образовательные технологии, методики, приемы успешно реализуют основные идеи системно-деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС основного общего образования
статья по теме

Меренкова Людмила Леонидовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл СТАТЬЯ19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Меренкова Л.Л.,

учитель геогрфии

Блок 1

Структура, содержание и функции планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования. Вопросы и суждения.

Требования к результатам основного общего образования являются составной частью Требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ и конкретизируют Общие требования к результатам образования на ступени обучения в основной школе. Они представляют собой описание целевых установок основного общего образования, выделенных на основе согласования потребностей личности, общества и государства в общем образовании. Они характеризуют и регулируют планируемые результаты основного общего образования. Требования к результатам  освоения основных образовательных программ включают в себя все группы результатов – предметные, метапредметные, личностные.

Под личностными результатами в Концепции образовательных стандартов понимается сформировавшаяся в образовательном процессе мотивация, познавательные потребности, а также система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности (универсальные учебные действия), применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных познавательных или практических задач в различных областях человеческой деятельности. К предметным результатам освоения образовательных программ Концепция стандарта относит результаты, которые выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Исходя из нового понимания функций стандартов и cферы их применения, Требования к результатам  освоения основных образовательных программ должны стать основой построения процедур и критерием для индивидуальной оценки образовательных достижений каждого обучаемого и интегральной оценки эффективности деятельности системы образования на уровне отдельного образовательного учреждения, региона, (мотивационных, ценностных) образовательных результатов.

       Общее образование должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся – формирование ценностных отношений, нравственной и гражданской позиции, мировоззрения, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

В процессе общего образования должны быть созданы условия для формирования у обучаемых умения видеть и понимать ценность образования, организовывать и планировать свою деятельность, объяснять объекты и процессы окружающей действительности, ориентироваться в сфере социальных, нравственных и эстетических ценностей, способностей выполнять определенные социальные роли, ключевые навыки (ключевые компетентности,  профессионального самоопределения.

Согласно Концепции, важнейшей особенностью стандартов второго поколения является целенаправленное и последовательное осуществление в определении требований к результатам образования системно-деятельностного подхода, разработанного отечественной психолого-педагогической научной школой. При таком подходе образовательный процесс строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся осваивают универсальные и специфические для отдельных учебных предметов способы действий, ключевые понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними.  Ориентация на деятельностный подход находит отражение в соответствующей трактовке требований к результатам основного общего образования, формирование которых должны обеспечивать структура учебной деятельности, ведущие цели изучения данного предмета, состав и объем его содержания.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ  (Основная школа)  разработаны исходя из          планируемых результатов  освоения основных образовательных программ для основной школы должны соответствовать основным целям общего образования, отражать содержание второго этапа в реализации основных целей общего образования, обеспечивать преемственность с целями школьного образования и создавать предпосылки для реализации целей образования в старшей школе, отражать специфику обучения в основной школе, его направленность на постепенное расширение сферы самостоятельности и ответственности учащихся.

Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной школы должны включать: результаты деятельности школы, результаты образовательной деятельности учащихся,  результаты образовательной деятельности учащихся, которые должны быть предметом их итоговой аттестации. Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной школы должны стимулировать интеграционные процессы в сфере образования, способствовать решению стратегических задач развития образования – обеспечению его доступности, достижению нового качества образования, повышению его эффективности, стимулировать инновационную деятельность педагогических коллективов, стремление учителей и школьных администраторов к повышению своей профессиональной квалификации. Значимость планируемых результатов должна быть понятна для общества, родителей учащихся и самих учащихся.

Блок 2

Какие образовательные технологии, методики, приемы успешно реализуют основные идеи системно-деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС основного общего образования? Аргументируйте свой ответ.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Для реализации системно-деятельностного подхода вводятся проектные и исследовательские методы обучения, внедряются ИКТ.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Умение учиться – это полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности. Деятельность учащихся на уроке должна требовать от него усилия, размышления, поиска. В этом случае ученик получает право на инициативу, самостоятельность, имеет возможность исправлять свои ошибки.

Через проблемную ситуацию, проблемный вопрос учащиеся могут сформулировать тему урока. Проблемное обучение предполагает инициативу, самостоятельность, творчество, т. е. активную «исследовательскую» деятельность учащихся. Некоторые дети за ранее смотрят, что будем изучать на следующий день. Русский язык и окружающий мир практически всегда начинаются с проблемного вопроса или ситуации. При решении этих вопросов учащиеся высказывают свою точку зрения, пытаются её обосновать,  используя в речи слова «я думаю…», «я считаю…», «я согласен…» . В ходе выполнения, заданий, упражнений учитель предлагает учащимся сделать вывод, а затем сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом в учебнике.

Используется проблемный тип урока для работы над новым материалом.  В  начале,  как правило, ставится проблема, задача или вопрос, на которые надо найти ответ в ходе коллективного обсуждения. В ряде случаев этому способствуют простые, доступные упражнения подготовительного характера. Особое место в системе упражнений занимают упражнения, которые носят ярко выраженный развивающий характер. Выполнение этих упражнений требуют от ребёнка проявления самостоятельности мышления, смекалки, умения рассуждать.

В современных условиях роль учителя становится иной, так как современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась действующая система образования. Резко возросла информированность детей.    Поэтому учитель из носителя знаний и информации превращается в организатора учебной деятельности, учитель не преподносит истину, а учит её находить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно-деятельностного подхода

Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет акценты в методике пре...

«Интеграционная информационно-образовательная среда образовательной организации как фактор развития творческой и интеллектуальной деятельности учащихся в условиях перехода к ФГОС среднего общего образования»

Одной из приоритетных задач в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знан...

Основные идеи системно – деятельностного подхода в обучении

Доклад на методическое совещание "Основные идеи системно-деятельностного подхода в обучении"...

Обобщение опыта по теме: «Современные образовательные технологии как реализация основных принципов системно-деятельностного подхода»

Поиск оптимальных и эффективных форм и методов организации деятельности учащихся, обеспечивающих творческое развитие личности, как на уроках истории и обществознания, так и во внеурочной деятельности....

Использование современных педагогических технологий, реализующих идеи системно-деятельностного подхода, в практике работы учителя русского языка и литературы

ВведениеВ настоящее время наука быстро развивается, поэтому знания о привычных вещах стремительно обновляются. Старые профессии становятся невостребованными, и чтобы оставаться конкурентноспособными, ...

Использование современных педагогических технологий, реализующих идеи системно - деятельностного подхода, в практике работы учителя физики

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятель...