Конспект урока «Биотические отношения» 11 класс
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

Говорова Елена Владимировна

Урок с использованием технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc79 КБ
Office presentation icon nachalo_uroka_1.ppt2.22 МБ
Office presentation icon zakreplenie.ppt209.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Биотические отношения» 11 класс

Урок с использованием технологии критического мышления

Организационная информация

Тема урока

Биотические отношения

Предмет

биология

Класс

11

Автор урока (ФИО, должность)

Говорова Елена Владимировна, преподаватель биологии

Образовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №86

Республика/край, город/поселение

 г. Волгоград

Методическая информация

Тип урока

Комбинированный урок (урок изучения, обобщения и систематизации материала с использованием видеофильма , мультимедийной презентации , составление кластера)

Методы

Проблемный,частично-поисковый,аналитический, сравнительный, классификационный, критического мышления

Цель урока

Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации средствами критического мышления и информационно-коммуникативной технологии.

Систематизировать знания о многообразии биотических отношений в природе.

Задачи урока

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

  1. Изучить многообразие биотических отношений между организмами
  2. Продемонстрировать на примерах основные принципы классификации биотических отношений
  3. Продолжить работу по изучению биологических терминов.
  1.   Развитие у учащихся основ критического и исследовательского мышления, умения проводить анализ, синтез, систематизацию полученных знаний
  2. Выработка системного логического мышления, развитие ассоциативных связей
  1. Формирование умения работать в группе, вырабатывать общее решение, уважительно относиться к мнению товарищей
  2. Продолжить формирование бережного и уважительно отношения к многообразию живого в природе, необходимости грамотного отношения к взаимосвязям между организмами в природе для сохранения целостности биогеоценозов

Требования к уровню подготовки обучающихся

Качества, которые приобретут ученики в ходе урока

Называть и характеризовать экологические факторы среды.

Приводить примеры различных форм взаимоотношений между организмами.

      Умение  анализировать ,  систематизировать и  структурировать  материал.

Использовать  методы ассоциации и критического мышления

для системного осмысления материала                                                                                                                                                                                                    

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор для учителя (демонстрация презентации, видеофильма)

Для учеников по возможности макбуки, учебник

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Презентация, видеофильм, проблемные вопросы повышают  интерес к изучаемой теме

Ход и содержание урока

I. Организационный момент:

Учитель входит в класс и приветствует учеников.

(Слайд №1)

II. Актуализация опорных знаний:

?

  1. Какой раздел биологии мы изучали на прошлом уроке, как формулировалась тема урока

(Слайд №2)

  1. Дайте определение понятиям «экология», «экологические факторы»
  2. На какие группы делятся экологические факторы? Дайте краткую характеристику каждой группы.

III. Стадия «ВЫЗОВ»

Учитель:  Прочтите стихи на слайде №3 и ответьте на вопрос: Какая группа экологических факторов будет изучаться сегодня на уроке?

(Слайд №3)

Учитель: Итак, тема урока «Биотические отношения»

     Какие вы знаете  виды взаимоотношений между организмами?

     Согласитесь, что некоторые знания по теме урока у вас уже есть, необходимо их лишь  систематизировать.

      Какую же цель мы поставим на урок?

(Слайд №4)

ІІ. Основная часть урока:

Учитель: Вернемся к эпиграфу урока, кто сможет его повторить?

Поможет нам систематизировать материал такая форма его структуризации как «кластер»

(Слайд №5)

Задание 1. Откройте параграф  5.3 учебника на с. 313

Найдите  виды взаимоотношений  между организмами, описанные в параграфе.

Задание 2. Дополните данный кластер данными видами взаимоотношений связав с ключевым понятием стрелками

Задание 3. Дайте определения понятиям

«ХИЩНИЧЕСТВО»

«ПАРАЗИТИЗМ»

«КОНКУРЕНЦИЯ»

«СИМБИОЗ»

(Слайд №6)

Учитель. Предлагаю вам оживить содержание  параграфа просмотром  видеофильма.

Задание 4 По ходу просмотра фильма дополните кластер примерами

Просмотр видеофрагмента с последующим обсуждением примеров

Задание 5. Используя обозначения:  

 «+»- полезные    «-» -вредные                                                                                                                                        

«0»- нейтральные для двух взаимодействующих организмов дополните схему математическими знаками

(Слайд №7)

Проблема! 
Согласитесь , что данная классификация не является полной и не раскрывает всех форм взаимоотношений между организмами,

а учебник базового уровня не раскрывает всех форм взаимоотношений между организмами.

Используя понятия «польза», «вред», «нейтральные отношения», знаки: «+»- полезные    «-» -вредные                                                                                                                                        

«0»- нейтральные для двух взаимодействующих организмов

 можно составить гораздо больше вариантов  взаимодействующих групп

 

(Слайд №8)

Все биотические взаимоотношения можно разделить на 6 групп:

(Слайд №9)

Задание №6. Составьте кластер с использованием 6 форм взаимоотношений.

Проверяем по слайду

(Слайд №10)

Учитель . Слово предоставляется вашим одноклассникам. Они приготовили сообщение для ребят, желающих знать наиболее подробно о видах взаимоотношений между организмами. Выступление ребят также сопровождается презентацией.

Проблема!
Задание №7. Необходимо дополнить кластер  видами  взаимоотношений  и примерами взаимодействующих пар  по ходу презентации

Проверка и оценивание ЗУНКов

Проверяем работу

(Слайд №11)

Рефлексия деятельности на уроке

Задание 1.Работа в парах  на макбуках по закреплению и отработке умений (См. материал «Закрепление для самостоятельной проработки»)

Задание 2.Определите тип взаимоотношений. Совместная работа с классом

(См. материал динамического мультимедийного сопровождения «Закрепление»)

Учитель  Читается высказывание:

«Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью неразрывных нитей, он сын её»

И.С. Тургенев

(Слайды 13, 14)

Задание 3. на  ассоциативное мышление . Ребята работают в диагностических листах, затем результаты обсуждаются

ПРОБЛЕМА !     Определите тип взаимоотношений между организмами в этих крылатых фразах :

  • 1. Товарищи только те, кто,  держась за один канат, общими усилиями взбираются на горную вершину и в этом обретают своё единение.  (Антуан Сент-Экзюпери)
  • 2.  Дружба, которая прекратилась никогда собственно и не начиналась. (Публилий Сир)
  • 3. Нет лучше чар для угожденья другу, чем делать добрую услугу (Бальтазар Грасиан)
  • 4. Это просто возмутительно, что наши враги имеют наглость иметь достоинства (Лешек Кумор)
  • 5. При разных принципах не найти общего языка (Конфуций)
  • 6. Думать, что бессильный враг не может вредить, -это думать, что искра не произведет пожар (Саади)

(Слайд №15)

Диагностический лист

Содержание эпиграфа

Ассоциируемый вид

взаимоотношений

  • 1. Товарищи только те, кто,  держась за один канат, общими усилиями взбираются на горную вершину и в этом обретают своё единение.  (Антуан Сент-Экзюпери)

  • 2.  Дружба, которая прекратилась никогда собственно и не начиналась. (Публилий Сир)

  • 3. Нет лучше чар для угожденья другу, чем делать добрую услугу (Бальтазар Грасиан)

  • 4. Это просто возмутительно, что наши враги имеют наглость иметь достоинства (Лешек Кумор)

  • 5. При разных принципах не найти общего языка (Конфуций)

            6. Думать, что бессильный враг не может вредить, - это думать, что искра не произведет пожар (Саади)

Подведение итогов урока. Рефлексия.

  1. Какова тема урока?
  2. Что из того что было на уроке вам было знакомо? Что вы узнали нового?
  3. Что из того, с чем мы работали,  вам понравилось больше всего? Почему?
  4. Выскажите своё отношение к уроку?

(Слайд №15)

Домашнее задание

1 Уровень. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова

Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы. (пункт5.3 Биотические факторы среды.)

2.Уровень Готовить материал на диагностических листах. Кластер №2. Можно использовать дополнительную литературу

В.Б.Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И.Сонин «Общая биология 11 класс»

Дополнительная информация

1.В.Б.Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И.Сонин «Общая биология 11 класс»

2. С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров,  Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

1. Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, А.П.Сидорин: Экология - М: «Дрофа», 1995.

2.В.Б.Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И.Сонин «Общая биология 11 класс»

3.С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров,  Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Некоторые типы взаимоотношений между организмами сложно представить, поэтому их лучше изучать с использованием видео сопровождения и иллюстрированных презентаций


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Закрепление нового материала

Слайд 2

Кровососущий комар Волк Заяц Ленточный червь Лисица Полевка Берёза Жук навозник Гриб подберёзовик Трава и цветы Пчела паразитизм паразитизм хищничество конкуренция комменсализм мутуализм мутуализм паразитизм паразитизм хищничество хищничество 1 2 3 4 6 5 7 8 9 10 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Межличностные отношения", 7 класс

План-конспект урока, с приложением раздаточного материала и презентации....

конспект урока обществознание 8 класс А.И. Кравченко «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»

Конспект урока «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»При подготовке данной методической разработки учитывалось то, что с 1 сентября 2012 г. школы Р...

Конспект урока "Социальные отношения". 11 класс

Позволяет систематизировать накопленные знания при подготовке к зачету, ЕГЭ....

Конспект урока в 6 классе по теме -Отношения-

Конспект урока в 6 классе  по теме -Отношения-...

Конспект урока для 6 класса "Отношения и пропорции"

конспект урока для 6 класса "Отношения и пропорции" по учебнику Никольского...

Конспект урока в 6 классе "Межличностные отношения"

Данный урок обществознания в 6 классе "Межличностные отношения"  - урок открытия новых знаний....

Конспект урока, литература, 5 класс "Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".

Урок развития речи по литературе, 5 класс."Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму"....