и под давлением поднимается в другие органы растений. Это давление называется корневым.

Корневое давление – это сила, под которой вода из сосудов корня поднимается в другие органы растения.

Доказательством корневого давления является наличие в природе сокодвижения.

Поглощение воды и минеральных веществ корнем зависит от температуры, плотности почвы.

Растение нормально растет и развивается в том случае, если в окружающей корни среде  будут содержаться все необходимые питательные вещества. Такой средой является почва.

Фотосинтез.

Голландец Ян Батист Ван Гельмонт (1630 г.) посадил в кадку побег ивы массой 2, 25 кг. Пять лет поливал дождевой водой. Затем взвесил дерево, обнаружил, что масса дерева увеличилась на 75 кг, а почва уменьшилась на 57 г. Он решил, что все дело в поглощенной  воде. А как вы думаете, с чем связаны изменения массы, полученные в опыте?

(учащиеся предлагают свои варианты)

Ученый не учел воздушное питание (фотосинтез).

Фотосинтез – это процесс образования органических веществ в зеленых частях растения под действием солнечного света с участием углекислого газа и воды. Побочным продуктом фотосинтеза является выделение кислорода.

Учитель рассказывает о клеточном строении листа, используя при этом рисунки в презентации.

Итак, прочитайте еще раз определение «фотосинтез». Что является условием данного процесса?

(Учащиеся предлагают ответы).

Условия фотосинтеза:

  • Свет
  • Хлорофилл
  • Углекислый газ

Давайте подробно поговорим о них. Вашим домашнем заданием было следующее, в группах вы должны были выполнить мини- проекты, а результаты презентовать на уроке.

Темы мини-проектов:

Группа №1: Свет – необходимое условие для фотосинтеза.

Группа №2: Хлорофилл – необходимое условие фотосинтеза.

Группа №3: Доказательство поглощения растением углекислого газа..

Роль фотосинтеза: Ежегодно в результате фотосинтеза образуется 150 млрд тонн органического вещества и 200 млрд тонн кислорода.

4.Закрепление материала.

Фронтальный опрос:

  • Перечислите типы питания растений.
  • Что такое фотосинтез?
  • Назовите условия фотосинтеза.
  • Что получают растения в процессе минерального питания?
  • От чего зависит интенсивность минерального питания?

5.Домашнее задание.

Стр.42-43, стр.58-59,стр.67.

Приложение

Доказательства образования органического вещества (крахмала) в листьях на свету.

Убедиться в том, что в листьях на свету образуется крахмал, можно на опыте.

 Поместим комнатное растение (пеларгонию, бегонию) в темное место, например в шкаф. Через двое — трое суток срежем один лист и опустим его на 2–3 минуты в кипяток, а потом в горячий спирт. Лист потеряет зеленую окраску: хлорофилл, содержавшийся в хлоропластах, растворится в спирте. Промоем лист в воде, поместим его в стеклянную чашечку и зальем слабым раствором йода. При этом лист практически не изменит окраску, а лишь частично пожелтеет от йода. Следовательно, крахмал в листьях растения, помещенного в темное место, не образовался. Вывод: органическое вещество в растении образуется только на свету.Опыт, доказывающий необходимость света для фотосинтеза

Продолжим опыт. На одном из листьев этого же растения закрепим с двух сторон полоску плотной бумаги. Выставим растение на солнечный свет. Через сутки срежем подопытный лист. Опустим его на 2–3 минуты в кипяток, потом — в горячий спирт. Промоем лист в воде, а затем в стеклянной чашечке зальем его слабым раствором йода. В этом случае большая часть листа окрасится в синий цвет. Участок листа, на который не попадал свет, только слегка пожелтеет от йода. Вывод: образование крахмала происходит в листьях только на свету. 

Доказательства образования органического вещества (крахмала) в хлоропластах. 

Некоторые растения, например хлорофитум, имеют «пестрые» листья. Их белые участки образованы клетками без хлоропластов. Срежем один лист хлорофитума и обработаем его, так же, как в предыдущих опытах. Лист от действия йода окрасится не полностью: участки, лишенные клеток с хлоропластами, останутся светлыми. Вывод: крахмал образуется только в клетках с хлоропластами.

Доказательство поглощения растением углекислого газа. Убедиться в том, что для образования органического вещества необходим углекислый газ, можно на опыте. Поместим два растения (пеларгонию, бегонию) в темный шкаф. Переставим через двое — трое суток оба растения на стекло под стеклянные колпаки и выставим их на свет. Под один колпак рядом с растением поставим раствор щелочи, который способен поглощать из воздуха углекислый газ, а под другой — стакан с раствором соды для создания в воздухе избытка углекислого газа. Края колпаков смажем вазелином, чтобы ограничить в них доступ свежего воздуха.

 
Срежем через сутки с каждого растения по листу и обработаем их, как и при проведении предыдущих опытов. При этом будет видно, что крахмал образовался только в листьях того растения, которое находилось под колпаком с углекислым газом. Вывод: углекислый газ поступает в листья растений из воздуха через устьица, а вода — по сосудам жилок.
Опыт, доказывающий необходимость углекислого газа для фотосинтеза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минеральное питание растений

В презентации разъясняется механизм процесса, даётся классификация элементов питания растений, наглядно показываются признаки недостатка отдельных элементов питания....

Воздушное питание растений.

Биология. 6 класс. Тема: Воздушное питание растений. Презентация. С помощью виртуальной лаборатории доказывается, что растения на свету выделяют кмслород и образуют органические вещества....

Конспект урока "Особенности питания растений"

Конспект урока + презентация к уроку...

План-конспект урока 6 кл Особенности питания растительного организма. Фотосинтез и его значение в жизни растений.

План урока разработан к учебнику Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс. Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного под...

Презентация Питание. Почвенное питание растений 6 кл ФГОС УМК Пасечник

Урок изучения новой темы по биологии Почвенное питание растений в 6 классе ФГОС УМК Пасечник...

Лекция `Культура питания. Особенности питания детей и подростков`` 8 класс

Лекция `Культура питания. Особенности питания детей и подростков`` 8 класс...

Проверочная работа по темам «Почвенное питание растений », «Воздушное питание растений »

Контрольно- измерительный материал по типу заданий ВПР для проверки уровня усвоения тем "Почвенное питание растений", "Воздушное питание растений"....