Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно-деятельностного подхода
статья по биологии на тему

Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет акценты в методике преподавания, пытаясь найти ответы на вопросы «Что?» и «Как?». Но не менее важно, планирование результата нашей работы. Не для всех биология станет смыслом жизни, но многим ученикам уроки биологии помогут: найти себя в этом бурном мире, научиться самостоятельно мыслить, принимать решения, быть уверенным в себе, правильно оценить свои интересы и способности. В связи с этим меняются и требования, и подходы в преподавании биологии: от умений транслировать и формировать программный объем знаний - к умениям решать творческие задачи, развивать способности личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, и, прежде всего, - на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного биологического материала.       

        Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. В одном классе учатся дети с совершенно разными способностями, уровнем воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала. Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает деятельностный метод обучения. На этой методологии основываются стандарты нового поколения для начальной и основной школы. Системно-деятельностный подход, предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachetnaya_rabota_solovevoy_v.g2.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра естественнонаучных дисциплин

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Федеральные государственные стандарты основного общего образования как условие совершенствования качества образования в современной школе для учителей биологии»

Тема: «Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно-деятельностного подхода"

                                                                                             Выполнена:                                                    

                                                                                             Соловьевой Верой Гавриловной,

                                                                                             учителем биологии    

                                                                                             высшей квалификационной категории

                                                                                             МКОУ СОШ  № 3 с. Дивного

                                                       

г. Ставрополь, 2015

Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно-деятельностного подхода

«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню,

дай сделать самому – я пойму!»

Агис  Цурос

«Плохой учитель преподносит истину,

хороший – учит её находить.»

А.Дистервег.

 « Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

1. Введение.

Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет акценты в методике преподавания, пытаясь найти ответы на вопросы «Что?» и «Как?». Но не менее важно, планирование результата нашей работы. Не для всех биология станет смыслом жизни, но многим ученикам уроки биологии помогут: найти себя в этом бурном мире, научиться самостоятельно мыслить, принимать решения, быть уверенным в себе, правильно оценить свои интересы и способности. В связи с этим меняются и требования, и подходы в преподавании биологии: от умений транслировать и формировать программный объем знаний - к умениям решать творческие задачи, развивать способности личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, и, прежде всего, - на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного биологического материала.        

        Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. В одном классе учатся дети с совершенно разными способностями, уровнем воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала. Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает деятельностный метод обучения. На этой методологии основываются стандарты нового поколения для начальной и основной школы. Системно-деятельностный подход, предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии.

        При системно-деятельностном подходе перед учителем стоит задача гораздо более сложная, чем просто «вложить» в ученика определенную сумму биологической информации. Для  того  чтобы  у учеников формировались  навыки  системного  анализа,  определенность  собственной  позиции,  способность к критическому мышлению, на уроках необходимо использовать  разнообразные  типы  деятельности: исследовательский,  проектный, игровой,  проблемно-поисковый,  метод  коллективного  решения  проблем.  При этом  биологические  знания  запоминаются не  путем  их  заучивания,  а  путем  их  многократного  употребления  для  решения  проблемных задач с использованием этих знаний.  Биология имеет  огромное  разнообразие  подходов  к природным  данным  ученика  –  это  и  проведение  наблюдений,  опытов,  написание сказок,  рисование  и  лепка,  решение  логических задач, моделирование и другие. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии возможна и с помощью применения компьютерных технологий.

Разнообразные формы деятельности на уроках биологии, в том числе и   с использованием информационных технологий, позволяют формировать ученикам личный опыт – опыт творческой  деятельности,  эмоционально-ценностное отношение  к  миру,  природе,  жизни,  которое необходимо  в  современном  быстро  меняющемся мире.

        2. Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго поколения.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

        Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Таким образом, в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы.

Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь - это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей».

Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П.Я. Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: для чего учиться? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого - узнать, как это надо делать. Т. е. цель обучения - дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.

        Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность. Систему операций, которая обеспечивает решение задач определённого типа, называют способом действий. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий. Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением соответствующим умственным действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определённых знаний. Поэтому первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в её состав, а не знания.

Подход к процессу учения как к деятельности требует также принципиально другого рассмотрения соотношения знаний и умений. Знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого.

Таким образом, вместо двух проблем - передать знания и сформировать умения по их применению - перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.

Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.

3. Современные образовательные технологии как реализация основных идей   системно-деятельностного подхода.

   Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников.

    Что такое педагогическая технология?

  Педагогическая технология -  это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

       Критерии, составляющие сущность педагогической технологии:

•      однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

•      отбор и структура содержания (что);

•      оптимальная организация учебного процесса (как);

•      методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

•      учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);

•       объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

              Образовательные  технологии

 •      легко вписывается в учебный процесс;

•      позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету; 

•      обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;

•      обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

•      обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

•      отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

• четкая ориентация на развитие творческой деятельности;

• обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

• отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

• четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

 Выделяют следующие педагогические технологии:

• развивающее обучение;

• проблемное обучение;

• разноуровневое обучение;

• коллективная система обучения (КСО);

• технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ);

• исследовательские методы обучения;

• проектные методы обучения;

• технология «дебаты»;

• технологию модульного и блочно- модульного обучения;

• лекционно – семинарско - зачетная система обучения;

• технология развития «критического мышления»;

• технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

• обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа);

• информационно – коммуникационные технологии;

• здоровьесберегающие технологии;

• систему инновационной оценки « портфолио»;

• технологию дистанционного обучения

• технология мастерских

• групповое обучение

• и др.

         Большое распространение получили:

-модульная технология;

-технология проектного обучения;

-технология внутриклассной дифференциации;

-технология проблемного обучения;

-технология дидактической игры.

-технология критического мышления

4. Технология проблемного обучения. Приемы создания проблемной ситуации.

На своих уроках биологии  я  использую  технологию  проблемного обучения. Считаю, что проблемная ситуация является начальным моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация или познавательная потребность возникает у учащихся в том случае, когда они не могут  достичь  цели с помощью известных им способов действия, знаний. Эта познавательная потребность является «двигателем» в обучении.

В  чем состоит суть проблемной ситуации? В ней содержится неизвестное (это может быть новое усваиваемое отношение, способ или условие действия). Я думаю, что сам факт столкновения с трудностью, невозможностью выполнить предложенное задание с помощью имеющихся знаний и способов действия рождает потребность в новом знании. Эта потребность и является основным условием возникновения проблемной ситуации.

Проблемные ситуации могут быть с удивлением и с затруднением. Не случайно Луи де Бройль сказал: «Знания - это дети удивления и любопытства».  Проблемные ситуации, проблемные задачи, можно включать в любую тему уроков биологии. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации. Рассмотрим их:

-  Индуктивный, аналитико-синтетический способ.

Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают необходимые научные выводы. Так, при изучении темы «Грибы» учащиеся из рассказа учителя узнают, что долгое время грибы относили к растениям, с которыми их сближает способность к неограниченному росту, наличие клеточной стенки, питание, для чего у них имеется очень большая внешняя поверхность и неспособность к передвижению. Но из-за отсутствия хлорофилла грибы лишены присущей растениям способности к фотосинтезу и обладают характерным для животных гетеротрофным типом питания, откладывают гликоген, а не крахмал в качестве запасающего вещества, основой клеточной стенки является хитин, а не целлюлоза, используют в обмене мочевину — всё это сближает их с животными.

Формулируется проблемная задача: кто же такие грибы? К какой группе организмов их нужно было отнести?

При изучении тем «Насекомые» или темы «Простейшие» в 7 классе можно включить такую проблемную ситуацию:

Рассудите спор:

Термиты, как известно, питаются древесиной, протачивая ходы в деревянных постройках. Однако, сами переваривать клетчатку входящую в состав древесины, они не могут. Если к пище термитов добавить немного антибиотиков, то они погибают от голода. Объясните этот факт?

1-й ученик: «Это происходит потому, что термины чувствуют антибиотик и, перестают есть древесину»

2-й ученик: «В пищеварительной системе термитов, живут простейшие, которые расщепляют клетчатку, при попадании в пищеварительную систему термитов антибиотиков простейшие погибают»

Кто прав в споре?

Урок биологии в 8 классе на тему « Иммунитет»:

«Илья Ильич Мечников сидел один за своим микроскопом и наблюдал жизнь подвижных клеток в теле прозрачных личинок морской звезды. Под микроскопом видно, как собираются клетки вокруг занозы, у них вытягиваются ложноножки, охватывают непрошеных гостей, и вскоре те оказываются внутри клетки, как бы пожираются ею. Мечников так и назвал эти клетки - фагоцитами, что значит клетки пожиратели. Он обнаружил фагоциты у самых разных животных - у червей, лягушек, кроликов и, конечно, у человека. Вот он вводит в ткани лягушки возбудителей сибирской язвы. К месту введения микробов стекаются фагоциты, каждый захватывает одну, две, десяток бактерий. Клетки пожирают эти бациллы, переваривают их. В то же время в 80-е гг. 19 века ученые Германии по-иному расшифровали механизм иммунитета. Пауль Эрлих считал, что микробы, оказавшиеся в организме, уничтожаются вовсе не клетками, а специальными веществами, находящимися в крови. Эта теория получила название жидкостной, гуморальной. И начался спор, дискуссия, которая длилась 15 лет. Кто же оказался прав? Как объясняет современная наука образование иммунитета?

А при изучении темы «Простейшие» в 7 классе использовать такой факт:

Во время военных действий на Кавказе в 19-ом веке, укрепляя крепость Адлер, окруженную болотами, за 5 лет вымер весь гарнизон русских солдат, численностью 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели в чем-то другом. В чем?

- Способ аналогий.

В этом случае мы опираемся на имеющийся у учащихся житейский опыт или же актуализируем ранее полученные знания для решения новых задач.

При изучении темы «Цитология» ученикам можно предложить такую задачу:

Предположим, что Р. Гук не открыл клеточное строение организмов. Как это отразилось бы на развитии биологической науки? Почему вы так думаете?

А при изучении темы «Происхождение человека» включить задачу: Дриопитек в основном питался растительной пищей, а неандерталец – преимущественно животной. Каким образом можно объяснить такие различия?

При изучении темы «Бактерии» в 7 классе  я ставлю проблему:

«Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? Ответ учеников - да, так как бактерии встречаются повсюду. Пояснения учителя - в очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных.

Дайте объяснение этому явлению». В основе рассмотрения данной проблемы лежит анализ причинно-следственных связей (причина бактерии гниения разрушители погибших животных и растений, следствие - их благоприятная среда-влага) Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводный, с  малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.

- Отыскание причин, обусловливающих явление, анализа изучаемого материала.

Приведем примеры таких заданий:

Простейших поместили в две колбы: одну с родниковой водой, а другую с кипячёной. В одной из колб через некоторое время простейшие погибли. Как вы объясните, почему в одной из колб погибли простейшие?

При изучении темы «Класс Птицы» можно включить и такую проблемную задачу:

Обыкновенная чайка после вылупления птенцов относит осколки яичной скорлупы далеко от гнезда и выбрасывает. Так же поступают скворцы, хотя они гнездятся в скворечниках, а вот куриные птицы (куропатки, тетерева и другие) обычно оставляют скорлупу яиц в гнезде. Объясните этот факт.

        При изучении темы Фотосинтез:

Более трехсот лет назад ученый Ван Гельмонт поставил опыт: поместил

в горшок 80 кг земли и посадил в неё ветку ивы, предварительно  взвесив  её.

Ива росла 5 лет, не получая никакого питания, а только поливалась водой,  не

содержащей солей. Взвесив иву через 5 лет, ученый  обнаружил,  что  вес  ивы увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего  на  50г.  Почему произошло такое явление?  

- Выдвижение проблемного вопроса.

Этот прием используется тогда, когда для решения проблемы и овладения новыми знаниями нужно творчески применить какой-то ранее изученный принцип или закономерность. Примеры заданий:

При изучении темы «Насекомые»:

Почему сильно обеспокоен пчеловод, обнаружив осенью в пчелиной семье трутней?
         При изучении темы «Пищеварение».

Почему возникает изжога при приеме большого количества пищи или при принятии алкоголя?

При изучении темы «Птицы».

В результате наблюдения установлено, что при ухудшении погоды взрослые стрижи улетают далеко от своих гнезд иногда на 2-3 и более суток. При этом за время отсутствия взрослых птиц их птенцы не погибают от голода и холода. Почему удается выжить птенцам?

        Урок в 7-м классе:

Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто  как  место  поселения,  т.е.  это  «квартиранты».  А  вот  на деревьях  в  больших  городах  лишайников  не  встретишь.  Предложите   свои гипотезы, объясняющие данное явление.

        При изучении раздела «Экология»:

Известный географ и  путешественник  А.Гумбольдт  утверждал,  что

«человеку предшествуют леса, а сопровождают  пустыни».  Почему  так  считает ученый?

- Способ нахождения учащимися в излагаемом учителем материале познавательной проблемы, четкое формулирование и аргументирование ее решения.

Например, при объяснении темы «Индивидуальное развитие» в 10 классе, ученики могут сами найти познавательную проблему и сформулировать ее при рассказе учителя о том что: Развитие насекомых с неполным превращением проще и, как правило, менее длительно, чем развитие с неполным превращением. Однако для очень многих видов насекомых характерно именно последнее. Чем это можно объяснить? И начинают высказывать свое мнение.

5. Заключение.

             Какую бы педагогическую технологию мы не применяли  в учебном процессе, все же реализуется она   через систему учебных занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».

Что могут означать для нас эти слова?

            По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило, мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем давать детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать фильм или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.

    Системно-деятельностный подход становится эффективным, когда учителю удаётся перевести собственную цель - "научить ребёнка" в собственную цель ученика - "научиться". Нет неспособных учеников, есть непродуманные средства воздействия на ученика.

        Последовательная  реализация  системно-деятельностного подхода повышает эффективность образования, об этом свидетельствует: более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний,   значительно сокращается время обучения, наблюдается прирост  общекультурного и личностного потенциала обучающихся.

Уверена, что за  системно-деятельностным  обучением стоят большие педагогические достижения, потому что только так можно сформировать компетентностную личность. Учебные компетенции обязательно перерастут в жизненные, а значит, будут способствовать формированию нового типа личности отвечающей запросам своей эпохи.

        Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Литература и источники.

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.

2. Бондарук М.М. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы - Изд. Учитель: Волгоград, 2007

3. Высоцская М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах -Изд. Учитель: Волгоград, 2004

4. Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6.

5. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.

6. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.

7. Дмитров Г.Н. Познавательные задачи по ботанике и их решения. –Арктоус, 1996.

8. Коноваленко И.Г. Создание проблемных ситуаций на уроках биологии. “Биология в школе”, 1971 г., №2.

9. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. –М.: Просвещение, 1989.

10. Разумная Е. В. Использование элементов проблемного обучения на уроках биологии // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 175-177.

11.http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/obobshchenie-opyta-uchitelya-biologii-po-teme-problemnoe-obuchenie-na-uroka

12. http://festival.1september.ru/articles/210228/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в реализации программы дополнительного образования

Актуальность применения ИКТ в тренировочном процессе: Создание реальных возможностей освоения двигательных действий создавая правильное представление о технике движений на начальном этапе обучени...

МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» и «ИСТОРИЯ» ЗА ПЕРИОД 2011-2014 ГОДЫ

    Организация образовательного процесса по рабочим программам общеобразовательных дисциплин «Обществознание» и «История» проводится преподавателем на основании разработанной им конц...

Презентация"Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языку"

Актуальность: усиление в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих успешную социализациюучащихся, формирование ключевых компетентностей....

Основные идеи системно – деятельностного подхода в обучении

Доклад на методическое совещание "Основные идеи системно-деятельностного подхода в обучении"...

Обобщение опыта по теме: «Современные образовательные технологии как реализация основных принципов системно-деятельностного подхода»

Поиск оптимальных и эффективных форм и методов организации деятельности учащихся, обеспечивающих творческое развитие личности, как на уроках истории и обществознания, так и во внеурочной деятельности....

Выступление на ШМО С докладом «Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: технология Smart Education»

Выступление на ШМО С докладом «Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: технология Smart Education»...