Экос
рабочая программа по экологии (5 класс)

Тогузова Светлана Николаевна

Программа расчитана на младший школьный возраст, Не требует специальных знаний. Приобщает детей с раннего возраста к исследованиям природы. В программе предусматриваются кратковременные экскурсии расчитенные на 1 час или 1час 30мин.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekos.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки РСО - Алания

Управление образования Алагирского муниципального района, г. Алагир

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа №3, г. Алагира.

Экос

Программа рассчитана на младший школьный возраст и реализуется на базе МОУ СОШ №3 им. Давида Туаева г. Алагира.

Автор: Тогузова С.Н. биолог,

           МОУСОШ №3 им.   Давида Туаева  

           г. Алагира.

Алагир 2011

Пояснительная записка

Авторская дополнительная образовательная программа «Экос» рассчитана на детей младшего школьного возраста, не требует специальных навыков и знаний для изучения данного материала. Реализация программы «Экос» рассчитана на один год, предусматривает обучение 144 часа,2часа одно занятие и 2 раза в неделю.

Новизна программы   заключается в приобщении детей раннего возраста к исследованию окружающей среды, в изучении экологии растений и животных родного края. В данной программе учитывается эмоционально-образное и неформализованное восприятие детей младшего возраста. В этом возрасте дети очень восприимчивы к искренним чувствам, они легче усваивают нравственно-этические нормы поведения, как в коллективе, так и по отношению к природе.

Актуальность данной программы, объясняется важностью воспитания у младших школьников бережного отношения к окружающей среде, понимая своей сопричастности в деле ее охраны. Предусматриваются мероприятия по охране природы. Также необходимо помочь младшему школьнику, посещающему в необычной для него обстановке - «другой стране», быстрее адаптироваться к непривычным для себя условиям. Знакомство с особенностями климата, животным и растительным миром поможет младшему школьнику лучше понять и принять окружающий мир, а значит улучшить восприятие учебного материала, повысит качество учебного процесса в целом. Данные занятия будут способствовать развитию у учащихся навыков исследователя. На ранних этапах приобщения детей к навыкам исследователя используется метод наблюдения. Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы. Процесс наблюдения делится на несколько этапов. Первый этап - вызвать у ребенка интерес к объекту наблюдения. Второй этап - произвольное внимание на изучаемый объект. Третий этап - основной момент всего процесса наблюдения. Он самый длительный по времени. В результате обследования у ребенка должно сформироваться четкое представление о изучаемом объекте. Задача наблюдения заключается в том, чтобы научить ребенка приемам правильного последовательного обследование и их усвоение. Все приобретенные навыки способствуют к правильному восприятию дисциплин биолого - экологической направленности при обучении в последующих классах, а также научат ценить красоту природы различных стран.

Данная программа поможет, закрепит и углубить, а также применить ранее

полученные знания.

Цели и задачи:

  • развитие и укрепление в детях чувства патриотичности;
  • чувства доброты и терпимости по отношению друг к другу;
  • научить школьника методам наблюдения и фиксации увиденного;
  • формирование у младшего школьника исследовательского мышления; стремление
    к творчеству и познанию окружающего мира;
  • формирование бережного отношения к окружающей среде(формирование

экологической культуры).

Форма занятий: коллективные, групповые и индивидуальные занятия.

Режим обучения: Занятия проводятся по 1часу, 1 раза в неделю для каждой группы. Творческое объединение состоит из 15 человек.

В содержание программы входят теоретические и практические работы, наблюдения в природе, опыты и исследовательские работы по тематике курса. Программа составлена с учетом следующих принципов:

  • системности        •    гуманизации,
  • наглядности        •    краеведения
  • научности        •    проблемности
  • вариативности

Организация учебно-воспитательного процесса. Основные методы обучения:

  • словесные методы: рассказ, индивидуальная беседа, дискуссия.
  • работа с книгой (энциклопедии, Красная книга, определители).
  • наглядные: иллюстрации, схемы, наглядные пособия, видеоматериалы.
  • практические: упражнения, экскурсии, наблюдения, эксперименты, измерения.
  • интерактивные: игровые - «настольная», ролевая, имитационная.
    Методы активизации:

поддержания внимания и интереса у обучающихся на занятиях.

  • живой и яркий рассказ.
  • использование наглядных пособий.

  • мотивация - осознание обучающимися полезности фауны и флоры,
    практической их значимости.
  • положительный эмоциональный настрой обучающихся..
  • перемена, разнообразие методов обучения.
  • повышение степени активности обучающихся.

•        подведение обучающихся к «собственным» открытиям - радость
творчества, создание «ситуации успеха»

Методы контроля:

  • Викторины
  • Конкурсы.
  • Выставки творческих работ.
  • Оформление тематических альбомов.

Результаты работы творческого объединения (дневники наблюдений, материалы, собранные во время экскурсий, походов, экспедиций, итоги исследования

Ожидаемые результаты:

В результате изучения определенных программой разделов юннаты после первого года обучения должны знать:

  • каково значение природы для человека;
  • основы ботаники;
  • экологические факторы и их влияние на природу;
  • основные сведения о биоценозах.
  • правила поведения на природе;
  • способы и средства тушения лесных пожаров;
    Должны уметь:
  • определять растения, породы деревьев, произрастающие в лесу;
  • посадки саженца или черенка;
  • определять простые пищевые связи;

Курс вносит вклад в формирование экологической культуры личности, гражданина с активной жизненной позицией, формирует умения и навыки по изучению и охране природы. В дальнейшем учащиеся могут более глубоко изучать различные направления природоохранительной работы, специализируясь по экологии, дендрологии, геоботанике, и могут проводить исследовательскую работу. Особое внимание уделяется улучшению подготовки учащихся в области природоведения и защиты природной среды.

Члены творческого объединения получают общие сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального использования природных ресурсов в условиях стремительного развития науки и технического прогресса

Содержание программы

1.        Введение в основы экологии. 1 час

Разнообразие живых организмов, связь с внешней средой и их взаимоотношения. Основное понятие экологии.

2.        Дом. 12 часов.

Охарактеризовать среду обитания: мой дом моя среда обитания. Раскрыть широкое значение слово «дом». Из материалов, какой природы строят дома. Строения других живых существ: у животных, птиц, насекомых и других животных. Определить значение жилья, связи человека с природой.

3.        Условия жизни на Земле. 18 часов.

Знакомить детей с условиями, которые обеспечивают существование на Земле всего живого. Познакомить с понятиями: природа, живая и неживая природа, учить устанавливать взаимосвязи. Определить понятие природные комплексы. Сезонные проявления времен года. Сезонные явления у растений и животных. Солнечная система; о значении солнечного света и тепла в жизни животных, растений, человека.

Дать детям первичные представления о составе воздуха, о значении воздуха в жизни живых организмов.

Дать представление о важности воды для всего живого на Земле. Источники района. Познакомить учащихся с состояниями воды.

Познакомить детей со свойствами почвы, основными видами ее обитателей и значением этого уникального образования для жизни Природы. Виды почв Алагирского района. Охрана почвы, мероприятия по охране почв.

4.        Растения вокруг меня.  50 часов.

Разнообразие растений Алагирского района. Познакомить детей со строением растений, выяснить значимость каждой части растения. Рассмотреть жизненные формы растений. Изучение разнообразия растений экосистем.

Формировать у детей понятие зависимости растений от условий их обитания и роли человека в этой зависимости (положительной и отрицательной).

Воспитывать в детях бережное отношение к растениям и любовь к природе. Красная книга РСО -Алания.

5.        Животные моей местности. 57 часов

Показать разнообразие животного мира на примере животных, чем-либо выделяющихся среди остальных (весом, ростом, размером и т.д.), взаимосвязи животных и  зависимость  их  от  среды  обитания.   Показать  способы  приспособления  и  защиты животных.

Домашние животные. Познакомить с историей одомашнивания животных; со сходством домашних животных с их дикими родственниками. Дикие животные Алагирского района. Охрана животных.

Тематическое планирование

Занятия

Темы

Количество часов

теория

практика

1

Введение

1

Дом                                                                     12

2

Мой Дом.

4

3

Какие бывают дома у животных, птиц и т. д.

4

4

Где и как мы живем. Экология нашего дома.

4

Условия жизни на Земле                                       18

5

Условия жизни на Земле. Среда обитания.

2

6

Живая и неживая природа

2

7

Солнечная система

1

8

Времена года и сезонные явления у растений.

2

1 .Наблюдение

9

Времена года и сезонные явления у животных.

2

1 .Наблюдение

10

Воздух

1 .Опыт

11

Вода. Значение воды.

1

12

Вода. Свойства воды.

1 .Опыт

13

Охрана воды. Источники района.

1

14

Почва. Состав почвы. Значение почвы.

1 .Опыт

15

Виды почв Алагирского района.

1

16

Охрана почвы. Мероприятия по охране почв.

1

Растения вокруг меня                           50

17

Разнообразие растений

4

18

Строение растений: органы растений

3

3 .Ислед. задания

19

Жизненные формы растений

1

1 .Наблюдения

20

Культурные растения, их разнообразие.

14

2. Ислед. задания

21

Комнатные растения, их разнообразие.

8

22

Значение комнатных растений

1

1 .Опыт

23

Растения леса района.

4

24

Растения луга района.

4

1. Наблюдение

25

Растения водоемов

1

1. Наблюдение

26

Охрана растений. Красная книга.

1

Животные моей местности               57

27

Разнообразие животного мира

4

28

Зависимость внешнего вида и поведения животных от среды обитания

3

1 .Наблюдение

29

Дикие животные

20

30

Домашние животные: коровы, козы, кролики, куры, утки и т.д.

13

1 .Наблюдение

31

Домашние животные: кошки, собаки, попугаи...

13

1. Наблюдение

32

Охрана животных

1

33

Человек и природа. Роль человека в развитии природы

1

127

17

Итого

                144

ЛИТЕРАТУРА

  1. Азбука природы. - Ридерз Дайджест.
  2. Акимушкин И. Мир животных. - Изд-во ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия", 1971.
  3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль: Академия развития, 1998.
  4. Барков А. Почему еж с лисой встречаться не любит.
  5. Григорьев А.Г. Секретные заложники. - Томск, 1996. - 241с.
  6. Дитрих А., Юрмин С., Кошурникова Н. "Почемучка"- Л.: Дет. лит-ра, 1987.
  7. Иллюстративная энциклопедия школьника "Мир живой природы". - М.: "Росмэн", 1998.
  8. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках.-
    Ярославль: Академия развития, 1998. - 256 с.
  9. Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? - С.-Пб.: Союз, 1998. - 80 с.

  1. Материалы 7 областной научно-практической конференции педагогических работников
    "Экология, человек и цивилизация - 2000". - Томск, 2000. - 166 с.
  2. Нуждина Т.Д. Энциклопедия "Чудо - всюду". Мир животных и растений.- Ярославль. :
    Академия развития, 1998 г.
  3. Окружающая среда и мировое сообщество: учеб, пособие, разработанное в рамках программы "Культура здоровья" Фонда Сороса. - Новосибирск, 1995.-99с.
  4. Они должны жить. Млекопитающие. М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профильного экологического лагеря «Экос»

В основу программы легла идея коллективной работы (клуб «Экос»). Исследовательская, креативная и когнитивная деятельность в рамках программы осуществляется одновременно и всеми сразу. Коллективная дея...

Программа Экологичесого НОУ "ЭКОС"

Экологическое образование в современном мире считается приоритетным направлением. Это связано  с тем, что с каждым годом ухудшается экологическая обстановка на планете. Поэтому важно современному...

Проект эколого-краведческого лагеря "Экос"

Эколого-краеведческий лагерь дневного пребывания для школьников экотуристов организуется для осуществления проекта «Минеральный источник «Гутарка» - один из рекреационных участков села Курумкан»...

Программа работы экологического клуба "ЭКОС" на 2013-2014 уч. год

Данная  работа  содержит программу, план мероприятий  и методические разработки некоторых занятий по организации и  реализации деятельности экологического клуба  и предназначе...

Презентация работы экологического клуба "ЭКОС"

С 2010 года в Профессиональном лицее № 45 работает экологичесий клуб "ЭКОС".Использование «клубной» технологии, как нельзя лучше позволяет сочетать все типы внеклассной работы. Поэтому создание в «Про...

Программа работы школьного экологического клуба "Экос".

Годовая циклограмма мероприятий  школьного клуба «Экос»....

Презентация «Представление школьной команды «Экос» в городской экологической игре «Лесное многоборье» в рамках VIII Рождественской недели природолюбия»

Данная презентация представляет работу школьного экологического общества «Экос», использовалась как визитная карточка команды в  городской экологической игре «Лесное многоборье» в рамках VIII Рож...


 

Комментарии

Тогузова Светлана Николаевна

программа была изъята для корректировки