конспект урока обществознание 8 класс А.И. Кравченко «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме
Конспект урока «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»
При подготовке данной методической разработки учитывалось то, что с 1 сентября 2012 г. школы РФ переходят на новый Федеральный образовательный государственный стандарт основного общего образования, предусматривающий в качестве приоритета системно-деятельностный подход. Важной задачей всех учебных занятий является овладение учащимися универсальными учебными действиями, создающими возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.i._kravchenko_8_klass_.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока обществознания «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»
Автор: Кочеткова Елена Александровна (учитель истории и обществознания МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №60» г. Оренбурга)
При подготовке данной методической разработки учитывалось то, что с 1 сентября 2012 г. школы РФ переходят на новый Федеральный образовательный государственный стандарт основного общего образования, предусматривающий в качестве приоритета системно-деятельностный подход. Важной задачей всех учебных занятий является овладение учащимися универсальными учебными действиями, создающими возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Средством в данном случае может стать проведение уроков по обществознанию с опорой на социальную и личностную значимость обсуждаемых проблем курса; их связью с жизненными реалиями, возможностью для проявления и обоснования собственного мнения, позиции. Одной из таких тем является история Холокоста. Учебный материал по этой сложной теме должен быть не просто усвоен детьми, но и глубоко осознан, знания должны быть интериоризованы учащимися, стать частью их мировоззрения.
Основой предложенной работы выступает работа с текстом, в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо, соответственно методические приемы, рассматриваются под углом работы с ними.
Изучение истории Холокоста оправданно в рамках изучения следующих тем учебного курса обществознания, 8-11 класса: «Человек и общество» (Самосознание индивида и социальное поведение; Угрозы XXI века), «Социальные отношения» (Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения; Конституционные принципы национальной политики в РФ; Свобода и ответственность; Социализация индивида), «Политика» (Типология политических режимов; Демократия, её основные ценности и признаки; Гражданское общество и государство), «Право» (Международное право).
Урок обществознания в 8 класс.
Тема урока: Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Цель урока: подвести учащихся к пониманию принципа гуманистического подхода к этническим проблемам как одного из элементов культуры межнациональных отношений;
Планируемые результаты:
Личностные - формировать у обучающихся ориентиры для гражданской, этносоциальной, культурной самоидентификации в современном мире;
Метапредметные - умение работать с учебной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной), самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
Предметные – углубление знаний о ведущих тенденциях развития наций и межнациональных отношений в современном мире, возможных путях межнациональной интеграции и гармонизации межнациональных отношений; охарактеризовать основные принципы национальной политики Российской Федерации;
Задачи:
Образовательная: формирование гражданской ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, толерантного отношение к людям иной нации, религии;
Развивающая: развивать умение анализировать документы, выделять основные положения, находить общие черты и различия на основе сравнения документов и событий, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; формировать навыки работать в группе, участвовать в дискуссии внутри малой группы; уметь анализировать причины межнациональных противоречий, проявлений этноцентризма, национализма;
Воспитательная: подвести учащихся к глубокому осмыслению уроков Холокоста, опасности повторения подобной трагедии, стойкому неприятию идей фашизма, нацизма, формировать умения противостоять современной неонацистской пропаганде;
Форма проведения: нетрадиционная, групповое интерактивное занятие с элементами лекции «со стопами»
Методы, приемы: ТРКМЧП, дискуссия, работа с документами, адаптированными текстами;
Тип урока: урок усвоения нового материала;
Оборудование: документы, фотографии из пособия «Праведники мира», отпечатанные задания для работы групп, презентация с таблицами и схемами к лекции «со стопами», проектор;
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (возможные ответы) | Универсальные учебные действия |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне: Мотивация. Проблемный вопрос -. Какой национальности А.С. Пушкин? - Как определяется национальность ребенка, если в России? - А.С. Пушкин русский поэт или русскоязычный? - Выделите суть этих вопросов одним словом? 2. Целеполагание - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Итак, тема урока «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения». Проблема урока: Существует ли в России межнациональные конфликты и, каковы пути их преодоления.
Вспомним какие уроки межнациональных отношений не должны повторяться. Работая на уроке, записывайте материал в маркерную таблицу согласно пометкам. | Демонстрируют уровень самоорганизации, готовность к уроку А.С. Пушкин родился в семье от смешанного брака, его родители были людьми разных национальностей. Мы не можем однозначно определить его национальность. В России, в свидетельстве о рождении, графа национальность заполняется по желанию родителей, и может быть записана национальность любого из А.С. Пушкин – великий русский поэт, так как его произведения не только написаны на русском языке, но и проникнуты любовью, теплом к России Во всех вопросах речь идет о национальности Формулируют цель На урока мы сможем определить понятие национальность, это важно, поскольку мы живем в России, многонациональном государстве. Постановка и формулирование проблемы под руководством учителя - Наша задача на уроке рассмотреть, как мы строим межнациональные отношения, живя в одном доме «Российская Федерация», какую национальную политику проводит государство в современной России У каждого из учащихся на столе маркерная таблица с пометками «+» - знаю «-» не знаю «?» - не понял «!» это интересно | Личностные (положительное принятие своей этнической идентификации); Познавательные ( строить логические заключения, выделять главное) Регулятивные (целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную, задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности); Коммуникативные (учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций); |
3. Работа над новым материалом. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися темы урока: Записи и объяснение терминов и их определений Лекция «со стопами». Приложение 1 - На данном этапе урока мы познакомимся с основными понятиями по теме, определим основные тенденции в развитии межнациональных отношений, выделим основные направления национальной политики правительства РФ. Используется прием лекция «со стопами» в сочетании с применением условно-графической наглядности (таблицы, схемы). | По ходу лекции учащиеся делают в маркерной таблице пометки. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) После лекции пометки обсуждаются, | Личностные (ориентация в национальном устройстве РФ, толерантное отношение к людям других национальностей) Познавательные (давать определение основным понятиям урока «нация», «межнациональные отношения», «национализм»; объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в процессе межнациональных отношений); Регулятивные (адекватно самостоятельно, оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы) Коммуникативные (адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности) |
4. Первичное закрепление. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции: Записи и объяснение терминов и их определений «Вызов»: «Ключевые термины» (Приложение 2) Ознакомление с инструкцией по выполнению работы, оказание индивидуальной помощи по запросу учащегося, группы объясните свое задание; - Оцените свою работу? - Какие трудности возникли? - Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? - Сделайте вывод | Учащиеся делятся на 2 группы. Время работы 3-5 минут. Каждая группа получает карточку с определенным понятием, связанным с темой урока: антисемитизм, нацизм, геноцид, эмпатия, этноцентризм. Учащиеся получают задание: подумать над содержанием понятий сначала индивидуально, а затем в парах и в группе обсудить задания . Приложение 2 Затем от каждой группы выступает один ученик и озвучивает результаты работы группы. Учащиеся заполняют маркерную таблицу | Личностные (умение вести диалог, конструктивно разрешать противоречия, готовность к равноправному сотрудничеству, уважение к личности) Познавательные (различать понятия «антисемитизм», «геноцид», «этноцентризм», «нацизм», осуществлять расширенный поиск информации с использованием сети Интернет); Регулятивные (принимать решение в проблемной ситуации, на основе переговоров; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им); Коммуникативные (осуществлять контроль, коррекцию и оценку действий партнера); |
«Осмысление» Прием «Текстовая дискуссия» (на основе текста и документов) (Приложение 3) 1. Какое определение расизма дает автор? В чем главная опасность этого явления? 2. По каким признакам вы бы отнесли Катастрофу (Холокост) к проявлениям геноцида? Какую отличительную черту, по мнению автора, имеет Катастрофа (Холокост) в отличии от других случаев геноцида? 3. Какие факторы, по мнению автора, влияют на мотивацию геноцида? 4. Согласны ли вы с мыслью о том, что Катастрофа (Холокост) предостережение всему человечеству? Приведите аргумент (обоснование) своего мнения. 5. Укажите направления деятельности Правительства России в области преодоления напряженности в межнациональных отношениях. Выскажите собственные предложения. 6. Какое отношение к миру и людям можно назвать гуманным?
7.Что такое гуманизм? В годы второй мировой войны нацистами были попраны понятия гуманизма и человечности, сама ценность человеческой жизни стала ничтожной, целым народам в зависимости от национальности было уготовано истребление. И в тоже время нашлись люди, которые решили протянуть руку помощи тем, над кем нависла смертельная угроза. После войны государство Израиль учредило звание «Праведник народов мира», обратите внимание на смысл и значение награды – «спасающий одну жизнь спасает целый мир». Одним из критериев присвоения звания, является то, что помощь несла угрозу жизни спасителя или членов его семьи, и то, что спаситель не получал за это никакой выгоды. Что же двигало этими людьми? Поможет нам в этом разобраться документы | Класс делится на две части, учащиеся формулируют противоположные точки зрения по какой-либо проблеме. Участники дискуссии отстаивают ту или иную точку зрения, используя цитаты, факты, примеры из приведенного текста. 1. Автор данного текста понятие расизм определяет, как разделение рас. «Высшая раса» обязана властвовать над всеми прочими, порабощать и уничтожать тех, кто попадал в разряд «низших рас». Главная опасность расизма состоит в том, что люди могут истребить друг друга на основе расовой теории; расизм может стать причиной обособления наций друг от друга; 2. Евреев уничтожали независимо от места жительства, рода занятий, пола, возраста, систематически и преднамеренно по расовым мотивам. Однако трагедия Холокоста заключается еще и в том, что по мнению автор, его отличительной особенностью является -политические инициация государством, -умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное физическое уничтожение. 3. Во всех известных случаях мотивацией геноцида служили конкретные конфликты – националистические, или борьба за власть, территории, природные богатства. Но мотивация Катастрофы (Холокоста), впервые в мировой истории, была абсолютно вымышленной. Впервые в истории человечества люди были обречены на смерть только потому, что родились от определенных предков. 4. Холокост, предупреждение потому, что в современном мире угроза межнациональных конфликтов не исчезает, одна из глобальных проблем человечества; нетерпимое отношение к иной нации, может иметь предсказуемые последствия, такие как геноцид, апартеид, сегрегация, которые нарушают права человека, на равенство всех людей, независимо от национальности. 5. Правительство РФ выделяет следующие направления: овладение всеми людьми культурой межнациональных отношений; создание в регионах со смешанным национальным составом населения создание культурной инфраструктуры – национальных обществ и центров, школ с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры; - организацию эффективно действующих международных комиссий, советов для мирного разрешения национальных споров; Мы бы предложили воспитывать в людях способность к сочувствию, толерантное отношение к иным, непохожим на тебя людям. Гуманным можно назвать отношение к миру к людям, когда мы признаем право каждого человека на свободу и счастье, каждый человек ценен, ведь он неповторим. Ответ нам даст словарь иностранных слов. (ученик читает определение гуманизма) Гуманизм, гуманность- любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому. Учащимся раздаются документы пособия «Праведники мира» для работы в 2-х группах, Инструкция : 1. Прочитайте текст документа. 2. Сформулируйте главную мысль. 3. Ответьте на вопросы по плану. 4. Обсудите в группе план выступления 3 мин.- выберите докладчика. 1. Список Киселёва (лист 2); 2. По зову сердца (лист 6); Работа в группах по 6 человек с дополнительным источником, с текстом (фрагментом текста) Анализ работ и вывод внутри группы Представляют итоги работы групп, обсуждают ответы товарищей, делают необходимые дополнения и замечания, заполняют маркерную таблицу. | Личностные (готовность и способность к гуманному отношению к людям другой национальности; показывать на конкретных примерах исторического прошлого российского общества проявления толерантного отношения к людям иной этнической принадлежности); Познавательные (структурировать текст, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста; закреплять умения ознакомительного, изучающего и поискового чтения); Регулятивные (адекватно самостоятельно, оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им); Коммуникативные (аргументировать и координировать свою позицию с позициями партнеров с целью выработки общего решения в совместной деятельности); |
Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса: «Рефлексия» Прием «Возвращение к ключевым терминам». Учащимся предлагается в парах поработать с заданиями, в которых дается более полная трактовка ключевых терминов. Работа с притчей В притче давних времён рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе всё, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, получит вдвое больше». И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось, чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба глаза. Подумайте, о чём говорит эта притча. Объясните, как вы оцениваете ответ человека волшебнику. Возвращение к проблеме урока - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса | Учащиеся должны внести уточнения и дополнения в общую трактовку терминов, которую они дали на стадии «вызова», проанализировать, в каком контексте применяются данные понятия. Приложение 4 Представляют итоги работы в парах обсуждают ответы товарищей, делают необходимые дополнения и замечания. Уточняют записи в маркерной таблице. В современной России существуют межнациональные конфликты, поэтому каждому из нас необходимо уметь строить отношения с людьми другой национальности на основе терпимости, признания права другого «быть иным» | Личностные (ориентация в системе моральных норм и ценностей в межнациональных отношениях, отношениях к «иному, другому») Познавательные (уточнение, корректировка ключевых терминов); Коммуникативные (Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений); |
Домашнее задание «Резюме». Базовый уровень: 1. Работа с текстом лекции Повышенный уровень 1. Проиллюстрируйте на материале из газет тему межнациональных противоречий в разных странах мира в настоящее время 2. Попробуйте сформулировать правила, которых следует придерживаться в отношениях между людьми разных наций; 3.Напишите эссе или подберите афоризмы, высказывания по теме. (Примеры: «Нации – это богатство человечества, это обобщение личности его; самая малая из них несёт свои особые краски, таит в себе особую грань Божьего промысла». А. И. Солженицын, русский писатель ; «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом» французский писатель В. Гюго) | Записывают домашнее задание. При необходимости обращаются за комментарием | Личностные (Самооценка уровня выбора домашнего задания) |
.
Литература
1. Лазебникова А.Ю. Обществознание. Вступительные испытания. Подготовка к ЕГЭ. М.: Экзамен, 2011.
2. Лазебникова А.Ю., Котова О.А. Обществознание 9 класс Государственная итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2009.
3. Методические рекомендации к учебному пособию «Праведники Народов Мира Россия. 1941-1945».9-11 классы; нравственные уроки/ И.А. Альтман, Д.И. Полторак .-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2011.
4. Методический комплект «Праведники Народов Мира Россия. 1941-1945». 9-11 классы; нравственные уроки/ И.А. Альтман, Д.И. Полторак .-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2011
5. «Холокост: взгляд учителя» - М.: Центр и Фонд «Холокост», 2006.
6. Чернышева О.А., Пазин Р.В., Ушаков П.А. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ-2012. Ростов н/Д: Легион, 2011.
Приложение 1
Материал к лекции «со стопами»
В мире народов, говорящих на самостоятельных языках или их диалектах, - от 3 до 5 тысяч.
В России проживают 130 национальностей.
Нация – определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.
Нация – исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.
Признаки нации
Единая раса Язык Религия Привычки Ценности Солидарность
Работа с условно-графической наглядностью (таблицы, схемы)
Центробежная | Центростремительная |
Стремление к саморазвитию, политической и экономической самостоятельности, расцвету, национальной культуры, к национальному самосознанию | Стремление к расширению связей между нациями, ломке национальных перегородок, интернационализации всей общественной жизни и восприятию всего, что создано другими народами |
Тенденции способствуют прогрессу цивилизации, т.к. ведут к развитию и расцвету народов | |
Через внутренний мир | Через взаимообогащение, обмен национальными ценностями, укрепление доверия, дружбы и мира |
Примером межнациональной интеграции в современном мире являются страны Европы, объединенные в Европейский Союз (ЕС).
Национальность – принадлежность человека к той или иной нации.
Количественных показателей для определения национальности нет Как же тогда определить национальность?
| |
Национальная принадлежность является частным делом самих граждан | Конституция РФ ст.25, п.1. «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности» |
Национальное самосознание – осознание себя личностью как неотъемлемой частицы нации, как члена этой общности.
Национальный вопрос – совокупность социальных и других проблем порожденных гнетом одних наций другими и отсутствием равноправия народов.
Составной частью политической деятельности государства, призванной регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества – является национальная политика.
Национальная политика – целенаправленная деятельность субъектов политики по урегулированию отношений между нациями и народностями.
Основные направления национальной политики РФ | Совершенствование национально-государственного устройства наций и народностей РФ |
Расширение и углубление хозяйственных связей между субъектами Федерации | |
Обеспечение равенства прав и свобод граждан вне зависимости от национальной принадлежности | |
Создание условий для свободного развития национальных культур, языков, традиций | |
Создание цивилизованных форм межнационального общения и мирных способов разрешения конфликтов | |
Совершенствование механизма руководства и управления национальными процессами в стране |
Гуманистические принципы политики в области национальных отношений | Основные принципы национальной политики | Условия гармонизации национальных отношений |
1.Отказ от насилия и принуждения. 2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников. 3. Признание прав и свобод человека. 4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем. 5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства. | 1. Гармоническое сочетание национальных и интернаци-ональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального. 2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства. 3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии. 4. Неприятие любых форм шовинизма. | 1. Наличие правового государства. 2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание За верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел. 3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправ-ления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги. 4. Признание культурной автономии меньшинств, формирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства. 5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный местный уровень. |
Межнациональный конфликт – крайнее обострение противоречий между народами при защите своих национальных интересов.
Способность общества разрешать межнациональные конфликты – показатель гражданской зрелости и демократизма |
Причины межнациональных конфликтов:
- Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.
- Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда государственных деятелей.
- Колониальное население.
- Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.
Виды межнациональных конфликтов:
- По поводу спорных территорий.
- Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину.
- Из-за произвольного изменения административных границ.
- Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство.
- Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (коренная национальность).
- По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами.
Типы межнациональных конфликтов:
1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).
2. Этнотерриториальный (определение границ нации).
3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).
4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).
Пути разрешения межнациональных конфликтов:
- Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп;
- проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.
- Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;
- Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.
Пути урегулирования межнациональных конфликтов:
- Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:
- Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.
- Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.
Ученые утверждают, что не существует чистой расы. Крупнейший русский ученый-этнолог Л.Н.Гумилев не раз подчеркивал, что нельзя говорить ни о какой «чистоте крови», «исключительности», «избранности». В этой связи особенно опасным становится явление, получившее название «национализм». Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939-1945 гг. синонимами фашизма стали термины «расизм», «нацизм», «Шовинизм», «геноцид», «Холокост».
Рассмотрим схему.
Национализм и его виды
Приложение 2
Группа 1
В2. Ниже, приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «национализм».
Расизм, гедонизм, шовинизм, геноцид, апартеид, сегрегация
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ: _________________________________________________
Группа 2
А2. Верны ли суждения:
А.Геноцид – идеология и политика, ставящая интересы нации превыше любых других интересов.
В.Геноцид – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.
1) верно А 3) оба суждения верны
2) верно В 4) оба суждения неверны
Приложение 3
Война, развязанная национал-социалистической Германией, в основном по причинам идеологического характера, унесла 49 миллионов жизней. Большая часть погибших принадлежала к гражданскому населению. Жертвами режима стали миллионы людей из числа русских и других народов, населявших советский Союз, а также жители Западной Европы, Балканского полуострова, итальянцы и сами немцы.
Как же объяснить все это? По моему мнению, нацисткий режим планировал радикальную революцию, как вызов всему существовавшему мироустройству. Речь шла об установлении абсолютно новой системы, основанной на понятии «раса». «Высшая раса» не только имела право, но и была обязана властвовать над всеми прочими, порабощать и уничтожать тех, кто попадал в разряд «низших рас». Эта идеология носила универсальный характер. Основой практики истребления тех кто относился к категории «низших», стало «окончательное решение еврейского вопроса», воплощавшее концепцию полной ликвидации еврейского вопроса.
Катастрофа (Холокост) произошла более 60 лет назад, но не проходит и недели, чтобы где-то в мире не была опубликована новая книга – воспоминания, роман, научное исследование; не была поставлена новая пьеса, написаны стихи, выпущен фильм или спектакль, и так далее. Почему темой этих произведений избирается Катастрофа, а не ужасы Камбоджи, не трагедия тутси или армян?
Не жестокость, не садизм палачей делают Катастрофу единственной в своем роде. Катастрофа не отличается от других массовых убийств тем, что это была политическая линия, инициированная государством и осуществлявшаяся с бюрократической тщательностью и с использованием достижений новейших технологий. Ответ, с моей точки зрения заключается в другом.
Во всех известных случаях мотивацией геноцида служили конкретные конфликты – националистические, или борьба за власть, территории, природные богатства. Но мотивация Катастрофы (Холокоста), впервые в мировой истории, была абсолютно вымышленной. Впервые в истории человечества люди были обречены на смерть только потому, что родились от определенных предков. Механизм убийства не был направлен исключительно на евреев Германии, или евреев Польши, или даже европейских евреев, но на все 17 миллионов евреев, разбросанных в 1939 году по всему свету. Все другие виды геноцида были ограничены территорией (как бы велика она не была), тогда как геноцид евреев носил глобальный характер.
Опасность носит универсальный характер и вместе с тем – как показывает опыт Катастрофы (Холокоста) – она непосредственно касается евреев. Невозможно разделить два этих аспекта: универсальный и частный. Экстремальные характеристики Катастрофы не исключают возможности сопоставлять её с другими случаями геноцида и рассматривать как предостережение всему человечеству..
(По материалам выступления профессора Иехуды Бауэра, доктора философии с.3-5)
Приложение 4
В1. Какому понятию соответствует следующее определение? «Умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение отдельных групп населения» (Геноцид)
В2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Во многих случаях нарушений прав человека речь идет о преступлениях государства против своих собственных граждан или лиц, проживающих на его территории. (2) Именно поэтому ряд международных соглашений, касающихся преступных нарушений прав человека (геноцида, апартеида), предусматривают создание Международного уголовного трибунала. (3) Мы считаем чрезвычайно важным событием создание такого правоохранительного органа. (4) В международных документах закреплено, что права человека должны соблюдаться, как в мирное время, так и в период международных конфликтов.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер:
Б) характер оценочных суждений;
Запишите под номером положения букв, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 |
А | А | Б | А |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический конфликт. Пути его разрешения
Презентация семинара для педагогов...
"Конфликты - пути их разрешения!
Статья будет интересна классным руководителям , школьным психологам , социальным педагогам . Она призвана формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения, а ...
Конспекты уроков обществознания 8 класса по программе А.И.Кравченко
Материал содержит конспекты уроков по обществознанию....
Конспект урока обществознания в 6 классе по теме «Государство и граждане» по учебнику Кравченко
Урок «Государство и граждане», проводимый в рамках курса «Обществознание», рассчитан на 1 час и является включенным в тему «Политика и право». Урок предполагает изучение нового материала на основе име...
Организация самостоятельной работы обучающихся с учебным материалом на уроках обществознания на примере изучения темы "Межнациональные отношения".
Организация самостоятельной работы обучающихся с учебнымматериалом на уроках обществознанияна примере изучения темы "Межнациональные отношения"....
Семинар «Конфликты. Пути их разрешения»
1. ЗНАКОМСТВО, ПРИВЕТСТВИЕУчастникам предлагается надеть бейджи со своими именами, по очереди представиться и назвать качество или черту характера, свойственную им и начинающуюся с начальной бук...
Конспект урока обществознания по теме "Семья и семейные отношения". 6 класс
Разработка урока "Семья и семейные отношения" (обществознание 6 класс)...